Падение Избранной рады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Факты не всегда нам известны точно: не всегда ясна в них личная роль и личное значение самого Грозного. Мы не можем определить ни черт его харак-тера, ни его правительственных способностей с той ясностью и положительностью, какой требует научное знание. Историки были в полной зависимости от разноречивых источников. Позже было выяснено пристрастие отзывов о Грозном, как шедших с его стороны, от официальной московской письменности, так и враждебных ему, своих и иноземных [22, c.211]. Главное затруднение, с которым сталкивается любой исследователь русской средневековой истории, связано с крайней скудостью источников. Чтобы решить эту задачу, историки принуждены выстраивать целые ряды гипотез, но, ни одна гипотеза не может заменить научно доказанного факта.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Социально-экономическая и политическая ситуация
в России в середине XVI в. .....................................................................8

Глава 2. Реформы Избранной рады
2.1 Образование Избранной рады...........................................................13
2.2 Реформы в период 1549 - 1553 гг. ....................................................16
2.3 Реформы в период 1553 - 1560 гг. ....................................................23

Глава 3. Падение Избранной рады.........................................................28

Заключение..................................................................................................31

Список использованных источников и литературы..........................34

Файлы: 1 файл

избранная рада курсовая.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Дворцовая тетрадь была  действующим  документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов  XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался  на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради  отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели каких-либо  массовых земельных пожалований.

Но в 50-х годах XVI в. осуществить  эту крупную реформу, по-видимому,  не удалось из-за сопротивления боярской аристократии и нехватки свободных земель. Тем не менее, сама идея реформы, её подготовка были использованы позднее, при введении опричины [18, c.164].

        Согласно  “приговору”  15   сентября   1550г.   духовным   феодалам

запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за  ними  сохранялись.  В целом  “приговор”  компромиссный  характер,  т.к.  сохранял   за   духовными

феодалами   слободы  и  предоставлял  им  даже  некоторые  возможности  пополнения их населения  со  стороны. Но  такое  положение  не  устраивало

руководство русской церкви, поскольку  подобные действия подрывали  авторитет церкви  в  глазах  у  миллионов  верующих.  Встал  вопрос  о  созыве  нового церковного собора. Был отредактирован сборник соборных  решений -  Стоглав. «Стоглав»- сборник, в котором записаны решения церковного собора 1551г., составившие сто глав[12, c.119].  Стоглав,  написан в виде ответов на вопросы о церковном «строении». Эти  вопросы,  написанные  от имени  Ивана   Грозного,   содержали   своеобразную   программу   реформ   и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако  они были лишь составлены  по  распоряжению  царя,  а  не  им  самим. Есть  все основания считать автором царских вопросов Сильвестра [12, c.118].

Стоглавый собор узаконил выкуп русских людей, попадавшихся в плен татарам. Прежде таких пленников выкупали греки, армяне, а иногда и турки, и приводили в Московское государство, предлагая выкупить, но если не находилось охотников, то уводили их назад. Теперь же постановлено было выкупать их из казны, и издержки на выкуп разложить по сохам на весь народ. Никто не должен увольняться от такой повинности, потому что это общая христианская милостыня.

      Также  правительство принимало меры  к подготовке  передачи  церковно-

монастырской земли  в  частную  собственность  дворян.  15  сентября  1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос  о  церковно-монастырских  слободах.  В публикуемом обращении к собору 1551г. Иван VI  просит церковников одобрить  проведённые им реформы, выразившиеся в составлении Судебника 1550г. Царские вопросы о монастырской жизни (вопрос 16), о церковном суде и т.п. составлены в нестяжательском духе, в чём сказалось, очевидно, влияние Сильвестра [18, c.165].

В самом главном правительство  потерпело неудачу. В Стоглаве была ещё раз подтверждена незыблемость церковно-монастырского землевладения.

Ему не удалось осуществить  секуляцию церковных земель, это  вызвало открытое недовольство Ивана Грозного, который принял новые меры по ограничению монастырского землевладения. Приговором 11 мая 1551 г. покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без «доклада» Ивану VI запрещалось под угрозой конфискации объекта продажи. В это же время в соответствии со статьёй 48-й Судебника осуществило пересмотр жалованных грамот. Сущность сводилась к уничтожению основных податных привилегий духовных феодалов.

В осуществленной реформе  отчётливо проявился компромисс между правительственной программой нестяжательского толка и осифлянским большинством собора [18, c.166].

         Итак, в результате мероприятий,  проведенных   в  1550 - 51  гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому  землевладению и  по  привилегиям  монастырей-вотчинников.  Но  этот  успех   правительства “избранной  рады”  был  достигнут  ценой  дальнейшего  нажима  на  крестьян. Принужденные отдавать часть своих  доходов  в  царскую  казну,  монастырские власти  старались  компенсировать   потери  ценой   увеличения   поборов   с населения своих вотчин.

После Стоглава была поставлена  задача о разрешении земельного  вопроса и введении новых прямых налогов. Все это нельзя  было  сделать,  не  проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах  Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - большая  соха. Социальная степень  землевладельца  определяла  степень  тяжести  обложения.

Классовый смысл реформ виден уже  в том, что “в  наиболее  тяжелом  положении оказывались черносошные  крестьяне, т.к. при одинаковом количестве  земель  у разных  землевладельцев  им  приходилось  платить  больше  всего  налогов”.   Реформа была  наиболее  благоприятной для светских  феодалов  и  несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало  общей  линии  реформ 50-х гг.  XVI  века.  Поземельная  перепись  сопровождалась  многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у  отдельных  монастырей.  Сокращение земельных  и  торговых  привилегий  монастырей-вотчинников   происходило   в обстановке   таможенной   политики.    Постепенно    таможенное    ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных  налогов передается  на  откуп  отдельными  должностными   лицами   из   центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной  системы  сбора  косвенных  налогов содействовали  развитию  товарно-денежных  отношений  в  стране,  ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

В середине XVI в.  наряду с ростом старых податей и повинностей  повсеместно были введены новые: «пищальные деньги» (на содержание стрелецкого войска), «полоняничные» (на выкуп пленных) и др. Реформы финансовой системы приводили к резкому усилению податного бремени [18, c.166].

Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено,  было  приобрести  особенно  важное  значение,  -  введение  земских учреждений и переход к отмене  кормлений.  “Земскую  реформу  можно  считать четвертым ударом по кормленой системе,  нанесенным  в ходе  реформ”.  Она должна была привести к окончательной  ликвидации  власти  наместников  путем замены  ее  местными   органами   управления,   выбранными   из   зажиточных черносошного крестьянства и посадских люде. В осуществлении земской  реформы были заинтересованы  зажиточные  круги  посадского  населения  и  волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме  разбоев,  и  неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс -  вот те основные причины, которые делали проведение реформы  местного  управления неотложной.  Губная и земская реформы по мере их  осуществления  приводили  к созданию   сословно-представи-тельных   учреждений   на   местах   отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного  крестьянства.  Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями,  но  смысл  реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

Неспокойная обстановка в правительстве  и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.

Обострение классовых противоречий в середине века нашло отражение  в подъёме реформаторского движения. Официальная церковь клеймила русских вольнодумцев как «еретиков». «Ересь» захватила низы городского населения, белое духовенство и даже отдельных представителей дворянства. Наиболее радикальные взгляды высказывал идеолог плебейского крыла Феодосий Косой.

Более умеренными были идеи, развивавшиеся в кружке сына боярского  Матвея Башкина. Он выступал против закабаления  и похолопления свободных людей, отрицал троичность бога, подвергал  рационалистической критике сочинения «отцов церкви». Челобитная попа Симеона является одним из основных документов, характеризующая «ересь» Матвея Башкина [13, c.59]. Близок к нему был игумен Троицкого монастыря Артемий. Он резко осуждал монастырское землевладение и призывал к рационалистическому пересмотру литературы. Церковникам удалось разгромить реформационное движение в России.  Русский город не сделался его основной социальной базой.

2.3. Реформы  в период 1556 – 1560 гг.

Исходя из реформ центрального аппарата, власти стали ясно вырисовываться очертания  приказного  управления.  В  документах  “изба”  становиться   уже нарицательным  названием  центрального  правительственного   учреждения.   С  течением времени  ведомства  центрального   управления   стали   именоваться “приказами”.  Термин  “приказ”  постепенно  вытеснил  название   “изба”  из обихода. К числу важнейших учреждений относились приказы, ведавшие вооруженными силами и их обеспечением:  Разрядный приказ – центральное ведомство по делам дворянского войска, Поместный приказ,  ведавший вопросами земельного обеспечения дворянства,  Стрелецкий приказ, Посольский  и другие. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся самим Адашевым, разбиравший «челобития» (прошения, жалобы), контролировал деятельность центральных ведомств. По мере присоединения к Русскому государству отдельных земель возникали областные приказы (Казанский, Сибирский), которые сохраняли черты старого (дворцового) принципа управления. Разветвлённая приказанная система с её бюрократическим аппаратом явилась сильным орудием укрепления централизованного государства и ликвидации пережитков удельной раздробленности [18, c.178].

18 января  1555  г.  издается  серия  законов  о  губной  реформе. В результате суд по важнейшим уголовным делам на местах был изъят из рук наместников и волостей и передан губным старостам, которые выбирались из провинциальных детей боярских. В губных наказах, посылавшихся на местах, особое внимание уделялось процедуре расследования (сыска) по делам о «лихих людях». Губные старосты подчинялись Разбойному приказу [18, c.180].

В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило  осуществление и земской реформы, приведшие к ликвидации системы кормлений. Запись, сохранившаяся в продолжение Летописца с начала царства, представляет собой изложение мероприятий правительства Ивана 4 по отмене кормлений и упорядочению службы помещиков и вотчинников [4, c.121]. Отмена кормлений в ней мотивируются острыми столкновениями, происходившими между кормленщиками и населением. Мероприятия по отмене кормлений  излагаются в самых общих чертах, зато им предшествует пространное рассуждение церковно-нравоучительного характера о царской власти, призванной осуществлять в стране суд и «правду».

В результате ликвидации системы кормлений  и создания на местах сословно-представительских учреждений русское правительство смогло  добиться  решения важнейших задач в деле укрепления  централизованного  аппарата  власти. В  результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленых” функций,  что повысило  боеспособность  и  увеличило  личный  состав   русской   армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной  службы  оно получали регулярное вознаграждение.        

Военные реформы 50-х годов  XVI в.  были  только  первым  приступом  к

преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась

дворянская  группировка,  оказалось  возможным  углубить  и  расширить,  уже

намеченные раньше военные  реформы. Эта реформа  находилась  в тесной  связи    отменой кормлений. В 1556 г. принято «Уложение о службе», устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Согласно Уложению, каждый служивый человек, кроме  своего участия в военной службе, обязан был выставлять с имеющихся в его расположении вотчинной или поместной земли вооружённых воинов из числа его «людей» (холопов) по норме: со 100 четвертей «доброй» земли в одном поле – один конный воин в полном вооружении.  Уложение должно было содействовать росту поместного войска и усилению дворянства. Военная реформа уравняла «в службе» боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооружённых сил, повысила их боеспособность. Кроме того, она несколько упорядочила отношения между служилыми людьми, которые теперь делились на две основные группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству – бояре и дворяне) и «по прибору» (т.е. по набору – стрельцы, пушкари, городовые казаки, набиравшиеся на денежное жалованье). Теперь военно-служилый человек получал  компенсацию  не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а  жалованием  из  казны  за  военную  службу [4, c.123].  Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к.  имела  одним  из следствий  увеличение  роли  отрядов  феодальной  аристократии   в   составе дворянской конницы. Но все, же реформы русской армии привели  к  усилению  ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала  насчитывать  15  000 человек. Реформа потребовала  создания специального штата  правительственных чиновников,  которые  могли  бы  обеспечить   руководство   военно-служилыми делами.

  Поскольку местничество приговором  1550  г.  не  отменялось,

правительство решило провести еще ряд  мероприятий по ограничению  боярского своеволия в армии.  Для этой  цели  в  1555 г. был составлен Государев родословец, куда  должны  были  быть включены все родословные росписи важнейших  княжеско-дворянских  фамилий.  В составлении родословца принимал участие  Алексей  Адашев,  что  подчеркивает значение   проводившегося   мероприятия. Если Государев родословец был  справочником  по  вопросам  “родовитости феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы  играли  разрядные книги,  обобщающая  редакция  которых  -  Государев   разряд,   составленный  одновременно  с  родословцем.  Он  должен   был,   регулировал   местнические  отношения феодальной знати.  Помогая навести порядок  в  местнических  счетах знати,  он  фактически  легализовал  местничество   и  отразил   тем   самым противоречивый, компромиссный характер деятельности “Избранной рады”.

Информация о работе Падение Избранной рады