Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:22, контрольная работа
Со смертью Сталина, последовавшей 5 марта 1953г., заканчивалась целая эпоха в жизни страны. Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958г. и прошла несколько этапов.
1. «Оттепели» Н.С. Хрущева
2. Социально-экономическая политика
3. Демократизация культурной жизни
4. Тест
Библиографический список используемой литературы
Принципиальные изменения в системе управления народным хозяйством, произведенные в годы правления Н.С. Хрущева:
+ |
– |
Попытка перехода от административных
к экономическим методам |
Усложнилась структура управления, выросло число чиновников. Была подорвана единая политика в управлением производством. Удар по сельскому хозяйству: создание агрогородов, перевод сельского хозяйства на промышленную основу. Проводилась политика укрупнения совхозов и колхозов. Решение о продаже техники колхозам и ликвидации МТС. |
Внедрение новой техники, обновление производства |
Отставание от Запада продолжала увеличиваться |
Все более активную роль стали играть моральные стимулы (бригады коммунистического труда) |
Вместо поисков материальной заинтересованности в результате своего труда были произведены изменения в нормировании. И без того не высокие материальные стимулы к труду стали резко снижаться |
Волюнтаризм Н. Хрущева. Правление Хрущёва получило официальную безличную оценку «волюнтаризм». В переводе это означать господство волевых, рационально необоснованных методов принятия политических решений.
Ещё при жизни он создал о себе легенду этакого простака, рубахи-парня, руководимого непосредственными эмоциями. Он предпринимал некоторые свои важнейшие шаги под влиянием минутного душевного порыва. Тем самым подкреплялось убеждение о спонтанности тех или иных действий. Став руководителем страны, зная, по его собственному признанию, «лишь четыре действия арифметики», он мог искренне верить, что таких знаний достаточно и для успешного руководства великой державой.
Волюнтаризм Н. Хрущева находил отражение в его шараханье из стороны в сторону в сельскохозяйственном производстве, в многочисленных реорганизациях, цели и задачи которых трудно было объяснить. В его настойчивом стремлении насильственным, директивным путем изменить структуру полеводства или животноводства, в увлечение отдельными техническими (кукуруза) и управленческим (деление обкомов на городские и сельские) проектами.
На руководящих постах
Хрущёв легко мог проникнуться убеждением,
что любые его действия, продиктованные
личными интересами, ведут и ко
благу страны. Доказательство своих
незаурядных способностей он мог
видеть в собственной головокружительн
Определяющей чертой всех поступков Хрущёва как на пути к высшим постам в государстве, так и после их достижения, всегда было расчётливое стремление к единоличной неограниченной власти.5
3. Демократизация культурной жизни
Достижения советской системы образования. На основании закона о реформировании средней школы от 24 декабря 1958г., которое продолжалось до середины 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию. Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования: вместо школ ФЗО, ремесленных и других создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).
Однако перестройка школы, включая производственное обучение, оказалась малоэффективной, снизилась общеобразовательная подготовка школьников. В результате, к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного.
Высшая школа получила огромное развитие. В 1950-1955 гг. по всей стране было открыто 50 новых вузов, общее число их к концу 50-х гг. составило 766 против 105 в дореволюционной России, а число студентов 2200 тыс. против 127 тыс. до революции.
В то же время
не были преодолены пережитки
классового подхода. Молодежь
с трудовым стажем имела
В области физики и химии были отмечены Нобелевской премией достижения советских ученых – Н.Н. Семенова, И.Е. Тамма, Л.Д. Ландау, П.А. Черенкова, И.М. Франка, Н.Г. Басова, А.М. Прохорова.
В 1957г. вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон, что привело к развитию нового направления – физики высоких и сверхвысоких энергий. В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер; пластические массы, превосходящие по своим свойствам металлы. Были построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли.6
Первый в мире атомный ледокол «Ленин»
Самолетостроение и космонавтика. Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Туполев, С. Ильюшин, А. Яковлев, Н. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым С.П. Королеву, М.В. Келдышу, М.К. Янгелю и др. в освоении космического пространства. Были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автоматические станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства. Именно в эти годы в стране был создан свой ядерный и ракетный потенциал, построен первый в мире искусственный спутник Земли, а затем космический корабль. Совершен первый полет человека в космос Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года.
Главный конструктор космических кораблей С.П. Королев и первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин
Другие отрасли знаний. Велись разработки в области молекулярной биологии и биофизики, физиологии человека и животных, в области селекции растений. Был разработан и внедрен новый способ автоматической дуговой сварки сталей (научная школа академиков Е.О. и Б.Е. Патонов).7
«Оттепель» в литературе. В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.
Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов Юность, Иностранная литература, Наш современник и др.
Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В.Д. Дудинцева Не хлебом единым, повести В. Гроссмана Все течет. Другим значительным произведением на эту тему стал Один день Ивана Денисовича А. Солженицына.
Самиздат. В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции не подчинявшееся официальному курсу.
Первый самиздатовский машинописный журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков. В 1960г. А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря. В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века.
Живопись и скульптура. Происходило раскрепощение художественной жизни. Было реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ – ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи Филонова, Кандинского, Малевича, Шагала. Прошли персональные выставки Пикассо, Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани. Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм.
В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева. Мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.
Кинематограф. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития – распространилось цветное кино. В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя близкого и понятного зрителям: М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота с Н. Рыбниковым в главной роли.
Новое идеологическое наступление. В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.
Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
Массовая культура. Параллельно с официальной культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура. Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды – Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.
Таким образом, развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.
С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.
С другой – в условиях существования жесткой административно-
Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.8
Укажите, что характеризует
социально-экономическую
1. Стабильность организационных основ управления. |
нет |
2. Интенсификация сельского хозяйства. |
да |
3. Продажа хлеба за границу. |
нет |
4. Повышение затрат на военно-промышленный комплекс. |
да |
5. Изменение практики хлебозаготовок и заготовительных цен. |
да |
6. Широкое культурно-бытовое и жилищное строительство. |
да |
7. Демократизация культуры. |
да |
8. Подъем заработной платы и уровня жизни населения. |
да |
Библиографический список используемой литературы
1 Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1995. с.196-197
2 Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1995. с.196-198
3 Арсланов Р.А., Керров В.В., Мосейкина М.Н., Смирнова Т.М. Пособие для поступающих в вузы История России с древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. В.В. Керова
4 История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой – М.: ЮНИТИ, 2002.
5 Ярослав Бутаков «От троцкиста до «диссидента» / информационно-аналитическая газета «Столетие», 09.09.11
6 История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой – М.: ЮНИТИ, 2002.
7 История России ХХ – начала ХХI века / Барсенков А.С., Вдовин А.И., Воронкова С.В. / под ред. Милова Л.В. – М.; Эксио, 2006.
8 Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.