Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:59, реферат
Описание работы
Цель данной работы является анализ изучения процесса присоединения Прибалтийских стран к СССР 1939-1940 гг. Задачи, способствующие реализации поставленной цели формируются следующим образом: Рассмотреть взаимоотношение СССР с Прибалтийскими странами 1917 -1939 гг. Рассмотреть политику СССР 1939 -1940 гг. Определить причины изменениия политики невмешательства СССР во внутренние дела Прибалтики 1939 г. Рассмотреть процесс вхождение Прибалтики к СССР
Таллиннское поражение
явилось одной из причин принятого в феврале
1925 г. решения Политбюро ЦК РКП(б) о прекращении
направляемой советскими государственными
органами «активной разведки» и «боевой
и повстанческой работы» в «прилегающих
к СССР странах» (при этом констатировалось
установление с ними «более или менее
нормальных дипломатических отношений»).
Впрочем, уже с начала 20-х гг. отношение
Москвы к странам Балтии по существу определялось
государственными потребностями ослабевшей
России [Там же. с. 228-229].
В преддверии Генуэзской
конференции по предложению Советской
России была организована встреча ее делегации
с представителями балтийских стран в
Риге (февраль 1922 г.). Когда в 1922 г. Эстонией,
Латвией, Финляндией и Польшей был подписан
договор о военно-политическом союзе («Варшавский
аккорд»), в НКИД заговорили, что навязывать
свою «любовь» балтийским странам становится
«не только бессмысленно, но и компрометантно».
Тем не менее на подписание «Варшавского
аккорда» Москва ответила предложением
провести региональную конференцию по
разоружению (она состоялась в Москве
в декабре 1922 г.). После отказа Финляндии
и Польши от ратификации варшавского договора,
в ноябре 1923 г. Эстония и Латвия заключили
договор о военном союзе. Одновременно
латвийское правительство заверило Москву
в своем твердом намерении в случае польско-советского
вооруженного конфликта сохранить нейтралитет.
Со своей стороны СССР направил Латвии,
Литве и Эстонии предложение заключить
соглашения о нейтралитете и даже о взаимном
ненападении (от чего Москва прежде воздерживалась
как от ненужного излишества). Судя по
дипломатической переписке, в срыве планов
советско-балтийской конференции по этим
вопросам немалую роль, наряду с противодействием
Варшавы, сыграл внутрипартийный кризис
в СССР конца 1923 – начала 1924 гг.[Там же.
с. 229].
Складывания основ
политического партнерства сопровождалось
развитием экономических связей СССР
с Латвией и, отчасти, Эстонией и даже Литвой.
Идя навстречу желаниям этих государств
расширять торгово-хозяйственные связи,
Москва руководствовалась, по свидетельству
члена Коллегий Наркоминдела и Наркомвнешторга
Якова Ганецкого (Фюрстенберга), соображениями
экономической выгоды. Первостепенной
областью взаимодействия Москвы с «балтийцами»
стала торговля, прежде всего, транзитная.
Обоюдная заинтересованность стимулировала
исключительные усилия по развитию транспортной
инфраструктуры. В сжатые сроки латвийские
власти постарались привести в порядок
портовые сооружения, углубить акваторию
Рижского и Виндавского портов, отремонтировать
и построить железнодорожные мосты и элеваторы
для поступающего из России хлеба. Невзирая
на возражения Реввоенсовета советские
организации инвестировали собственные
средства в модернизацию Таллиннского
порта. Вынашивались планы аналогичных
инвестиций в железные дороги Литвы в
интересах развития экспорта леса через
Мемель.
Поэтому, если в начале
20-х гг. советское руководство беспокоила
внешняя для Балтии угроза (прогнозировалось
скорое поглощение Польшей независимой
Литвы), то к середине десятилетия все
острее стали восприниматься попытки
координации действий балтийских государств
между собой, их склонность опереться
на Хельсинки и Варшаву. После неудачи
«Варшавского аккорда» в Москве ожидали
новых попыток создания военно-политического
объединения (Малый или Большой балтийский
союз под польской гегемонией), которое
могло бы явиться важнейшим плацдармом
для «больших империалистов» - Англии
и Франции[Кен, Рупасов, 2002, с. 231].
В начале 1925 г. в
Риге состоялась очередная информационная
встреча военных экспертов из стран Балтии
и Польши, не имевшая серьезных политических
или военных последствий. Это заурядное
событие стало поводом для пересмотра
стихийно складывавшейся балтийской политики
СССР. После специального рассмотрения
в комиссии Политбюро, высшая советская
инстанция постановила, что сотрудничество
стран Балтии между собой и особенно с
Польшей и Финляндией «таит в себе непосредственную
угрозу опасности СССР». Задачам ее отражения
должны были быть подчинены экономические,
дипломатические и разведывательные возможности
СССР.
Наметившийся поворот
в отношении СССР к балтийским странам
отчасти объяснялся и менявшейся экономической
конъюнктурой. С восстановлением политических
и торгово-хозяйственных связей с другими
государствами Европы, прежде всего, с
Англией, Францией, Германией, Чехословакией,
сократилась нужда как в торговом посредничестве
прибалтов, так и в особых услугах с их
стороны (например, при конспиративных
торгово-финансовых сделках). Восстанавливал
дореволюционные обороты Ленинградский
торговый порт, и транзит через Латвию,
переставая быть для СССР насущно необходимым,
стал рассматриваться как благодеяние,
на которое Риге следует отвечать политическими
уступками. К тому же унаследованное балтийскими
странами промышленное оборудование старело
и выходило из строя (например, судостроительные
и судоремонтные предприятия Эстонии),
утрачивая привлекательность для советских
заказчиков. Под влиянием этих обстоятельств
советское руководство было готово начать
рассматривать торговые отношения с государствами
Балтии главным образом с точки зрения
оказания на них «экономического давления».
Учитывая масштабы торговли и транзита,
эта установка относилась в первую очередь
к Латвии.
Наконец, на складывание
новых установок в отношении Прибалтики
повлиял исход зондажных переговоров
СССР с Польшей и Германией. Осенью 1924
г. в НКИД активно обсуждалась возможность
«генерального соглашения» с Польшей.
Оно должно было повлечь за собой «исправление
границ», включая как отказ Литвы от притязаний
на Вильно, так и появление общей советско-литовской
границы. Неизбежным следствием такого
соглашения явился бы фактический раздел
Балтии на советскую и польскую сферы
влияния. Привлекательность «польского
сценария» умерялась холодностью Варшавы
и горячими настояниями немецкой дипломатии,
в конце 1924 г. соблазнявшей Москву договоренностью
о разделе Польши. Советское руководство,
отказываясь от переговоров с Германией
на этот счет, вместе с тем попыталось
начать антипольское сотрудничество двух
стран в балтийском регионе. В итоге главным
направлением советской политики, наряду
с экономическим воздействием на Латвию,
становилось культивирование непримиримой
позиции Литвы в отношении Польши, чтобы
парализовать усилия по налаживанию балтийского
сотрудничества в рамках Большого или
Малого союза. С начала 1925 г. естественным
партнером СССР на Балтике становится
Германия, а главным противником – Польша. [Кен, Рупасов, с. 232-233].
1.2 Новые политические
перспективы СССР в Прибалтике
1926-1933гг.
Подписание в декабре
1925 г. Локарнских соглашений, гарантировавших
западную границу Германии, осложняло
международное положение Польши и государств
Балтии и одновременно открывало перед
Москвой новые внешнеполитические перспективы.
Советское руководство внесло дополнительные
коррективы в свою балтийскую политику.
Несмотря на стойкое отвращение к участию
в многосторонних обязательствах, весной
1926 г. Политбюро разрешило НКИД прозондировать
отношение Латвии, Литвы и Эстонии к возможности
заключения с СССР коллективного (четверного)
гарантийного пакта. Эта инициатива была
рассчитана на то, чтобы, привлекая к себе
балтийские страны, отделить их от Польши,
и таким образом, выступить в роли главного
гаранта независимости своих соседей
на Балтике. Однако уже на стадии подготовки
переговоров выявились нежелательные
последствия такого шага.
Опасения Риги и Таллинна
оказаться в зависимом положении побудили
их приступить к согласованию своих действий
с Варшавой и Хельсинки и закрепить в совместном
латвийско-эстонско-финском меморандуме
основы предполагаемого соглашения с
СССР. Москве пришлось ограничиться более
традиционными методами divide et impera, намеченными
в постановлении Политбюро 1925 г. [Кен, Рупасов,
2002, с. 233].
В первую очередь речь
шла о попытке внесения раскола в общий
фронт лимитрофов предложением Латвии
широкомасштабного экономического сотрудничества.
Советской стороной учитывались не только
важное стратегическое положение этой
страны, в силу чего Рига оказалась в центре
внимания государств Англии, Франции,
Польши и Германии, фактически превративших
ее в один из центров разведывательной
деятельности против Советской России,
но и надежда использовать противоречия
между поляками и латышами. Наряду с этим
Москва рассчитывала использовать сложившиеся
особые отношения с основными политическими
силами – Латвийской социал-демократической
партией и Крестьянским союзом.
Попытка имела частичный
успех. Латвийское правительство с удовлетворением
откликнулось на предложения о развитии
торгово-хозяйственных связей и приступило
к согласованию статей двустороннего
гарантийного договора, текст которого
стороны парафировали в августе 1926 г. Со
своей стороны Москва сдержала обещание
и в ноябре 1927 г. подписала выгодный для
Риги торговый договор. Позднее член Коллегии
НКИД Стомоняков разъяснял Сталину значение
этой акции: «Если мы торговым договором
не добились ориентации Латвии на СССР,
то мы, несомненно, заключением этого договора
вбили клин между Латвией и Эстонией…
и помешали образованию польско-прибалтийского
союза». [Кен, Рупасов, с. 233-234].
Действительно, взаимопонимание
между Москвой и Ригой достигло после
подписания договора такого уровня, который
позволял латвийскому посланнику К. Озолсу
заявлять: «…Оба государства должны быть
готовы ответить войной Польше на ее вторжение
в Литву. Только в этом случае Польша будет
сидеть спокойно, если она будет знать,
что СССР и Латвия выступят против ее экспансии
вооруженной силой». С 1926 г., отмечали в
Москве, «прекратились совместные открытые
и демонстративные конференции прибалтов
с Польшей», тем более, что обострение
советско-польских отношений (в особенности
после возвращения к власти Ю. Пилсудского)
и «военная тревога» 1927 г. в СССР, побуждали
Латвию и даже Эстонию сдержанно относиться
к польским авансам.[Там же. с. 234].
Другое направление
советской политики после 1925 г. состояло
в культивировании отношений с Литвой,
в укреплении антипольской позиции которой
была заинтересована и Германия. Пока
в среде литовских политиков сохранялись
серьезные надежды на урегулирование
отношений с Польшей, Москве удавалось
добиваться немного и лишь при немалых
политических затратах. После более чем
годовых проволочек 28 сентября 1926 г. были
подписаны советско-литовский договор
о дружбе и нейтралитете и секретное «джентльменское
соглашение», предусматривавшего обмен
конфиденциальной информацией. К договору
была приложена нота наркома Чичерина,
в которой выражалась поддержка СССР литовских
притязаний на Вильнюсский (Виленский)
край. Эти договоренности имели «фатальное
значение для польско-советских отношений».
Балтийские соседи Литвы задумывались
о скором установлении над нею советского
протектората. Впрочем, расцвет отношений
Москвы с Каунасом оказался кратковременным.
Переворот, совершенный в декабре 1926 г.
таутининками во главе с А.Сметоной и А.Вольдемарасом
(ранее находивших поддержку СССР в своей
борьбе со сторонниками литовско-польского
компромисса), неожиданно привел к болезненному
для Москвы прекращению политических
контактов вплоть до лета следующего года
(обмен конфиденциальной информацией
возобновился лишь в 1929 г.). Главные трения
с Литвой были урегулированы после отзыва
самонадеянного полпреда С. Александровского
(его сменил А. Аросев). Москва заявляла
о своей «заинтересованности в консолидации
внутреннего положения в Литве» и обещала
сдерживать активность литовских коммунистов,
которым под давлением репрессий пришлось
уйти в глубокое подполье. В действиях
новых литовских властей Москву по сути
не устраивало лишь одно, но важное соображение
– возможность оказаться втянутой, благодаря
авантюризму премьера Вольдемараса, в
вооруженный литовско-польский конфликт.
Летом 1928 г. советская дипломатия прямо
указала Вольдемарасу, что в этом случае
СССР сохранит нейтралитет.
В отношениях СССР
с Эстонией существенных перемен не происходило.
Развитие советско-латвийских хозяйственных
связей подогревало интерес эстонских
деловых кругов к восточному соседу. Однако
поскольку в своей внешней политике Таллинн
ориентировался прежде всего на Варшаву,
торговый договор с Эстонией СССР согласился
заключить лишь осенью 1929 г. Его вступление
в силу совпало с началом мирового экономического
кризиса и пересмотром общих внешнеторговых
приоритетов СССР, в силу чего объем двусторонней
торговли резко сократился. Использовать
экономические рычаги для упрочения влияния
в Эстонии для советской дипломатии оказалось
невозможным.
Сложившееся к концу
1928 г. общее соотношение сил в Прибалтике
Москва попыталась изменить с помощью
необычной мирной инициативы. С запозданием
заявив о присоединении к договору об
отказе от войны как средстве национальной
политики (пакт Бриана-Келлога) советская
дипломатия попыталась использовать его
для демонстрации своей роли в сглаживании
напряженности между Литвой и Польшей,
не уступая при этом настояниям Варшавы
в пользу ведения переговоров с СССР вместе
со всеми западными лимитрофами. В декабре
1928 г. фактический руководитель НКИД Литвинов
предложил Варшаве и Каунасу подписать
особый протокол о досрочном введении
в действие пакта Бриана-Келлога. «Верные»
литовцы, однако, сообщили об этом плане
латышам, а поляки – всем балтийским странам.
В итоге Москва, как и в 1926-1927 гг., оказалась
перед столь нежеланным «единым фронтом»
Польши и Балтии [Кен, Рупасов, 2002, с. 235].
Польская дипломатия
умело использовала охлаждение в советско-латвийских
отношениях, наметившееся весной-летом
1928 г., когда Москва, сохранявшая уверенность
в том, что Латвия остается «в числе наших
западных соседей страной, которая больше
всего не укладывается в программу создания
единого фронта против нас», не придала
должного внимания сигналам об изменении
внешнеполитических симпатий руководителя
крупнейшей партии К.Ульманиса. В результате
стремительных дипломатических маневров
полякам удалось переиграть Москву, и
инициатива Литвинова обратилась в свою
противоположность. 5 февраля Московский
протокол был подписан СССР, Польшей, Эстонией,
Латвией и Румынией. Литва присоединилась
к нему лишь спустя несколько месяцев.
Это фактическое поражение
побудило Кремль, с одной стороны, спровоцировать
искусственное обострение отношений с
Польшей, и с другой, заново оценить итоги
десятилетних сношений с прибалтами. Стало
очевидным, что ни политика экономических
вложений, ни экономическое давление на
Эстонию не принесли политических выгод.
Избрание на пост главы государства летом
1929 г. О. Штрандмана явилось прелюдией
к еще большему укреплению политических
контактов Эстонии с Польшей. Тандем Сметоны
и Вольдемараса дал трещину, но в Москве
настолько устали от капризов Вольдемараса,
что его устранение в сентябре 1929 г. и приход
политиков, в принципе допускавших компромисс
с Варшавой, не воспринимались как серьезная
потеря для советской дипломатии.