Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть развитие военного искусства ведущих полководцев Великой Отечественной войны.
Сформулированная цель позволяет выявить задачи:
1. Осветить черты полководческого искусства Г. К. Жукова
2. Рассмотреть черты полководческого искусства К. К. Рокоссовского
3. Выявить в чем отличия между двумя великими полководцами
4. Проследить процесс развития советского военного искусства

Файлы: 1 файл

Курсовая Полководцы и развитие военнго исксства в годы ВОВ.docx

— 90.43 Кб (Скачать файл)

Введение

       За  свою  многовековую  историю Российское государство неоднократно подвергалось агрессии.  Русскому народу много  раз приходилось с оружием  в руках вести жестокие, и, подчас неравные сражения, в которых проявили свое полководческое искусство Александр  Невский,  Дмитрий Донской, Петр I,  Александр Суворов, Михаил Кутузов. Их имена бережно хранятся в памяти поколений.  В XX веке к ним добавились имена полководцев Великой Отечественной  войны - Г.К.Жуков,  А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский,  К.К.Рокоссовский, и многие другие.

       За  четырехлетний период борьбы советского народа против германской агрессии произошло  не одно сражение. Со всеми  важнейшими  стратегическими операциями советских  войск в ходе Великой Отечественной  войны неразрывно связано имя Георгия Константиновича Жукова и Константина Константиновича   Рокоссовского.

       Жуков и Рокоссовский по своему ратному  духу, полководческому почерку были очень близки друг другу. Но были у  каждого из них и свои особенности. Жуков, безусловно, был военачальником более крупного стратегического  плана. Как первый заместитель Верховного Главнокомандующего почти на протяжении всей войны, он вместе с Василевским  под руководством Сталина занимался  вопросами вооруженной борьбы в  стратегическом масштабе. Рокоссовский участвовал и в выработке стратегических решений, но практически занимался  в основном задачами полготовки и  ведения операций во фронтовом масштабе.

       В условиях фальсификации исторических фактов и событий данная тема очень  актуальна. 

       Предметом исследования является Великая Отечественная война, а объектом ведущие полководцы  Великой Отечественной войны и их вклад в развитие военного искусства.

       Целью данной работы является рассмотреть  развитие военного искусства ведущих  полководцев Великой Отечественной  войны.

       Сформулированная  цель позволяет выявить задачи:

  1. Осветить черты полководческого искусства  Г. К. Жукова
  2. Рассмотреть черты полководческого искусства   К. К. Рокоссовского
  3. Выявить в чем отличия между двумя великими полководцами
  4. Проследить процесс развития советского  военного искусства

       О Жукове Г. К. написано множество  работ. Гареев М. А. в своем  труде  «Жуков. Величие и уникальность  полководческого искусства»1 детально рассматривает становление великого полководца. Автор рассматривает весь боевой путь Жукова  Г. К. и выявляет черты его полководческого таланта а именно умение предугадать действие противника, использование фактора внезапности, умелое руководство войсками.

     В труде  Белова М. Полководческий  феномен Г.К.Жукова2 также указывается именно на эти факторы. Также на эту тему написана работа Маршал Жуков:  Полководец и человек3 в работе подчеркивается умение Жукова руководить нескольким фронтами и одновременно проводится параллель с К. К. Рокоссовским.

     О самом К. К. Рокоссовском трудов написано немало. Это такие ученые и работы как Кардашов В. И. Рокоссовский4, Рубцов, Ю. В. «Советский Багратион»  маршал К. К. Рокоссовский5, Константинов К. Рокоссовский. Победа не любой ценой6 и многие другие. Авторы подчеркивают новаторский характер Рокоссовского,  тактического мышление. Так же подчеркивается умелое руководство полководцем войсками, мастерство в наступлении и обороне.

     О развитии военного искусства в годы Великой Отечественной войны писалось также не мало. Вновь выделяется работа  Гареева М. А. Советская военная наука7, где автор в тезисах подчеркивает быстрый рост военного искусства в годы войны. В таких работах как Вторая мировая война  кн. 2: военное искусство8, История Великой Отечественной войны. Т. 69 детально описывается развитие военного искусства советского командования во всех видах операций. Авторы  пишут о том, что если до 1941 в военном искусстве преобладала только наступательная стратегия, то уже в ходе Великой Отечественной войны получила сильное развитие и теория преднамеренной стратегической обороны, которая наиболее ярко проявилась в ходе Курской битвы.

     Особого внимания заслуживают мемуары самих полководцев: Рокоссовского К. К. Солдатский долг10 и Жукова Г. К. Воспоминания и размышления11. Свои воспоминания Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский начинает с предвоенных лет и завершает главами о разгроме фашистской Германии. В книге рассказывается о том, как планировались и осуществлялись операции огромного масштаба, как складывались взаимоотношения между Ставкой и фронтом. В Воспоминаниях и размышлениях Г. К. Жукова дается четкая структура всего хода Великой Отечественной войны. Также интересна его оценка маршала К. К. Рокоссовского.  Жуков оценивает его как опытного руководителя боевых операций  и признает его большой опыт в воспитании личного состава. 

Маршал  Жуков: полководец  XX века

       Маршал  Г.К. Жуков — один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. В военные годы он находился на самых высоких постах в системе советского стратегического руководства: был начальником Генерального штаба Красной Армии, в течение всей войны состоял членом Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК), а с августа 1942 года — первым заместителем наркома обороны СССР и заместителем Верховного Главнокомандующего. В отдельные периоды войны Г.К. Жуков командовал войсками Ленинградского, Западного, 1-го Украинского, 1-го Белорусского фронтов, действовавших на решающих направлениях советско-германского фронта, как представитель Ставки координировал действия групп фронтов при проведении крупнейших стратегических оборонительных и наступательных операций.

    Г.К.Жуков  работал  на  разных  постах с  полной отдачей.  Вместе с Наркомом обороны С.К.Тимошенко накануне Великой  Отечественной войны он принял  ряд неотложных мер по укреплению боеспособности Красной Армии, в  том числе по формированию 20 механизированных корпусов и 10 противотанковых бригад, а также по разработке плана стратегического  развертывания Вооруженных Сил12.

    Возглавляя  Генштаб,  Г.К.Жуков в начале войны  провел огромную работу  по налаживанию  утраченной связи с войсками фронтов,  сумел изменить и упорядочить  работу Ставки по оперативному управлению  действующей  армии  и переходу к стратегической обороне, а также  выяснения замыслов противника.

          В тяжелых  сражениях первого периода войны раскрылись новые грани полководческого таланта Жукова. В конце августа и начале сентября 1941 года,  командуя  Резервным  фронтом,  Жуков  успешно провел Ельнинскую                

 наступательную операцию, в результате которой был ликвидирован опасный плацдарм противника,  нанесен ему серьезный урон в живой силе и технике.13

    Огромную  роль сыграл Г.К.Жуков в предотвращении сдачи Ленинграда. Пробыв в должности  командующего Ленинградским фронтом  менее месяца, он сумел в кратчайшие сроки организовать и укрепить оборону  этого важнейшего стратегического  центра, создал на танкоопасных направлениях сильные узлы обороны, укрепив их зенитными орудиями, организовал  и использовал имевшиеся резервы  ополченцев, произвел перегруппировку  войск для укрепления опасных  участков.  По приказу Жукова вся  огневая мощь  Балтийского флота  обрушилась на немецкие позиции.  В  результате Ленинград выстоял.

    Каждая  из  проведенных Г.К.Жуковым операций отличалась оригинальностью, новизной применяемых способов действий и  поэтому, как правило, оказывалась  неожиданной для противника. Но особенно много высоких оценок получила в  историографии деятельность Г.К.Жукова в битве под Москвой.14

       В битве под Москвой он осуществил руководство военными действиями как  член Ставки ВГК,  как командующий  Западным фронтом,  как Главнокомандующий  Западным направлением.  Эта битва  стала одной из вершин  его  полководческой деятельности. В условиях острой нехватки сил и средств, особенно в оборонительный период,  отсутствия превосходства в силах  и средствах  в  ходе  контрнаступления,  в  сложной,  динамичной борьбе с сильным  и опытным противником особенно ярко проявились его незаурядные  способности, умение творчески решать самые разнообразные оперативные  и стратегические задачи, его выдающийся полководческий талант.15

       Выдающаяся  способность Г.К. Жукова своевременно предвидеть намерения врага и определять целесообразные способы своих действий объясняется его общей высокой военной эрудицией, широтой стратегического мышления, умением глубоко проникать в суть всего комплекса происходящих событий на фронтах. Он особенно скрупулезно и систематически изучал, всесторонне анализировал положение и возможности противника, изменения в его тактике и стратегии. Маршал Василевский отмечал одну из сильных сторон Г. К. Жукова – блестящий талант организатора. Когда Жуков принимал решение, то немедленно мобилизовал все силы и возможности для его практического осуществления. Казалось для него не существовало никаких преград. Он был рожден чтобы побеждать.16 Другой не менее прославленный маршал К. К Рокоссовский считал «Жуков — талантливейший полководец, ему по плечу любой пост в Вооруженных Силах, по плечу любая боевая задача. Он — в том нет сомнения — приведет советские войска в Берлин».17

       При подготовке операции Жуков требовал, чтобы командиры и командующие не только тщательно организовывали разведку, но и сами лично изучали передний край и просматриваемую глубину вражеской обороны на участках прорыва, проверяли достоверность докладов нижестоящих командиров о противнике и его обороне.18

       Будучи  командующим войсками Западного  фронта, он лично проверил постановку этого дела в 5-й, 43, 49 и 50-й армиях и 27 мая 1942 года отдал строжайшую директиву, в которой отметил вскрытые недостатки и возложил лично на командующих армиями ответственность за организацию разведки всех видов. Георгий Константинович приказал отобрать из числа рядовых, младшего и среднего комсостава добровольцев, желающих был разведчиками, вооружить их лучшим автоматический оружием, научить технике захвата пленных и ведения разведки, командующим армиями лично проинструктировать и группами направить в соединения. Каждого разведчика, выполнившего важную задачу или захватившего  врага  в плен, награждать не позднее как 48-часовой срок.19

       Искусный  выбор способов действий и направлении  главного удара в наступательных операциях — одна и характерных черт полководческого искусства маршала Г.К. Жукова.

       Маневр  на окружение противника он считал наиболее эффективной формой стратегической наступательно операции и стремился применять его, если имелись для этого условия.

         Основные средства,  методы и способы борьбы,  т.е. основные принципы военного искусства,  которых придерживался Г.К.Жуков,  проводя операции, отражены в его речи, произнесенной им в 1945 г. на военно-теоретической конференции.

    Первое,  указывал Жуков,  на что должен обращать внимание командующий,  - это хорошо поставленная разведка и отличное знание  противника, правильная оценка его  замыслов, сил и средств; умение учесть, на что он способен и на что не способен, на чем можно его поймать20.

    В изданной директиве на наступление  на Истринском водохранилище от 4 декабря 1941 г.  один из пунктов гласит: «Командармам обратить внимание на тщательно организованную и непрерывно работающую разведку и наблюдение за полем боя.»21  Если вспомнить, как развивались события от обороны до контрнаступления советских войск, то можно привести еще пример.  Благодаря дару предвидения и своей проницательности  Г.К.Жуков в октябре смог определить основные направления,  по которым будут наступать немецкие танковые части и приказал укрепить здесь оборону. В конце ноября  Г.К.Жуков  правильно определил,  когда возник подходящий момент для перехода советских войск в контрнаступление.

    Второе -   отличное знание своих войск,  их тщательная подготовка к бою. Необходима, указывал Жуков, всесторонняя подготовка командования и штабов,  заблаговременная отработка всех вариантов предстоящих  действий войск. 

    Имеется целый ряд свидетельств тому,  что Г.К.Жуков считал необходимым  лично ознакомиться с положением на передовой.  Он сам признавал: «А я вот, будучи командующим фронтом, неоднократно ползал на животе,  когда этого требовала обстановка, и особенно когда перед наступлением своего фронта в  интересах  дела  желал  составить  себе  личное представление  о  переднем крае противника на участке будущего прорыва.»22

    Пройдя  военную  службу  от рядового до генерала,  Г.К.Жуков хорошо знал положение  на войне простого солдата.  Поэтому, отдавая приказы, он не только ставил задачи, но и проявлял заботу о своих  подчиненных. Так, например,  в той  же директиве от 4 декабря 1941 г.  командующий  фронтом обращал  внимание  командармов  на «...хорошо организованное управление частями в звене: рота, батальон, полк и дивизия; постоянную заботу о людях,  их отдыхе,  подъеме духа,  обеспечение теплой одеждой, питанием и боеприпасами».23

Информация о работе Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ