Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:21, реферат
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких обязательных отношениях крестьян к их бывшим господам. Это соглашение надлежало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года со дня освобождения.
Так было совершено великое дело отмены крепостного права. Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный (21-22 млн.) общественный класс. Прежде для управления им довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должно было государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездах дворянское самоуправление, уже не годились для нового, состоявшего из различных сословий, уездного населения. Необходимо было заново создать местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.
1. Положение крестьян и реформы Екатерины II…………………….2-8
2. Возникновение и развитие крепостного права в России…………9-12
3. Отмена крепостного права в России………………………………13-15
4. Вывод…………………………………………………………………..16
5. Список использованной литературы………………………………...17
Далее, крепостное право задержало рост русского города, успехи городских ремесел и промышленности. Городское население очень туго развивалось после Петра; оно составляло менее 3% всего податного населения государства; в начале царствования Екатерины, по III ревизии, - всего 3%, следовательно, его рост в течение почти полустолетия едва заметен. Екатерина много хлопотала о развитии того, что тогда называлось "средним родом людей" - городского, ремесленно-торгового класса. По ее экономическим учебникам, это среднее сословие являлось главным проводником народного благосостояния и просвещения. Не замечая готовых элементов этого класса, существовавшего в стране, Екатерина придумывала всевозможные новые элементы, из которых можно было бы построить это сословие; в том числе в состав его предполагалось ввести и все население воспитательных домов. Главной причиной этой тугости роста городского населения было крепостное право. Оно действовало на городские ремесла и промышленность двояким путем.
Каждый зажиточный землевладелец старался обзавестись в деревне дворовыми мастерами, начиная с кузнеца и кончая музыкантом, живописцем и даже актером. Таким образом, крепостные дворовые ремесленники выступали опасными конкурентами городских ремесленников и промышленников. Землевладелец старался домашними средствами удовлетворять своим насущным потребностям, а с нуждами, более изысканными, обращался в иностранные магазины. Таким образом, туземные городские ремесленники и торговцы лишались в лице помещиков наиболее доходных потребителей и заказчиков. С другой стороны, все более усилившаяся власть помещика над имуществом крепостных все более стесняла последних в распоряжении своим заработком; крестьяне все менее и менее покупали и заказывали в городах. Этим городской труд лишался и дешевых, но многочисленных заказчиков и потребителей. Современники видели в крепостном праве главную причину тугого развития русской городской промышленности. Русский посол в Париже князь Дмитрий Голицын в 1766 г. писал, что внутренняя торговля в России не достигнет процветания, "если не будет введено у нас право собственности крестьян на их движимое имущество".
Крепостное право действовало подавляющим образом и на государственное хозяйство. Это можно заметить по изданным финансовым ведомостям царствования Екатерины; они вскрывают любопытные факты. Подушная подать при Екатерине медленнее оброка, потому что она падала и на помещичьих крестьян, а их нельзя было обременять казенными налогами в одинаковой мере с крестьянами государственными, потому что излишек их заработка, которым могла оплачиваться возвышенная подушная подать, шел в пользу помещиков, сбережения крепостного крестьянина перехватывал у государства помещик. Сколько теряла казна от этого, можно судить по тому, что при Екатерине крепостное население составляло почти половину всего населения империи и большую половину всего податного населения.
Таким образом, крепостное право, подсушив источники доходов, какие, получала казна путем прямых налогов, заставило казначейство обращаться к таким косвенным средствам, которые или ослабляли производительные силы страны, или ложились тяжелым бременем на будущие поколения.
Несмотря, на стремление дать крепостным свободу на первых этапах царствования, императрица вынуждена была пойти на поводу у помещиков, и крепостное право только ужесточилось.
Помещики своих крестьян покупали и продавали, переводили из одного имения в другое, обменивали на борзых щенков и лошадей, дарили, проигрывали в карты. Насильно женили и выдавали замуж, разбивали семьи крестьян, разлучая родителей и детей, жен и мужей. По всей стране стали известны печально знаменитая Салтычиха, замучившая более 100 своих крепостных.
Помещики всеми правдами и неправдами увеличивали свои доходы с крестьян. За XVIII в. повинности крестьян в их пользу выросли в 12 раз, в то время как в пользу казны—только в полтора раза.
Все это не могло не сказаться на настроении народных масс и закономерно привело к крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.
После освобождения России
от татаро-монгольского ига и становления
русской государственности была острая
необходимость законодательно закрепить
людей на земле, что и было сделано русскими
государями. «Бедное государство, но обязанное
содержать большое войско, не имея денег
вследствие промышленной и торговой неразвитости,
раздает военным служилым людям землю...
- пишет Соловьев в «Истории России с древнейших
времен». - И вот единственным средством
удовлетворения этой главной потребности
страны найдено прикрепление крестьян,
чтобы они не уходили с земель бедных помещиков,
не переманивались богатыми; чтоб служилый
человек имел всегда работника на своей
земле, всегда имел средство быть готовым
к выступлению в поход".
По его же словам, "прикрепление крестьян
– это вопль отчаяния, испущенный государством,
находящимся в безвыходном экономическом
положении". Во главе работающих на
земле крестьян ставились землевладельцы-помещики,
которые одновременно воплощали в себе
несколько обязанностей. Как указывает
Ключевский, «система поместная в XVII веке
имела троякое значение: помещики были
землевладельцы, администраторы и военные
люди»...
Все помещики составляли
одновременно и ратную силу Московского
государства. То есть поначалу помещики
не только возглавляли и организовывали
крестьянский труд, но и защищали в периоды
военной опасности как самих сельских
жителей, так и государство. Прикреплением
людей к земле решалась также и важнейшая
задача по вовлечению подданных русского
государства к труду. В противном случае
вольные люди, праздно шатающиеся по необъятным
просторам России, легко перерождались,
становясь бродягами, разбойниками или
ворами. Разбойничьих шаек по Руси было
в тот период немало. Они занимались грабежом
купцов, устраивали набеги и на мирное
население. Первый указ, запрещавший свободный
переход крестьян из села в село и из волости
в волость, был издан еще в период царствования
государя Феодора Иоанновича (согласно
Карамзину, в 1592 или 1593 году).
В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне делились
на смердов, закупов и холопов. По «Русской Правде»
смерды были зависимыми крестьянами, которых
судил князь, но которые владели земельными
наделами, которые передавали по наследству
сыновьям (если сыновей не было, то надел
отходил князю). Штраф за убийство смерда
был равен штрафу за убийство раба. В Новгородской
республике большинство смердов были
государственными крестьянами (обрабатывали
государственную землю), хотя так же упоминаются
княжеские, епископские и монастырские
смерды. Уходить с земли они не имели права.
Закупы оставались в зависимости от феодала,
покуда не расплачивались за свой долг
ему («закуп»), после чего они становились
лично свободными. Холопы были рабами.
В Московском государстве
на рубеже XV и XVI вв. оформилась поместная
система. Государство передавало поместье
служилому человеку, который был обязан
за это воинской службой. Поместное дворянское
войско использовалось в непрерывных
войнах, которое вело государство против Польши, Литвы и Швеции, и в обороне «окраин»
(то есть пограничных областей) от набегов Крымского ханства и Ногайской Орды: десятки тысяч
дворян призывались каждый год на «береговую»
(по Оке и Угре) и пограничную службу.
Крестьянин был лично свободным
и держал земельный участок по договору
с владельцем поместья. Он обладал правом
выхода или отказа; то есть правом уйти
от землевладельца. Землевладелец не мог
согнать крестьянина с земли перед жатвой,
крестьянин не мог покинуть свой участок,
не рассчитавшись с хозяином по окончании
жатвы. Судебник Ивана III устанавливал однообразный
срок для крестьянского выхода, когда
обе стороны могли рассчитаться друг с
другом. Это неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя, следующая
за этим днём.
Вольный человек становился
крестьянином с той минуты, как «наставлял
соху» на тяглом участке (то есть начинал
исполнять государственную обязанность
по обработке земли) и переставал быть
крестьянином, как только бросал земледелие
и принимался за другое занятие.
Даже Указ о пятилетнем
сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не
отменял крестьянского «выхода» (то есть
возможность уйти от землевладельца) и
не прикреплял крестьян к земле. Этот акт
лишь определял необходимость возврата
сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу,
если уход состоялся в пятилетний срок
до 1 сентября 1597 г. Указ говорит только
о тех крестьянах, которые покидали своих
землевладельцев «не в срок и без отказу»
(то есть не в Юрьев день и не уплатив "пожилое").
И лишь при царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение от 1649 г. устанавливает бессрочную прикрепленность
к земле (то есть невозможность крестьянского
выхода) и крепость владельцу (то есть
власть владельца над крестьянином, находящимся
на его земле).
Однако, и согласно Соборному
Уложению от 1649 г. владелец поместья не
имеет право посягать на жизнь крестьянина
и лишать его земельного участка. Допускается
передача крестьянина от одного владельца
к другому, однако и в этом случае крестьянин
должен быть снова «посажен» на землю
и наделён необходимым личным имуществом
(«животами»).
С 1741 года помещичьи крестьяне устраняются
от присяги, происходит монополизация
собственности на крепостных в руках дворянства
и крепостное право распространяется
на все разряды владельческого крестьянства;
2-я половина XVIII в. — завершающий этап развития
государственного законодательства, направленного
на усиление крепостного права в России.
Однако на значительной части территории
страны, на русском Севере, на большей
части Уральского региона, в Сибири (где
основную массу сельского населения составляли
черносошные, затем государственные крестьяне),
в южных казачьих областях крепостное
право не получило распространения.
Однако Борис Годунов несколько
ослабил тот закон в 1601 году, разрешив
вновь частичные переходы определенным
категориям крестьян. Тем самым, впрочем,
царь навлек на себя значительное неудовольствие
многих крупных и влиятельных землевладельцев.
Таким образом, крепостное право следует
рассматривать, очевидно, как явление
вынужденное и сугубо историческое, ибо
оно существовало не только в России, но
и (незадолго до того) во многих странах
Западной Европы с нравами и пороками
еще более мрачными и жестокими, нежели
на Руси ("свободная" же Америка, нуждаясь
в рабочих руках, решила эту проблему путем
введения у себя рабства в самых отвратительных
формах путем насильственного вывоза
из Африки темнокожих невольников). Следует
заметить, что вначале царскими указами
предусматривалось лишь усиление прикрепления
крестьян к земле, но не к помещику. Постепенно
же начались злоупотребления отдельных
помещиков, посягавших на личность самих
крестьян. Далее крестьяне были отданы
в собственность дворян, более того, их
уравняли с холопами, лишив свободы и прав
на самоопределение.
Крепостное право просуществовало
два с половиной столетия и распространялось
в середине XIX века на половину крестьян.
В момент введения (конец XVI века) оно воспринималось
как неизбежное тягло; Россия, обороняясь
от врагов, выходила тогда к своим жизненно
важным геополитическим рубежам, и служить
государству были обязаны все - и крестьяне,
и дворяне, и сам царь. Однако Петр I и его
преемники небывало ужесточили крепостной
строй, к тому же Екатерина II освободила
дворян от повинного служения, отдав им
крестьян в собственность, чем нарушила
прежнее понятие о справедливости и внесла
раскол в общество.
Если быть более точным,
то общая служебная повинность с дворян
была снята еще манифестом Петра III (от
18 февраля 1762 года). Этот манифест был встречен
среди крестьянства с большим неодобрением.
Крестьяне хорошо понимали, что крепостное
право - явление временное и вынужденное,
ибо существовала тогда острая необходимость
высвободить дворян для службы государю.
По словам историка Платонова, "волновались
и крестьяне: в них ясно жило сознание
того, что они обязаны государством работать
на помещиков именно потому, что помещики
обязаны служить государству; в них жило
сознание, что исторически одна обязанность
обусловлена другой. Теперь снята дворянская
обязанность, следует снять и крестьянскую".
А вот вотчинные права над прикрепленными
крестьянами были окончательно утверждены
действительно в царствование Екатерины
II, согласно жалованной дворянской грамоте
1782 года. В XVIII веке вместо прежней поместной
раздачи земли стало практиковаться монаршее
жалование поместий вместе с крестьянами.
Это приводило к концентрации в одних
руках невероятно больших количеств крестьянских
душ. Так, Петр Меньшиков был владельцем
1 000 000 крепостных! При Екатерине II крепостные
крестьяне действительно стали превращаться
порой в подобие рабов.
Однако подобное происходило
все же далеко не всегда и не везде. «Крепостное
право не было рабством в собственном
смысле, - писал архиепископ Никон (Рождественский)
в одной из своих статей, - но когда помещик
злоупотреблял им, то подвластный ему
крестьянин обращался почти в раба». С
другой стороны, по словам Владыки, «многие
помещики прямо были великими благодетелями
- отцами своих крепостных», - но об этом
почему-то не принято писать, вспоминая
эпоху крепостного права на Руси.
Вместе с тем сама императрица
Екатерина II в своих проектах вынашивала
планы постепенного уничтожения крепостной
зависимости и освобождения крестьян.
Но влияние заинтересованного окружения
во многом определило ее политику.
Первым из русских государей,
кто принял решительные и действенные
меры против крепостного произвола, был
император Павел I (оклеветанный масонскими
историками как царь душевнобольной и
малоспособный к царствованию).
Он ограничил не только
раздачу поместий, но и значительно облегчил
положение крестьян: запретил использовать
крестьянский труд в воскресные дни, продавать
с торга дворовых людей и крестьян. Все
казенные крестьяне получали надел по
15 десятин на душу. Были уменьшены также
натуральные повинности. Насильственная
смерть монарха прервала курс на окончательное
высвобождение крестьян. Далее линию на
облегчение их участи последовательно
проводили как Александр I, заявивший как-то
в Париже баронессе Жермен де Сталь: «С
Божьей помощью крепостное право будет
уничтожено еще в мое царствовании»",
- и издавший в 1803 году закон о вольных
хлебопашцах, так и государь Николай I,
искренне считавший, что «преобразование
крепостного права, которое в настоящем
его положении оставаться не может, является
необходимейшим» и издавший в 1842 году
закон об обязанных крестьянах, по которому
помещик получал право освобождать крестьян,
давая им земельный удел на определенных
условиях при добровольном взаимном согласии.
Необходимость отмены
крепостного права была связана с общим
кризисом крепостнической системы, назреванием
революционного взрыва, поражением царизма
в Крымской войне (1853 – 1856гг.). Понимание
этого впервые выразил царь Александр
II в 1856 г. в речи, обращенной к московским
дворянам.
Он заявил, что лучше освободить крестьян
"сверху", нежели ждать, когда они
начнут сами освобождать себя "снизу".
19 февраля 1861 г. царь подписал
законодательные акты ("Положения")
о "крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости", и одновременно "Манифест"
об отмене крепостного права. Спустя две
недели реформа была объявлена во всех
губерниях России. Она касалась трех основных
проблем: - личного освобождения
крестьян,
- наделения их землей,
-порядка осуществления выкупной
сделки.
Крестьяне объявлялись лично
свободными. Это означало, что бывшие крепостные
получили право самостоятельно pacпоряжаться
своею личностью, а также ряд гражданских
прав. Например, переходить в другие сословия
– мещан, купцов без разрешения помещика,
заниматься промыслами, торговлей, владеть
движимым и недвижимым имуществом, заключать
сделки, предъявлять иски, поступать на
службу и в учебные заведения. Помещики
больше не могли продавать крестьян, наказывать,
вмешиваться в их семейные дела.
Личное освобождение крестьян
составляло буржуазную сторону реформы.
Тем не менее, сохранялась сословная неполноправность
крестьян, прикрепление их к месту жительства,
к общине. Они оставались низшим, податным
сословием.
Были единственным классом,
который платил подушную подать, нес рекрутскую
повинность и по решению суда подвергался
телесным наказаниям. Сохранялась крестьянская
община и общинное землевладение. Помещик
следил за общественным порядком в деревне.
За ним признавалось право собственности
на всю землю имения, в том числе на крестьянскую,
надельную. Крестьяне объявлялись лишь
пользователями надельной земли, обязанными
нести за это установленные "Положением"
повинности – барщину, оброк.
После выкупа у помещика
своей надельной земли крестьянин мог
стать ее собственником. Однако наделение
крестьян необходимым количеством земли
ставило бы их в независимое положение
от помещиков, что последним было невыгодно.
В то же время полное обезземеливание
крестьян было экономически невыгодно
и социально опасно, так как создавало
в России многомиллионную армию безземельных,
грозило социальной революцией. Поэтому
задача заключалась в том, чтобы наделить
крестьян землей в таком мизерном количестве,
чтобы, с одной стороны, он был бы привязан
к этому своему наделу, а с другой стороны
к помещичьему хозяйству.
Для этого Россия была разделена на три
полосы: черноземную, нечерноземную и
степную. Каждая из них предполагала "высший"
или "низший" размер душевого крестьянского
надела ("Высший" размер крестьянского
надела земли – это такой размер, больше
которого крестьянин не мог требовать
у помещика, а "низший" – меньше которого
помещик не должен предлагать крестьянину).
Если размер крестьянского надела до реформы
превышал "высшую" норму земли в данной
полосе России, то этот излишек отходил
в пользу помещика.
Таким образом, образовались
отрезки земли, отобранные у крестьян
и переданные помещикам по реформе 1861г.
К тому же, крестьяне потеряли
часть земли еще и потому, что помещики
по реформе получили право оставить в
своем пользовании до одной трети земель
в нечерноземной и черноземной полосах.
Всего по стране в результате
реформы крестьяне потеряли 20% всей надельной
дореформенной земли, в том числе от 26%
до 40% в черноземной полосе страны и до
10% земли – в нечерноземной.
В результате реформы среднестатистическая
крестьянская семья получила только около
7 десятин земли, что было крайне недостаточно
для ведения рентабельного товарного
хозяйства.
Таким образом, реформа 1861 г. обрекла деревню
на разорение, обнищание.
За свои пореформенные урезанные
наделы земли крестьяне должны были по–прежнему
платить помещику оброк или отбывать барщину.
Сельская община, связанная круговой порукой,
отвечала за исправное отбывание повинностей
каждым ее членом.
Следовательно, пореформенные повинности
крестьян мало чем отличались от дореформенных
повинностей, по–прежнему имели феодальный
характер.
От повинностей крестьянина
освобождала выкупная сделка с помещиком,
которая заключалась только с согласия
последнего. До ее заключения крестьяне
должны были выполнять старые повинности
и назывались, поэтому временно-обязанными.
Лишь в 1881 г. был принят закон, в соответствии
с которым все временно-обязаные крестьяне
к 1января 1883 г. переходили на обязательный
выкуп у помещика. Это означало, что с переходом
на выкуп временно-бязанные отношения
крестьян с помещиками прекращались и
крестьяне становились собственниками.
При этом выкупная сумма
приравнивалась капиталу, помещенному
в банк и дающему 6% дохода в год, равных
прежнему оброку крепостных крестьян.
Следовательно, крестьяне фактически
должны были заплатить 867 млн. руб., что
в 1,5 раза было больше рыночной стоимости
земли.
Но так как крестьяне не
имели наличных капиталов, правительство
предоставило им ссуду для выкупа в пределах
75–80% от стоимости надела земли. Остальные
20–25% крестьяне платили помещику самостоятельно.
В течение 49 лет крестьяне должны были
возвратить ссуду государству с процентами
путем ежегодных выкупных платежей в размере
6% от выкупной ссуды.
Только с января 1907 г. эти платежи
были отменены. Такой уступки от правительства
крестьяне добились длительной и упорной
борьбой. К этому времени они успели выплатить
государству и помещикам за землю сумму
почти в 4 раза больше ее рыночной стоимости
до реформы. Вот почему "пресловутое
"Освобождение" было бессовестным
грабежом крестьян, было рядом насилий
и сплошных надругательств над ними".
После публикации Манифеста
и "Положений" в стране поднялась
волна крестьянских выступлений. Восставшие
считали, что помещики скрыли от них настоящую
волю. В год реформы в стране было свыше
1000, в 1862г. – 400, а в 1863г. – 386 крестьянских
восстаний, которые были подавлены царской
армией.
Таким образом, отмена крепостного
права в России была вынужденной мерой
самодержавия. Манифест объявил крестьянина
юридически свободным, но реформа была
проведена с учетом интересов помещиков,
за которыми сохранялось право собственности
на землю и все имущество. Они наделяли
крестьян землей за большой денежный выкуп,
фактически процесс наделения землей
и выкупа ее превратился в грабеж крестьян.
Отмена крепостного права ускорила
переход страны от феодализма к капитализму.
Личное освобождение крестьян составляло
наиболее буржуазную сторону реформы.
Личная свобода 23 млн. помещичьих крестьян
стала непременным условием на пути всеобщего
гражданского раскрепощения страны. Превращение
бывших крепостных крестьян в "свободных
сельских обывателей" уничтожало прежнюю
систему экономического производства
и создавало условия для свободных договорных
отношений и развития в России капиталистического
способа производства. Обезземелив крестьян,
реформа в то же время сохранила многочисленные
остатки крепостничества крупное феодальное
землевладение, полуфеодальные методы
эксплуатации, царскую монархию, сословное
неполноправие крестьян.
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких обязательных отношениях крестьян к их бывшим господам. Это соглашение надлежало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года со дня освобождения.
Конечно, нельзя было надеяться, что помещики и крестьяне сами сумеют достичь мирного и справедливого конца своих отношений. Поэтому для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях. О важнейших и сомнительных делах посредники докладывали уездному мировому съезду, состоявшему из мировых посредников всего уезда. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства.
Так было совершено великое дело отмены крепостного права. Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный (21-22 млн.) общественный класс. Прежде для управления им довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должно было государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездах дворянское самоуправление, уже не годились для нового, состоявшего из различных сословий, уездного населения. Необходимо было заново создать местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.
1. Жуков В., Еськов Г., Павлов
В. История России. Учебное пособие;
2. Великая реформа. Т. 5. Деятели реформы.-
М., 1912;
3. Ильин В.В. Реформы и контрреформы в России.-
М., 1996. .