От основной массы чиновничества
либеральных бюрократов отмечало особое
мировоззрение, позволившее им сыграть
главную роль в проведении реформ. Либеральные
бюрократы рассматривали государственную
власть как особую самостоятельную силу,
которая должна стоять над классами и
воплощать общенациональные интересы.
Государство призвано вести общество
по пути прогресса, обеспечить проведение
необходимых реформ, сохранить отставание
России от Запада. В задачи государственной
власти, по мысли либеральных бюрократов,
входило так же обеспечение социальной
справедливости, забота об интересах низших
слоев общества, что позволило бы России
избежать революции.
Наиболее яркими представителями
либеральной бюрократии были
племянники Киселева, братья Дмитрий
и Николай Милютины, служившие соответственно
в Военном министерстве и министерство
внутренних дел. Заметную роль играли
также «константиновские орлы»(соратники
великого князя Константина Николаевича)-
А.В. Головин (будущий министр внутренних
финансов) и др.
Появление на общественной
арене либеральных бюрократов -энергичных,
образованных, искушенных в административной
борьбе, тесно связанно с общественными
кругами – стало важным фактором
в разработке и проведении
реформ 1860-1870 г.г.
III.Подготовка
крестьянской реформы
Александр
II при подготовке крестьянской реформы
опирался на бюрократию, подвластный и
послушный ему государственный аппарат.
В 1830-1850 г.г. в среде бюрократии стал складываться
определенный слой прогрессивных, по-
государственному мыслящих людей, их соединяло
единство взглядов на программу предстоящих
преобразований. Ученые называли эту группу
либеральной бюрократией.
Покровителем либеральной бюрократии
был брат царя великий князь
Константин Николаевич, а виднейшими
их представителями- чиновник министерства
внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал
Д.А. Милютин, генерал Я.И. Ростовец, В.И.Даль,
Я.И. Соловьев и другие.
По
мнению либеральных бюрократов,
для укрепления позиций государственной
власти необходимо было освободить
крестьян, создать крепкое крестьянское
хозяйство, предоставить определенную
свободу общественным силам. Они также
выступали за демократизацию государства
при сохранении монархии.
Реформы
1861 г. рождались в ходе жестоких
столкновений между сторонниками
преобразований и защитниками
основ крепостничества. Объявив
о необходимости отмены крепостного
права, Александр II поначалу действовал
методами своего отца. Он учредил очередной
Секретный Комитет по крестьянскому делу
( январь 1857 г.) и попытался побудить дворянство
проявить инициативу в решении крестьянского
вопроса. Ни комитет, составленный из николаевских
санавников, ни дворянство не хотели решать
крестьянский вопрос. Но откладывать решение
уже было нельзя.
Чтобы
сдвинуть Секретный комитет с
«Мертвой точки» , царь ввел туда
Константина Николаевича, а вскоре
назначил его председателем Комитета.
В конце 1857 г. правительству
удалось сломить сопротивление
дворянства. Не без давления властей
дворяне литовских губерний (как
их называли) – Виленской, Ковенской и
Гродиенской – ходатайствовали об освобождении
своих крестьян. Власти воспользовались
этим поводом, чтобы придать реформе необратимый
характер. Александр II предписал дворянству
Литовских губерний создавать Губернские
комитеты по разработке реформы. Предписание
(рескрипт) царя было опубликовано, т.е.
подготовка реформы была сделана гласной.
Секретный
комитет утратил свою секретность
и был переименован в Главный
комитет по крестьянскому делу.
Медленно , неохотно помещики различных
губерний стали подавать прощение
об открытии у себя губернских
комитетов. Так правительство
фактически вынудило дворян выступить
с «инициативой» в крестьянском вопросе.
В этом сказалась значительная роль в
проведении преобразований.
Вопрос
о реформе в принципе был
решен, однако оставалось неясным,
в какой форме ее следует
провести.
По
этому вопросу и в правительстве,
и в губернских дворянских
комитетах шли споры. Большинство
помещиков предлагали освободить
крестьян с минимальным наделом
или вовсе без земли. Последний
вариант носил более прогрессивный
характер, но не пользовался популярностью
у помещиков. В бюрократических
кругах идею освобождения крестьян
с землей за выкуп отстаивал
Н.А. Милютин, ставший в правительстве
к сер.1850-х г.г. фактически главным
деятелем по крестьянскому вопросу.
При
поддержке Константина Николаевича
и др. близких к царю людей
Милютину удалось настоять на
своем, и к концу 1858 г. принцип
освобождения крестьян с землей
стал основой правительственной
программы реформы.
Какие
причины побудили Александра
IIсогласиться на освобождение крестьян
с землей, хотя первоначально он отстаивал
точку зрения большинства помещиков ?
Большую роль здесь сыграли аргументы,
используемые либеральными бюрократами
в политической борьбе. Милютин и его единомышленники
доказывали, что освобождение крестьян
с землей позволит России избежать пролетаризации
и оградит ее от революции, что выглядело
весьма привлекательно в глазах царя.
Появление рядом с крупным хозяйством
мелкого крестьянского позволяло самодержавно
усилить роль социального арбитра и тем
самым укрепляло его позиции в обществе,
повышало инициативную роль. Проведение
выкупной операции при посредничестве
государства открывало возможность пополнить
государственный бюджет, опустошенный
Крымской войной, сосредоточить в нем
средства, необходимые для модернизации
вооруженных сил. Все это побудило Александра
II поддержать вариант реформы, предложенный
Н.А. Милютиным. Переборов личную неприязнь
к Милютину, но назначил его на ответственный
пост, товарища ( заместителя) министра
внутренних дел.
После
того, как освобождение крестьян
с землей стало основой правительственной
программы, предстояло сделать
самый сложный шаг- оформить
эту идею законами. В начале 1859
г. для обработке проектов, подготовленными
губернскими дворянскими комитетами,
был создан особый орган- Редакционные
комиссии. Предполагалось образовать
две комиссии, но создана была одна, сохранившая
наименование во множественном числе.
Председателем комиссии стал близкий
к царю генерал Я.И. Ростовцев, фактическим
лидером – Милютин. Комиссии формально
состояли при Главном комитете по крестьянскому
делу, но фактически подчинялись только
царю. Пользуясь представленными ему подчинениями,
Милютин по своему выбору пригласил в
комиссии чиновников и общественных деятелей,
главным образом либеральной ориентации.
Среди них важную роль играли славянофилы
Ю.Ф. Самарин и В.А. Черкасский. С Милютиным
тесно сотрудничали видный западник К.Д.
Кавелин, официально не входивший в комиссии.
Небольшая, но сплоченная группа, овладевшая
ключевой позицией в верхах, стала на время
значительной силой в проведении реформ.
Проекты
губернских комитетов, поступавшие
в комиссии, преобразовались там
в соответствии со взглядами
либерального большинства комиссий.
Хотя депутаты губернских комитетов
официально приглашались в комиссии
для доработки проекта реформы,
внести значительные изменения
в проект им не дали. Александр
II, встав на точку зрения освобождения
крестьян с землей, авторитарными методами
пресекал все попытки изменить эту программу.
Не допустил он и серьезного искажения
проекта реформы при обсуждении его в
Главном комитете и Государственном совете.
Тем не менее определенные изменения в
пользу помещиков все же были внесены.
Платежи причитавшиеся с крестьян, были
увеличены, размеры отводимых им наделов
уменьшались
IV.
Манифест 19 февраля 1961 г. Крестьянская
реформа.
19
февраля 1861 г. в шестую годовщину своего
вступления на престол, Александр II подписал
Манифест об отмене крепостного права
и «Положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости». Бывшие крепостные
получали личную свободу и большинство
общегражданских прав (заключать сделки,
открывать торговые и промышленные заведения,
переходить в другие сословия).
При
этом крестьяне остались неполноправным
сословием : они по-прежнему платили
подушную подать, несли рекрутскую
повинность, подвергались телесным
наказаниям, были прикреплены к
месту жительства в рамках
паспортной системы.
Вотчинную
власть помещика сменило крестьянское
самоуправление, ведавшее сбором
податей и мелкими судебными
делами. Сельские общества ( создаваемые
на основе общины) и волостные
общества (из нескольких сельских
обществ) избирали на сходах
начальство- сельских старост, волостных
старейшин, волостной суд. Сохранялись
общинное землевладение, регулярные переделы
земли между крестьянами, круговая порука
в отбывании повинностей.
Крестьянское
самоуправление подчинялось правительственным
чиновникам- так называемым мировым
передникам с широкими судебными
и административными правами.
В то же время через органы
крестьянского самоуправления бывшие
крепостные входили в новые
демократические учреждения- земство,
суд присяжных, приобщались к
гражданской жизни. Власть общины
над личностью, сословная обособленность
крестьянского управления были
чертами архаическими, но сохранять
их планировалось лишь на первых
порах, чтобы оградить крестьянот
быстрого обезземеливания, нажима со стороны
вчерашних хозяев- помещиков.
Военно
– техническая
невысокая производи-
опастность
отсталость
страны
тельность крепост-
крестьянских
связанная
с недоразвитием
ного труда
бунтов
и транспорта
1858 г. – Главный комитет
по крестьянскому делу и аналогичные
Губернские комитеты
1859 г. – Редакционные
комиссии
1861 г. - Государственный
совет
19 февраля 1961 г. – «Манифест» Александра
II и «Положение о крестьянах, вышедших
из крепостной зависимости.
Безвозмездно крестьяне
Крестьяне получали,
Крестьянин не стано-
получали личную свободу;
в основном, ранее
вился собственником
земля выкупалась (зна-
обрабатывавшиеся
земли; теперь она
чительную часть суммы выкупа
ими наделы, однако
принадлежала крес-
крестьянину ссужало
в зависимости от
тьянской общине,
государство)
плодородия земель
связывавшей крестьян
практиковались «от-
круговой порукой
резки» и «прирезки»
Многие крестьяне, неудовлетворенные
итогами реформы, избавлялись от земли
и отправлялись на заработки в горда, пополняя
ряды формирующегося рабочего класса.
V. Выкупная
сделка.
Важным элементом реформы был
вопрос о крестьянских наделах.
Поскольку вся земля считалась
дворянской собственностью, крестьяне,
получая надел должны были
выплачивать за него выкуп.
Выкуп приравнивался к сумме,
которая, будучи положена в
банк под 6 %, приносила бы ежегодный
доход, равный дореформенному
оброку. Таким образом, помещику
в рамках выкупа компенсировалась
потеря не только земли, но
и бесплатного крепостного труда.
Величина
крестьянских наделов и повинностей,
от которых исчислялся выкуп,
определялось по соглашению между
помещиками и крестьянами в
рамках размеров, установленных
правительством. Условия выкупа
излагались в специальных документах-
уставных грамотах, составлением
которых наблюдали мировые посредники,
назначаемые правительством из
местных дворян. До перехода на
выкуп крестьяне считались «временнообязанными»
и продолжали работать на помещика.
Выкуп
осуществлялся при посредничестве
государства. Оно брало на себя
обязательство сразу выдать помещикам
75 – 80% выкупной суммы, а крестьяне
потом должны были возвратить
долг государству с процентами.
До 1907 г. (конец платежам положила
1-ая русская революция) крестьяне
отдали государству сумму, вдвое
превышающую изначальный размер
выкупа. В то же время из
средств выдаваемых помещикам,
государство вычло их задолженность
казне. Таким образом, государство
возвратило себе долги и дворянства,
и (переплатой) крестьянства. Реформа
1861 г. , легшая тяжелым грузом на
плечи бывших крепостных и
нередко разорительная для помещиков,
оказалась весьма прибыльной
для государства.
При
проведении реформы государству
важно было соблюсти видимость добровольности,
показать, что передача земли крестьянам
является делом самостоятельного выбора
помещика. Формально помещик мог бесконечно
затягивать «временнообязанное» состояние.
Числиться собственником крестьян. Но
при этом он уже не мог их самолично наказать,
отнять у них наделы или повысить повинности.
В условиях инфляции и роста цен на землю
это оборачивалось для помещика убытками.
Так государство фактически вынуждало
дворян-землевладельцев переводить своих
бывших крестьян на выкуп. Для крестьян
выкуп обязателен : в течении девяти лет
они не могли отказаться от своего надела.