Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:38, курс лекций
Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.
· Саки – тарадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.
· Саки-хаомаварга
(варящие хаому –
Одна из характерных особенностей политическойсистемы этого времени – обожествление. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший ипринимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская властьсохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правятпо воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Частоверховными правителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).
Каждой группе сакского общества соответствовал свойцвет:Войнам, вождям и царю – красный; символ -колесницаЖрецам – белый; - символ – жертвенная чаща избронзы или серебра.
· Общиникам – жёлтый и синий. – символ – параволов.Господствующим типом хозяйства у племен Казахстанаявлялось полукочевое и кочевое скотоводство. Разводили восновном овец и лошадей, которые были приспособлены к тебенёвке. На базе скотоводческого сырьяразвивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревяннуюпосуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленныек кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовойиндустрии.
Земледелие – выращивали просо,ячмень, пшеницу.
Торговля : «лазуритовый»
путь –с Памира в Иран и Мессопатамию,
«нефритовый» – из Кашгарии в Китай.
Использование железа ипереход к
более прогрессивной форме
Доминирующей формой религиозныхверований был культ предков.Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда,как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленностиместа смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степнякиприменяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойникомсаки клали часть его имущества. Также существовал культ солнца и огня, хотя в тоже время существуют ещё анимизм,тотемизм и магия.
Могильники· Иссыкский – найден «золотой человек»;
Бесшатыр – высотой в пятиэтажный дом.
Источники О жизни и быте саков намстановиться известно из письменных источников – «Авесты», трудов древнегреческого историка Геродота, Страбона, Птоломея. А) Сако-персидские войны
1. Кир –персидский царь совершивший поход в глубину сакских степей. Был разбитплеменами массагетов во главе с царицей Томирис.По приданию во время битвы погиб, а его голову Томирис отпустила в бурдюк скровью со словами «Ты жаждал крови, так насыться же ей».
2. Дарий I – совершил поход против саков в 519-518 гг. до н.э. Его войско было завлечено в пустыни и чуть тамне погибло, простым общинником Шираком,который сознательно пошёл на смерть, чтобы спасти свою родину.
Б) Нашествие Александра Македонского –330-37 гг. до н.э. захватил левобережье Сырдарьи. Попытка захватитьсакские племена живущие на правом берегу закончилась неудачей. Отступил,основав город Александрия Эсхата (Александрия крайняя).
В)Греко-персидские войны – (500-449 до н. э). Саки в них участвовали на сторонеперсов против греков. Отличились во время Фермопильской битвы.
5.Политическая история, хозяйство и культура усуней, кангюев и хунну.
В 160г. до н.э. земли саков тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны, пришедшие сюда из Центральной Азии во 2 в. до н.э. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Территория – район Семиречья. Границы: от реки Чу на западе, до отрогов Тянь-Шаня на Востоке, от озера Балхаш на севере, до побережья Иссык-куля на юге. Столица – Чигучен находилась на берегу Иссык-куля. Государство делилось на 3 части: восточную, западную, центральную. Основные сведения о них встречаются в китайских источниках. Они вели войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояния между зимовками были небольшими: 30-100 км. Поэтому они могли долгое время оставаться на месте зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Также было развито земледелие. Уйсуны разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота..Уйсунское общество не было однородным. Титул главы гос-ва - гуньмо, племенная и родовая знать – беки. Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов, рядовых скотоводов и земледельцев. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие 4-5тыс лошадей. Он метили своих лошадей и ставили на них клеймо. Военоначальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, менее знатные – каменные и глиняные. Существовала частная собственность на скот и землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами. Соц неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах – курганах. Объем и размер кургана, возведенного над могилой, говорили о его положении в обществе и степени его богатства. Ярким памятником ювелирного искусства является – Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье.. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35см, шириной 4,7см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людейв окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика. Датировка – 1 в до н.э. – 2 в н.э. Главная идея диадемы – изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы – небо, крылатые кони – Солнце. В погребении найдено 40 разных украшений.
Канглы. В 3в. до н.э на юге Каз сформировалось объединение канглов. Терр – от Среднего течения Сырдарьи до предгорья Каратау. Битянь. Первые сведения о канглах встречаются в кит источниках кот относ ко 2 веку до н.э. Они были связаны полит, экон и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Вели войны с соседними племенами: гуннами, уйсунами и подчинили себе Бухару,Хорезм и некот др области Ср Азии. Канглы контролир отдель участки ВШП. Занимались скотоводством и поливным земледелием, в хозяйстве преобладали овцеводс и коневодство. Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах и в глиняных горшках. Большую роль играла охота, охотились на косуль, архаров, сайгаков, уток и гусей. В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа было развито рыболовство. Умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда. Из глины делали разную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводство и зерно, что привело к развит внешней торговли. Титул правителя –хан, власть передавалась по наследству от отца к сыну. Хан опирался на 3-х помощников визирей. Сущ имущественное неравенство, в руках знати сосредотачивались огромное богатство и плодородные пастбища. Воины превратились в средство обогащения имущих.Пленных обращали в рабов, они заним в основ приготовл пищи, ухажив за скотом. Среди канглов распростр культ природы и культ предков, верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животн. Обожествляли солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. Археологич культуры делились на 3: 1.Каунчинская культура, регион распростр – районы прилег к Ташкенту, крупн памятником является поселение Актобе. 2.Отраро-Каратауская культура - между средним течением Сырдарьи и реки Талас. Самый круп район Отрарский Оазис. На левом берегу реки Арысь обнаруж около 20 памятников – Костобе, Шаштобе,Ахайтобе и др. 3.Жетиасарская культура – район Куандарьи, обнаруж около 150 поселен и 100 могильников.
ГУННЫРасселение общественный строй этнополитическая история хуннов. Первое упоминание о хунну встречается в 3 в.до н.э. в кит источниках. Это были воинственные кочевые племена, обитавшие на территории от Тихого океана и Сев Китая до Алтая и Семиречья. В 3 в до нэ во главе гуннских племен стал Модэ шаньюй, который провел ряд политич и военн реформ в управлении госуд и осуществил ряд победоносных войн. В результ внутр междусобиц в 55г до н.э. произошло разделение хунского государства на Южную и Северную. Южные приняли подданство Китая, а Северные во главе с Чжи-Чжи откочевали к озеру Кыргыз-нур в северозапад Монголии. Первая волна переселения гуннов нач в 47 г. до н.э., когда сев гунны пересекли Тянь-Шань и приблизились к владениям канглов. Чжи-чжи заключил союз с канглами для борьбы против усуней. Правитель канглов пригласил его к себе и предоставил ему командовать канлыкской кавалерией, также отдал ему в жены свою дочь, в надежде, что разбив усуней, Чжи-чжи уйдет в долины рек Или и Чу. Однако в 46-36гг до н.э. в результате войны Чжи Чжи не смог разгромить усуней и между ними назрел конфликт и Чжи Чжи отказавшиь от подчинения канглов убил в гневе свою жену и неск полководцев армии канглов. Вторая волна переселения хуннов началась в 93г н.э., хунны проникли на Сырдарью, Приаралье Центр. и Запад. КЗ. Во 2 и 4 веке н.э. хунну достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. С их проникновением во главе с Атиллой в Европе начинается « великое переселение народов». Гунны во главе с Атиллой произвели сокрушительные набеги на европейские страны. В 448г разгромили Вост Римскую империю, император вынужден был согласиться на позорное соглашение. Войска Атиллы в 200тыс чел растеклись по Балкан. п-ву, 70 городов Греции были сожжены и разграблены При нем гунны достигли своего могущества: была усилена военно-демократическая система, гунны освободили Европу от господства Рима, что способствовало крушению рабовладельческого строя. В 451г объединен. римско-германс войско выступило против них. Недалеко от города Труа в Каталаунской долине в Галлии произошла знаменитая битва получившая название «битва народов»,где войско Атиллы потерпело поражение. После смерти Атиллы в 453г его держава распалась. Основ занятие – кочевое скотоводство. Высокого развития достигло военн дело, заним земледел и охотой. Основа войск – подвижная конница. Титул правителей – Шаньюй – бывший неогранич монархом. Его заместит – темники – их количество 24 (князья, котор являлись сыновьями, братьями родственник шаньюя). Должности и чины имели наследственный характер. Гунны делились на 24 рода, во главе кот стояли старейшины. Народное собрание проводилось три раза в год. Совет старейшин решал государственные дела. Для содержания управленческого аппарата взимались налоги. В 3-5вв у степных племен развивиается полихромный стиль, основной материал – золото, были разные приемы украшения предметов: инкрустация - вставка из цветных камней, зернь – запаивание золотых шариков на основу, скань – запаивание витой проволочки. Полихромный стиль сменил звериный. С появлением этих племен в КЗ связано проникновение большой группы тюркоязыч племен, проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей, проникновение полихром стиля в искусстве
6.История Тюркского и Западнотюркского каганатов.
Тюркский каганат(552-603)
Образование тюркского
7.Тюргешский каганат. Военно-политическая история.
Этнополитическая история Тюргешского каганата (704-756). Тюргеши многочисленные тюркоязычные племена, входившее в племенной союз дулу Зап-Тюрского каганата, населяли междурчье Чу и Или.Территория - от Шаша (Ташкента) до Турфана и Бешбалыка. Семиречье, бассейны рек Или, Чу и Таласа. Столица- Суяб, вторая ставка Кунгут на р. Или. В 704г тюргеши захватили власть в Семиречье и на смену Зап. Тюрк. Каганату пришел Тюргешский каганат. Основатель Уш Елик каган, который разделил страну на 20 уделов (тутуков) по 7 тыс. воинов в каждом. Тюргеши делились на две группы: желтые тюргеши - на берегу рЧу, ставка – Суяб; и черные тюргеши – на берегу рТалас, ставка – Тараз.В нач 8 в начинаются завоевательные походы арабов в СрАзию и Каз. В706 г тюргеши в союзе с согдийцами близ Бухары нанесли поражение арбским войскам. Преемником Уш Елика стал его сын Сакал каган (706-711), при нем внешнее положение каганата было сложным,но несмотря на это ему удалось завоевать всю Среднюю Азию. С 708г обостряются противоречия между желтыми и черными тюргешами. В 711г восточно-тюркский каган Капаган в битве при Болучу(Джунгария) разбил тюргешей и двигаясь далее на зап, они переправились через Сырдарью. Сакал каган попал в плен и погиб. Тюрг каг с приходом к власти Сулук кагана (715-738) значительно окреп.Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на зап – с арабами, на вост – с Танской империей.Будучи искусным дипломатом и блистательным полководцем, Сулук предотвратил опасность с вост, что позволило тюргешам активизировать свои действия на зап.В 723 г тюргеши +карлуки Ферганы и жители Шаша нанесли крупное поражение арабам. За смелые и решительные действия Сулука арабы прозвали его Абу Музахим (Бодливый). Лишь к концу 732 г арабы разбили тюргешей и вошли в Бухару. Таласская битва - в середине 8 века за господство в этом регионе столкнулись интересы арабов и Китая, исход которого решила Таласская битва. В 751г близ г. Атлаха на берегу р. Талас развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. Битва продолжалась 5 дней. В решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов. Китайское войско было разбито. Ист значение Таласской битвы.Имеет большое значение в судьбах народов Семиречья и Мавераннахра. Кит войска оставили не только пределы Семиречья, но и Вост Туркестана. Арабы тоже не удержались в Таласской долине и отступили в Шаш.Распространение мусульманской религии в Каз. Арабо- китайкое нашествие, междоусобицы окончательно подорвали Тюргешский каганат и оно пало в 756г. под натиском тюрко-язычных племен карлуков.