Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа
Основная литература – это статьи и комментарии к источникам. Труды М.М. Смирина анализируются в сборнике Средние века в статье А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова Памяти Моисея Менделевича Смирина. По мнению данных ученых, монография Крестьянская война и Народная Реформация Томаса Мюнцера стала «капитальным трудом», в котором были описаны исследования идеологической борьбы Германии XV-XVI в.в. Сама книга, с точки зрения А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова, раскрывает «характерные черты Народной Реформации (получившие законченную форму и теоретические выражения в учении Т. Мюнцера), которые имели принципиальное, особое значение и сказались на последующих этапах развития раннебуржуазной революции в Европе»1.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3-8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Оценка Реформации в советской
историографии…………………………………....9-23
1.1. Причины и предпосылки Реформации.
Роль лидеров……………………………………...9-14
1.2. Влияние Реформации на социальную,
экономическую и политическую сферы……….14-19
1.3. Последствия реформационного
движения................................................................19-22
Глава 2. Изучение Реформации в работах
современных отечественных
и зарубежных историков………………………..23-34
2.1. Взгляд современных отечественных
историков на проблему Реформации
(на примере работы Н.В. Ревуненковой)………23-28
2.2. Религиозный взгляд теологов
и историков на эпоху Реформации
(на примере работы Маграта Алистера)……….28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………….….35-36
Библиографический список
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук
Проблема истории Реформации в современной историографии
Курсовая работа
Научный руководитель −
________________ к.и.н., доцент кафедры
всеобщей истории,
философии и социальных наук
______________________(дата)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Оценка Реформации
в советской
Роль лидеров……………………………………...9-14
1.3. Последствия реформационного
современных отечественных
(на примере работы Маграта Алистера)……….28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………
Библиографический список
Источники………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Тема западной церкви и церковного устройства была актуальна во все времена. Реформация стала значимым и поворотным моментом в истории Европы, которая с одной стороны боролась с деградацией средневековой церкви: индульгенцией, продажей церковных должностей, а с другой - оспаривала древние обряды католической церкви. Религиозные войны и революции XVI в. являлись неким решением этой проблемы, протестом против средневековой церкви, ставшим одним из важнейших шагов изменения европейского сознания к современному миру. Протестантская Реформация и католическая Контреформация стали этапом в процессе институциональных и духовных перемен.
В современной исторической науке мало историков, которые бы подробно занимались проблемой и спецификой самой Реформации. Актуальность нашей исследовательской работы заключается в рассмотрении и анализе взглядов советских и современных историков в истории Реформации. Существует множество точек зрения о Реформации, причинах ее появления и итогах, но очень мало историографических работ, которые полностью разбирали саму специфику Реформации. Все это пробуждает интерес к прошлому западноевропейских религиозных отношений, специфике и разделении религиозного сознания католиков и протестантов.
Основная литература – это статьи и комментарии к источникам. Труды М.М. Смирина анализируются в сборнике Средние века в статье А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова Памяти Моисея Менделевича Смирина. По мнению данных ученых, монография Крестьянская война и Народная Реформация Томаса Мюнцера стала «капитальным трудом», в котором были описаны исследования идеологической борьбы Германии XV-XVI в.в. Сама книга, с точки зрения А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова, раскрывает «характерные черты Народной Реформации (получившие законченную форму и теоретические выражения в учении Т. Мюнцера), которые имели принципиальное, особое значение и сказались на последующих этапах развития раннебуржуазной революции в Европе»1.
Вторым трудом в изучении данной проблемы является книга Э.Ю. Соловьева «Непобежденный еретик. Время и дело Мартина Лютера».
Во вступительной статье «Антифеодальная религиозная революция и ее зачинатель» сама монография, по мнению историка-медиевиста Т.И. Ойзермана описывает жизнь и учение Мартина Лютера. Как считает ученый, главной мыслью труда Соловьева служит то, что само учение Лютера в XVIII столетии создает «третье сословие», которое должно пойти «на решительный штурм феодализма».
Третьей вступительной статьей, использованной в нашей работе, стала статья А.Е. Мичурина «Реформация, как общерелигиозное и политическое движение». С точки зрения ученого, сама книга служит для объяснения такого религиозного течения, как протестантизм. По его мнению, анализируя труд Н.В. Ревуненковой, можно прийти к выводу, что протестантизм – это книжная культура, так как новые религиозные течения возникали при «вычитывании» и исследовании Библии.
Другой историк С.В. Санников в предисловии считает, что книга Маграта Алистера Богословские мысли Реформации – «первая ласточка», которая смогла полностью богословие религиозных движений (лютеранство, кальвинизм, баптизм и англиканство). С его точки зрения, английский теолог «академическая глубина и простота изложения» объясняет не только ученому, что такое Реформация, но и простому обывателю.
Предмет нашего исследования – это оценки и взгляды советских, современных отечественных и зарубежных религиозных историков о Реформации.
Объектом исследования служит советская и современная медиевистика XX-XXI веков.
Целью курсовой работы является рассмотрение, сравнение и анализ взглядов советских и современных историков на проблему западноевропейской Реформации.
Цель исследования западноевропейской Реформации вызвала необходимость следующих задач:
Историографическими источниками для нашей работы являются труды М.М. Смирина, Э.Ю. Соловьева, Н.В. Ревуненковой и М. Алистера.
Одним из первых ученых в Советское время, занимавшихся проблемой изучения Реформации, был Смирин Моисей Менделевич. Основные научные интересы М.М. Смирина были связаны с разработкой ряда узловых проблем истории Германии, а также сопредельных с ней стран Центральной Европы XV-XVI в.в. на рубеже средневековья и Нового времени. М. М. Смирин — автор более 150 работ, значительная часть которых посвящена рассмотрению сложных вопросов социально-экономической, политической и идеологической жизни Германии XV—XVI вв. Обширное научное наследие М.М. Смирина включает в себя изучение реформационных документов XV-XVI веков и составленный на их основании труд «Народная Реформация Томаса Мюнцера и Крестьянская война». Сама монография «Народная Реформация Томаса Мюнцера и Крестьянская война» была написана в 1955 г. В своей работе М.М. Смирин, опирается в основном на работы Энгельса и Маркса. Историк рассматривает Народную Реформацию, как революцию, которая признает права и свободы граждан, где бедный народ должен считаться «наиболее достойным и единственным и избранным классом»2.
Более подробно описанием внутренних социально-экономических и духовных причин Реформации начали заниматься в 1990-е г.г. Одной из первых научных публикаций была книга Э.Ю. Соловьева «Непобежденный еретик. Время и дело Мартина Лютера». Эрих Юрьевич Соловьев – признанный специалист в области истории западной философии и философии права. В 1984 г. ученый выпустил в свет первую в России научную биографию Мартина Лютера - Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. Ей сопутствовал ряд публикаций, освещающих социокультурное значение Реформации, которая в них трактуется как великий социокультурный переворот, в ходе которого родилась предпринимательская хозяйственная этика, раннебуржуазная правовая и договорная теория государства. Эта книга является одной из наиболее ярких работ, где уже отсутствуют крайние оценки, свойственные советской историографии из-за того, что эта работа была выпущена в то время, когда происходил перелом Советской власти. Это позволило Соловьеву использовать труды зарубежных исследователей – Макса Вебера и Эрика Хомбурга Эриксона. Автор рассказывает о борьбе Лютера с папским Римом и его отношении к Крестьянской войне. Фигура Лютера рисуется на фоне политической жизни Германии XVI века, напряженных нравственно-религиозных исканий позднего средневековья, сложных отношений между Реформацией и Ренессансом.
В наше время в отечественной историографии данной проблемой глубоко занимается Ревуненкова Наталья Владимировна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного музея в Санкт-Петербурге, написавшая более 100 научно-исследовательских работ. Главной работой в научно-исследовательской деятельности Ревуненковой является монография «Протестантизм», выпущенная в 2007 г. Книга посвящена зарождению и развитию идей протестантизма, его основным отличиям от других ветвей христианства. В издании подробно освещены учения, послужившие базой для формирования протестантской этики - кальвинизм, лютеранство, англиканство. Кроме того, в книге излагается история распространения протестантизма в России. Ученый рассматривает развитие протестантизма в соотношении с эпохой Реформации. В своей книге она активно использует труды, как советских, так и зарубежных религиозных авторов.
Другим важным трудом в данной работе служит произведение Алистера Маграта «Богословская мысль Реформации». Алистер Маграт (Макграт) - христианский богослов, профессор исторического богословия Оксфордского университета. Известен своими работами, посвящёнными взаимодействию христианского богословия и естественных наук. Автор нескольких популярных книг, ставших бестселлерами. Главным трудом в исследовательской работе Алистера считается «Богословская мысль Реформации», написанная в 1985 г. Книга Алистера Маграта «Богословская мысль Реформации» популярно рассказывает о началах Реформации с точки зрения современного богословия. Книга была переведена в 1995 г. и пользуется большой популярностью у российских протестантов. Английский богослов в своей книге рассказывает подробно обо всех механизмах Реформации и ее идеях, оказавшихся центральными для движения Реформации, используя открытия современных исследователей в этой области.
Реформация датируется по-разному. В историко-церковной литературе она располагается между 1517 годом, когда Лютер вывесил в Виттенберге знаменитые тезисы против индульгенций, и 1555 годом, когда состоялся Аугсбургский сейм, легализовавший основные конкордаты лютеранской церкви. На мой взгляд, такая маркировка не является правильной. На самом деле, Реформация как духовно-социальный переворот длится, по крайней мере, до середины XVII века.
В основе исследования лежит принцип историзма. В качестве методов использовался синтез и анализ источников, историко-повествовательный и историко-антропологический методы.
Глава 1. Оценка Реформации в советской историографии
Поворотным пунктом в истории Европейской Церкви принято считать Протестантскую Реформацию XVI века. В историю культуры Реформация вошла как конкретное общественно-политическое и религиозное движение
в Западной и Центральной Европы XVI века.
Подробным анализом данной проблемы в советское время занимались два историка – Смирин Моисей Менделевич и Соловьев Эрих Юрьевич.
Советские исследователи придерживаются точки зрения Фридриха Энгельса, о том, что Реформация – это «немецкая буржуазная революция
№ 1»3, открывшая, во-первых, длительный цикл антифеодальных преобразований в Европе, во-вторых, затронувшая жизнь широких масс населения от князей до крестьян, и, в-третьих, изменившая социально-экономическую сферу в Европе, давшая начало формированию капитализма.
Традиции изучения Реформации в советской историографии были заложены Смириным Моисеем Менделевичем. М.М. Смирин устанавливал связь причин Реформации с социально-экономическими и культурными изменениями в Европе. Реформация, по мнению историка, эта некая форма социальной борьбы против эксплуатирующей католической церкви. Предпосылкой борьбы против эксплуатирующей церкви, отмечал Смирин, стало гуситское движение в Чехии: «Корни лютеранства следует искать в гусизме, и, что, следовательно, немецкое движение питается чешским движением»4.
Второй причиной, как считал историк, стали взгляды гуманистов: кельнского доминиканца Мейстера Экхарта, немецкого проповедника и мистика Иоганна Таулера, английского литературного деятеля Джона Виклефа (Уиклифа) и нидерланского ученого-гуманиста Эразма Роттердамского. Как заметил исследователь, «Гуманисты в Германии выражали настроения тех передовых граждан, которые не могли мириться с жалким состоянием раздробленной Германии, раздираемой княжескими распрями и подвергающейся грабежу папской агентуры»5.
Информация о работе Проблема истории Реформации в современной историографии