Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть развитие военного искусства ведущих полководцев Великой Отечественной войны.
Сформулированная цель позволяет выявить задачи:
1. Осветить черты полководческого искусства Г. К. Жукова
2. Рассмотреть черты полководческого искусства К. К. Рокоссовского
3. Выявить в чем отличия между двумя великими полководцами
4. Проследить процесс развития советского военного искусства

Файлы: 1 файл

Курсовая Полководцы и развитие военнго исксства в годы ВОВ.docx

— 90.43 Кб (Скачать файл)

     В результате окружение группировки  удалось завершить в короткие сроки. После этого все войска на внутреннем фронте окружения были подчинены командующему Донским  фронтом, и на Рокоссовского возложена  задача по уничтожению группировки  Паулюса. Задача была небывало масштабной и сложной. Достаточно сказать, что  к началу января 1943 г. группировка  насчитывала 250 тыс. человек, 300 танков, более 4.000 орудий и минометов, 100 боевых самолетов. Рокоссовский решил выполнять  задачу путем последовательного  отсечения и разгрома окруженных войск по частям. Гитлер многократно  клялся Паулюсу спасти его войска, предпринимал для этого отчаянные  попытки, но безуспешно... 32

     Победа  под Сталинградом надломила вермахт  и положила начало коренному перелому во второй мировой войне. Большой  вклад в эту победу внес и генерал  Рокоссовский. Возглавляемые им войска переименовываются в Центральный  фронт и перегруппировываются в  полосу между Брянским и Воронежским  фронтами. Проведя Севскую наступательную операцию, они переходят к обороне  на северном фасе Курского выступа.

     При выработке плана действий наших  войск летом 1943 г. Рокоссовский, как  Жуков и Василевский, придерживался  точки зрения о необходимости  перейти к жесткой стратегической обороне, отразить наступление немецко-фашистских войск и затем переходить в  контрнаступление. С утверждением этого  решения Ставкой командующие  фронтами сосредоточились на подготовке глубокоэшелонированной обороны. Рокоссовский, слывший мастером наступательных операций, наилучшим образом показал себя и в обороне. За несколько часов до перехода противника в наступление он пошел на такой смелый шаг, как проведение артиллерийской контрподготовки, что вынудило германское командование на несколько часов отложить наступление.

     Прочное удержание занимаемых позиций он сочетал с хорошо подготовленными  контратаками и контрударами по прорвавшимся группировкам противника. Особое значение имело правильное определение направлений главного удара противника и сосредоточение на них основных сил и средств фронта. Так, на наиболее угрожаемом участке шириной 90 км было сосредоточено 58 % стрелковых дивизий, 70 % артиллерии, 87% танков и самоходных орудий. В итоге, несмотря на мощные удары танковых и пехотных группировок противника, а войскам Центрального фронта под руководством Рокоссовского удалось обеспечить устойчивость обороны и не допустить ее глубоких прорывов. 33

     15 июля правофланговые армии Центрального  фронта во взаимодействии с  Брянским и частью сил Западного  фронта перешли в контрнаступление  и нанесли поражение Орловской  группировке немецко-фашистских  войск. 

     С точки зрения постижения "секретов" военного искусства особое место  в полководческой деятельности Рокоссовского  занимает Гомельско-Речицкая наступательная операция, проведенная в ноябре 1943 г. Она была проведена сравнительно ограниченными силами и средствами без выделения крупных сил  из резервов Ставки. Характерно, что  в это же время - зимой 1943-1944 гг. - Западный фронт примерно в таких же условиях провел 11 наступательных операций, потерял 330 тыс. человек и практически  не имел продвижения. А Белорусский  фронт Рокоссовского взломал  оборону противника в полосе 100 км, продвинулся на глубину до 130 км, овладел городами Гомель и Речица и освободил десятки других населенных пунктов.

     Одна  из замечательных страниц деятельности Рокоссовского - Белорусская операция, где он командовал войсками 1-го Белорусского фронта, целью ее было разгромить войска группы армий "Центр" и освободить южные районы Белоруссии с выходом  на территорию Польши.

     При выработке решения и планировании операции Константин Константинович вновь  проявил смелость и самостоятельность  оперативного мышления, творческий подход к выполнению поставленной фронту задачи, твердость в отстаивании принятого решения. По первоначальному плану Генштаба предусматривалось нанесение одного мощного удара. При докладе в Ставке 23 мая 1944 г. Рокоссовский предложил наносить два примерно одинаковых по силе удара с целью окружения и уничтожения Бобруйской группировки. Сталин не согласился. Решение выглядело слишком необычным и противоречило установившимся принципам. Константину Константиновичу дважды было предложено выйти, «хорошенько подумать» и вновь доложить. Но командующий фронтом стоял на своем. Это начало вызывать раздражение у Верховного. Только поддержка Жукова и Василевского спасло положение. Было ясно, какую большую ответственность берет на себя Рокоссовский. Но его уверенность в правильности своего решения, твердость в его отстаивании основывались на трезвом расчете и глубоком анализе условий обстановки. С началом Белорусской операции, где приходилось действовать на труднопроходимой болотистой местности, войска 1-го Белорусского фронта в первый же день прорвали сильно укрепленную оборону, в течение 5 суток окружили и уничтожили в районе Бобруйска более пяти германских дивизий и продвинулись в глубину до 110 км. Даже весьма сдержанный Сталин вынужден был сказать:

     «Какой молодец!.. Настоял и добился своего...» Еще до окончания Белорусской операции Рокоссовскому было присвоено маршальское звание34.

     Развивая  успех, войска фронта практически без  всякой оперативной паузы начали проводить Люблино - Брестскую наступательную операцию и вышли на подступы к Варшаве.

     В начале августа 1944 г. неожиданно для  советского командования в Варшаве  началось вооруженное восстание, спровоцированное лондонским эмигрантским правительством с целью установления своей власти до подхода советских войск. Несмотря на явное нежелание руководителей  восстания сотрудничать с советским командованием, Рокоссовский сделал все возможное для оказания помощи восставшим. К этому времени, его .войска только что завершили наступательную операцию, продвинувшись на глубину 500 - 600 км, понесли потери и испытывали острую нехватку материальных средств. Маршал предпринял ряд наступательных действий, но они успеха не имели. Зато по воздуху и другими путями восставшим была оказана большая материальная помощь.

     Перед началом Висло-Одерской операции командующим 1-м Белорусским фронтом был  назначен Жуков, а Рокоссовский перемешен  на 2-й Белорусский. В исторической литературе по этому поводу приводились  разные высказывания, но история уже  все расставила на свои места, и можно  считать установленным, что такое  перемещение как в военно-политическом, так и в стратегическом отношении  было оправданным.

     Во  главе войск фронта Рокоссовский блестяще провел Млавско-Эльбиноскую  операцию и своими передовыми соединениями вышел на реку Висла. В связи с  отставанием 3-го Белорусского фронта Ставка поставила неожиданную задачу: повернуть основные силы фронта на север и северо-восток против Восточно-Прусской группировки.

     После выхода к Балтийскому морю Ставка направила основные силы 2-го Белорусского фронта на Берлинское направление. Рокоссовскому пришлось развертывать войска на 180 градусов и проводить перегруппировку войск, в ходе которой в течение 6-9 суток перебрасывались комбинированным способом на 200-250 км основные силы фронта. Здесь проявились высочайшие организаторские способности со стороны командующего и его штаба (начштаба генерал А.Н. Боголюбов). Войска Рокоссовского, продолжая развитие стремительного наступления на запад и северо-запад, с ходу форсировали ряд рек, преодолели несколько укрепленных оборонительных рубежей и успешно выполнили возложенную на них задачу по завершению разгрома фашистской Германии.

     Главной отличительной чертой полководческого  таланта Рокоссовского, как и  Жукова, была удивительная способность  глубоко и всесторонне проникать  каждый раз в суть конкретно сложившейся  обстановки. 35И, исходя из этого, находить наиболее рациональные решения и действия. Также сильной стороной полководческой деятельности К. К. Рокоссовского было сего непреклонное желание бить врага «малой кровью». Широта военных знаний, организаторский талант, большой дар предвидения, умение создать среди подчиненных творческую рабочую атмосферу и достойно оценить их полезную инициативу – все это позволяло Константину Константиновичу при проведении различных операций добиваться результатов с наибольшим эффектом.36 К сожалению, во время войны это удавалось далеко не всем. В этой связи поучительны наблюдения Рокоссовского, за работой командующего войсками Юго-Западного фронта в июле 1941 г. Константин Константинович отмечает, что генерал Кирпонос непрерывно отдавал какие-то на первый взгляд правильные распоряжения. «Приказывая бросать в бой то одну, то две дивизии, командующий даже не интересовался, могут ли названные соединения контратаковать, не объяснял конкретной цели их использования. Создавалось впечатление, что он или не знает обстановки, или не хочет знать». Иначе говоря, командующий в своих решениях и распоряжениях, как нередко бывает и на современных учениях, исходил не из того, что требуется по обстановке, а из того, что теоретически положено делать при решении подобных задач. Рокоссовский считал, что это самое опасное явление в военном искусстве.

     Жуков и Рокоссовский по своему ратному  духу, полководческому почерку были очень близкий друг другу. Но были у каждого из них и свои особенности. Жуков, безусловно, был военачальником более крупного стратегического плана. Как первый заместитель Верховного Главнокомандующего почти на протяжении всей войны, он вместе с Василевским под руководством Сталина занимался вопросами вооруженной борьбы в стратегическом масштабе. Рокоссовский участвовал и в выработке стратегических решений, но практически занимался в основном задачами подготовки и ведения операций во фронтовом масштабе. По оценке В.М. Молотова, «по характеру для крутых дел Жуков больше подходил. Но Рокоссовский при любом раскладе в первую тройку всегда войдет. А кто третий - надо подумать...»

     Жуков и Рокоссовский олицетворяли собой  два разных стиля управления войсками. Жуков был более властным, жестким, твердым, категоричным. Рокоссовский, также обладая высокими волевыми и организаторскими качествами, был  более гибким, терпимым к людям, обладал  большой внутренней культурой и  неотразимым личным обаянием.

     У Константина Константиновича заслуги  и без того огромные, прекрасных душевных качеств через край, и  он не нуждается в том, чтобы для  него что-то еще придумывали. Некоторые  склонные к дешевой сенсации историки, мемуаристы, писатели, политики, желая  прославить Рокоссовского, немало сделали, противопоставляя его Жукову и другим военачальникам. Но правда состоит  в том, что эти полководцы достойны друг друга. Они, конечно, соперничали, ревниво следили друг за другом при  решении наиболее сложных задач, но чаще всего соединяли свой военный и интеллектуальный потенциал и искренне уважали друг друга. Достаточно сказать, что во время войны практически все назначения Рокоссовского на высшие должности, кроме последнего перемещения, состоялись по инициативе и поддержке Жукова. И все это сделано исключительно в интересах дела. Победы.

     Маршал Рокоссовский был любимцем армии. Его очень ценил и ему больше чем кому-либо симпатизировал Сталин, называя его "мой Багратион".37 Он удостоился чести командовать Парадом победителей. Константин Константинович сполна оправдал доверие, оказанное ему народом и высшим военным командованием.

     Современным офицерам он подал великий пример новаторства и непрестанного  творчества в военном искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Развитие военного искусства в годы Великой Отечественной войны                                                                              

       Великая Отечественная война была одним  из важнейших этапов развития советского военного искусства. Советское военное  искусство формировалось во время  войны в ожесточенном противоборстве с очень сильным военным искусством Германии. В военной науке и  военном искусстве Германии наиболее полно были разработаны весьма изощренные формы и способы дезинформации  и достижения внезапности действий, упреждения противника в стратегическом развертывании, массированного применения ВВС для завоевания господства в  воздухе и непрерывной поддержки  действий сухопутных войск на главных  направлениях. В операциях 1941-1942 гг. весьма эффективно строились наступательные операции с массированным применением  танковых войск и широким маневрированием  силами и средствами.

       С точки зрения военного искусства  наиболее сильной стороной германского  командования было умение постоянно  маневрировать силами и средствами как в наступлении, так и в  обороне, быстро переносить усилия с  одних направлений на другие, хорошее  взаимодействие между сухопутными  войсками и авиацией. Как правило, немецкие командующие и командиры  стремились обходить сильные узлы сопротивления  наших войск, быстро переносили удары  с одних направлений на другие и умело использовали образовавшиеся бреши в оперативном и боевом построении наших войск для свертывания  обороны в сторону флангов  и развития наступления в глубину. Объективности ради надо признать, что такие операции, как окружение  и уничтожение наступающих советских  войск под Харьковом весной 1942 г. или действия генерала Манштейна  по разгрому наших войск в Крыму  в 1942 г. и некоторые другие, были проведены  с большим блеском и военным  мастерством.38 Германские командующие и командиры более гибко действовали в обороне. Они, в отличие от нас, не всегда придерживались принципа жесткой обороны и, когда требовала обстановка, отводили войска на новые рубежи. Например, в ходе Белорусской наступательной операции наших войск, когда в оперативном построении немецко-фашистских войск образовалась брешь в 400 км, германское командование не стало растягивать оставшиеся силы, чтобы заткнуть эту брешь. Они собрали ударную группировку и нанесли по советским войскам встречный удар в центре этого пустого пространства. Тем самым они вынудили наши войска ввязаться в бой и приостановить наступление. Одновременно в тылу начали создавать новую линию обороны и благодаря этому неожиданному и смелому удару выиграли время для ее создания.39

Информация о работе Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ