Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть развитие военного искусства ведущих полководцев Великой Отечественной войны.
Сформулированная цель позволяет выявить задачи:
1. Осветить черты полководческого искусства Г. К. Жукова
2. Рассмотреть черты полководческого искусства К. К. Рокоссовского
3. Выявить в чем отличия между двумя великими полководцами
4. Проследить процесс развития советского военного искусства

Файлы: 1 файл

Курсовая Полководцы и развитие военнго исксства в годы ВОВ.docx

— 90.43 Кб (Скачать файл)

      Совершенствовались  и способы боевого применения танков, предназначенных для непосредственной поддержки пехоты. В операциях первого периода войны их было очень мало. Действуя распыленно, небольшими группами, они часто отрывались от стрелковых частей и не оказывали им непосредственной помощи. Во второй период войны танки стали применяться более массированно. Танковые бригады и полки уже не дробились, а придавались стрелковым корпусам и дивизиям, и действовали на главном направлении их наступления.

         Большое значение приобрёл опыт  организации и осуществления  артиллерийского и авиационного  наступления как эффективной  формы обеспечения глубоких ударов  войск в наступательной операции, массированного применения крупных  танковых, механизированных и авиационных  объединений для разгрома противника  на решающих направлениях, форсирования  водных преград с ходу, штурма  крупных городов и укреплённых  районов, наступления в особых  условиях — в горной местности,  Заполярье, лесисто-болотистых, степных  и пустынных районах, наступление  крупными силами ночью; поднялось  искусство управления огромными  массами войск и военной техникой. Более высокой ступени развития  в тактическом отношении достигло  искусство партизанских действий. Партизанские части и соединения  стали способными производить  серьёзные операции в тылу врага, отвлекая на себя значительные силы немецко-фашистских войск. Многие крупные операции, проведённые советскими войсками за время войны с фашистской Германией, являются беспримерными в истории войн как по своим масштабам, так и по классическому их осуществлению. Полный разгром фашистской Германии и милитаристской Японии явился блестящим подтверждением высокого уровня советского военного искусства достигнутого в ходе операций на различных театрах военных действий. 
 
 
 

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Изучение  прошлого опыта, истоков и причин многих побед и поражений в  Великой Отечественной войне  и особенно полководческого искусства  маршала Жукова позволяет сделать  вывод, что основным законом военного искусства является максимальное соответствие решений командующих, командиров и  действий войск (сил) конкретным условиям обстановки, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение военных  задач.

     Это предполагает:

     1) наиболее полное выявление и  учет всех сторон и конкретных  условий, сложившейся обстановки, и прежде всего политических  целей и экономических возможностей;

     2) выработку вытекающих из особенностей  обстановки решений и способов  действий;

     3) своевременное доведение задач  до подчиненных, организацию их  выполнения и всестороннее обеспечение  военных действий с тем, чтобы  использовать все выгодные и  нейтрализовать отрицательные для  своих войск моменты; 

       4) проведение в жизнь решений  и поставленных задач, своевременное  реагирование на изменения обстановки.

     Рядом со Сталиным всю войну трудились выдающиеся полководцы. Самой яркой личностью среди них был Г.К. Жуков. Будучи членом Ставки ВГК и заместителем ВГК, командуя около двух лет различными фронтами, он был разработчиком и руководителем важнейших операций.

     Главные черты полководческого таланта Жукова - творчество, новаторство, умение принимать неожиданные для противника решения.

     Его отличали также глубокий ум и проницательность. По словам Макиавелли, «ничто так не делает полководца великим, как умение проникать в замысел противника». Эта способность Жукова сыграла особенно важную роль при обороне Ленинграда и Москвы, когда при крайне ограниченных силах только за счет хорошей разведки, предвидения возможных направлений ударов противника ему удавалось собирать практически все имеющиеся средства и отражать удары противника.

     Жукова  еще отличали тщательное планирование каждой операции, их всесторонняя подготовка и твердость в проведении принятых решений. Воля и твердость Георгия Константиновича позволяли мобилизовывать все имеющиеся силы и средства войск, и добиваться своих целей.

     Неоценимым  качеством советских полководцев была их способность к разумному риску. Эта черта полководческого таланта отмечалась, например, у маршала К.К. Рокоссовского. Одна из замечательных страниц полководческой деятельности К.К. Рокоссовского -Белорусская операция, в которой он командовал войсками 1-го Белорусского фронта.

     При выработке решения и планировании этой операции Рокоссовский проявил смелость и самостоятельность оперативного мышления, творческий подход к выполнению поставленной фронту задачи, твердость в отстаивании принятого решения.

     Важнейшим источником победы советского народа в Великой Отечественной войне явилась несокрушимая мощь Вооруженных Сил, которые выдержали тяжелейшее испытание в единоборстве с гитлеровской армией и превзошли ее. В первый период войны советские войска были вынуждены отступать вглубь страны под воздействием численно превосходящего противника, имевшего перевес и в боевой технике. Тем не менее наши войска защищали Родину с величайшей самоотверженностью и своей стойкостью и мужеством сорвали стратегические планы врага.

     К зиме 1941 - 1942 годов гитлеровский план «молниеносной» войны был похоронен. Осенью 1942 года установилось равновесие в силах и средствах, затем выявилось явное превосходство Советских Вооруженных Сил. Стратегическая инициатива полностью перешла в их руки, вплоть до окончательного разгрома фашистской армии.

     Многие  боевые операции, осуществленные советскими войсками, беспримерны в истории военного искусства, как по своему мастерству, так и по результатам. По масштабу и искусству они превзошли военные походы знаменитых полководцев древности и все выдающиеся события из истории войн, предшествовавших Великой Отечественной войне. Навсегда останутся в памяти человечества победы советских воинов над фашизмом в великих битвах под Москвой и Сталинградом, под Курском и Белгородом, на Днепре и Немане, под Будапештом и Веной, на Висле и Одере и в заключительной Берлинской наступательной операции.

     Важнейшим аргументом превосходства военного искусства советских полководцев является победа в войне, капитуляция фашистской Германии. Полный разгром гитлеровской военной машины - убедительнейшее тому подтверждение.

     Наши  полководцы и военачальники союзных нам армий разбили сильнейшую гитлеровскую армию, завоевавшую до этого всю Западную и значительную часть Восточной Европы. Они ниспровергли каноны, казалось, непобедимой немецкой военной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Белов М. Полководческий  феномен Г.К.Жукова. /   М. Белов. -  М.,  1998. – 221 с.
  2. Великая Отечественная война. Краткий научно популярный очерк / под ред. Жилина. – М.:  Политиздат, 1973. - 542 с.
  3. Великая Отечественная война. / под ред. Тельпуховского Б. С. – М.: Воениздат, 1984. - 560 с.
  4. Вторая мировая война  кн. 2: военное искусство. - М.: Наука, 1966. - 403 с.
  5. Внезапность в наступательных операциях Великой Отечественной войны / под ред. Б. Б. Сесоева. – М.: Наука, 1986. -  206 с.
  6. Гареев М. А. Советская военная наука / М. А. Гареев. – М.:  Знание, 1988. -  62 с.
  7. Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. / М. А. Гареев. — Уфа, 1996. - http://militera.lib.ru
  8. Г. А. Деборин итоги и уроки Великой Отечественной войны /  Г. А. Деборин. – М.: Мысль, 1975. – 439 с.
  9. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 2. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с.
  10. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. Г. А. Куманева. – М.: Наука, 1985. –  312 с.
  11. История Великой Отечественной войны. Т. 6. – М.: Воениздат, 1965. - 319 с.
  12. Кардашов В. И. Рокоссовский / В. И. Кардашов.- М.: Мол. Гвардия, 1980. – 446 с.
  13. Константинов К. Рокоссовский. Победа не любой ценой /  К.  Константинов – М.: Яуза, 2007.- 323 с.
  14. Конев  И. С.  Начало  Московской битвы // Военно-исторический журнал. - 1966. № 10. – С. 57- 63.
  15. Куманев Г. А. Проблемы военной истории Отечества (1938 – 1945 гг.) / Г. А. Куманев. – М.: Собрание,  2007. – 656 с.
  16. Кригер  Е. Г. Солдаты Победы. / Е. Г. Кригер. – М.: Известия, 1975. –  255 с.
  17. Маршал Жуков:  Полководец и человек. Сб. в 2-х т. Т.1. - М.: АПН,  1988. - 384 с.
  18. Отчизны славные сыны, Строители и полководцы Советских Вооруженных Сил / под редакцией Г. А. Куманева. – М.: Книжная палата, 1987. – 112 с.
  19. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. -  М.: Мол. Гвардия, 1985. – 358 с.
  20. Рокоссовский К.  К.  Солдатский долг. — 5-е изд. — М.: Воениздат, 1988.— 367 с.
  21. Рубцов, Ю. В. «Советский Багратион»  маршал К. К. Рокоссовский (1896-1968 гг. ) / Ю. В. Рубцов // Новая и новейшая история.-  2004.  - № 6 –С. 148-174 .
  22. Советские полководцы и военачальники .- М.: Молод. Гвардия, 1988. - С. 311.

Информация о работе Полководцы и развитие военного искусства в годы ВОВ