Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:53, реферат
Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения XVIII века определяется целесообразностью использования его в естественной ориентации общества на демократические преобразования, предполагающие максимальное обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности как процесса самовоспитания, гуманистической направленности современного российского образования, формировании педагогического идеала развивающейся личности.
Педагогические традиции французского Просвещения отражают социальные цели, характер общественных отношений. Теоретическая и педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса привязана в них к конкретно-историческим условиям, конкретному содержанию общественной жизни.
Актуальность исследования выбранной темы……………………... 3 стр.
Ж.-Ж. Руссо и его педагогическая теория
Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей…………………………5 стр.
Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы ……………………………………………………………………6стр.
Взгляды Жан-Жак Руссо на первоначальное воспитание(до 12-ти лет)……………………………………………………………..13 стр.
Умственное, нравственное и религиозное воспитание (возраст от 12 до 15 лет)…………………………………………………...17 стр.
Воспитание женщины………………………………………..23 стр.
Значение педагогической теории Руссо в истории педагогики…..24 стр.
Библиография………………………………………………………...26 стр.
Высказывая эти мысли о религиозном воспитании, Руссо стоит, с одной стороны, на почве узко-сенсуалистической психологии, которая ограничивает начальную жизнь души одним чувственным материалом, доставляемым внешними чувствами, и не допускает понимания других идей, другого материала . С другой стороны, в своей требовательности от человека ясных, чисто отвлеченных представлений о Боге и бессмертии, Руссо является сторонником картезианского понятия об истине и истинности. Руссо думает, что после 18-ти лет питомцу можно сразу дать ясные, отчетливые представлений о Боге, не проходя ступени представлений несовершенных (чувственных). Что касается тех религиозных понятий, которые сообщаются Эмилю по достижении им возраста разума, и которые (устами Савойского викария) исповедует сам Руссо, то зло - понятия естественной, разумной религии. Руссо является, вообще, представителем деизма, то есть признает только религию ясных доступных нашему разуму истин, которые разум может и сам извлечь из собственных оснований и рассмотрения природы (естественная религия). Эту религию ясных истин, религию не выше нашего разума, Руссо считал, вообще, достаточной для внутреннего объединения и моральной поддержки граждан государства. Возбуждение в сердце религиозных чувств Руссо ставит в связь с эстетическими впечатлениями природы. Природа для него лучшая учительница и воспитательница религиозности.
Воспитание женщины
Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля, Софьи) определялись его взглядами на природу женщины и ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши. В девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.
Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Руссо крайне ограничивал образование невесты Эмиля, но считал, что уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится. Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена — религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.
Взгляды Руссо на назначение женщины в обществе и ее воспитание весьма консервативны. Восставая против развращенных нравов, которые господствовали в его время среди высшего дворянства и духовенства Франции, Руссо возводил в идеал скромную, благонравную женщину, принадлежащую к третьему сословию, но он неправомерно противопоставлял воспитание юноши и девушки.
Значение педагогической теории Руссо в истории педагогики
Нет ни одного писателя, которым бы
столько восторгались, как Ж.- Ж. Руссо.
Ни одно из педагогических сочинений не
удостаивалось такого внимания со стороны
широкой публики, как "Эмиль". Тотчас
по появлении ,"Эмиль" был переведен
на немецкий и английский языки, всюду
возбуждал и завладевал общественным,
вниманием, вызывая многочисленную литературу,
вплоть до курьезных подражаний. Великие
немецкие поэты и мыслители 18-го века отзывались
о книге с величайшим восхищением. Гёте
называл ее "естественным евангелием
воспитания”, Гердер "божественным
произведением.
Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли.
Автор "Эмиля" оказал на
педагогию и глубокое внутреннее
влияние, обогатив ее новыми, плодотворными
идеями. Правда, что педагогическая
система Руссо в целом (как
она излагается в "Эмиле") нигде
и никогда не принималась. На это
едва ли рассчитывал и сам автор.
Но некоторые основные ее идеи вошли
в педагогию и положили начало
существенному ее преобразованию. Руссо
первый так ярко подчеркнул особый
строй детской психологии, на изучении
которого должна быть основана рациональная
педагогия.
Руссо подверг сокрушительной критике
отживающую феодальную систему воспитания,
подавляющую личность ребенка: сословные
ограничения в области образования, словесное
обучение, догматизм и зубрежку, палочную
дисциплину, телесные наказания. Выражая
взгляды передовых людей своего времени,
он выступил со страстным призывом освободить
человека от феодального гнета, защитить
права детства. Руссо призывал с любовью
относиться к ребенку, внимательно изучать
его возрастные и индивидуальные особенности,
считаться с его потребностями.
Он особо подчеркивал необходимость воспитывать
органы чувств детей, развивать их наблюдательность,
стимулировать развитие у детей самостоятельного
мышления, творческих сил. Очень важными
были требования Руссо придать образованию
реальный характер, связать его с жизнью,
развивать в процессе обучения активность
и самодеятельность детей, подготавливать
их к труду как общественной обязанности
каждого гражданина.
Вместе с тем не все высказывания Руссо
мы можем признать правильными. Например
его требование индивидуального “свободного
воспитания, отрицание необходимости
разнообразных педагогических воздействий,
кроме косвенных, противопоставление
личного опыта ребенка опыту всего человечества,
недооценка систематических знаний, умаление
роли женщины в обществе и вытекающие
отсюда реакционные взгляды на ее воспитание.
И все же идеи Руссо о воспитании
активного, мыслящего, свободного человека
оказали огромное положительное
влияние на развитие педагогической
теории и практики во многих странах,
хотя позже были почти полностью
отвергнуты буржуазной педагогикой. В
конце XIX и в начале XX в. буржуазия,
потерявшая к этому времени свою
прогрессивность, стала отказываться
от наследия Руссо или извращать его.
Библиография
1 "Эмиль", стр.47 и 52
2 "Эмиль", стр.34
3 "Эмиль", стр.57
4 “Эмиль”, стр.7
5 “Эмиль”, стр.11
6 “Эмиль”, стр.44-45
7 “Эмиль”, стр.108-109
8 “Эмиль”, стр.157
9 “Эмиль”, стр.171, 320
10 “Эмиль”, стр.181
11 “Эмиль”, стр.202
12 “Эмиль”, стр.204
13 “Эмиль”,стр.232
14 “Эмиль”,стр.246
15 “Эмиль”, стр.290
16 “Эмиль”, стр.280
Информация о работе Педагогические теории французских просветителей XVIII века