Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:24, контрольная работа
Образование государства. Арабский Халифат сложился в результате объединения арабских племен, центром которых был Аравийский полуостров.В V-VI вв. в юго-западной Аравии происходил кризис рабовладения, а у кочевых племен наблюдалось разложение первобытного строя. Усиливалась межплеменная рознь, что было причиной войн. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие пастбища и скот. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией богатых.
1. Особенности образования
Образование государства. Арабский Халифат сложился в результате объединения арабских племен, центром которых был Аравийский полуостров.В V-VI вв. в юго-западной Аравии происходил кризис рабовладения, а у кочевых племен наблюдалось разложение первобытного строя. Усиливалась межплеменная рознь, что было причиной войн. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие пастбища и скот. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией богатых. Экономически ведущим регионом был Хиджас (земледельческий район побережья Красного моря), по которому проходили основные торгово-караванные пути. Эта область стала центром объединения.Характерной чертой складывания государства у арабов была религиозная окраска этого процесса: тесная связь формирования государственности и возникновения новой религии - ислама. Политическое и религиозное движение возглавил пророк Мухаммед (570-632). Он провозгласил необходимость культа в единого бога-аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - посланник аллаха на земле. В конечном счете Мухаммеду удалось заручиться поддержкой самых различных социальных групп.В 20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда в Медине. Была создана религиозная и надплеменная организация - ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя и судьи. С помощью ислама и военых отрядов постепенно преодолевался племенной сепаратизм. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно вошли в привилегированную группу, из которой после смерти пророка выделялись новые единоличные вожди мусульман - халифы (заместители пророка). Халиф Омар (634-644) завершил политическое объединение Аравии. В VII-VIII вв. другие халифы осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней
Азии, Закавказья, Северной Африки и Испании. В результате сложилась феодальная империя - Арабский халифат с центром в Дамаске.В истории халифата выделяют 2 этапа: дамасский (сирийский), когда у власти находилась династия Омейядов (661-750 гг.) и багдадский (месопотамский), когда правили Аббасиды (750-1055 гг.). По ним изучают основные этапы государственности.Империя была непрочной. Уже с середины VIII в. начинается процесс распада и происходит образование "малых" халифатов: Кордовский (Испания), Каирский (Египет) и т. д. В XI в. турки-сельджуки овладели Багдадом и лишили светской власти халифа, хотя и признали его духовным главой.
Общественный строй. Процесс феодализации арабского общества начался после завоеваний первой половины VII вв. Специфика арабского феодализма состояла в многоукладности экономики: наряду с феодализмом существовали патриархально-родовые и рабовладельческие отношения. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов и в государственном хозяйстве. Государственная собственность на землю доминировала и считалась собственностью халифа. Она была основой централизации государства. По мере разложения общинного землевладения происходил рост частной собственности на землю. В дамасский период был распространен мульк, аналогичный европейскому аллоду. В багдадский период развивается форма условного держания икта - бенефициарные владения, выделяемые феодалам за службу из государственной земли. Икта выделялась пожизненно или на время отправления должности с правом взимания в свою пользу ренты-налога. К X в. икта превращается в наследственное держание типа лена.У крестьян основная часть прибавочного продукта взималась в виде налога в пользу халифа. Затем часть налогов перераспределялась среди феодальной верхушки в виде жалования, пенсий и т. п. В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией сословно-
корпоративных групп. Юридическое положение лица в халифате прежде всего определялось его вероисповеданием: на первом плане находились различия в правовом статусе между мусульманами и немусульманами (зиммиями). Последние были в приниженном положении и платили тяжелый государственный налог (джизья).В классе феодалов верхушку составляла мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Арабы поселялись на новых землях обособленными колониями и пользовались привилегиями. В некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле с целью сбора налогов и выполнения повинностей. Важную роль играла купеческая верхушка городов. Но города были полностью подчинены государственному аппарату и движение за автономию не зародилось.На самой низкой ступени находились рабы. Они пополнялись за счет пленников и купленных невольников. В эпоху феодализма их правовое положение улучшилось: они могли с согласия хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя не признавались субъектами права. Отпуск рабов-мусульман на волю считался богоугодным делом.
Государственный строй. В результате завоеваний VII в. происходит оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Халифат этого периода - относительно централизованное теократическое государство. Во главе находился халиф - преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но вскоре власть халифа стала наследственной, передаваемой по завещательному распоряжению. Юридически власть халифа была неограниченной, но фактически он был вынужден считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.Главный советник и высшее должностное лицо при халифе - везирь. Он мог быть по
мусульманскому праву с широкой или с ограниченной властью (то есть только исполняющие приказания халифа. К числу важных чиновников относились начальник телохранителей халифа, начальник полиции и особый чиновник, осущсуществляший надзор за другими должностными лицами. Всех чиновников в государстве назначал халиф. Центральные органы управления назывались диванами и представляли собой специальные правительственные ведомства: диван военных дел, внутренних дел, почтовой службы. У последнего особые функции: строительство и ремонт, дорог, караван-сараев, колодцев и функции тайной полиции. По мере расширения функций феодального государства усложнялся центральный аппарат, росло число центральных ведомств.
Местное управление. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения центральной власти происходит упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции под управлением военный наместников - эмиров, которые были ответственны только перед халифом и назначались им из числа приближенных. В ведении эмиров были вооруженные силы, местный административный, финансовый и полицейский аппарат. У эмиров были помощники - наибы. Мелкие административные подразделения в халифате управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции перекладывались на руководителей местных мусульманских общин.
Суд. Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей был халиф, но в целом отправление правосудия являлось привилегией духовенства. Высшая судебная власть на практике принадлежала коллегии
наиболее авторитетных богословов, которые одновременно были и правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. Правомочия кади были весьма обширны: они рассматривали дела всех категорий, ведали исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, выполняли нотариальные действия, проверяли законность землепользования. При вынесении решений кади руководствовались Кораном и Сунной и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения допускались только по решению халифа или его уполномоченных. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов из представителей своего духовенства.
Армия. В основе формирования армии лежала исламская доктрина о завоевании "неверных" путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны все совершеннолетние и свободные мусульмане.На первом этапе завоеваний арабская армия формировалась из племенного ополчения. В результате военных реформ конца VII - середины VIII в. армия разделилась на 2 части - постоянное войско и добровольцы (каждая часть находилась под командованием отдельного полководца). В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Армия пополнялась за счет ополченцев, и наемничество почти не практиковалось.
Упадок халифата. Углубление феодализации привело к следующим изменениям в государственном строе:
1. Происходит фактическое
реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. фактически управление сосредотачивается в руках везирей, которым непосредственно подчинялись центральные органы управления. Везири самостоятельно стали назначать чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.
2. В государственном механизме возросла роль армии, её влияние на политическую жизнь. Появляются наемники. Создается дворцовая гвардия из рабов тюркского происхождения. К концу IX в. влияние гвардии усиливается и гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.
3. Усиливаются сепаратистские
Ослабление центральной власти сочеталось с этнической и экономической разобщенностью огромных территорий, усилением национально-освободительной борьбы. В IX-XI вв. происходит политический распад и падение халифата.
Задача №1
Жительницагорода Бремена Марта Мюллер была уличена в сводничестве. Какое наказаниеожидает женщину согласно «Каролине».
Ответ:
В соответствии со статьей CXXIII «О наказании сводничества и пособничества в прелюбодеянии»
Нередки также случаи, что неразумные женщины и в особенности невинные девушки, которые иначе были бы неопороченными честными особами, бывают вовлечены некоторыми злыми людьми, мужчинами и женщинами, в греховное и плотское деяние с целью лишить их невинности путем злостного обмана или преступно их обесчестить. Таких злостных сводников и сводниц, а также тех, что заведомо преступным и злоумышленным образом предоставляют для этого свои дома или допускают, чтобы эти действия совершались в их жилищах, надлежит соответственно обстоятельствам дела и советам законоведов подвергнуть изгнанию из страны, выставлению у позорного столба, отрезанию ушей, сечению розгами или иному наказанию.
Задача № 2
Виллан Жак, державший землю от Шевалье де Шантане, возмущенный действиями сборщика налогов, заколол его вилами. Бежав из своей деревни, он поселился в городе Лорриса и вступил в цех булочников. По прошествии полутора лет случайно оказавшийся в этом городе слуга Шевалье опознал Жака и донес своему господину. Схваченный слугами, де Шантане Жак был доставлен в поместье.Какое наказание ожидает Жака и правомерны ли действия шевалье?(Решите ситуацию, опираясь на нормы права Феодальной Франции. Закон Бовези.)
Ответ:
В соответствии с Главой 30 Кутюмов Бовези за убийство следует казнить. Однако, глава 58 говорит о юрисдикции, указывая, что следует знать, что всякий, совершивший преступное деяние, каково бы оно ни было, исключая разбой, через которое можно и должно потерять жизнь, когда он будет пойман и предан суду, подлежит высшей юрисдикции; разбойник за разбой лишается жизни, хотя разбой и не подлежит ведению высшей юрисдикции. Но все прочие плохие деяния, как убийство, измена, отцеубийство и насилие над женщиной, поджог имущества или ночное
ограбление и изготовление фальшивой монеты и помощь в ее производстве и скупке — все подобные деяния подсудны высшей юрисдикции. (§1642).Следовательно, если юрисдикция шевалье распространяется на город Лоррис и является в нем высшей, то, следовательно его действия законны.
Задача № 3
В 1817 г. Жан Боден женился на Франсуазе Маруа. После нескольких лет совместной жизни, которые были омрачены непристойным поведением, Франсуаза потребовала развода и возмещения ущерба, причинённого принадлежащему ей имуществу. Притязания своей супруги Жан Боден отклонил. Какое решение должен принять суд, руководствуясь ГК Франции 1804 г.?
Ответ:
Согласно ст.231 ГК,кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись. Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные. Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого имущества.Следовательно суд в праве отказать в возмещении ущерба.
Информация о работе Особенности образования государства Арабский халифат