Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть развитие военного искусства ведущих полководцев Великой Отечественной войны.
Сформулированная цель позволяет выявить задачи:
1. Осветить черты полководческого искусства Г. К. Жукова
2. Рассмотреть черты полководческого искусства К. К. Рокоссовского
3. Выявить в чем отличия между двумя великими полководцами
4. Проследить процесс развития советского военного искусства
В результате окружение группировки удалось завершить в короткие сроки. После этого все войска на внутреннем фронте окружения были подчинены командующему Донским фронтом, и на Рокоссовского возложена задача по уничтожению группировки Паулюса. Задача была небывало масштабной и сложной. Достаточно сказать, что к началу января 1943 г. группировка насчитывала 250 тыс. человек, 300 танков, более 4.000 орудий и минометов, 100 боевых самолетов. Рокоссовский решил выполнять задачу путем последовательного отсечения и разгрома окруженных войск по частям. Гитлер многократно клялся Паулюсу спасти его войска, предпринимал для этого отчаянные попытки, но безуспешно... 32
Победа
под Сталинградом надломила вермахт
и положила начало коренному перелому
во второй мировой войне. Большой
вклад в эту победу внес и генерал
Рокоссовский. Возглавляемые им войска
переименовываются в
При
выработке плана действий наших
войск летом 1943 г. Рокоссовский, как
Жуков и Василевский, придерживался
точки зрения о необходимости
перейти к жесткой
Прочное удержание занимаемых позиций он сочетал с хорошо подготовленными контратаками и контрударами по прорвавшимся группировкам противника. Особое значение имело правильное определение направлений главного удара противника и сосредоточение на них основных сил и средств фронта. Так, на наиболее угрожаемом участке шириной 90 км было сосредоточено 58 % стрелковых дивизий, 70 % артиллерии, 87% танков и самоходных орудий. В итоге, несмотря на мощные удары танковых и пехотных группировок противника, а войскам Центрального фронта под руководством Рокоссовского удалось обеспечить устойчивость обороны и не допустить ее глубоких прорывов. 33
15
июля правофланговые армии
С точки зрения постижения "секретов" военного искусства особое место в полководческой деятельности Рокоссовского занимает Гомельско-Речицкая наступательная операция, проведенная в ноябре 1943 г. Она была проведена сравнительно ограниченными силами и средствами без выделения крупных сил из резервов Ставки. Характерно, что в это же время - зимой 1943-1944 гг. - Западный фронт примерно в таких же условиях провел 11 наступательных операций, потерял 330 тыс. человек и практически не имел продвижения. А Белорусский фронт Рокоссовского взломал оборону противника в полосе 100 км, продвинулся на глубину до 130 км, овладел городами Гомель и Речица и освободил десятки других населенных пунктов.
Одна
из замечательных страниц
При
выработке решения и
«Какой молодец!.. Настоял и добился своего...» Еще до окончания Белорусской операции Рокоссовскому было присвоено маршальское звание34.
Развивая успех, войска фронта практически без всякой оперативной паузы начали проводить Люблино - Брестскую наступательную операцию и вышли на подступы к Варшаве.
В начале августа 1944 г. неожиданно для советского командования в Варшаве началось вооруженное восстание, спровоцированное лондонским эмигрантским правительством с целью установления своей власти до подхода советских войск. Несмотря на явное нежелание руководителей восстания сотрудничать с советским командованием, Рокоссовский сделал все возможное для оказания помощи восставшим. К этому времени, его .войска только что завершили наступательную операцию, продвинувшись на глубину 500 - 600 км, понесли потери и испытывали острую нехватку материальных средств. Маршал предпринял ряд наступательных действий, но они успеха не имели. Зато по воздуху и другими путями восставшим была оказана большая материальная помощь.
Перед
началом Висло-Одерской операции командующим
1-м Белорусским фронтом был
назначен Жуков, а Рокоссовский перемешен
на 2-й Белорусский. В исторической
литературе по этому поводу приводились
разные высказывания, но история уже
все расставила на свои места, и можно
считать установленным, что такое
перемещение как в военно-
Во главе войск фронта Рокоссовский блестяще провел Млавско-Эльбиноскую операцию и своими передовыми соединениями вышел на реку Висла. В связи с отставанием 3-го Белорусского фронта Ставка поставила неожиданную задачу: повернуть основные силы фронта на север и северо-восток против Восточно-Прусской группировки.
После выхода к Балтийскому морю Ставка направила основные силы 2-го Белорусского фронта на Берлинское направление. Рокоссовскому пришлось развертывать войска на 180 градусов и проводить перегруппировку войск, в ходе которой в течение 6-9 суток перебрасывались комбинированным способом на 200-250 км основные силы фронта. Здесь проявились высочайшие организаторские способности со стороны командующего и его штаба (начштаба генерал А.Н. Боголюбов). Войска Рокоссовского, продолжая развитие стремительного наступления на запад и северо-запад, с ходу форсировали ряд рек, преодолели несколько укрепленных оборонительных рубежей и успешно выполнили возложенную на них задачу по завершению разгрома фашистской Германии.
Главной
отличительной чертой полководческого
таланта Рокоссовского, как и
Жукова, была удивительная способность
глубоко и всесторонне
Жуков и Рокоссовский по своему ратному духу, полководческому почерку были очень близкий друг другу. Но были у каждого из них и свои особенности. Жуков, безусловно, был военачальником более крупного стратегического плана. Как первый заместитель Верховного Главнокомандующего почти на протяжении всей войны, он вместе с Василевским под руководством Сталина занимался вопросами вооруженной борьбы в стратегическом масштабе. Рокоссовский участвовал и в выработке стратегических решений, но практически занимался в основном задачами подготовки и ведения операций во фронтовом масштабе. По оценке В.М. Молотова, «по характеру для крутых дел Жуков больше подходил. Но Рокоссовский при любом раскладе в первую тройку всегда войдет. А кто третий - надо подумать...»
Жуков и Рокоссовский олицетворяли собой два разных стиля управления войсками. Жуков был более властным, жестким, твердым, категоричным. Рокоссовский, также обладая высокими волевыми и организаторскими качествами, был более гибким, терпимым к людям, обладал большой внутренней культурой и неотразимым личным обаянием.
У
Константина Константиновича
Маршал Рокоссовский был любимцем армии. Его очень ценил и ему больше чем кому-либо симпатизировал Сталин, называя его "мой Багратион".37 Он удостоился чести командовать Парадом победителей. Константин Константинович сполна оправдал доверие, оказанное ему народом и высшим военным командованием.
Современным
офицерам он подал великий пример
новаторства и непрестанного
творчества в военном искусстве.
3
Развитие военного
искусства в годы Великой
Отечественной войны
Великая
Отечественная война была одним
из важнейших этапов развития советского
военного искусства. Советское военное
искусство формировалось во время
войны в ожесточенном противоборстве
с очень сильным военным
С
точки зрения военного искусства
наиболее сильной стороной германского
командования было умение постоянно
маневрировать силами и средствами
как в наступлении, так и в
обороне, быстро переносить усилия с
одних направлений на другие, хорошее
взаимодействие между сухопутными
войсками и авиацией. Как правило,
немецкие командующие и командиры
стремились обходить сильные узлы сопротивления
наших войск, быстро переносили удары
с одних направлений на другие
и умело использовали образовавшиеся
бреши в оперативном и боевом
построении наших войск для свертывания
обороны в сторону флангов
и развития наступления в глубину.
Объективности ради надо признать,
что такие операции, как окружение
и уничтожение наступающих
Информация о работе Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ