Педагогические теории французских просветителей XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения XVIII века определяется целесообразностью использования его в естественной ориентации общества на демократические преобразования, предполагающие максимальное обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности как процесса самовоспитания, гуманистической направленности современного российского образования, формировании педагогического идеала развивающейся личности.
Педагогические традиции французского Просвещения отражают социальные цели, характер общественных отношений. Теоретическая и педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса привязана в них к конкретно-историческим условиям, конкретному содержанию общественной жизни.

Содержание работы

Актуальность исследования выбранной темы……………………... 3 стр.
Ж.-Ж. Руссо и его педагогическая теория
Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей…………………………5 стр.
Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы ……………………………………………………………………6стр.
Взгляды Жан-Жак Руссо на первоначальное воспитание(до 12-ти лет)……………………………………………………………..13 стр.
Умственное, нравственное и религиозное воспитание (возраст от 12 до 15 лет)…………………………………………………...17 стр.
Воспитание женщины………………………………………..23 стр.
Значение педагогической теории Руссо в истории педагогики…..24 стр.
Библиография………………………………………………………...26 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории Франции 1.docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  лингвистический университет.

Кафедра истории, культуры и  географии Франции.

 

 

 

 

 

 

 

Реферат истории, культуры и географии Франции  на тему:

 

“Педагогические теории французских просветителей  XVIII века”

 

 

 

 

 

 

 

выполнила студентка

факультета французского языка

группы № 203

Пряхина К.С.

 

Проверила

Мягкова Е.М

 

 

 

 

Москва

2011

План

  1. Актуальность исследования выбранной темы……………………... 3 стр.
  2. Ж.-Ж. Руссо и его педагогическая теория
    1. Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей…………………………5 стр.
    1. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы  ……………………………………………………………………6стр.
    2. Взгляды Жан-Жак Руссо на первоначальное  воспитание(до 12-ти лет)……………………………………………………………..13 стр.
    3. Умственное, нравственное и религиозное воспитание (возраст от 12 до 15 лет)…………………………………………………...17 стр.
    4. Воспитание женщины………………………………………..23 стр.
  1. Значение педагогической теории Руссо в истории педагогики…..24 стр.
  1. Библиография………………………………………………………...26 стр.

 

 

1.Актуальность  исследования выбранной темы

Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения XVIII века определяется целесообразностью использования его в естественной ориентации общества на демократические преобразования, предполагающие максимальное обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности как процесса самовоспитания, гуманистической направленности современного российского образования, формировании педагогического идеала развивающейся личности.

Педагогические традиции французского Просвещения отражают социальные цели, характер общественных отношений. Теоретическая и педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса привязана в них к конкретно-историческим условиям, конкретному содержанию общественной жизни. Именно современная высшая и средняя школы, призванные готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях рыночной экономики, для которой характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие требования к качеству труда непременно найдут в традициях богатый опыт и для формирования физически и умственно развитых личностей.

Истоки воспитательно-образовательного движения в значительной мере лежат  в Просвещении, прежде всего французском, потому что предмет воспитания (образования, просвещения) - один из ключевых в культуре Просвещения. Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения обусловлена динамикой изменений, происходящих во всех сферах жизни современной России: переосмыслением отношения к человеку как к субъекту собственного развития; новым взглядом на страну как на часть мирового сообщества, которая подчиняется всеобщим законам развития и общечеловеческим ценностям; своеобразной ситуацией, сложившейся в системе образования, характеризующейся поиском новых направлений развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов, направленной на усиление внимания к индивидуальным образовательным маршрутам.

Научный анализ ценного педагогического  наследия имеет не только теоретическое  значение, но и большую практическую ценность в условиях коренной перестройки  подходов к концепции воспитания личности, реорганизации системы  образования в нашей стране. Растущее внимание российских учителей и научных  работников к истории и современному состоянию вопросов обучения и воспитания детей в зарубежных странах, особенно по проблемам формирования демократического и инициативно-творческого сознания у молодежи, ставит на повестку дня  изучение педагогических идей французских  просветителей с позиций нового мышления.

Социально-экономическое положение и культурно-ценностные преобразования, происходящие в нашем обществе, предъявляют высокие требования к воспитанию у подрастающего поколения гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений. Особый интерес по этой проблеме у современных педагогов вызывают прогрессивные педагогические принципы французских просветителей, которые оказались высочайшим достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической, гуманистической педагогики.

В условиях реорганизации  системы образования в нашей  стране научный анализ ценного педагогического  наследия французских просветителей  с позиций новых достижений образовательной  философии и науки приобретает  особую актуальность. Поэтому, я считаю, необходимы рекомендации и разработки по целесообразному использованию богатого опыта великих мыслителей Ж.-Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, Д.Дидро и их последователей М.Монтессори, С.Френе, И.Я.Яковлева и других. Важно, чтобы подрастающее поколение знало гуманистические идеи, основанные на демократических принципах, и через них определяло свое будущее.

За пример я взяла педагогическую теорию Ж.-Ж.Руссо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ж.-Ж. Руссо и его педагогическая теория

Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей

В середине XVIII в. система  феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим  способом производства. Феодально-абсолютистский строй тормозил распространение  мануфактур, внедрение машин, применение передовых агрономических методов в сельском хозяйстве. Население страны делилось в это время на три сословия. Первое и второе сословия — духовенство и дворянство — владели землей и, пользуясь своими большими правами и привилегиями, безжалостно эксплуатировали народные массы — крестьян, ремесленников, входивших в третье сословие, которое по своему составу не было однородным и, кроме крестьян и городской бедноты, включало также купцов, фабрикантов, банкиров — класс нарождающейся буржуазии. Третье сословие не имело привилегий, и потому все его представители, несмотря на разное имущественное положение, были едины в своем бесправии, ненавидели феодальные порядки и королевскую власть, находились к ним в оппозиции. Антифеодальное движение народных масс, завершившееся революцией 1789 г., было возглавлено, после некоторых ее колебаний, буржуазией, которая, будучи в ту пору исторически прогрессивным классом, взяла на себя роль защитника интересов всех угнетенных и бесправных.

Идеология французской буржуазии  нашла свое наиболее яркое выражение  в трудах философов-просветителей. Ф. Энгельс называл их великими людьми, просветившими головы французов  для приближавшейся революции. Они  выступали против всех феодальных устоев. Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике. Философские и политические взгляды французских просветителей, среди которых наиболее выдающимися были Вольтер, Руссо, философы-материалисты Гельвеций и Дидро, не были одинаковыми. Но все просветители выступали против деспотизма и произвола феодальной власти, религиозного фанатизма, против сословных привилегий, в том числе и в области образования. Они уповали на то, что уничтожить невежество, искоренить суеверия и предрассудки удастся путем распространения просвещения. Просвещение, перевоспитание людей повлечет за собой улучшение законодательства, коренное изменение характера общественных отношений. Вслед за Дж. Локком французские просветители отстаивали договорную теорию происхождения государства и теорию естественного права. Воззрения просветителей сыграли большую роль в идеологической подготовке революции.

 

Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы

Руссо родился в Женеве в 1712 году. Его отец (Исаак) был часовщик; предки - выходцы из Франции (изгнанные  за принадлежность к гугенотам). Мать Руссо умерла при его рождении, и Жан-Жак Руссо с первых дней рос на попечении отца и его  сестры, ласковой молодой девушки. По натуре, родители Руссо были оба людьми впечатлительными и нервными: отец отличался беспокойным, самолюбивым нравом, мать обладала умом и художественной талантливостью. От них Руссо и наследовал беспокойное, страстное, "чувствительное сердце". Наследственная чувствительность ребенка еще более увеличилась благодаря особым отношениям к нему осиротевшего отца. Последний страстно любил свою жену и часто вспоминал о ней с маленьким сыном. Жан-Жак Руссо страстно любил читать. Когда все романы библиотеки матери были прочитаны (к лету 1719 года), Руссо с отцом перешли к чтению исторических сочинений. Из них наибольшее впечатление на Руссо производили "Жизнеописания" Плутарха. Чтение исторических сочинений, по признанию самого Руссо, внушило ему "свободный, республиканский дух, неукротимый и гордый, не выносящий ни ярма, ни подчинения характер". Он сильно увлекался античными доблестями, воображая себя на месте изображаемых античных героев . Значительное влияние на Руссо, на развитие в нем впечатлительности и художественного чувства, имела также его молодая тетка, сестра отца. Таковы были первые впечатления детства Жан-Жак Руссо. Под их влиянием складывалось его сердце и характер.

Вскоре отцу Руссо пришлось покинуть Женеву, и Жан-Жак остался  на попечении дяди, инженера. Вместе с двоюродным братом, сверстником, его  отдали на воспитание одному пастору (Ламберсье) в деревню (дер. Боссе). Это время  детства оставило в Руссо самые  счастливые воспоминания, несмотря на первые вспышки чувственности. Вскоре дядя Руссо взял их к себе, и здесь  Руссо прожил 2-3 года почти без всякого воспитания и дела. Так как у Pycco не было средств на дальнейшее образование, то родные надумали отдать его к одному городскому чиновнику, чтобы выучить  ремеслу писца. Но Руссо не чувствовал к канцелярщине никакой охоты и вскоре был выгнан оттуда. Тогда его отдали в мастерскую гравера (Дюкомена). Здесь, в грубой обстановке, у грубого, сердитого мастера, Руссо сам превратился в порочного подмастерья. Здесь, в мастерской гравера, у Pycco сложилось предрасположение к одиночеству, которое оставалось с тех пор навсегда; его тяготила окружающая обстановка, и он невольно уходил от нее в мир грез. Около 5-ти лет (1723-1728 г.) Руссо провел в мастерской и наконец, опоздав однажды с прогулки и боясь наказания мастера, бежал. Отсюда начинается для Руссо период скитаний, полный приключений и самых различных и беспорядочных занятий. Сначала он попадает к одной католической патронессе, молодой даме (г-же Варен); по ее рекомендации, поступает в приют обращаемых еретиков и принимает здесь католичество; по выходе из приюта живет в "углу", занимаясь мелкими граверными поделками; дальше служит лакеем в знатных домах (графини де-Верселли и графа де-Гувон); снова возвращается к г-же Варен; учится в католической семинарии, пробуя подготовиться в священники, но без успеха; живя у г-жи Варен, берет уроки музыки; выучившись немного, сам дает уроки; поступает к проходимцу греку, выдававшему себя за иерусалимского архимандрита, переводчиком и секретарем; год состоит гувернером у главного судьи г. Лиона г-на де-Мабли; составляет проект замены нотных знаков цифрами и представляет его в Парижскую академию; поступает секретарем к французскому посланнику в Венеции (графу де-Монтегю); сочиняет оперы " ("Muses galantes" и "Деревенский колдун") и, наконец, отдается литературному творчеству, приобретая в то же время средства и перепиской нот. Из этого периода жизни, до начала литературной деятельности, особенное значение для Руссо имело пребывание его в Шамбери, когда он жил у своей "maman", у г-жи Варен, и именно последние годы пребывания (1734-36 г.). Г-жа Варен вела открытую жизнь; у нее много бывало гостей, в том числе люди, интересующиеся и близкие к литературе. В это время общество живо волновалось появлявшимися произведениями Вольтера ("Философскими письмами" и др.). Все это пробуждало и в Руссо стремление к самообразованию, к занятиям наукой. Но светская, рассеянная жизнь пока мало благоприятствовала этому стремлению. Скоро, однако, расстроенное здоровье побуждает Руссо искать деревенского отдыха и уединения. Вместе с г-жой Варен, ставшей его возлюбленной, он поселился летом в одном имении близ Шамбери. Здесь, в непосредственной близости к природе, Руссо чувствовал себя счастливым. Руссо продолжал вести уединенную, тихую жизнь. В это время он познакомился и сблизился с врачом Соломоном, "большим картезианцем", беседы с которым имели на него сильное влияние. Руссо с увлечением отдается серьезному чтению, и особенно увлекается сочинениями Оратории и Пор-Рояля, соединявшими благочестие с научностью. В следующий летний переезд в имение Руссо запасается серьезными книгами для самообразования. Среди них: "Логика" Пор-Рояля, "Опыты" Локка, сочинения Декарта, Мальбранша и Лейбница. Помимо философского чтения, он занимается геометрией, изучением латыни, историей, географией, а позже физиологией и анатомией.

Литературная деятельность Руссо начинается с его (вторичного) приезда в Париж, осенью 1741 года. Здесь он знакомится с энциклопедистами и принимает небольшое участие в написании "Энциклопедии". Но литературная известность Руссо начинается с сочинения, написанного в 1749 году на тему, объявленную на премию Дижонской академией: "Способствовал ли прогресс в науках и искусствах ухудшению или улучшению нравов?" Сочинение получило премию. Вскоре затем была написана и другая статья на конкурсную тему, предложенную той же академией: "О происхождении неравенства между людьми". Руссо всецело отдается литературному творчеству, ища для своей работы полного досуга и уединения. Он почти совсем покидает Париж и живет вне города . Менее, чем за 10-летие, с 1753-1762 г., им были написаны "Общественный договор" ("Contrat social"), роман любви "Новая Элоиза", "Письмо к д'Аламберу" и "Эмиль или о воспитании" . "Эмиль” был написан в три года, закончен в 1760 году и в следующем году вышел в свет. Книга вызвала в обществе бурю негодования против свободомыслящего автора. Помещенное в книге рассуждение о религии ("Исповедание Савойского викария") дало повод обвинять Руссо в ниспровержении христианской религии. Французский парламент определил книгу к сожжению, а автора - к заключению в тюрьме. Руссо должен был бежать. Швейцарские республики, ни Женева, ни Берн, не дали беглецу приюта. Женева так же осудила книгу и автора, как и Париж, и Руссо нашел пристанище себе в тогдашней прусской провинции - Невшательском округе. Но скоро чернь изгнала его и отсюда, несмотря на защитительные декреты Прусского короля (Фридриха Великого). Руссо удалился в Англию к приглашавшему его философу Юму. Но с 1767 года, под именем Рену, он снова живет во Франции (его оставили в покое под условием, чтобы он не писал ни против господствующей религии, ни против образования), все более и более удаляясь от общения с людьми. В это время он написал историю своей жизни до 1765 года –“Исповедь", произведение замечательное по тонкому анализу субъективных переживаний и автобиографической откровенности. Надломленный пережитыми волнениями, Руссо умер скоропостижно 2-го июля 1778 года, в замке маркиза де-Жирарден в Эрменонвиле. Исполняя волю покойного, де-Жирарден похоронил его среди парка, на маленьком, поэтическом островке, засаженном пирамидальными тополями. Всегда обожавший природу, всегда находивший на лоне ее покой при жизни, Руссо остался ей верен и после смерти. На его могиле Жирарденом поставлен был памятник с прекрасной характерной надписью: "Здесь лежит человек природы и правды".

Психологические взгляды Руссо

В своих психологических  взглядах Руссо стоит на почве  обычного, популярного в ту эпоху  сенсуализма. Духовная жизнь ребенка  начинается и вся вырастает из ощущений. До ощущений же в душе ничего нет, она "чистая таблица". В первые годы жизни память, воображение, а тем более, конечно, разум совершенно отсутствуют, и ребенок живет одной растительной жизнью и ощущениями. Все знание, или все духовное содержание ребенка заключается в ощущении, ничто не переходит в мышление. Поэтому детство Руссо поэтически называет "сном разума". "Чистую таблицу" душа ребенка представляет собой не только в умственном отношении, но и нравственном. У него нет никаких нравственных понятий потому, что ему недоступно еще понимание взаимных человеческих отношений, которые регулируют нравственность. Правда, Руссо признает существование в человеке совести, независимой от разума, но без него она развиваться не может. Руссо также отмечает, что до разумных лет не может явиться никакой идеи о нравственности и социальных отношениях. Таким образом, до разумных лет ребенка нельзя назвать в собственном смысле нравственным или социальным существом. Он не сознает своих отношений к другим людям и живет исключительно личной, в широком смысле эгоистической жизнью. Ребенок, до развития чувства долга, руководится в жизни только тем, что ему полезно и неполезно, что доставляет удовольствие или неприятность. Иначе говоря, как в душе ребенка существуют вначале ощущения, так только ощущениями же (приятными и неприятными, выгоды и невыгоды) определяется вначале и его жизнь. Помимо взглядов на человеческую природу, в частности, природу ребенка, воспитание определяется еще взглядами на назначение человеческой жизни или этическими воззрениями.

Информация о работе Педагогические теории французских просветителей XVIII века