Проблемы войны и мира в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель людей, порождающей стремлению к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.

Молох войны становился все более и более прожорливым, множились людские и материальные потери. XX век вошел в историю, как эпоха, породившая две мировые войны, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Так, в орбиту второй мировой войны было втянуто более 70 государств, а общие потери составили более 55 млн. человек.

Файлы: 1 файл

проблемы войны и мира в современных условиях.docx

— 95.35 Кб (Скачать файл)

 

Ш ОАЕ (Организация африканского единства). Создана в 1963 г., цель - укрепление единства государств континента, развитие политического и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной целостности.

 

Также к МПО можно  отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество Независимых  Государств [17, с. 3-13].

 

Что касается неправительственных  акторов, то среди них обычно выделяют:

 

· международные неправительственные  организации;

 

· транснациональные  корпорации;

 

· внутригосударственные  регионы.

 

НПО весьма активны и  влиятельны в современном мире.

 

Внешняя политика России

 

 

1. Общие положения

 

 

Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.

 

Правовую базу настоящей  Концепции составляют Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов  государственной власти в сфере  внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации, а также Концепция  национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

 

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. №284-рп, и в других документах.

 

Высшим приоритетом  внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.

 

В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

 

обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной  целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации  как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для  роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного  потенциала;

 

воздействие на общемировые  процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

 

создание благоприятных  внешних условий для поступательного  развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических  преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

 

формирование пояса  добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся  и предотвращению возникновения  потенциальных очагов напряженности  и конфликтов в прилегающих к  Российской Федерации регионах;

 

поиск согласия и совпадающих  интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями  в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы  партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры  международного взаимодействия;

 

всесторонняя защита прав и интересов российских граждан  и соотечественников за рубежом;

 

содействие позитивному  восприятию Российской Федерации в  мире, популяризации русского языка  и культуры народов России в иностранных  государствах.

 

2. Современный мир  и внешняя политика Российской  Федерации

 

 

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

 

Трансформация международных  отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление  последствий «холодной войны», продвижение  российских реформ существенно расширили  возможности сотрудничества на мировой  арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При  сохранении значения военной силы в  отношениях между государствами  все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические  и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.

 

В то же время в международной  сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам  России. Усиливается тенденция к  созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом  доминировании США. При решении  принципиальных вопросов международной  безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного  состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

 

Стратегия односторонних  действий может дестабилизировать  международную обстановку, провоцировать  напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в  обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные  социально-экономические, межэтнические  и другие противоречия, лежащие в  основе конфликтов, и лишь подрывает  основы правопорядка.

 

Россия будет добиваться формирования многополярной системы  международных отношений, реально  отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

 

Гарантия эффективности  и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок  XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

 

Интересы России непосредственно  связаны и с другими тенденциями, среди которых:

 

глобализация мировой  экономики. Наряду с дополнительными  возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов  такая тенденция порождает и  новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается  вероятность крупномасштабных финансово-экономических  кризисов. Растет риск зависимости  экономической системы и информационного  пространства Российской Федерации  от воздействия извне;

 

усиление роли международных  институтов и механизмов в мировой  экономике и политике («Группа  восьми», МВФ, МБРР и другие), вызванное  объективным ростом взаимозависимости  государств, необходимостью повышения  управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической  системы в современных условиях;

 

развитие региональной и субрегиональной интеграции в  Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все  большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;

 

военно-политическое соперничество  региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.

 

Угрозы, связанные с  указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения  внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание  ее внешнеэкономических интересов, сужает рамки ее информационного  и культурного влияния за рубежом.

 

Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал  для обеспечения достойного места  в мире. Определяющее значение в  этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший  переход к устойчивому экономическому росту.

 

В последние десятилетия  Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных  связей, вступила в ряд влиятельных  международных организаций и  институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений  укрепить позиции России на мировой  арене.

 

Российская Федерация  проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает  законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.

 

Отличительная черта  российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим  положением России как крупнейшей евразийской  державы, требующим оптимального сочетания  усилий по всем направлениям. Такой  подход предопределяет ответственность  России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

 

3. Приоритеты Российской  Федерации в решении глобальных  проблем

 

глобальный концепция политика внешний

 

Успешная внешняя  политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного  баланса между ее целями и возможностями  для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении  внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для  национальных интересов России, а  масштаб участия в международных  делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.

 

1. Формирование нового  мироустройства

 

Россия заинтересована в стабильной системе международных  отношений, основанной на принципах  равноправия, взаимного уважения и  взаимовыгодного сотрудничества. Эта  система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

 

Главным центром регулирования  международных отношений в

 

XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.

 

Усиление консолидирующей  роли ООН в мире предполагает:

 

неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса  постоянных членов Совета Безопасности ООН;

 

рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма  быстрого реагирования на происходящие в мире события, включая наращивание  ее возможностей по предотвращению и  урегулированию кризисов и конфликтов;

 

дальнейшее повышение  эффективности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность  за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включения в его состав новых  постоянных членов, в первую очередь  авторитетных развивающихся государств. Реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.

 

Россия придает большое  значение своему участию в группе восьми наиболее развитых индустриальных государств. Рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим  проблемам современности как  одно из существенных средств отстаивания  и продвижения своих внешнеполитических интересов. Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие с партнерами по этому форуму.

Информация о работе Проблемы войны и мира в современных условиях