Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа
Основная литература – это статьи и комментарии к источникам. Труды М.М. Смирина анализируются в сборнике Средние века в статье А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова Памяти Моисея Менделевича Смирина. По мнению данных ученых, монография Крестьянская война и Народная Реформация Томаса Мюнцера стала «капитальным трудом», в котором были описаны исследования идеологической борьбы Германии XV-XVI в.в. Сама книга, с точки зрения А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова, раскрывает «характерные черты Народной Реформации (получившие законченную форму и теоретические выражения в учении Т. Мюнцера), которые имели принципиальное, особое значение и сказались на последующих этапах развития раннебуржуазной революции в Европе»1.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3-8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Оценка Реформации в советской
историографии…………………………………....9-23
1.1. Причины и предпосылки Реформации.
Роль лидеров……………………………………...9-14
1.2. Влияние Реформации на социальную,
экономическую и политическую сферы……….14-19
1.3. Последствия реформационного
движения................................................................19-22
Глава 2. Изучение Реформации в работах
современных отечественных
и зарубежных историков………………………..23-34
2.1. Взгляд современных отечественных
историков на проблему Реформации
(на примере работы Н.В. Ревуненковой)………23-28
2.2. Религиозный взгляд теологов
и историков на эпоху Реформации
(на примере работы Маграта Алистера)……….28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………….….35-36
Библиографический список
Главной движущей силой реформации Смирин считал оппозицию, объединившую массу ересей, которая выражала идеи народа, а это «Взаимно перекрещивающие стремления рыцарей и горожан, крестьян и плебеев, домогавшихся для себя суверенитета князей, низшего духовенства, тайных мистических сект и учений, сатирических литературных оппозиций»25.
Смирин, как и Энгельс, подчеркивал в реформации Мюнцера коммунистические идеи (создание отдельных христианских общин). «У Мюнцера, – писал Энгельс, - эти коммунистические намеки впервые становятся выражением потребностей реальной общественной группы»26
Взгляды Моисея Менделевича о Народной Реформации – идеалистические. Смирин рассматривал Народную Реформацию как революцию, которая признает права и свободы граждан, где бедный народ должен быть «наиболее достойным и единственным и избранным классом»27. Как утверждал историк, Мюнцер отрицательно относился к частной собственности и был сторонником общности имущества. Следовательно, можно предположить, что Томас Мюнцер строит идеальное общество с коммунистическими принципами. Идея христианского объединения – это объединение и укрепление государства, основу которого составлял трудовой народ. Учение Мюнцера отрицает политические и социальные учреждения, так как сам реформатор считал, что это приносит ущерб христианскому обществу. Реформатор отрицает идею двух порядков, так как полагал, что лишь только единый мир может создать идеал христианства.
В связи с религиозной сущностью Реформации советский историк не воспринимал «прогрессивность» ее революционного духа: «Религия затемняла революционную сущность учения Мюнцера»28.
Смирин, как и Соловьев, утверждал, что Лютер воспринял Крестьянскую войну, как «угрозу всей Германии».
Таким образом,
можно утверждать, что советские
исследователи более подробно
разбирают социальный и
1.3. Последствия реформационного движения
Советские историки в итогах Реформации видят формирование различных религиозных идей в остальных западных странах: «Уже при жизни Лютера его идеи распространились в Швейцарии, Франции и Нидерландах, проникли в Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, Шотландию и Англию»29.
Кальвинистская реформация, считает Соловьев, стала продолжением учения Лютера: «Успешным продолжением лютеровских начинаний явилась швейцарская реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина»30.
Вторым по значимости итоговым фактом в Реформации становится Контрреформация – движение, направленное против религиозных идей протестантизма. Контреформация началось с постановления Тридентского собора, где решением стала борьба против еретиков с помощью монашеских орденов и инквизиций.
Идеи Мартина Лютера, как считает Соловьев, начали пониматься лишь во времена английской и французской революций: «Глубокое и живое понимание наследия реформатора развивается в Германии лишь к концу XVIII века, лишь под воздействием английской, американской и французской революций»31.
Историк указывает, что ментальность средневекового человека-работника начинает приобретать черты человека Нового Времени: «Эпоха генезиса капитализма – … это еще и время, когда рождается новый, не известный традиционным обществам тип работника, массового производителя: волевой, упорный, способный к самодисциплине и обладающий высокой чувствительностью к чисто экономическому стимулированию»32.
Другой историк М.М. Смирин утверждал, что второй период Реформации дал развитие идеям Бальтазара Губмайера – второго по значимости деятеля Реформации в Крестьянской войне 1524-1525 г.г. Учение Бальтазара Губмайера вплотило в себя взгляды Томаса Мюнцера и Ульриха Цвингли и послужило написанием 12 статей и статейного письма (Аrtikelbrief). Исследователь рассматривал вопрос авторства и появления этих источников. Источники, по мнению историка, принадлежали перу Бальтазара Губмайера, которые послужили дальнейшему развитию анабаптистского движения.
В основе государственного устройства, с точки зрения Смирина, Губмайер мыслил объединенный христианский союз-коммуну, который создан для переворота против светских господ и установления крестьянской власти: «Губмайер был радикальнее; под влиянием мюнцеровского учения он провозгласил право крестьян устранять одни власти, возводить другие и таким образом полностью отстранять власть от знати»33.
По мнению историка, взглядами Народной Реформации впоследствии заинтересовались городской плебс и дворянство, так как «ни один класс не был способен сформулировать какую-либо общую программу»34.
Опираясь на мнение Энгельса,
историк утверждал, что целью
Народной Реформации и
Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что советские историки Реформацию рассматривают, как одну из причин начала капитализма и считают ее «буржуазной революцией №1». Реформацию, как религиозное явление, историки показывают как второстепенное явление. Причины, предпосылки и последствия в историографии советского времени показаны со стороны социально-экономического детерминизма, которые не дают в полной мере понять до конца суть Реформации. Стоит отметить, что современная отечественная историография активно использует работы советских историков в своих исследованиях. Труды советской историографии дали питание современным историкам для дальнейшего изучения Реформации и раскрытия других факторов, повлиявших на причины реформационного теологического движения.
Глава 2. Изучение Реформации в работах современных отечественных и зарубежных религиозных историков
2.1. Взгляд современных отечественных историков на проблему Реформации (на примере работы Н.В. Ревуненковой)
Наиболее подробно историей западноевропейской Реформации стали заниматься в наше время. Отечественные историки, в отличие от советских, анализируют не только внутренние и социально-экономические факторы развития Реформации XVI в, но и рассматривают в полной мере изменения религиозной сферы и политики в западноевропейских странах. Следовательно, мы в полной мере сможем понять суть Реформации и ее развитие.
В современной отечественной историографии полным анализом Реформации занимается Наталья Владимировна Ревуненкова. Историк разбирает развитие реформационных идей не только в западных странах, но и в Америке. По мнению Н.В. Ревуненковой, Реформация – это «религиозно-общественное движение», направленное на преобразование церкви и государства. К причинам появления Реформации Ревуненкова относит сочинения и проповеди богословов Джона Уиклифа, Яна Гуса, гуманистов Лоренцо Валла и Эразма Роттердамского.
Джон Уиклиф (1320-1384) – королевский каппелан, взгляды которого стали предпосылкой к зарождению реформационных идей. Ревуненкова отмечает, что основа учения Уиклифа – это «Понятие о равной для каждого человека службе Богу за пожалованные блага. Служба состоит в исполнении божественного закона и евангельской правды, поэтому люди перед Богом различаются только на праведников и грешников»36. Впоследствии, можно отметить, что этот принцип использовал М.Лютер в своем учении «об оправдание только верой». Историк подчеркивает и то, что Уиклиф отрицает обряд Причащения хлебом и вином, считая, что это дает присутствие Христа только условно.
В дальнейшем развитие взглядов Уиклифа продолжается в Чехии. Идеологом и сторонником Джона Уиклифа был Ян Гус.
В Италии Лоренцо Валла исследовал «Константинов дар» (император Константин I дал папству власть над западноевропейскими странами) и пришел к выводу, что это был «сомнительный подлог римской курии» узаконить свою власть.
Следовательно, можно предположить, что происходит развитие предреформаторских идей во всех западных странах.
Второй причиной развития протестантских движений стало формирование капиталистического уклада в европейских странах: «К тому времени в европейских странах развивался новый капиталистический уклад в экономике и формировался слой буржуазии, искавший поддержки у светских государей» 37. Анализ данного социального фактора Реформации, рассматриваемого Ревуненковой, был сформулирован под влиянием работ Э.Ю. Соловьева и Маграта Алистера, на которые Ревуненкова ссылается.
Началом Реформации историк считает Аугсбургский сейм в 1530 г. На этом сейме был принят документ, в котором утверждалась «необходимость изменить некоторые католические традиции в соответствии с требованиями Священного Писания (ввести причащение двух видов для мирян, отменить целибат, монашеские обеты, обязательную исповедь)»38. Этот документ вошел в историю, как Аугсбургское вероисповедание.
Ревуненкова, как и английский богослов Маграт Алистер, подразделяет Реформацию на несколько течений: Лютеранство, Кальвинизм, Анабаптизм, Цвинглианство и Американские протечения (Адвенизм, Пятидесятники и т.д.).
Причиной разделения
протестантского движения на религиозные
течения, по мнению историка, стали
разногласия между
С точки зрения Ревуненковой, все эти четыре реформационных движения держатся на трех догматических положениях:
Ревуненкова, как и советские исследователи, связывает эти течения с их лидерами: Лютеранство – Мартин Лютер, Кальвинизм – Жан Кальвин и т.д. Каждое течение историк характеризует и выделяет их общие черты.
Абсолютно все историки схожи во мнении, что Реформация началась с Лютеровской Реформацией.
Вторым по значимости
реформационным движением стало
цвинглианство. Главными лидерами этого
течения историк считает
Как считает историк,
угрозой протестантского движения
и оплотом безбожия и ереси, с
точки зрения Лютера, Цвингли и
Буцера являлось «левое крыло» Реформации
или радикальное
Основоположниками радикального реформаторства были теолог Марк Штюбнер, Николай Шторх и церковный проповедник Томас Мюнцер. Главные принципы анабаптизма, по мнению Ревуненковой, были в большей степени сформированы средневековыми мистическими учениями: «Основные принципы анабаптизма сложились под влиянием идей Реформации, хотя анабаптисты в большей степени, чем протестанты, использовали наследие средневековых мистических учений»41.
Как и Смирин, Ревуненкова пишет, что одной из самых важных идей анабаптизма являлось создание общин-коммун, потому что «предполагалось, что в общинах «святых» христиане изолируют себя от мира зла»42.
В качестве примера историк показывает г. Мюнстер: «Наибольшее впечатление на всю Европу произвело учреждение анабаптистами коммуны в Мюнстере… Были отменены католические и протестантские обряды, проведен ряд уравнительных мер, введена полигамия»43. Анабаптисты считали важным не реформирование «старой церкви», а создание новой и хотели в политическом плане отделить церковь и государство.
Большой толчок в развитии Реформации, с точки зрения Натальи Владимировны, дает учение Жана Кальвина в Швейцарии. В своем труде «Церковные ордонансы» швейцарский реформатор предложил соединить две ветви власти – духовную и светскую. Главный орган власти – Консистория, которая должна была следить за духовной жизнью мирянина, и совершала судебные процессы. Была введена выборная должность пастора. Впоследствии Швейцарская Реформация прямо повлияла на распространение протестантских, кальвинистских идей во Франции.
Вторым по значимости трудом Кальвина считается «Наставление в вере», в котором были заложена основная доктрина кальвинизма. Ключевая идея кальвинизма – это «двойное предопределение»: «Он выдвинул идею, что критерием чистоты доктрины должен стать догмат двойного предопределения избранников – к спасению, отверженных – к гибели»44. Согласно кальвинизму, спасение или осуждение определены Богом в судьбе человека.
В отличие от советских историков, современный исследователь утверждает, что реформационные движения дали толчок к развитию «либеральной теологии» - деизма, социально-критического мышления и взглядов немецких философов в Эпоху Просвещения. К сторонникам деизма Ревуненкова относит Рене Декарта, Джона Локка, Джона Толанда, Фридриха Шлеймахера и Давида Фридриха Штрауса.
Информация о работе Проблема истории Реформации в современной историографии