Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа
Основная литература – это статьи и комментарии к источникам. Труды М.М. Смирина анализируются в сборнике Средние века в статье А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова Памяти Моисея Менделевича Смирина. По мнению данных ученых, монография Крестьянская война и Народная Реформация Томаса Мюнцера стала «капитальным трудом», в котором были описаны исследования идеологической борьбы Германии XV-XVI в.в. Сама книга, с точки зрения А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова, раскрывает «характерные черты Народной Реформации (получившие законченную форму и теоретические выражения в учении Т. Мюнцера), которые имели принципиальное, особое значение и сказались на последующих этапах развития раннебуржуазной революции в Европе»1.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3-8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Оценка Реформации в советской
историографии…………………………………....9-23
1.1. Причины и предпосылки Реформации.
Роль лидеров……………………………………...9-14
1.2. Влияние Реформации на социальную,
экономическую и политическую сферы……….14-19
1.3. Последствия реформационного
движения................................................................19-22
Глава 2. Изучение Реформации в работах
современных отечественных
и зарубежных историков………………………..23-34
2.1. Взгляд современных отечественных
историков на проблему Реформации
(на примере работы Н.В. Ревуненковой)………23-28
2.2. Религиозный взгляд теологов
и историков на эпоху Реформации
(на примере работы Маграта Алистера)……….28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………….….35-36
Библиографический список
В философии деизма разум ставится наравне с верой. Само Писание философы-либералы переосмысливают: «Либералы стали рассматривать священную книгу как совокупность документов, которые следует рассматривать в историческом контексте по отдельности»45. Догматы, с точки зрения деистов, были рационально выведены разумом.
Таким образом, мы можем отметить, что Наталья Владимировна в своей работе рассматривает религиозный и внешний факторы развития идей в Западной Европе. Взгляды Лютера распространились по западноевропейским странам: «Развитие Реформации происходило как цепная реакция, начавшаяся почти одновременно в Германии и Швейцарии, а затем охватившая Скандинавские страны и Прибалтику, Францию и Англию, Шотландию и Нидерланды, страны Центральной Европы»46. Именно протестантизм, по мнению Ревуненковой, стал идеологической основой Нидерландской революции, создания англиканской церкви в Англии и разгоревшихся религиозных войн во Франции.
Н.В. Ревуненкова полагает, что «присущие протестантизму ценности имели значение для развития философского сознания Нового времени, капиталистических отношений, демократизации искусства. Протестантизм выразил такие духовные установки как недоверие к догмам, критическое отношение к собственным успехам и достижениям, веру в то, что человек и человечество не могут и не должны останавливаться на достигнутом. Эти установки, утвердившиеся в религиозной форме, имеют общечеловеческое значение» 47.
Соглашаясь с советскими историками, Ревуненкова утверждает, что «протестантизм дал форму религиозной идеологии, которая способствовала воспитанию людей нового типа, поскольку он призывал к активной перестройке всех сторон жизни, требовал сделать из Писания закон, ограничивающий произвол, разработал необходимую для прогресса трудовую этику, поощрял предприимчивость, частную инициативу»48.
Подводя итог, историк считает, что Реформация и образовавшиеся протестантские движения дали развитие социально-критическому мышлению, создания теории самосознания и индивидуальности человека в трудах философов Нового времени.
2.2. Религиозный взгляд теологов и историков на эпоху Реформации (на примере работы Маграта Алистера)
Одним из первых религиозных историков современности, давшим полную характеристику Реформации, стал Маграт Алистер. С его точки зрения, Реформация имеет множество определений и может трактоваться по-разному. Реформацию Алистер характеризует, как «подвержение» реформам церкви и возврат к «золотому веку» христианской церкви.
Алистер, в отличие от советских и отечественных историков, рассматривает в причинах Реформации социальные, духовные и политические факторы. По мнению историка, к социальным факторам надо отнести развитие книгопечатания, урбанизацию и формирование местного управления в городах.
Английский историк
связывает урбанизацию с «
К духовным причинам, побудившим
Реформацию, (здесь исследователь
солидарен с другими
К политическим причинам теолог относит усиление светской власти: «В 1478 г. была учреждена Испанская Инквизиция, имевшая власть над духовенством и религиозными орденами (и, в конечном итоге, над епископами), управление этой системой судов было возложено не на папу, а на испанского короля. Болонийский Конкордат (1516 г.) предоставил французскому королю право назначать высшее духовенство французской Церкви и тем самым непосредственно управлять этой Церковью и ее финансами» 50.
Следовательно, происходит кризис в церковном руководстве. Причиной ослабления церкви стало собрание Великой Схизмы, когда сразу на папский престол было выбрано двое пап - Урбан VI и Клемент VII. Следующий созванный собор отклонил все кандидатуры пап, выдвинув нового папу Мартина V.
Еще одним из важнейших аспектов средневекового богословия, по мнению Маграта Алистера, стало формирование «богословских школ», каждая из которых имела свои взгляды на тот или иной богословский вопрос. Этому способствовало возникновение и широкое распространение университетов и школ в Европе, которые становились основой для интеллектуального разнообразия и появления частных богословских мнений. Двумя самыми известными богословскими школами были томистская (основанная на сочинениях Фомы Аквинского) и скотистская (основанная на идеях Дунса Скота).
Как и советские исследователи, основную проблему в церкви Алистер видит в кризисе схоластики, так как схоластика имела очень ограниченную сферу влияния и не могла все объяснить. В схоластике образуются два течения: реализм – Пелагианство – via modern (современный путь) и номинализм – Августианство – Shola Avgustiniana modern (Августианская школа). В первом течении Пелагианство рассматривает отношения - «завет» между человеком и Богом, где утверждает, что «человек может добиться оправдания своими собственными усилиями»51. Августинианство, наоборот, считало, что человек с рождения греховен.
В связи с развитием книгопечатания происходит формирование гуманистической мысли. По мнению Маграта Алистера, Итальянский Ренессанс дал пищу многим гуманистам. Гуманизм не был однородным явлением. Географическое положение и ментальность европейских стран формируют сам Гуманизм и дают начало различным его видам: Североевропейскому, Восточно-швейцарскому, Французскому и Английскому.
В Североевропейском гуманизме ключевую роль играет «Christianismus renascens» (Возрождение христианства) – проведение реформ в христианской церкви и в государстве.
Восточно-швейцарский гуманизм формулирует идею Sola Scriptia (Следовать только Писанию): «Писание рассматривалось как кодекс, предписывающий правильное нравственное поведение христиан»52.
Как отмечает историк, Французский юридический гуманизм развивает идею возвращения к первоисточникам «ad fontes».
Английский гуманизм зарождается в Кембриджском университете в «кружке Белая лошадь»: «Самым важным английским центром гуманизма в начале шестнадцатого века был Кембриджский Университет… Кембридж являлся родиной ранней английской Реформации, которая сосредотачивалась вокруг «кружка Белой лошади»»53.
Каждый вид Гуманизма формирует различные типы и доктрины Реформации.
Алистер, как и его отечественный коллега, выделяет четыре типа Реформации: Лютеранская (Виттенбергская), Реформаторская (Швейцарская), Радикальная и Католическая Реформации.
Лютеранская Реформация, с точки зрения историка, это академическое движение с консервативной программой реформирования церкви. Основой Лютеранской Реформации, Маграт Алистер считает «доктрину оправдания верой». В «доктрине оправдания верой» теолог выделяет несколько ключевых моментов: Искупление через Христа, концепцию благодати и концепцию судебного оправдания. Сама доктрина утверждает, что каждый человек может быть прощен, если будет верить и только он один способен получить так называемое «оправдание верой». Прощение было делом между верующим и Богом: больше в этом не участвовал никто. Концепция чистилища, на которой основывалось многое из народных суеверий и их церковная эксплуатация, отвергалась как выдумка, не содержащаяся в Писании. Вместе с отрицанием существования чистилища изменилось отношение к смерти и умершим и обряды, которые были с этим связаны. Новый акцент на отношениях отдельного человека с Богом частично обязан своим появлением индивидуализму Ренессанса, а частично - Новому Завету.
Алистер, как и Соловьев, в Лютеровской Реформации рассматривает развитие политического фактора в христианском государстве. Историк утверждает, что в государстве должна обосновываться божественность светской (государственной) власти и необходимость послушания ей. В основе лежит идея, что Бог равно правит двумя царствами: духовным и земным. Алистер указывает, что для достижения «германской Реформации была необходима полная поддержка германских князей и магистратов»54.
Историк считал Лютера «плохим политическим мыслителем», так взаимоотношение с князьями для спасения своей Реформационной мысли было недопустимо.
Вторым этапом развития
реформационного течения
Английский богослов противопоставляет Лютеранскую и Реформаторскую (Кальвинисткой) Реформации Радикальной (Анабаптисткой), соединяя и называя эти два типа Реформации Магистерской: «Термин «Магистерская Реформация» все больше используется по отношению к первым двум значениям термина «Реформация» (то есть Лютеранству и Реформатской Церкви), взятым вместе, а термин «Радикальная Реформация» — по отношению к третьему (то есть Анабаптизму)»56.
Радикальность данной Реформации обусловлена тем, что лидер данного религиозного течения считал, что светская власть является греховной. Власть должна быть отдана народу и лишь только он должен всем управлять. В самом обществе отрицается сама власть и формы правления, считая власть «принуждением» против общества. По мнению Алистера, Цвингли рассматривал Реформацию, как «процесс, касающийся общественной жизни, затрагивающий Церковь и общество, а не просто отдельного человека»57.
Католическая Реформация – это Реформация, где церковь сама пытается исправить свои проблемы с помощью Тридентского собора: «Тридентский собор, наиболее значительное событие периода Католической Реформации, прояснил католическое учение по ряду спорных вопросов и провел крайне необходимые реформы, касающиеся поведения духовенства, церковной дисциплины, религиозного образования и миссионерской деятельности»58.
В своей работе Алистер также затрагивает различия Реформации в Англии и Германии. Политическая окраска Реформации, по мнению Алистера, приобретается в Англии при правлении Генриха VIII. Английская Реформация, как считает историк, стала «государственной сделкой», реформой сверху, где вся религиозная власть передавалась королю: «…В Англии могла существовать лишь одна Христианская Церковь - Церковь Англии, которая сохраняла религиозную монополию дореформационной церкви, но признавала королевскую, а не папскую власть»59.
Переход от католической к англиканской церкви был продиктован амбициями Генриха VIII развестись со своей женой Екатериной Арагонской.
Как и другие историки, Маграт Алистер проанализировал труд М.Вебера. С точки зрения английского теолога, Макс Вебер утверждал, что Реформационная мысль дала формирование капиталистического уклада в европейских странах, так как происходило переосмысление труда: «Протестантизм, как утверждал Вебер, выработал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма»60.
Таким образом, можно утверждать, что Маграт Алистер более подробно, чем остальные историки описывает Реформацию и ее факторы. Эти взгляды в своем труде использует Ревуненкова. В отличие от советских и российских историков, Маграт останавливается на религиозных идеях реформаторов, прописывает более подробно религиозный и политический факторы.
Подводя итоги, мы можем утверждать, что Маграт Алистер относился к протестантским теологам. Сам он утверждал, что Реформация дала путь понимания человеку собственной индивидуальности и формирования современной западной культуры. В своем труде историк четко и подробно разбирает обмирщение и распущенность церковных властей. В отличие от Ревуненковой, Алистер делает основной акцент на развитие идей Лютера в других странах и создания различных религиозных течений.
Заключение
Все авторы анализируемых
Советские историки более
подробно рассматривали социально-
Информация о работе Проблема истории Реформации в современной историографии