Политические взгляды Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 09:13, реферат

Описание работы

Изучение жизнедеятельности Ивана IV в контексте анализа роли государственного деятеля и политика в развитии средневековой государственности.
Для решения поставленной цели перед собой я ставлю следующие задачи: рассмотреть, как происходило формирование личности Ивана Грозного и как особенности его личности могли повлиять на его политическую деятельность, проанализировать взаимосвязь политических взглядов Ивана Грозного с его государственной деятельностью.

Содержание работы

1. Введение
2. Какие события в детстве повлияли на его политические взгляды, концепцию управленич, взаимодействие с сословиями, титул царя.
3. Разобраться в письмах и высказываниях, как он видит себя, государство.
4. Что получилось на самом деле.

Файлы: 1 файл

реферат Грозный.docx

— 88.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

1.

2. Какие события в детстве  повлияли  на его политические  взгляды, концепцию управленич, взаимодействие  с сословиями, титул царя.

3. Разобраться в письмах  и высказываниях, как он видит   себя, государство.

4. Что получилось на  самом деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В середине  ХIIв.  по  распоряжению  Великого  князя Киевского Юрия Долгорукого (1097-1157г.) на  окраине  северо-востока  Руси  была  построена крепость-град для охраны границ – Москва. Прилежащие земли стали  называться Московским княжеством.      

В конце ХIII  в.  Московская  земля становятся  самостоятельной при Данииле Александровиче, младшем сыне Александра Невского. И начиная с  этого времени,  на  протяжении  двух  веков,   московские  князья  расширяют  свои владения.

Наибольших результатов  в этом добились Иван  Калита,  Иван  III  (дед Грозного) и Василий III (отец Грозного).

И в первой четверти ХVIв. В основном завершилось объединение русских земель. В  результате  этого  образовалась  самая  крупная  держава  Европы, которая с конца ХVв. стала называться «Россия».

В этот период стали оформляться  органы  государственного  правления. Во главе государства стоял Великий князь  Московский,  которому  подчинялась княжеско-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати и знати присоединенных земель. И удельные князья,  и  боярство,  сохраняя  в своем владении вотчины, обязаны были служить  верховному  собственнику  всех земель государства – Великому князю.

Другую  группу  феодалов,  служивших  Великому   князю,   составляли дворяне, полностью поддержавшие  его  и  ставшие  основной  опорой  Великого князя в укреплении централизации и создании самодержавной власти.

Подчиняя своей власти князей и  бояр,  Великий  князь,  вынужден  был считаться с их силой. При Великом князе  существовал  постоянно  действующий совет – Боярская Дума. Ее члены назначались Великим  князем.  Боярская  Дума заседала ежедневно, решая вопросы внутренней  и внешней политики,  разрешала споры и местные дела.      

Одним из самых противоречивых и интересных периодов русской истории  является период правления царя Ивана IV Васильевича.   Это обусловлено  противоречивостью и сложностью личности царя. Формирование и трансформация  политических идей Ивана Грозного происходила  в условиях идейной борьбы, территориального роста Московского царства, сложных  процессов на внешнеполитической арене (западное, восточное и южное направление  внешней политики). Все это приковывает  внимание исследователей. Личность Ивана IV является одной из самых ярких  и поэтому эпоху его правления  изучали многократно и все  время оценивали с разных точек  зрения. В советское время Ивану  Грозному приписывались такие заслуги, как создание твердого государства, укрепление централизованной власти и  т.д., то есть все его деяния оценивались  с позиций приоритета сильной, централизованной власти. Сегодня некоторые историки грешат крайностью: для многих он однозначно попадает в историческую рубрику  под титул «тиранов», присоединяясь  к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI и др., а при изучении влияния  личности царя на его политическую деятельность психиатрические мотивы выступают, чуть ли не на первое место.

 

Тема работы: Политические взгляды Ивана Грозного.

Цель, которую я ставлю перед собой – это изучение жизнедеятельности Ивана IV в контексте анализа роли государственного деятеля и политика в развитии средневековой государственности.

Для решения поставленной цели перед собой я ставлю следующие  задачи: рассмотреть, как происходило  формирование личности Ивана Грозного и как особенности его личности могли повлиять на его политическую деятельность, проанализировать взаимосвязь политических взглядов Ивана Грозного с его государственной деятельностью.

 

1. Противоположная тенденция в политической идеологии была наиболее полно сформулирована царем Иваном IV. Ее содержание заключалось в утверждении правомерности неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего «самовластья» ее носителем.

Политическая доктрина Ивана IV складывалась в обстановке развязанного им террора и ставила перед  собой задачу оправдания наиболее жестоких методов деспотического правления. В этот период развития русской государственности  не наблюдалось реальных причин и  поводов для возврата к удельной раздробленности, ибо завершение объединительной  политики стало уже очевидным  фактом. Введение новых форм управления страной в виде опричных мероприятий (1564г.) реформаторских целей не преследовало, а разделение государства на две  части (опричнину и земщину) не подрывало основы могущества феодальной аристократии. Иван IV отказался от преобразований и ввел в стране при помощи опричных мероприятий террористический политический режим. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 217

В области политических воззрений  Иван IV наибольшее внимание уделял выяснению  законности происхождения правящей династии. Единственным законным основанием занятия царского престола он считал право наследования. «Самодержавство Российского царства началось по Божьему изволению от великого князя Владимира – великого Владимира Мономаха... и от храброго великого государя Дмитрия, одержавшего великую победу над безбожными агарянами – великого князя Ивана... отца нашего великого государя Василия и до нас смиренных скипетродержателей Российского царства». Престол «не похищен», не захвачен чрез войну и кровопролитие, а унаследован волей провидения, мирным путем без гражданских войн («десница наша не обагрялась кровью соотечественников»).

В Послании к шведскому  королю Иван IV подчеркивает значение своего царского величия именно законностью  происхождения власти русских князей и наследственным получением царского венца самим Иваном, поэтому он и считает себя выше своего адресата, поскольку прародители шведского  короля «на престоле не бывали». Себя он именует «скипетродержателем», «величайшим христианским государем», получившим власть непосредственно в силу божественного промысла. Значение царской власти он поднял на недосягаемую высоту.

Такое понимание царской  власти предоставляло идейную базу для определения объема ее полномочий. В отличие от Иосифа Волоцкого, Филофея, М. Грека, 3. Отенского и И. Пересветова, связывавших действия царя «заповедями и законами», Иван не признает никаких ограничений своей власти. По его мысли, подданный безраздельно должен находиться во власти царя. «По Божьему изволению Бог отдал их души (подданных. – Н. 3.) во власть нашему делу, великому государю, и они, отдав свои души, служили царю до самой смерти и завещали Вам, своим детям, служить детям и внукам нашего дела».

Традиционно для всех русских  мыслителей имел значение моральный  облик властвующей персоны, но Ивана, напротив, совершенно не интересует нравственность царской особы, он даже в некоторой  мере кичится своей «скверной», для него имеет значение только наследственное происхождение власти. Царская власть нераздельна, и никакое вмешательство в ее прерогативы недопустимо по самой ее природе. Иван IV определяет форму власти как «вольное царское самодержавие... нашим государям никто ничего не указывает... никто их вольных само-державцев не сменяет на престоле, не ставит и не утверждает» Царю может оказывать помощь только бог Царь не нуждается «ни в каких наставлениях от людей, ибо не годится, властвуя над многими людьми, спрашивать у них совета» «Зачем же тогда и самодержавием называться?» История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 218 Воля скипетродержателя не ограничена никакими законами, так как «вольное царское самодержавие» по самой своей природе не допускает контроля и ограничения. «До сих пор,– писал Иван IV,– русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем» Высший суд в государстве принадлежит только ему – как непосредственному наместнику бога Вид и меру наказания определяет не закон, а лично сам царь, равно как и устанавливает степень вины наказуемого Шкала жесточайших наказаний произвольна и черпается в основном из истории царствований «различных благочестивых царей», а отнюдь не из законодательства Царь стремился обосновать также и свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли, утверждая, что «лукавые замыслы еще опаснее. ».

Весьма своеобразную интерпретацию  получило в теории Ивана IV традиционное для русской политической мысли  положение об ответственности властителя перед подданными. Царь не может  быть преступен по самой своей  природе, он бывает только грешен, а  наказание греха – прерогативы  Высшего суда Если царь «заблудихом душевне и телесно и ста согрешником перед Богом и человеки всяким законопреступлением еже не мочно писанием исписати и человеческим языком изглаголати», то все это будет определяться только как грех и наказывается исключительно Всевышним, причем тяжесть наказания ложится на подданных Законы должны исполняться подданными, а не властителями Царь утверждал свое право «жаловать своих холопов», равно как и казнить по своему собственному усмотрению, смешав здесь неравнозначные категории, ибо для казни (наказания) нужен закон и суд, а для пожалования действительно достаточно одной царской воли.

Нетрадиционно разрешает  он и вопрос о взаимодействии властей: духовной и светской. Теорию симфонии властей он полностью отрицает, выступая сторонником четкого разграничения  сфер их действия. «Одно дело,– заявляет он,– священническая власть, иное дело–царское правление», ибо «одно дело спасать свою душу, а другое – заботиться о телах и душах многих людей» Такая постановка вопроса вытекает из последовательно проводимого Иваном IV принципа безграничности царской власти ее он не хотел делить ни с кем, даже с наместниками бога. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 219

Большое значение в суждениях  Ивана Грозного придается методам  и способам реализации власти. Здесь  он обращается к традициям, употребляя термины «страх» и «гроза». Понятие  «гроза» у него полностью освобождается  от внешне-политических характеристик, оно более не касается иноземных государств, а в сфере внутренних отношений обходится вопрос о восстановлении нарушенной справедливости. «Царской власти дозволено действовать страхом и запрещением, чтобы строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей». Демагогически ссылаясь на апостола Павла, Грозный утверждал, что царь обязан «спасать» своих людей «страхом».

Вся доктрина Ивана IV направлена лишь на идеологическое оправдание террора Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилиям.

 

 

2. Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачивал колокола церквей, и они как бы сами собой звенели. Один из них сорвался из колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих больших несчастий…

Когда умер великий  князь московский Василий 3, его наследнику Ивану Васильевичу (1530-1584) было 3 года. Детство мальчика нельзя назвать  счастливым. Через пять лет после отца он потерял и мать, великую княгиню Елену Глинскую, и в ее лице единственного родного человека, который мог бы о нем заботиться и любить его. Эти 5 лет вдовствующая княгиня исполняла обязанности регентши при малолетнем государе и управляла страной, опираясь на Боярскую Думу и «опекунский совет», назначенный ей в помощь супругом. Почти все представители «опекунского совета» были высших аристократических родов: князья Михаил Львович Глинский (дядя Елены Глинской), Василий Васильевич Шуйский, бояре Михаил Юрьев-Захарьин, Михаил Тучков и другие.

Если при  жизни вдовы своего покойного  государя «опекуны» еще согласовывали  свои действия с волей великой  княгини, то после ее кончины они  обращали очень мало внимания на условия  жизни, желания и судьбу наследника престола. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенный вниманием. Окруженный пышностью  и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение  бояр и князей, равнодушие и обиды  окружающих. Многие годы спустя мальчишеские обиды невыносимо жгли память и душу. Через 3 десятилетия Иван 4 вспоминал: «Было в это время мне 8 лет; и так поданные наши достигли осуществления  своих желаний – получили царство  без правителя, о нас, государях  своих, никакой заботы сердечной  не проявили, сами же ринулись к богатству  и славе и перессорились друг с другом при этом. И чего только они не натворили! …Дворы, и села, и имущество наших дядей взяли  и водворились в них. И сокровища  матери нашей перенесли в Большую  казну, при этом неистово пиная ногами и, тыкая палками, а остальное разделили… Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге (т.е. уже умершим ко времени, когда царь писал эти строки – Прим. Ред.) Георгием, начали воспитывать, как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений, и в одежде, и в пище».

Аристократические кланы в жестокой сваре за первенствующее положение стремительно сменяют друг друга у кормила власти: первоначально власть захватывают Шуйские, затем на их место входят Бельские, потом Шуйские с помощью мятежа свергают Бельских. Юный государь растет в обстановке заговоров, интриг, убийств. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. В 13-летнем возрасте приходит черед и ему впервые «показать зубы»: в 1543 году по его приказу глава партии Шуйских был отдан псарям и зверски убит. Задрожали бояре, узнав о страшной расправе с Шуйским, поняли, что наступило для них страшное время. Они до того оробели, что не смели нечего сказать, когда государь перед всеми совершал худые дела: с толпой молодых сверстников мчался на лихих тройках по городу и давил людей. Бояре, смотря на это, хвалили государя и говорили: «Будет он храбр и мужествен».

Скоро подвергся  опале князь Иван Кубенский, потом Афанасию Бутурлину за непригожие речи язык отрезали.

В результате место  «оберегателей» при троне и Иване Васильевиче досталось партии Глинских, при которых сын Василия 3 достиг совершеннолетия (15 лет), и для него пришло время вступать в законное владение отцовским наследством – Московской державой.

В середине 16 века Московское государство было одним  из сильнейших в военно-политическом отношении и одним из самых  крупных по территории. Но совсем немного, всего несколько десятилетий, насчитывала  его история, как единого государственного организма, включавшего в себя десятки  ранее самостоятельных земель и  княжеств. Рыхлая внутренняя структура  Московского государства требовала  серьезных преобразований, которые  предотвратили бы в будущем его  распад.

Князья и  бояре, я с ними вся верхушка аристократии служили великому князю московскому, отыскивая для себя большей чести  и большего богатства при дворе  одного из сильнейших государей Европы, но считали себя людьми свободными. Согласно древнему обычаю они могли  отъехать в случае недовольства этой службой к иному государю, например к великому князю литовскому. По меткому замечанию выдающегося русского историка В. О. Ключевского, «политические обстоятельства, с одной стороны, поставили московского князя на высоту национального государя с широкой властью, с другой – навязали ему правительственный класс с широкими политическими претензиями и стеснительной для верховной власти сословной организацией».

После того, как  князь Кубенский да Федор и Василий Михайловичи Воронцовы были казнены, а близкие к ним люди были разосланы в ссылку, от бояр можно было услышать следующее:

Информация о работе Политические взгляды Ивана Грозного