Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть развитие военного искусства ведущих полководцев Великой Отечественной войны.
Сформулированная цель позволяет выявить задачи:
1. Осветить черты полководческого искусства Г. К. Жукова
2. Рассмотреть черты полководческого искусства К. К. Рокоссовского
3. Выявить в чем отличия между двумя великими полководцами
4. Проследить процесс развития советского военного искусства
Третье - оперативная и тактическая внезапность, которая достигается тем, что враг вводится в заблуждение относительно истинных намерений советского командования. Г.К.Жуков указывал, что командующему необходимо действовать настолько быстро и стремительно, чтобы неприятель всегда и всюду опаздывал и тем самым попадал в тяжелое положение. В директивах, которые в первых числах декабря 1941 г. были отданы войскам и содержали приказ о переходе в решительное наступление, Г.К.Жуков старался провести этот принцип.
Четвертое - в зависимости от поставленной задачи надо точно рассчитывать силы и средства. Нельзя войскам ставить непосильные задачи, так как это не даст ничего, кроме потерь и подрыва боевого духа войск. 24
Пятое
- не следует ни при каких
обстоятельствах проводить
Обладая такими полководческими качествами, как умение быстро и правильно оценить обстановку, предвидеть возможное развитие хода боевых действий и принять наиболее целесообразное решение, несгибаемую волю, решительность и упорство в достижении цели, Г.К.Жуков многое сделал для того, чтобы в критический момент битвы за Москву Красная Армия добилась перелома в ходе военных действий в свою пользу25.
Нельзя не отметить и еще одну черту, характеризующую полководческое искусство Г.К.Жукова - это значимость одержанных под его руководством или самом активном участии побед, величие совершенных ратных подвигов: Халхин-Гол, оборона Ленинграда, Московская битва, Сталинград, Курская битва, Белорусская, Висло-Одерская и Берлинская операции, активнейшее участие в общем руководстве советскими вооруженными силами в период Великой Отечественной войны в качестве представителя Ставки ВГК и заместителя Верховного Главнокомандующего, командующего фронтом, наконец, сама достигнутая победа над противником, глубокий след, оставленный им в военном искусстве.
Изучение
прошлого опыта, истоков и причин
многих побед и поражений в
Великой Отечественной войне
и особенно полководческого искусства
маршала Жукова позволяет сделать вывод,
что основным законом военного искусства
является максимальное соответствие решений
командующих, командиров и действий войск
(сил) конкретным условиям обстановки,
обеспечивающее наиболее эффективное
выполнение военных задач.
Маршал Рокоссовский : «Советский Багратион»
Константин
Константинович Рокоссовский был одним
из самых талантливых и одаренных
полководцев Великой
Жизненный и боевой путь Рокоссовского - от солдата до маршала двух народов - был сложным и трудным. В первую мировую войну был унтер-офицером в Каргопольском драгунском полку и в первый же год получил боевую награду - Георгиевский крест.
В октябре 1917 г. он вступает в Красную гвардию. Участвует в гражданской войне. Был командиром кавалерийского эскадрона, отдельного дивизиона, полка и бригады, советником монгольской кавалерийской дивизии на Дальнем Востоке. Во время событий на КВЖД в 30-е годы участвовал в боевых действиях.
В 1925 г. окончил кавалерийские курсы в Ленинграде, где учился вместе с Жуковым, Баграмяном, Еременко. Надо сказать, что это неповторимое поколение командиров училось не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности и с особым упорством, восторгом и воодушевлением.
В
1929 г. он окончил курсы
Репрессии 1937 г. не обошли и Рокоссовского. Арестованный по ложному доносу, он отсидел в тюрьме с августа 1937 г. по март 1940 г. В личном деле об этом сказано деликатно: «Находился под следствием, освобожден с прекращением дела». Освобождение его состоялось по настоятельному ходатайству С. К. Тимошенко и Г. К. Жукова.26 Константин Константинович вновь был назначен командиром 5-го кавалерийского корпуса, а затем 9-го механизированного корпуса в составе Киевского особого военного округа, которым командовал Жуков. Кстати, в 20-е годы Жуков был командиром полка в дивизии у Рокоссовского. Жуков, вспоминая службу того периода, отмечал: «Более обстоятельного, работоспособного, трудолюбивого и по большому счету одаренного человека мне трудно припомнить»27.
В должности командира корпуса Константин Константинович в 1940 г. совершал поход в Бессарабию, в этой же должности встретил Великую Отечественную войну. Отличительной чертой его командирского, полководческого искусства были умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, высокие организаторские качества, воля и непреклонная решимость выполнить поставленную задачу.
В начале войны танковые и механизированные корпуса, как правило, использовались для нанесения контрударов. В условиях господства противника в воздухе и при прорыве его танковых группировок на широком фронте эти корпуса приходилось вводить в бой с марша, по частям, без предварительной подготовки, и поэтому их применение обычно не достигало цели.
Корпусу Рокоссовского пришлось также вступать в сражение после 200-километрового марша. Причем часть пехоты шла своим ходом. Однако одна из дивизий смогла отбросить противника за Стырь, другая атаковала в районе Олына. Продвижение немецко-фашистских войск было на какое-то время остановлено.
Выдержать
экзамен на прочность, психологическую
нагрузку первых дней войны - самое
трудное. Рокоссовский решил организовать
оборону на достигнутом рубеже и
подготовиться к отражению
Во время вынужденного отступления соединения корпуса оказывали противнику сопротивление на промежуточных оборонительных рубежах и умело избегали окружений. Примечательно, что в начале войны, когда награждали очень скупо, Рокоссовский удостоился ордена Красного Знамени.
Тяжело было на Юго-Западном фронте, но еще сложнее складывалась обстановка на Западном. По решению Ставки Константина Константиновича направляют на Западный фронт, который вел Смоленское сражение, командовать подвижной армейской группой в районе Ярцево, которой реально не существовало.
Генерал Рокоссовский начал самым решительным образом подчинять себе все встреченные части, отдельные группы военнослужащих, выходящих из окружения, создавал из них сводные отряды, батальоны, полки и расставлял для обороны важнейших узлов дорог и населенных пунктов. Работал сутками, без отдыха, не раз нарывался на немецкие танки, попадал под обстрелы, но все же сумел собрать эти разрозненные силы в кулак и, выбрав удачный момент, нанес удар по прорвавшемуся противнику. Он овладел городом Ярцево, форсировал реку Воль и закрепился на выгодном рубеже.
Через полтора месяца после начала войны Рокоссовский получает второе повышение - назначается командующим 16-й армией Западного фронта. В нее входили шесть стрелковых дивизий, танковая бригада и другие части. Армия получила задачу оборонять важнейшее направление, ведущее к Москве, - Смоленск, Вязьма, а затем Волоколамск. Обстановка была тяжелая.
Гитлер бросал на Московское на правление все новые силы… Рокоссовский и его войска, игравшие важнейшую роль в обороне Москвы, понимали всю ответственность, которая на них возлагалась, и сделали все, чтобы остановить и не допустить врага к Москве. Константин Константинович подавал подчиненным пример бодрости, неиссякаемой энергии и новаторства в решении оперативно-тактических задач. Не случайно, что именно из 16-й армии вышли легендарные командиры: Панфилов, Доватор, Катуков, Белобородов и другие. Но были и драматические ситуации. Когда под напором превосходящих сил его соединения отошли на рубеж в 10 км от Истринского водохранилища, Жуков отдал Рокоссовскому приказ: «Стоять насмерть». Но командарм резонно полагал, что выгоднее отвести войска за водохранилище и там закрепиться. Жуков подтвердил свой приказ. Тогда Рокоссовский обратился к начальнику Генштаба Б. М. Шапошникову, и тот, наверняка с согласия Верховного Главнокомандующего, санкционировал отвод 16-й армии. Жуков прислал телеграмму: «Войсками фронта командую я! Приказ об отводе войск... отменяю, приказываю обороняться на занимаемом рубеже, и ни шагу назад не отступать. Генерал армии Жуков»29.
Во
времена, когда маршал был в опале,
этот эпизод чаше всего приводился
для того, чтобы осудить "произвол
Жукова". Но обстоятельства были значительно
сложнее. С точки оценки обстановки
в полосе одной армии, оперативная
целесообразность решения командарма
была, видимо, обоснованной. Но с точки
зрения стратегической обстановки в
полосе всего фронта отход армии,
занимающей центральное положение,
был опасным, ибо мог подтолкнуть
к этому и другие армии, положение
которых было не менее серьезным.
Кроме того, при отходе 16-й армии
оголялся правый фланг 5-й. В условиях,
когда решалась судьба государства,
дисциплина и твердая управляемость
войск приобретали
В ходе начавшегося 5 декабря 1941 г. контрнаступления Рокоссовский провел ряд успешных армейских наступательных операций. Не только в наших войсках, но и у противника имя его стало довольно известным.
В середине января 1942 г. Рокоссовский получил задачу овладеть городом Сухиничи. Для этого ему со штабом 16-й армии предстояло принять безуспешно наступавшие до этого на город соединения 10-й армии. При ознакомлении с частями он не без удивления обнаружил, что его в войсках знают и с его прибытием несколько приободрились. Он решил использовать этот психологический момент и приказал передавать по радиостанциям сообщения: «Рокоссовский приехал», а главное - организовал демонстрацию того, что на Сухиничское направление прибыла вся 16-я армия. Это сыграло свою роль, потому как вскоре разведка доложила, что немецко-фашистские войска покидают город. Даже командующий фронта Жуков не сразу поверил, что так легко и почти без потерь удалось овладеть сильно укрепленным городом. 30
В уже освобожденных Сухиничах Рокоссовский был тяжело ранен осколком снаряда.
Полководческую деятельность Рокоссовского в Московской битве высоко оценил Жуков. В своих мемуарах он пишет «Я высоко ценил его военную эрудицию, большой опыт в руководстве боевой подготовкой и воспитании личного состава».31 На него обратил внимание и Верховный. После излечения в госпитале он вступает в должность командующего войсками фронта и последовательно командует Брянским, Донским, Центральным, Белорусским, 1-м Белорусским и заканчивает войну во главе войск 2-го Белорусского фронта. Его войска участвовали в Сталинградской и Курской битвах, в стратегических операциях по освобождению Белоруссии и Польши, в Восточно-Прусской и Берлинской операциях. На всех фронтах, где командовал Рокоссовский, его часто можно было видеть на переднем крае, среди солдат и офицеров.
С Брянского фронта в сентябре 1942 г. Ставка направляет его на Донской (затем - Сталинградский) фронт. Это было вызвано тем, что обстановка на Сталинградском направлении серьезно обострилась и Ставка принимала меры по усилению группировки. Став во главе Донского фронта, Рокоссовский мог бы занять прочную оборону по северному берегу Дона и остановить противника. Но с учетом требований Ставки и стратегической обстановки он значительно активизирует действия фронта. Захватывает на противоположном берегу реки, севернее города, плацдармы и предпринимает ряд атак с тем, чтобы оттянуть часть войск противника. Это в определенной мере облегчило положение соседнего фронта и обеспечило удержание Сталинграда.
Весьма искусным военачальником проявил себя Константин Константинович и при переходе в контрнаступление под Сталинградом. В то время как Юго-Западный и Сталинградский фронты наносили фланговые удары против соединений 3-й и 4-й румынских армий, войска Донского фронта должны были частью сил сковать противника и одновременно прорывать самые прочные оборонительные рубежи, которые занимались наиболее боеспособными дивизиями 6-й немецкой армии. Благодаря тщательной подготовке наступления войскам Рокоссовского удалось прорвать позиции противника и не допустить переброски его войск для прикрытия флангов, что способствовало быстрому окружению группировки.
При
подготовке контрнаступления Рокоссовским,
как и другими командующими, были
учтены ошибки наступательных операций
1941 - лета 1942 гг. Было обеспечено более
массированное использование
Информация о работе Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ