Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:38, курс лекций

Описание работы

Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.

Файлы: 1 файл

istoria_shpora.doc

— 1,002.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Кимаки и кыпчаки. Расселение, социально-политическая история, хозяйство.

Первые сведения о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в кит источниках. Первоначально кимаки в нач 7 в  жили в сев-зап Монголии.К сер 7 в откочевли в районы, расположенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье. Первые упоминания о госуд кимаков содержатся во многих арабоязычных историко-геогафических сочинениях 9-10вв, например в сочинениях Аль-Якуби (9в). Террит – от сред Иртыша до Джунг ворот (сев,Вост,Центр Каз). Столица – Кимакия на р.Иртыш. Легенда о происхождении кимаков сохранилась в ед. источнике – в труде персидского историка 11века Гардези. По этой легенде кимаки происходят от татар. После распада в 840 г Уйгурского каганата часть входивших в него племен присоединилась к ядру кимакского объединения. Именно с этого момента  складывается кимакская конфедер в составе 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар.Во 2 пол. 9в кимакский союз состоял уже  из 12 федератов. Самым крупным и сильным племенем были кыпчаки. С 8-нач11в кыпчаки расселялись от Алтая и Иртыша на вост до южноуральских гор и  Волги на зап. В конце 9-нач10в в  предгорьях Южного Урала и к югу от него расселялись родственные кимакам племена – куманы. Основной район их кочевий – Мугоджарские горы. Жабгу – титул правителя, с 10в – каган. Каганат делился на 12 улусов. Шад-тутуки – правители племен. Жатаки- обедневшие кочевники. Имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Религиозные верования – язычество, шаманизм, манихейство, ислам. Политическая история: Кимакские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в ВостТуркестане. Каганы кимаков вторгались в старану Енисейских киргизов. Кимаки вели торговые связи с Волжской Булгарией,СрАзией, огузами, карлуками и кыргызами. Причины ослабления: центробежные тенденции кыпчакских ханов, стремиышихся к самоопределению. Усиление внутренних жеждоусобиц. Миграция кочевых племен из ЦентрАзии. В нач 11 в Кимакский каг пал, власть перешла к кыпчакам.

В начале 11в после  падения Кимакского  каганата на территории Каз образовалось новое  сильное госуд – Кыпчакское ханство. В нач 11в кыпчаки вытеснили  из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена Огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.В нач 2 четверти 11в появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазфт-аль-гуз» (Степь огузов). Территорию кыпчаков можно условно разделить на:  Восточный Дешт-и-кыпчак – о Иртыша до Волги, Западный Дешт-и-кыпчак - от Волги до Днестра. Столица – Сыгнак. Этноним кыпчак впервые упоминается в 760г в древне-тюркском руническом памятнике. Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложно, оно делилось на 3 этапа: 1.7-8вв – кыпчаки населяли земли от Сев.Алтая и Иртыша составили этническую основу кимакского племенного союза. 2.8-9вв кыпчаки сложились как этнос в центральном и восточном Казахстане. 3.11-13вв установление господства кыпчакских ханов, в основном в Восточном Дешт-и-кыпчаке.В русских летописях кыпчаков называли половцами, венгерские источники – палоцами, сорочинами, а в европейских источниках – комонами или куманами. Хан- титул правителя, избирали из династийного рода - ель-борили,  ставка хана  - Орда.Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла: правое крыло – занимали земли Тургайской степи,бассейны рек Урал,Волга,полуостров Мангыстау. Ставка – город Сарайчик на реке Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили. Левое крыло - земли центрального и восточного Казахстана  от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка – город Сыгнак во главе стояли ханы из племени уран. Строго соблюдалась иерархическая система господствующей аристократической верхушки – ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена таже разделялись по соц значимости. Рабы – самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг. Кыпчаксок общество было социально и сословно неравным. Частная собственность – на скот. Мерила богатства – число лошадей. В 11-13вв кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов ЦентрАзии и ВостЕвропы. Антропологический тип кыпчаков относится к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка. Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях  с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчаксгого ханства. В1065 г правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимант поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район Мангыстау. К концу 11в кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. В 1069г кыпчаки совершали набеги на Хорезм. В конце 11 – начале 12вв Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарии находились в руках кыпчакских ханов. В первой половине 12в здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз в 1133г завоевал Жент,затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началась раздробленность Кыпчакского ханства.Причины ослабления:ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен, сложение крупного объединения канглы, усиление междоусобной борьбы.В нач 13в Хорезм шаху Мухаммеду удалось захватить у кыпчаков обл Сыгнака.В 1216г во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до реки Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков.После битвы с Сухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории казахов. Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском моногольского нашествия и территоря вошла в состав улуса Джучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Огузская конфедерация. Военно-политическая история.

В середине 8в  в результате борьбы с карлуками  за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Семиречье и ушла в предгорья Каратау и долину р.Чу. В нач9веке огузы в союзе с карлуками и кимаками рагромили кангаро-печенежское объединение и захватили низовья рСырдарьи и степиПриаралья. В к 9в в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги. В 9 в на завоеванной территории огузы  образовали свое государство. Первое упоминание об огузах встречается в сочинении Аль-Якуби(9в). Территория от ср.течения Сырдарьи до низовьев Волги.Границы огузов достигали Южного Урала и нижнего Поволжья,их кочевья были разбросаны  по рекам Иргиз, Урал, Эмба, Уил, в предгорьях Каратау.В Хв степи, тянувшиеся на зап  до Хазарии, а также степи Сев. Прикаспия, Центральные, Заунгузские, Юговосточные  Каракумы и Приаральские  Кызылкумы назывались – Мафазат – аль-гуз  т.е. Огузской степью.Столица – Янгикент.Титул правителя – жабгу. Иналы – наследники престола,их воспитатели – атабеки.Кюль-еркины – заместители жабгу.Сюбаши – главный предводитель войска.Основная религия – язычество,шаманизм,позднее ислам.По свидетельству Махмуда Кашгари огузы делились на 24 племен, из них 12 племен – бузуки,12 племен – учуки.Огузы играли важную роль в политической военной истории Евразии. В965 они в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат. В 985г этот союз нанес поражение  Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузкой державы. На рубежах 10-11вв в госудаостве произошло народное восстание, направленное против хищнических сборов налогов. Особенно эти восстания обострились при Али жабгу. Во время правления последнего жабгу Огузов Шахмалика государство усилилось. В 1041г он покорил Хорезм,спустя 2года он попал в плен к сельджукам и был казнен. Причины ослабления: многолетние стычки,глубокие внутренние противоречия,войны с сельджуками,народные восстания против налогов.Держава огузов окончательно пала под ударом кыпчаких племен. Под напором кыпчаков значительная часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннарха и сельджукских правителей Хорасана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Карлукский каганат. Государство Караханидов. Расселение, социально- экономическая и политическая  история.

Карлукскии каганат. Карлуки, расселявшиеся на склонах  Алтая, входили в состав Западного  Каганата и имели правителя с  титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над тюргешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая". В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против тюргешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Тюргеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями. В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам.  Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлукам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков. Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную войну" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане. В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских племен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить к оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлуков приняла ислам в 960 г. История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлукские и тюргешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

В образовании  государства Караханидов главную  роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшее в 10-12 вв Вос. Туркестан - чигили и ягма. Родоначальником  дин Караханидовбыл Сатук-Богра-хан (915-955),который в 942 г сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.Территория: Семиречье, Мавераннахр, Кашгар.Столица – Баласагун.В 11в граница между двумя ханствами проходила по рСырдарье.  Хан – титул правителя.Илак,тегин – правители уделов.Отличие от других государств – военное управление было отделено от административного. Военнно-административная структура строилась по иерархическому принципу.Икта – право сбора налогов, а его обладателя называли иктадар.В 960 г при Муса хане, сыне Сатука Богра хана, караханиды впервые объявили ислам государственной религией. Политическая история ханства уже в первые десятилетия его существования насыщена междоусобной борьбой в основном между представителями двух влиятельных сильных семей потомков Али Арслан хана (сына Муса хана) и Хасана Богра хана (сына Сулейман хана, брата Муса хана). Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена кидани, владевшие Центральной Азией. В 1017г кидании вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель карханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступать на восток.  В 1089 г караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху, потеряв Бухару и Самарканд. В 1102г правитель Баласагуна и Тараза Кадырхан Джабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи.Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен. При правлении могущественного султана Санжара  (1118-1157гг ) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени намечается политический упадок караханидов.В первой половине 12в многочисленнй народ – каракитаи(кидани) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения вост караханидов и начали угрожать Зап ханству. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г власть над обоими ханствами гос Караханидов перешла к каракитаям. Окончательно история могушественного государства Караханидов завершилась в нач 13 века в борьбе с найманами и хорезмийцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Каракитаи, найманы и кереиты. Расселение, политическая история.

Расселение племен. Местами их расселения были центральные и западные районы Монголии, с востока граничащие с Казахстаном. В конце средних веков эти племена вошли в этнический состав казахского народа.   Политический строй. Системой правления племен являлась ханская власть. Власть осуществлялась по улусной системе Ханство состояло из нескольких улусов. Ханская ставка считалась высшим органом власти. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби, назначаемые ханом. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан назначал командующих тысячами и туменами. Ранняя история наиманов и кереитов.  Найманы и кереиты впервые появились на исторической арене около середины ХIIв. Найманы были известны тогда под названием "сегиз огуз", т.е. союз восьми племен, и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается процесс складывания конфедерации кочевников Центральной Азии, известных в источниках под собирательным названием "цзубу" - кочевники. Северными цзубу называли кереитов, а западными - наиманов. Примерно в это время найманами правили легендарные Наркеше-Даян и Эниат хан. Правитель всех цзубу носил титул "далай хан". В конце IX-начале Х века обострились отношения кочевников с киданьской империей Ляо, центр которого находился в Северном Китае. Ожесточенные столкновения и гибель в 984 г. далай-хана привели к поражению цзубу. Правители кочевников, ища способы укрепления своей власти, обращаются к одной из мировых религий - христианству в его несторианской форме. Около 1007 или 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому митрополиту и вместе со своим народом принимает христианство, приняв имя Маргуз (т.е. Маркус - Марк). Вместе с кереитами христианами становятся найманы, онгуты, часть монгольских племен. Усилившееся и объединившееся государство цзубу стало серьезным противником Ляо. Кидани были вынуждены признать хана Уба (Увар) царем всех кочевников. В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо, однако в конце XI в. степное государство вновь ослабело. Очередная война была развязана в 1092 г. и в ее итоге хан Маргуз II был захвачен в плен и казнен. Кереиты и найманы были включены в состав империи Ляо.  В 1125 г. государство киданей распалось, и кереиты вновь получили независимость. Возглавили их правители с титулом "буюрук хан", первый из которых, Маргуз Буюрук хан был одновременно и ханом монголов. Найманы. По письменным источникам VIII века, союз восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь».  Государство найманов становится известным во второй половине ХII века Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон. Государство достигло расцвета при хане Наркеше Даяне. При правлении Инанч-бильге  найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. С самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них власть над кочевниками Центральной Азии. Несколько раз Инанч хану удавалось посадить на престол в кереитском государстве своих ставленников, однако после его смерти, в конце ХII-начале XIII века само найманское ханство распалось на две части, которые возглавили два сына Инанча: Даян хан и Буюрук хан. Раскол ослабил найманов, опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы в 1201 году созвали курултай. Чингисхан в 1204 году разгромил найманов и они во главе с ханом Кучлуком переселились в Жетысу. Кереи (кереиты). Название «кереи» происходит от названия реки Керулен. Они пользовались древнетюркской письменностью. В Монгольском государстве писарями в основном были кереи. По свидетельству исторического памятника «Тайная история монголов» (ХIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Ставкой Керенского ханства была местность Битобе, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь районов - аймаков. Керейское государство достигло наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. В 50-х годах XII, в. обострились отношения кереитов с Китаем. Маргуз хан, возглавивший борьбу кочевников против захватчиков, был схвачен в плен и казнен. После его смерти ханство возглавил Хурджакус (Грегориус) Буюрук хан. Его брат с титулом "гурхан" правил монголами. В 1171 г. престол занял сын Хурджакуса - Тогрул хан. Начало его правления ознаменовалось ожесточенной борьбой за власть между Тогрулом и его дядей - гурханом. Только при поддержке монгольских вождей хану удалось одержать победу и изгнать гурхана, однако после этого власть кереитов над монголами значительно ослабла. В начале 80-х годов Тогрул начинает поддерживать монгольского князя Темучина, пытаясь через него укрепить свое влияние среди монголов. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Тогрулу был пожалован китайский титул "ван", т.е. "царь", что было официальным признанием суверенных прав Тогрула в Центральной Азии. С этого момента Тогрула называют также Ванханом. В 90-х годах власть хана опять ослабла. В 1196 г. ему пришлось оставить орду и бежать в Тангут. При помощи наиманов престол занял его младший брат Ерке-Кара, однако его правление было недолгим. В 1198 г. Тогрул вернулся и вновь стал правителем кереитско-монгольской конфедерации. Конец ХII-начало XIII в. ознаменовались ослаблением кереитского ханства и усилением монголов.  В столкновении с Чингисханом Торыхан  потерпел поражение. Часть раздробленных племен кереев присоединилась к другим племенам, а другая переселилась на восток Казахстана. Персидский историк Рашид ад-Дин  писал: «Жившие в IX-ХIII вв на территории Монголии кереи - сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью». Хозяйство. Найманы, кереи в основном занимались скотоводством, также кереи занимались и коневодством. У этих племен было два вида кочевания:1) большими группами, 2)самостоятельно-отдельными семьями или небольшими группами.

Основное жилище-юрта. Связи с соседними народами.  В «Тайной летописи монголов содержится много сведений, что найманы соседствовали с меркитами, тангутами, монголами. Они находились то в мирных отношениях, то в состоянии войны, поэтому не смогли создать централизованное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Экономическое развитие Казахстана в VI-начале XIII веках. (Хозяйство, Великий Шелковый путь, средневековые города)

Основное занятие - кочевое и полукочевое скотоводство. В основном разводили лошадей  и овец.Крупный рогатый скот и коз содержало в основном полуоседлое население, а верблюды были распространены в Южных и Западных районах. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Важную роль в жизни кыпчаков играло лошадь. Также занимались охотой, охотились на Семереченских тиграх, барсов, лис, добывали выдру, горностая, куниц и сурка. На терр З.Тюрского каганата охотились на мускасных газелей - кабаргу. Не малую роль в бассейнах рек Или, Чу, Таласа, на Среднем течении Сырдарьи играло рыбная ловля. Также занимались полевным земледельем. Самый крупный центр- Отрарский оазис. Было развито гончарное дело, кузнечное, ювелирные дела, ткачества, металлургия. Ранние ср-вековые гос-ва имели торговые отношения с Византией, Ираном, Ср.Азией, Кавказом, Алтаем, Вост.Туркестаном и Сибирью. Торговля развивалась в 3 направлениях: торговля между странами, торговля между городами и округами, торговля между городами и кочевой степью. Торговля требовало развитого денежнего обращения. По сведению англ.тюрколога Клоусона первые тюргешские монеты чиканились в горде Акбешиме. В крупных городах Каз-Испиджаб, Отраре и Таразе. Функционировали монетные дворы.9-10вв  в обиходе жителей Каз. находились монеты государства Саманидов - золотые динары, серебряные дирхемы и медные фельсы. В 11-12в дирхемы стали чеканить из меди лишь сверху покрывали слоем серебра. Причина этого явления называемого серебряным кризисом, заключалась в изменениях запасов серебра в Ср.Азии. Южный Каз и Семиречье - два района формирование и гордской культуры. Города-центры земледелья, торговли, ремесла и культуры. Цитадель - администр район где жил правитель города. Шахристан - центральный район где жили знатные люди, военно начальники, духовенство. Рабад - хозяйст район где жили ремеслиники земледельцы и торговцы. В период 11в-нач18в наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в СрАзии. Появляется новый район городской культуры - Северо-вост Семиречье (Илийская долина). В 11-12в наблюд. территориальный рост городов за счет увеличения рабадов и оседания кочевников. Крупные города это Испиджаб,Отрар,Тараз,Коялык,Орда,Бескамыр.Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана. Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II в. до н. э. А сам термин "Великий шёлковый путь" был введён в историческую науку учёными XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К.Рихтгофен написал свою работу "Китай", в которой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странам названием "шелковый путь. особого расцвета Шелковый путь, проходивший по территории Средней Азии и Казахстана, достиг в VIII-XII веках. Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры. Тараз в древности называли городом купцов. Отрар. В пору его расцвета проживало около четверти миллиона человек. Первое городское поселение на месте Отрар датируется II веком до нашей эры. Его основателями были кангюйцы – потомки саков. Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем Аль-Фараби. Отрарский оазис включал в себя более 150 небольших городков, крепостей, замков и укрепленных поселений, соединенных между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути. Туркестан (Яссы). Город насчитывает 1500 лет своего существования. Возник город в 490 году до нашей эры. Наибольшего расцвета город достиг в VII в. В ту пору он был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов бесконечна. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. В эпоху караванной торговли велико было значение древнего города – Испиджаба, или Сайрама. В исторических хрониках XI-X веков Испиджаб назывался первоклассной военной крепостью. За независимость и достоинство арабы величали Испиджаб одним из лучших городов Востока, почтительно именуя его Белым городом. Много бедствий выпало на долю Испиджаба после опустошительных войн с Хорезм-шахом Мухаммедом и каракитиями. Ничего не осталось от прекрасных садов и укреплений, кроме разрушительных стен, погубленных деревьев и исчезнувшего народа. В XV веке город вновь возродился под новым названием Сайрам и снова опоясался мощными крепостными стенами, окопался рвом. После разрушения джунгарским нашествием в 1684 году Сайрам больше уже не смог вернуть своего величия. Суяб и Баласагун. Суяб был первой столицей образовавшегося в 581 году на территории современного Семиречья Западно-Тюркского каганата и служил центром оживленной торговли. Сюда ежегодно съезжались на большую ярмарку купцы из разных стран, где обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали товары. Суяб – древняя столица семиреченских тюрков, прародителей казахского этноса, а Баласагун – первый город, где тюрки взяли в руки Коран. Название "Великий Шелковый путь" связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком. В конце II-го века до н. э. шелк познакомил два мира - Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение Великого Шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи. По ВШП распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления. Музыканты, танцоры, укротители диких зверей, акробаты, фокусники объединялись в бродячие труппы. По ВШП также распространялись религиозные идеи.

Информация о работе Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация