Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:38, курс лекций
Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.
13. Материальная культура Казахстана в VI-начале XIII вв.. (Быт, жилище, одежда, пища).
Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.Одна из наиболее древних отраслей древнего производства -обработка кожи и шерсти. Обычно каждый кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой.Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрт, кончая деталями одежды. Из войлока сшивались чулки внутрь сапог, колпаки, а также потники для лошадей. При осаде городов в покрытых войлоком стенах застревали стрелы врагов. Жители небольших поселков, окруженных валами, засыпали войлочные прокладки в валы, благодаря чему соленая вода не разъедала укрепления. Из обработанной кожи кочевники шили верхнюю одежду, а также изготовляли посуду. Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева - ивой и березой. Используя различные станки для выпрямления заготовок, сверлильные станки, ремесленники собирали основы юрт и продавали их, либо обменивали на продукты или скот. Зачастую они работали на заказ. Отдельные части юрт и повозок украшались резьбой по дереву.Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В VB. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом.Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля, выработанного здесь в III-II вв. до н.э. Ремесленник в кочевой общине обычно перемещался вместе с аулом, имея небольшую мобильную мастерскую. В обмен на изготовляемые предметы он получал скот и продукты. Металлурги и кузнецы жили обычно оседло, небольшими поселениями, но тем не менее продолжали оставаться членами общины, из которой происходили.В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в ср.века.На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Оживленно шла торговля между городами и степью. Население оазисов и городов покупали лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей. Монеты туркешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду с согдийским письмом "Туркещ кагана теньга" или "тюркского небесного хана теньга".На внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной торговле - серебрянные монеты, являющиеся также средством накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских монетных двора- Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при раскопках городов Средней Азии и сопредельных территорий.В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые "исмаили", а также золотые динары и медные фельсы являлись средством международной торговли. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавских стран.На внутреннем рынке имели хождение разного рода знаки стоимости, чаще всего так называемые "черные дирхемы". Они различались составом металла и курсом. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом Ханская юрта поразила воображение придворного византийского императора Менандра Протектора. Он описывал шатер с золотым троном, который был настолько легок, что его могла тащить одна лошадь.Преимущества юрты перед другими видами мобильного жилища (шатры, палатки и т.д.) были отмечены соседями. Так, юрты были широко распространены в армии средневекового Китая, у народов Средней Азии.Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение. В походах и на охоте и в некоторых других случаях кочевники использовали более простые виды жилища-шалаши из различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки.На местах зимовок кочевники Казахстана строили стационарные жилища и хозяйственные помещения. Одним из древнейших видов постоянного жилища был "тошала" или "шоша-ла", построенный по принципу юрты. Были распространены различные виды землянок и полуземлянок. В районах, где не было леса, стены возводили либо из камня, либо из необожженного саманного кирпича. Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. В средние века в одежде продолжают развиваться традиции, заложенные в усуньское и кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал совр. Каз. тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков.Зимой тюрки и карлыки носили меховые шубы, а летом вместо тымака - легкую войлочную шляпу с узкими полями. Женщины одевали платья и халаты, которые шились из привозной хлопчатобумажной или шелковой ткани. Своеобразной была одежда кангар-печенегов и кыпчаков. В отличие от тюрок и карлыков они носили короткие кафтаны без рукавов, поверх которых одевались легкие халаты из замши и кожи, либо из тканей. Обувь чаще всего была на высоком каблуке, очень неудобная при ходьбе, но прекрасно приспособленная к верховой езде - каблуки позволяли крепко держать стремя. Широкие штаны кыпчаки и кангары не заправляли в сапоги, а носили навыпуск. Самым распространенным видом головного убора были войлочные колпаки с широкими полями и высокой тульей. Зимой носили меховые круглые шапки и тымаки. Женщины одевали платья из цветных тканей, короткие кафтаны из замши и кожи. Знать одевалась более богато, чем простые кочевники.Т.образом в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.
14. Духовная культура Казахстана в VI-начале XIII вв.. (Тюркская письменность, наука, религия) С сер 1 тыс на террит Каз складывается неск др-тюрк языковых групп. В 8-10вв из зап-тюрк направления отделяется кимако-кыпчакская языковая группа. В Юж Каз и Семиречье распр. Иран., согд., сир. языки. В связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык. Древние памятники др-тюркской письменности были найдены в Сев.Монголии на реке Орхон, Толы, Селенги. 1 пам. открыты на р.Енисей в 20гг 18в. Из-за сходства со скандинавскими др-тюркские письма называют руническим. С 9 в широкое распространение получает арабский алфавит. Основные памятники. Юсуп Баласагуни (11в) - памятник светс. литры тюркоязыч народов Каз и Ср Азии, написал поэму «Кутадгу билиг» (Знание, приносящее счастье). Махмуд Кашгари (11в) – написал «Диуани лугат-ат-тюрк (словарь тюрк наречий) – знциклопедия тюрк народов. Ходжа Ахмет Яссауи (12в) – ему принадлежит диуан-и-Хикмет (книга о премудрости). Сулейман Бакыргани (12в) (Хаким АТА) – ученик Ахмеда Яссауи. В своей книге «Акыр заман» оставил потомкам наставления о поклонении Всевышнему. Также книга содержит ряд языковых и этнографических материалов, отражающих историю племен районов Сырдарьи и Каратау. Ахмет Югнаки (12в) – его книга «Хибат Ул Хакайк» (Подарок истины) сост из 14 глав о пользе знаний, труда. Аль-Фараби (870-950г) – ученый-энциклопедист. Автор свыше 50 научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук». 2 учитель мира. Аль Фараби подразделял науки на теоретические (философия, логика, матем, естествознание) и практические (этика, политика, медицина, астрономия, музыка). Абу-Райхан Бируни (973-1050г) – астроном, матем, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. Автор 150 трудов: «Хронология др.народов», «Ключ астрономии». По ВШП распр. такие религиозные идеи как: буддизм – проник в Юж. Каз и Семиречье с середины 1в до н.э., распространяли племена согдийцев, канглов (1-3в н.э). Памятники буддизма в ЮК и Семиречье: два буддийских храма – в городах Чуйской долины: Ак бешиме и Суябе 7-8в; подземный буд. монастырь недалеко от Испиджаба (6-8вв); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины. Христианство несторианского толка – 7-8в в городах ЮК и Семиречья. При патриархе Тимофее христианство принято карлукским джабгу. Манихейство – возникло в 3в в Иране. Представляло собой синтез христианства (идея мессианства) и зороастризма (идея борьбы добра и зла). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Зороастризм – возник в 7-6 веке до н.э. в Иране. Характерно почитание четырех стихий Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Ислам – 8-9век шел процесс исламизации ЮК. В 840г Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859г его брат Ахмет ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу 8в карлуки приняли ислам. В 960г при Мусахане караханиды первыми объявили Ислам гос. религией.
Наука. С X века, в связи с распр ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар , Туркестан открывались медресе, широкое распространение получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом. Алъ-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Ф, получил образование на кыпчакском языке. Он был уч.-фил., муз., матем. с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика - вот круг его широких научных интересов, которые великий ученый осмысливал и развивал своим проницательным умом. Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист, автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения. Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» А.Н.Кононов писал, что М. Кашгари преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже арабского. Н.А.Баскаков утверж., что М. Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века Ю. Б.(1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик». Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском язьже. В книге имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики (красноречия). «Кугадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов XI века. Уч. начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану С. Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «главный везир». Развитие устного народного творчества в 7-9 веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с 10 века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки был прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке. Ходжа А. Й. (1103-1167 гг.) род. в городе Сайрам. Он был проповедником исламской религии в Казахстане. Учителем Йасауи является святой Арыс.-Баб. Сборник стихов «Диуан-и-хикмет» написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыртшш - ученик А. Й., известный в народе как Хаким-ата. Таким образом, в 10-12 веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.Распространение Ислама на территории Казахстана - Доисламские верования. По сведениям археологических исследований, на юге и юге-востоке Казахстана среди жителей городов были распространены различные верования. Судя по письм. Источ., в Сырдар. регионе был распр. культ барана, связанный с зороастрийским фавном. Баран использовался как жертвенное животное и выступал в качестве оберега-тотема. Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось полонение огню. Покл. огню казахи связывали со священной Умай ана. В Жетысу, несмотря на распр ислама, сохр зороастризм, христ. несторианского толка буддизм. Распространение ислам. религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан в начале VIII века. Арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы других народов, объявляя им «вону за истинную веру».Арабы захват. земли Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Араб. Полково. Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году - Шаш. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Сред. Аз. и Юж. Каз. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с араб. одержали победу над китайскими войсками. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. В 10-11 веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия-ислам, поэтому в Х-ХII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ислама мечети, также мавзолеи (крытые монументальные надгробные сооружения). Примером служат мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в Х-ХII веках. Они расположены 18 км западнее Тараза. Араб.. Мечети нач строить не только в городах, но и на зимовках . В конце X - начале XI веков население Жжет. в своей основной массе приняло ислам. Во вт пол XII века среди представителей знати кипч и простого кипчак населения близ Хорезма началось широкое распр. ислама. В центр. городе кипчаков Сыгнаке были возведены меч, медрс. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.
15.Завоевание монголами территории Казахстана. Образование улусов.
Создание Монгольской империи. Основатель монгольской империи Темучин родился в 1155 году (по некоторым источникам, в 1162 году) в семье Есугей-бшыръ. Большую роль сыграл керейский хан Торы, при дворе которого Темучин воспитывался. В 1206 году состоялся курултай кочевой знати, на котором он был провозглашен великим всемонгольским ханом - Чингисханом. Общественный строй. Чингисхан единолично управлял государством. Его окружали везиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов, по 10 тысяч воинов в каждом. Тумены состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на сотни и десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками, туменами, тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и нойоны - представители монгольской знати. Вся Монголия подразделялась на три военно-административных аймака: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала законы по военным и гражданским делам, установления по наказанию. По «Ясе» высшим органом государства был курултай. Он созывался раз в год в летнее время. На нем разрабатывались планы войны. Завоевание монголами Казахстана. После победы над Найманскими, Керейскими и Жалаирскими ханствами на территории Монголии Чингизхан стал нападать на другие соседние государства. В 1207-1208 годах старший сын Жошы (Джучи) подчинил енисейских кыргызов. В 1207-1209 годах Чингисхан захватил Тангутское государство, затем Турфанское Уйгурское княжество. Напав на Китай в 1211-1215 годах, монголы переняли у китайцев осадные стенобитные и метательные орудия. В 1217 году Чингисхан направил в Жетысу, которым владел Кучлук хан, войско во главе с Джебе-яотшт. Монголы объявили свободу религии и право на исповедание людьми любой религии. Найманский хан Кучлук запрещал исполнение мусульманских обрядов. Воевавший с каракитаями с целью распространения ислама Арслан хан запросил помощи у военачальника монгольских войск Хубилая. Используя межрелигиозное противостояние, в 1218 году монголы вторглись в Жетысу. Воинам запрещалось грабить местное население, поэтому те не оказали сопротивления монголам. Многие города сдавались без боя. Город Баласагун прозвали «гобалык», то есть «Кротким». В 1218 году Чингисхан отправил в Отрар торговый караван из 500 груженных товарами верблюдов, в нем было 450 купцов. Заподозрив их в шпионаже, правитель Отрара Каир хан убил их и разграбил караван. Гибель каравана стала поводом для вторжения монгольских войск. В 1219 году со 150-тысячным войском Чингисхан с берегов Иртыша направился кСырдарье. Тумены Чагатая и Угедея осадили Отрар, войско Жошы ушло для захвата городов в нижнем течении Сырдарьи. Чингисхан с младшим сыном Тулуем с основными силами войск пошел на Бухару. Отрар сопротивлялся 6 месяцев. 3 месяца оказывал сопротивление Сыгнак, а Ашнас - 15 дней. Отрар, Сыгнак и Ашнас были уничтожены. В 1219-1220 годах все присырдарьинские города полностью оказались под властью монголов. Последствия завоевания. Монгольское нашествие стало величайшим бедствием для Казахстана и других завоеванных стран. Несмотря на то, что население Жетысу не оказало особого сопротивления завоевателям, города и поселения были опустошены. Если до нашествия в этом крае насчитывалось 200 городов и поселений, то в XIII-XIV веках из них осталось всего около 20. Монгольское нашествие сопровождалось массовым истреблением людей, уничтожением материальных и культурных ценностей. Произошел упадок оседлой городской культуры. Было нарушено формирование казахской народности. Создание улусов. Завоеванные территории Чингисхан поделил на улусы между четырьмя сыновьями.
В улус Джучи, старшего сына Чингисхана, вошли земли от Иртыша до Восточной Европы. После смерти Джучи в 1227 г улусом стал править его сын Батый.
В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу) и Средняя Азия. Центром улуса являлся город Алмалык. Летняя ставка - в местности Куяш на берегу Или. В середине XIV века улус Чагатая распадается на Могулистан и Мавераннахр.
В улус Угедея, третьего сына Чингисхана, входили Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай, верхнее течение Иртыша В 1251 г. улус Угедея был ликвидирован.
Младший сын Тулуй правил Монголией.
После смерти Чингисхана в 1227 году, родственные отношения между его сыновьями были практически прекращены. После смерти в 1259 году великого монгольского хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.
16.История Улуг-Улуса (Золотой Орды) и Ак-Орды.
З.О. - гос, созданное на месте улуса Джучи. В период правл. хана Бату территория Орды простиралась от Алтай. гор до р.Дунай. Внач. столицей был Сарай-Бату в нижнем теч. Волги, затем - Сарай-Берке. Вначале государство в письм. источэ именов улусом Джучи. В русских источниках название З.О. появилось лишь в конце XVI века. В летописи «Шынгыснаме (XIV в.) изложена легенда: Чингисхан разделил владения между тремя внуками от Жошь: Бату, Еженом и Шайбаном, которые получ. в наследство З., С. и Б. Орды. З. О.состояла из нескольких самостоятельных улусов. Между ними не существовало тесных связей. Создатель З.О. хан Бату управлял государством в 1227-1255 годах. Он покровительствовал строительству меч. и считался зщитником мусульман. Перс.историк Джувейни писал: «В Орду приезжали торговцы из многих стран. Хан Бату заботился о закупке всех товаров по высокой цене». В русских летописях имеются сведения, что Бату особое внимание уделял развитию городов. Усиление З.О. Бату в 1235 году участвовал во всемонг. курултае и принял решение о походах на Запад. Эти походы длились 7 лет (1236-1242 гг.). В результате походов Бату народа Северного Кавказа, Крыма, русские княжества, некоторые государства Восточной Европы признали зависимость от З.О. и вынуждены были платить ей дань. В политическом и экономическом отношениях З.О. бурно развивалась в период правления х Берке и Узбека. В годы правления Берке укрепились связи между З.О. и султаном Египта Бейбарысом. В 1262 году хан З. О. Берке направил к Бейбарысу своего посла для установления дружес. отношений. После этого между государствами развивались воен, торгов, религ и культур связи. Обособление З.О. началось после смерти монгольского хана Монке. При нем З.О. стала независима от Монг. империи. В целях дальнейшего усиления З.О. хан Берке принял ислам - использовал ислам для укрепления связей с мусульм. странами. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ. Власть перешла к Менгу-Темиру(1266-1280). Менгу-Темир в 1271 году предпринял похода против Византии, которая препятствовала отношениям З.О. с Египтом. Мирный договор способствовал установлению торговых отношений с городами Средиземноморья, что открыло путь для развития связей и с тюркоязычными народностями Крыма. Золотоордынский военачальник Ногай совершал завоевательные походы на соседние народы. Так было положено начало созданию в будущем Ногайской Орды. В укреплении политической значимости З.О.большой вклад внес Хан Тохты. Хан оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа, укрепил отношения с египетским Мамлюкским государством. Своего расцвета З.О. достигла в период правления Узбека и Жаныбека. В 1312 г. в период правления Узбек хана исламская религия была объявлена государственной в Золотой Орде. Ослабление Золотой Орды. Во 2 половине 14 века в Золотой Орде усилились междоусобные раздоры. В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло двадцать ханов. Войска Золотой Орды во главе с ханом Мамаем в 1380 году потерпели поражение на Куликовом поле от русских дружин князя Дмитрия Донского. Воспользовавшись этим, потомок Джучи -Тохтамыш хан захватил власть в Золотой Орде. Он совершил походы на русские земли, сжег Москву, вторгся в Маверан и на Кавказ. Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению. Таким образом, к середине XV века З. О. распалась на Б.и Н. Орды. Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. Право на престол имели только потомки Чингисхана - чингизиды. Ханская власть передавалась по наследству: трон занимал брат или сын хана. Каждый родственник хана имели право на определенную часть дани, которую в основном расходовали на содержание ханского дворца и войска. После принятия ислама ханы З.О. делопроизводство вели с помощью тюркской и уйгурской письменности. Гражд власть на уровне государства и улусов осуществляли везиры. Гос-во состояло из улусов, а улусы подразделялись на мелкие владения. Гражд власть мелких владений находилась в руках местных правителей - маликов. Для контроля за сбором налогов назначались даруги, которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы. Военное руководство было в руках беков. Баскаки осуществляли военный надзор, иногда сбор налогов. Сами монголы, попав в среду и под влияние тюрков, были сильно тюркизированы, переняв их язык, стали принимать исламскую религию. З.О. уже в XIV веке превратилась в мусульманское государство.