Педагогические теории французских просветителей XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения XVIII века определяется целесообразностью использования его в естественной ориентации общества на демократические преобразования, предполагающие максимальное обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности как процесса самовоспитания, гуманистической направленности современного российского образования, формировании педагогического идеала развивающейся личности.
Педагогические традиции французского Просвещения отражают социальные цели, характер общественных отношений. Теоретическая и педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса привязана в них к конкретно-историческим условиям, конкретному содержанию общественной жизни.

Содержание работы

Актуальность исследования выбранной темы……………………... 3 стр.
Ж.-Ж. Руссо и его педагогическая теория
Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей…………………………5 стр.
Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы ……………………………………………………………………6стр.
Взгляды Жан-Жак Руссо на первоначальное воспитание(до 12-ти лет)……………………………………………………………..13 стр.
Умственное, нравственное и религиозное воспитание (возраст от 12 до 15 лет)…………………………………………………...17 стр.
Воспитание женщины………………………………………..23 стр.
Значение педагогической теории Руссо в истории педагогики…..24 стр.
Библиография………………………………………………………...26 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории Франции 1.docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

Взгляды Руссо на цель человеческой жизни  и добродетель

Для мыслителей века Просвещения  и для Руссо цель человеческой жизни лежит в счастье. Но в чем заключается счастье? По мнению Руссо, “Самый счастливый человек тот, у кого меньше горя; самый несчастный - тот, у кого меньше радостей. Источник же горя и несчастий - в непомерности наших желаний, когда желаний больше, чем средств к их удовлетворению. Отсюда ясно, в чем заключается человеческая мудрость и где путь к человеческому счастью: в ограничении избытка желаний соразмерно со средствами и восстановления полнейшего равновесия между силою и волею" 1. Необходимость для счастья этого равновесия ставит воспитанию, очевидно, первые две задачи: умножать, развивать силу человека и, с другой стороны, сокращать, умалять желания. Из того же источника, откуда проистекает счастье, развивается и добродетель, которую Руссо понимает, как любовь к другим. Раз у человека будет более сил, чем желаний, он будет расходовать свои силы на других. По Руссо, “Эгоистами, злыми делаются слабые люди, у которых все силы уходят на удовлетворение собственных желаний ''2. Напротив, у сильного человека его первоначальное, природное чувство - любовь к самому себе, себялюбие, естественно, переходит в любовь к другим. Он скоро удовлетворяет свои простые потребности и обращает свое внимание на других. В человеческих отношениях внимание к другим наиболее возбуждается видом страданий их. Здесь нет никакой зависти к положению ближнего, с одной стороны, а с другой, именно страдания их нуждаются в нашей помощи, в силах. Таким образом добродетель, как любовь к ближним, естественно вытекает из того же соотношения между силой и волей, из какого и счастье и проявляется прежде всего как сострадание. Таким образом у Руссо счастье и добродетель, по существу, близки друг другу. По мысли Руссо, воспитываясь в условиях счастья, в условиях развития сил и обуздывания желаний, человек достигает естественного перехода себялюбия в любовь и сострадание к другим.

Руководящие идеи педагогической системы Руссо

Воспитание должно быть индивидуальным, то есть соответствовать природе воспитываемой личности. Эта идея индивидуализма, уже ранее ясно выраженная Локком, составляет основной, исходный пункт и в педагогической системе Руссо. Ею определяется вся постановка воспитания Эмиля. По мысли Руссо, совершенное воспитание должно быть воспитанием естественным: оно должно всецело отвечать природе воспитываемого; в нем не должно быть ничего наносного, привходящего извне, чуждого природе. Такое воспитание, по существу, должно совпадать с саморазвитием природы, с саморазвитием ребенка, не ускоряя, ни подавляя его. Руссо настойчиво, неоднократно указывает, что с ребенком надо обращаться бережно, соответственно его возрасту и имея в виду его личные особенности. С этой основной идеей тесно связаны другие, более частные педагогические принципы. Индивидуальное, естественное воспитание должно давать широкое место самодеятельности питомца, оно должно быть все построено на ней.

Эмиля не подталкивают ни в  чем; ему не внедряют ни нравственных, ни теоретических познаний. Он все добывает собственными силами и опытом. Деятельность воспитателя при воспитании Эмиля больше отрицательная, чем наставительно-положительная:"Она состоит не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранят сердце от порока, а ум от заблуждений. Но и в этом последнем отношении (в предохранении) воспитание должно держаться "хорошо направленной свободы", а не насилия и принуждения, которые только извращают природу, или принижая и забивая ребенка, или озлобляя его против воспитателя. Руссо допускает одну принудительную дисциплину, - дисциплину естественной необходимости, вытекающую из самого положения вещей. Только эта дисциплина научает ребенка благоразумию, не возбуждая злости и досады''3. Чуждое всякого искусственного побуждения со стороны воспитателя индивидуально-естественное воспитание должно быть медленным и строго постепенным. Руссо против искусственной выгонки "скороспелых плодов", против воспитания, которое создает "юных докторов и старых детей". Итак, идеальное воспитание должно строго соответствовать природе воспитываемой личности, должности строиться на саморазвитии и самодеятельности этой личности, при условиях свободы и постепенности.

Обстановка  воспитания Эмиля

Идея индивидуальности или  естественности в воспитании обусловливает  у Руссо и ту воспитательную обстановку, в какую он ставит своего Эмиля  и какую, очевидно, считает лучшей. Раз воспитание должно совпадать  с саморазвитием природы воспитываемой личности, то наилучшей обстановкой для него было бы уединение, жизнь с воспитателем вне общества, вдали от его влияний. Вот почему Эмиль воспитывается вне общества, в деревенском имении, в непосредственном общении только со своим воспитателем. Общество слишком ускоряет развитие, внушает природе ребенка несвойственные ей преждевременные, а следовательно, и дурные влечения, то есть всегда искажает, извращает природу. Руссо не потому только воспитывает своего Эмиля вне общества, что относится отрицательно к его культуре (хотя он, действительно, так к ней относился). Для своего педагогического полуромана, полутрактата он мог бы создать идеальное общество и поместить в него Эмиля. В целях идеального, "естественного" воспитания Руссо против всякого общества, как и против всякой книги. Чтобы обеспечить воспитанию строго естественный, индивидуальный характер, он выбрасывает за борт все книги, за исключением одной, которую и то только допускает. Воспитание должно быть строго природосообразным и индивидуальным, должно все извлекать из природы самого воспитанника, и потому даже воздействия воспитателя должно быть крайне ограничены и осторожны.

Индивидуалистическая  задача воспитания, по Руссо

Руссо воспитывает Эмиля  без общества и, пожалуй, даже не для  общества, по крайней мере, не для  реального, сложившегося общества, с  его искусственными (для отвлеченно-идеальной  точки зрения) границами отдельных  государств, с его неустойчивыми, зыбкими делениями людей на классы, по состояниям и роду занятий. При  воспитании для этого общества, пришлось бы сообразовать воспитание с положением, состоянием и кругом занятий, к которому предназначается питомец. Но, при  изменчивости человеческих положений, пригодность такого, практически-общественного  воспитания могла бы легко оказаться  призрачной. Все может измениться для человека, но всегда останется неизменным для него то, что он - человек, останется неизменным. Поэтому и Эмиль воспитывается "быть человеком". Эта общая цель воспитания заключает в себе два момента: развитие полноты истинно человеческих сил и сохранение естественной простоты потребностей. Полнотой сил и простотой потребностей и обусловливается истинно-человеческое, верное счастье, которое Руссо полагает, как цель человеческой жизни. По Руссо, кто хорошо воспитан быть человеком (то есть имеет полноту сил и простоту потребностей, только истинно-человеческие и общечеловеческие потребности), тот не может дурно выполнять и других должностей, которые выпадут ему на долю. Таким образом, индивидуалистическому, по обстановке, воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу- “cаморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы "жила"и "чувствовала" свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей”4 .

 

Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности

Преследуя указанную задачу, воспитание должно быть крайне осторожно  в отношении к силам развивающейся  личности. Как должно идти постепенно обучение, так строгой постепенности  должно держаться, по Руссо, и воспитание. Стадии этой постепенности, соответственные  развитию ребенка, Руссо и намечает в своем "Эмиле".

  1. Первая стадия, с рождения до образования речи, стадия полной беспомощности или бессилия. Существование ребенка здесь мало чем отличается от существования его во чреве матери. У него нет даже физических сил, тем более нет никакой духовной жизни
  2. Вторая стадия, с развития речи до 12-ти лет, стадия развития физических сил и начала духовной жизни. У ребенка нет еще ни рассудка, ни нравственных понятий, но, в связи с физическими силами и физической подвижностью, развивается и крепнет деятельность внешних чувств.
  3. Третья стадия, от 12 до 15 лет, стадия развития умственных сил и начала развития нравственного.
  4. Четвертая стадия, критический период юности, стадия страстей и нравственного саморазвития, когда человек, действительно, возрождается к жизни, и ничто человеческое ему не чуждо.

 

По этим четырем стадиям, соответственно их особенностям, изменяется и самое воспитание. На первой стадии оно представляет собой элементарное попечение о ребенке; на второй - воспитание физическое и воспитание внешних чувств; на третьей - воспитание умственное, и на четвертой - воспитание нравственное. Каждому воспитанию в "Эмиле" посвящена отдельная  книга.

 

 

 

 

 

Взгляды Жан-Жак  Руссо на первоначальное воспитание (до 12-ти лет)

 

Приступая в первой книге  к изложению правил воспитания, Руссо, в первую очередь, касается вопроса: кому воспитывать? Сам отказавшийся воспитывать своих детей, сам  отдававший их в приют и никогда  не знавший их, Руссо в "Эмиле" дает лучшее обоснование родительского  долга воспитывать детей своих  самим. Воспитание, естественно, лежит  на родителях: те, кто дали ребенку  жизнь, должны и научить ребенка "жить". Заботы первых лет, конечно, принадлежат матери. За исключением случаев болезненности, мать сама должна кормить своего ребенка. Руссо прекрасно выясняет все общественно-моральное значение материнских попечений о ребенке. "Нет матери, нет и ребенка. Между ними обязанности взаимные; и если одна сторона дурно выполняет эти обязанности, то другая будет так же ими пренебрегать. Ребенок должен любить мать прежде, чем сознает, что обязан любить ее.”5 По глубокой мысли Руссо, воспитание чужими не дает основных нравственных завязей, которые в ребенке создаются семьей. Дети, удаленные, разбросанные по пансионам, монастырям и коллегиям, утратят привязанность к родительскому дому, или, лучше сказать, приобретут привычку не чувствовать привязанности ни к чему. Но Руссо считается, однако, с трудностью и даже невозможностью обойтись без воспитателя. Поэтому и надо знать, кому можно поручить воспитание ребенка и на каких условиях. Воспитатель Руссо своеобразно-идеален. Он - не наемник; он - бескорыстный друг питомца и семьи.Помимо других общеизвестных качеств, воспитатель, по Руссо, вопреки общепринятому взгляду, должен быть молод, чтобы он мог сделаться товарищем своего ученика и вызвать его доверие, разделяя его забавы. Притом Руссо хотел бы, чтобы у ребенка все время, с первых дней и до конца воспитания, был один воспитатель, и чтоб одновременно он был учителем и воспитателем. Словом, он хотел бы, чтобы у ребенка с колыбели был верный, чуткий и бессменный друг. Такому воспитателю он поручает своего Эмиля.

 

Первые заботы о ребенке  почти исчерпываются физическим за ним уходом: его питанием, содержанием  тела в чистоте, укреплением и  прочее. Руссо и делает по этому уходу указания. Пищей первых лет для ребенка служит молоко матери, но, если брать кормилицу, то надо брать с молодым, водянистым, молоком (легче переваривающимся) и здоровую, не только телом, но и душой: у раздражительных кормилиц легко портится молоко. К тому же раздражительность кормилицы отражается и на характере ребенка. Помимо пищи, ребенку с первых же дней нужна свобода - протягивать и двигать членами тела, чтобы вывести их из онемения, в котором они были во чреве матери. Что касается мытья детей, то Руссо рекомендует "чаще мыть детей", приучая их к воде разных градусов, чтобы сделать тело почти нечувствительным ко всем изменениям температуры воздуха. При должном попечении о детях, не следует, однако, их изнеживать. Когда мать делает из своего ребенка идола, преувеличивая свою заботливость о нем, она приносит ему страшный вред; являясь жестокой матерью. Рекомендуя закаливать тело, во избежание заболеваний и страданий, Руссо не опускает здесь и нравственной стороны дела. Чем слабее тело, тем сильнее его власть над человеком и тем меньше повинуется оно душе; и напротив, чем оно крепче, тем послушнее. . Эта мысль Руссо проникает всю систему воспитания Эмиля, на всех стадиях его развития. Она тесно связана с этическими воззрениями Руссо, что нравственность развивается из силы; сильная природа человека выходит из себя, возвышаясь в чувстве сострадания и благожелания до этического порядка. Укрепляя тело, с первых же лет детства не следует расслаблять потворствами и духа. Ребенок слаб и надо удовлетворять его потребности, но пусть не приучают его считать себя центром внимания, которому другие люди служат только в качестве орудий.

По Руссо, дети до 12-ти лет  еще не имеют настоящих умственных способностей и потому не годятся  для умственного наставления. У  них нет ни мышления, ни даже настоящей  памяти. Кажущаяся легкость усвоения детьми некоторых знаний доказывает, по Руссо, что дети ничему не научаются; мозг их, гладкий и выполированный, отражает, подобно зеркалу, представляемые ему предметы; но ничто не остается, ничто не проникает. Если нам и  кажется, что дети изучают разные предметы (географию, историю) то это просто самообман: дети усваивают обозначения, слова, не понимая сути их; поэтому, кто слушает, тот понимает их, но сами дети ничего не понимают. Итак, ученье в эту пору бесполезно. Но оно не позволительно для раннего детства и по другой причине. Ускоряя ход природы, выгоняя "скороспелые плоды", создавая "юных докторов и старичков детей", преждевременное обучение насилует ребенка, извращает детскую природу, разрушая ее счастье. Руссо настойчиво указывает, что человек должен щадить детство, должен уважать ребенка и беречь счастье его, как и всякого другого. Ради сохранения ребенку счастья и свободы, Руссо удаляет от питомца книги - "орудия величайших горестей". Чтение - бич детского возраста, а между тем единственное занятие, которое можно найти для него. Эмиль и на двадцатом году едва ли будет знать, что такое книга.

Как и ученье, в эту  пору преждевременно и бесполезно также  нравствённое наставление. По недостатку разума, ребенок не способен еще  вникнуть в человеческие отношения, чтобы понять определяющие их нормы  или нравственные правила. Бесплодно  рассуждать с детьми о нравственных обязанностях: они не могут правильно  понимать этих рассуждений. Руссо - противник  не только рассуждении, но и приучения  детей к известным нравственным обязанностям. Но, отрицая годность в эту пору рассудочного нравственного наставления и принуждения к обязанностям, Руссо, однако, признает необходимой уже и здесь известную нравственную подготовку для детей. Ребенок не способен вникать в нравственные наставления, но у него есть внешние чувства, чтобы воспринимать примеры. Не понимая нравственных обязанностей и не имея чувства долга, он может признавать одни чаконы и одну необходимость, - необходимость и законы естественного порядка вещий. Вот чем можно пользоваться, подготовляя ребенка к будущей нравственной жизни.

Но если в эту пору детства  невозможно ни обучение, ни нравственное воспитание в настоящем смысле этого  слова, то здесь место широкому физическому  воспитанию, включая сюда и развитие внешних чувств. По Руссо, физическое развитие имеет тесную связь с развитием умственным и нравственным. Быть физически сильным, здоровым необходимо как для морального, так и умственного развития. В физической мощи - глубокие корни как добродетели, так и разумности. Что касается средств физического укрепления, то Руссо здесь против изнеживания ребенка. Он возмущается постоянным дрожанием, чрезмерной опекой над ребенком. Необходимо предоставлять ребенка побольше самому себе, чтобы он с первых, в буквальном смысле, шагов был самостоятельнее, увереннее и сильнее. Когда Эмиль только начнет ходить, у него не будет ни предохранительных шапочек, ни корзин на колесах, ни тележек, ни помочей: как скоро он научится передвигать ноги его будут поддерживать только на мостовой, быстро минуя ее. Пусть ребенок, самостоятельно пробуя ходить, будет падать и получать синяки, - все это в этом возрасте не опасно, а между тем страдание - первая вещь, которой он должен научиться и которая всего больше понадобится ему. "Я не только", - заме чает Руссо, - "не старался бы охранять Эмиля от ушибов, но, напротив, был бы очень недоволен, если бы он никогда не ушибался и вырос, не зная, что такое страдание" 6. Ради здоровья ребенка, ради его силы, необходимо предоставлять свободу, простор его неустанным стремлениям к движению. Ради закаливания ребенка, Руссо рекомендует приучать его к разным переменам температуры, к перенесению холода, к жесткой постели , к переменам и перерывам сна, и т.п. "Если взяться за дело вовремя, действовать не спеша и постепенно, можно приучить темперамент к тем самым вещам, которые губительны для него, если он подвергается им в эпоху своего полного развития. Закаливание же важно и потому, что суровая жизнь, раз обратившись в привычку, умножает приятные ощущения; изнеженная же подготовляет бесчисленное множество неприятных ощущений “7.

Информация о работе Педагогические теории французских просветителей XVIII века