Проблема истории Реформации в современной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Основная литература – это статьи и комментарии к источникам. Труды М.М. Смирина анализируются в сборнике Средние века в статье А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова Памяти Моисея Менделевича Смирина. По мнению данных ученых, монография Крестьянская война и Народная Реформация Томаса Мюнцера стала «капитальным трудом», в котором были описаны исследования идеологической борьбы Германии XV-XVI в.в. Сама книга, с точки зрения А.И. Данилова и А.Н. Чистозвонова, раскрывает «характерные черты Народной Реформации (получившие законченную форму и теоретические выражения в учении Т. Мюнцера), которые имели принципиальное, особое значение и сказались на последующих этапах развития раннебуржуазной революции в Европе»1.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3-8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Оценка Реформации в советской
историографии…………………………………....9-23
1.1. Причины и предпосылки Реформации.
Роль лидеров……………………………………...9-14
1.2. Влияние Реформации на социальную,
экономическую и политическую сферы……….14-19
1.3. Последствия реформационного
движения................................................................19-22
Глава 2. Изучение Реформации в работах
современных отечественных
и зарубежных историков………………………..23-34
2.1. Взгляд современных отечественных
историков на проблему Реформации
(на примере работы Н.В. Ревуненковой)………23-28
2.2. Религиозный взгляд теологов
и историков на эпоху Реформации
(на примере работы Маграта Алистера)……….28-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………….….35-36
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Вся курсовая Реформация.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

          Наибольшее внимание Смирин обращал на произведение Иоганна Таулера «Немецкая теология», так как «Ряд основных положений лютеровской Реформации прямо заимствовано у Таулера»6. Таулер - немецкий мистик, который настаивал на простоте веры, на осязательном проявлении духа, исполненного любви к Богу. Таулер осуждал в своем произведении недостатки представителей церковной структуры  - алчность, роскошь, жестокость и другие пороки светских и духовных лиц. 

            Другой историк Соловьев Эрих  Юрьевич рассматривает социально-экономические и духовные причины появления реформационного движения.

             К социально-экономическим и духовным  причинам Соловьев относит: 

  1. Развитие капиталистического уклада  церкви;
  2. Кризис схоластики;
  3. Предреформаторские идеи Яна Гуса и Джироламо Савонарола;
  4. Формирование нового городского самосознания. 

    Капитализм  в церкви, по мнению Соловьева,  развивается уже в XII-XIII в.в.: «Уже в XII-XIII столетии церковь разрешила замещать назначаемые священникам «аскетические уроки» (посты, паломничества и т.д.) различными видами хозяйственного или ратного труда…Наконец, на рубеже XV-XVI веков санкционируются различные формы прямой покупки мирянами накопленных церковью «христианских заслуг»…»7. «Священными товарами» или «покупками христианских заслуг» являлись индульгенции – грамота полного или частичного отпущения грехов.   Второй по значимости причиной историк считает кризис схоластики: «XVI-XVII в.в. – время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со стороны гуманистов и пионеров нового естествознания»8.

  В чем заключается  кризис схоластики? Гуманисты и   будущие сторонники Реформации  требовали «принципиальную доказуемость  веры», то есть, чтобы  понимание  Священного писания было доступно  не только 

«определенной касте  священнослужителей», но и простому мирянину. Система верознания становится шаткой: она держится, по мнению Соловьева, на жестких ухищрениях и натяжениях, так как существует

«по поводу догматов»  и формируется лишь из-за развивающегося капиталистического уклада, то есть продажи индульгенций.

  Предреформационные  сочинения и идеи схоластов,  как отметили Смирин и Соловьев, также повлияли на судьбу протестантского  движения. Одним из знаменитых  ученых-богословов являлся Уильям  Оккам. Идеи Оккама, с точки  зрения Соловьева, получили широкое распространение в Эрфуртской схоластике. Оккамисты основывались на идее «беспредельного практического могущества людей» с помощью власти церкви. В Германии были выпущены «Письма темных людей», обличавшие монахов-доминиканцев, папскую курию и немецкие высшие сословия.

  В Чехии и Италии  господствовали предреформаторские  мысли схоластов  Яна Гуса  и Джироламо Савонарола.  Джироламо  Савонарола – это доминиканский  священник, «решительный проповедник  внутрицерковных «оздоровительных  мер»…»9, который требовал полной ранней аскетичности церкви среди монашеских орденов и в среде мирян.

             Как считает Соловьев, четвертой  причиной Реформации становится  экономический и хозяйственный  подъем Германии, что приводит  к формированию нового городского  самосознания: «Уже в первой трети

XV века страна пережила  сравнительно быстрый подъем  ремесленно-промышленного производства  и независимого (податного) сельского  хозяйствования. В городах начал  складываться активный бюргерско-предпринимательский  слой, включающий в себя «протокапиталистический» сегмент»10.

Советские исследователи  тесно связывают период Реформации с их лидерами – Мартином Лютером  и Томасом Мюнцером. 

             Многие идеи о главном лидере  Реформации Мартине Лютере Соловьев  почерпнул  из труда Эрика Хомберга Эриксона «Молодой Лютер».                  Биографию реформатора историк анализирует с помощью психоистории, применяя метод Э.Эриксона. Эриксон являлся основоположником психоистории как независимой научной дисциплины. Его книга «Молодой Лютер» стала первым применением психоисторического метода и ознаменовала рождение психоистории.

  Как и американский  психолог, Соловьев утверждает, что  складывание личности будущего  реформатора происходит в детстве  и юности. Соловьев, как и Эриксон,  описывает «религиозный кризис личности» Лютера в молодости: «Я назвал главный кризис юности кризисом идентичности; он происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен вырабатывать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь»11. Эриксон разделяет жизнь Лютера на несколько этапов: Детство, молодость и зрелость. Эриксон и Соловьев подчеркивают главные события в его жизни, где основным переломным моментом стало «шттотернгеймское озарение» - гроза, настигшая  его по пути из Эрфурта в Мансфельд 2 июля 1505 года. Мартин Лютер принимает решение стать монахом-августинцем.

 Историк утверждает, что  «революция началась в  мозгу монаха» с книги Габриеля  Билля «Изъяснение мессы». Эта книга сильно взбудоражила ум монаха, так как утверждала, что мессу должен вести чистый и безгрешный человек: «Всякая церковная церемония является действенной лишь в том случае, если исполняющий ее служитель обладает соответствующим внутренним настроением»12. Второй кризис в жизни молодого Лютера связан с переездом в Виттенберг. По инициативе Иоганна фон Штаупитца – генерального викария ордена августинцев, Лютер начинает читать лекции в университете. 19 октября 1512 г. Лютеру присудили титул доктора богословия.

В советской  историографии зачинателем Народной Реформации  и лидером считается  Томас Мюнцер. Более подробный анализ его исторической фигуры дал М.М. Смирин.  С именем Томаса Мюнцера связан второй период Реформации – Крестьянская война  1520-1521 г.г. 1520-1521 г.г. – это «Яркий акт перехода к Народной Реформации; открытая борьба с партией Лютера в г. Цвиккау»13.

В начале своей деятельности Томас Мюнцер был ярым сторонником  и другом Мартина Лютера. По мнению историка, работа Томаса Мюнцера заключалась в «классовой борьбе» с франкцианцами во главе с Эграном. Раскол с взглядами Мартина Лютера начался еще в 1520 г. в выступлениях Томаса Мюнцера в г. Цвиккау. Новый реформатор, как утверждал исследователь, считал себя вождем, руководителем «народной революции», которая «затрагивала жизнь широких масс населения»14. Вторым по значимости лицом в Крестьянской войне, Смирин считал Бальтазара Губмайера. 

М.М. Смирин сделал вывод, что «инициатива реформационного  движения в Германии исходила из народа, но воспользовались ее результатами князья – представители власти»15

 Рассмотрев взгляды  двух историков, мы можем отметить, что каждый историк  рассматривает  историю Реформации, руководствуясь  личными убеждениями  и взглядами  по данному вопросу. Советские  историки тесно связывают Реформацию с основателем протестантизма – Мартином Лютером и лидером народного движения Томасом Мюнцером.  Смирин Моисей Менделеевич полагал, что главной причиной стала «социальная борьба» между католической церковью и широкой массой населения. Другой историк Соловьев Эрих Юрьевич показывает, что основным фактором, побудившим реформационное движение, стала фигура такого религиозного деятеля, как Мартин Лютер.        

Отметим различия между  двумя этими исследователями.  В работе Смирина присутствует ярко выраженный социально-экономический детерминизм и фактор классовой борьбы, так как его историческая деятельность развивалась в 1930-40-е годы. Другой историк, Э.Ю. Соловьев, в отличие от своего предшественника, обращается и к личностным факторам Реформации – формированию нового типа личности (человека-работника) и роли личности автора реформационного учения Мартина Лютера, в частности психологического типа. При изучении этих проблем он в значительной степени выступает в качестве популяризатора идей зарубежных исследователей – Макса Вебера и Эрика Хомбурга Эриксона.    

Подводя итог, можно сказать, что  в специфике марксистского  подхода существует как положительные, так и отрицательные стороны. Достоинства данного подхода  в том, что историки полностью проанализировали социально-экономическое положение   и генезис капитализма в Германии. В недостатках можно показать однобокость данного подхода, так как не были рассмотрены внешние  политические факторы Реформации. 

    1. Влияние Реформации на социальную, экономическую и политическую сферы

Наиболее подробно сферы  жизни  в Европе во времена Реформации разбирал Э.Ю. Соловьев. В исследовании Э.Ю. Соловьев использует взгляды известного социолога Макса Вебера. 

Среди социальных факторов Соловьев рассматривает отношение религии к человеку. В католицизме человек греховен по своей природе, в лютеранстве человек – существо, осознающее эту греховность. Лютеранство во главе всего ставит человека. Соловьев, опираясь на мнение Л.Фейербаха, утверждает, что учение Лютера – «гимн богу и пасквиль на человека»16

 Как и современные  исследователи, Соловьев отмечает  богословские  основы лютеранства,  появившиеся во время Реформации, которые прямо повлияли на  общество и стали  догматами  в протестантизме:

  1. Главный документ христианства – только Священное Писание, Библия;
  2. Отрицание таинств, кроме крещения и причащения;
  3. «Спасение одной только верой»;
  4. Принцип всеобщего священства.

Соловьев показывает, что в учении Лютера «Библия открыта  для каждого и ни одна интерпретация  не может быть признана еретической, если она «не опровергнута очевидными разумными доводами»»17. По мнению историка,  в таинствах Лютер видит магические, языческие обряды.

Анализ экономического фактора Реформации, рассматриваемого Соловьевым, был сформулирован под влиянием работы Макса Вебера «Протестанская этика и дух капитализма». В экономической области, в Реформации основой служит труд. По мнению Эриха Юрьевича, труд – это условие, которое может возвысить человека в глазах Бога. Происходит санкционирование «честного обогащения», то есть человек может работать в выгоду себе. Учение Лютера носит антифеодальный характер, так как реформатор подчеркивает важность труда в жизни мирянина: «Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах бога, хотя бы сословие его было презираемым, а должность – еле приметной. Тот, кто трудится нерадиво – чернь в глазах Творца, хотя бы он был князем или самым заметным из юристов», воспитывая тем самым нового работника. Соловьев утверждает, что создаются предпосылки «для нравственного возвышения частнопредпринимательского успеха», тем самым происходит генезис капитализма.

Историк считает, что основой многих трактатов Лютера  служат политические идеи. Главным политическим трактатом  Мартина Лютера является трактат  «О светской власти». Реформатор подчеркивает идеи «двух порядков» духовного и светского. В «духовном порядке» подчеркивается отношение общества, где все сферы жизни  регулируются Писанием, следовательно, вся жизнь основана на «божественном праве». В светском утверждается, что государь – это человек, который должен регулировать законы, построенные на Писании, и действовать в защиту и для выгоды своих граждан.

Соловьев видит, что впоследствии отношения Лютеровской Бюргерской Реформации к светской власти были взяты теоретиками общественного  договора, а в основном Томасом Гоббсом, на вооружение своих собственных идеологий.

            Смирин же, наоборот, утверждал, что  учение Лютера не затрагивало  политическую сферу жизни общества, а лишь только влияла на  религиозные взгляды государя  и светскую власть: «Реформация Лютера не предусматривала никаких политических изменений, если не считать субъективного воздействия на монарха и светскую власть»18.  

Отношение Лютера к разыгравшейся  Народной Реформации и растущей популярности Томаса Мюнцера было негативным. По мнению историка, это был «классовый конфликт» между бюргерством и крестьянством. Мартин Лютер опасался, что революционно-демократические действия могут извратить его взгляды. Тем самым, Соловьев, опираясь на мнение Ф.Энгельса, говорит, что Лютер  «предал не только народное, но и бюргерское движение»19. Как отмечает Соловьев, Лютер в это время начинает поддерживать княжескую власть.

Историк считает, что  Томас Мюнцер – это плебейско-крестьянский вождь, «демократор», который использует идею изменения жизненного уклада, установления народовластия в обществе: «Народовластие – самая простая, но вместе с тем самая смелая и новаторская из идей, выдвинутых в эпоху ранних буржуазных революций»20.  

 С точки зрения Соловьева,  Мюнцеровская и Лютеровская Реформации – это политические утопии, которые негативно влияли на классовую борьбу: «Несбыточные проекты Мюнцера и Лютера были, тем не менее, реальными идеологическими силами, оказывавшими противоположное воздействие на классовую борьбу: проповедь Лютера тормозила, проповедь Мюнцера усиливала антифеодальный протест»21. Это противоречие, по его мнению, не дало полностью реализовать планы реформаторов.

Наиболее детально проблемы Народной Реформации анализировал Смирин Моисей Менделевич. Целью Реформации, по мнению историка, становится осуществление «естественного» права для уничтожения государственного порядка и утверждение  «общеобразовательного» порядка всех реальных отношений, то есть установления на всей земле Царства Небесного. Для царствия Небесного,  считал Томас Мюнцер, нужно изменить «природу самих людей» и  поднять уровень образованности масс. Историк утверждал, что Томас Мюнцер не был сектантом, так как «выдвигал задачи реформационного движения, и притом не в смысле лютеровской догматики, а в духе собственного учения в новом, народном понимании»22. С точки зрения Смирина, «не Лютеровская, а Мюнцеровская Реформация становится знаменем народной революции»23. Историк пытался сектантско-плебейским течениям присвоить высокий статус «Народной Реформации», а Реформацию Лютера стремился представить как сословно ущербное бюргерское или даже филистерски-ограниченное движение. Многие взгляды в мюнцеровском течении тесно переплетаются с идеями Лютера. Но, в отличие от учения Лютера, по мнению историка, Мюнцеровская Реформация по-другому трактует  «оправдание верой». Анабаптисткое учение Мюнцера подразделяет общество на «избранных» и «отверженных», эксплуатируемые и эксплуатирующие классы: «…«Избранные» - это те, которые способны  отказаться от частных интересов в пользу общего и потому в состоянии устранить препятствия к истинному разуму. «Отвергнутые» - попы, монахи, которые не в состоянии раскрыть разум народа, потому что заинтересованы в сокрытии истин»24. Мюнцер считал, что лишь только «Страх Божий» может показать «избранных» перед судом Божиим. Вера, как полагал реформатор, должна присутствовать в самом сердце и должна быть подчинена разуму.

Информация о работе Проблема истории Реформации в современной историографии