Развитие философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Тема данного курсового исследования позволяет определить следующую его цель: выявить закономерность развития философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время. Для достижения поставленной цели следует сформулировать следующие задачи:

1.Охарактеризовать в общих чертах античную философию
2.Выявить эволюцию философских идей античности в философской мысли эпохи Возрождения
3.Определить черты античной философии в философии Нового и Новейшего времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ АНТИЧНОСТИ 6

ГЛАВА 2 ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17

ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

     Во  второй половине XIX века происходил довольно интенсивный процесс переосмысления классики, характерной особенностью которого была дихотомия «антитрадиционализма»  и «традиционализма». Так, первые попытки  переоценки классики граничили с  прямым нигилизмом в отношении исходных принципов классической философии. Наиболее крупными представителями  этой ориентации были датский философ  С. Кьеркегор и немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Именно эти «радикальные нигилисты» заложили основы неклассической философии [17].

     Неклассической  ориентации противостояло идейное  движение, направленное на защиту и  развитие традиций философской классики. Стремление сохранить классические корни философии отразилось в  появлении неоклассической философии.  

     Особенности развития неоклассической философии  наглядно проявляются в неокантианстве. В 70-е годы XIX века в Германии приобрел большую популярность лозунг «Назад к Канту». Возникают неокантианские школы: Марбургская и Баденская . Представители Марбургской школы (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер) занимались в основном проблемами теории познания, переосмысливая Канта в субъективно-идеалистическом духе. Основатель школы Г.Коген (1842-1918) критикует Канта за разделение «вещей в себе» и явлений, отвергает вещи, независимые от нас. Предмет познания не дан нам, а «задан» формами мышления, его бытие – это мыслимое в понятиях бытие, пространство и время — не формы чувственного познания, а понятия как формы мысли. Занимаясь проблемами математики и математического естествознания, Коген выделяет в качестве их основы понятие «бесконечно малого», которое не ощущается, а есть предмет мысли. Реальность – количественное выражение бесконечно малого, по сути, рассматриваемое в связи с числовым рядом, как функциональное отношение. Понятия естествознания – функциональные понятия об отношениях. Реальность сводится к понятиям, понятия – к функциям. Функционализм разделяется и другими представителями школы. Близкий к ним Г.Файхингер рассматривал понятия как функции, предложив своеобразную философию «как если бы». Бытие, таким образом, понимается субъективно, как результат конструирования субъектом познания [20].

     В рамках рассматриваемой темы, необходимо отметить, что на Канта оказала  несомненное влияние античная концепция  философии. Да и в “аскетической  этике”, излагаемой в конце “Метафизики  нравов”, нетрудно распознать правила  упражнения в добродетели, с помощью  которых Кант пытается сочетать эпикурейскую безмятежность и стоическое чувство  долга.

     В центре внимания Баденской школы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) находятся проблемы социально-гуманитарных наук. Виндельбанд и Риккерт выдвинули  тезис о наличии двух классов  наук: исторических (наук о духе) и  естественных. Первые являются идеографическими – науками о событиях. Вторые – номотетическими — науками  о законах. Эти двум видам науки  соответствуют два метода: метод  естествознания - обобщающий, метод  исторических наук – «индивидуализирующий». В отличие от естествознания история  стремится показать неповторимость, индивидуальность события. Логическая форма познания, метод и цель познания, как принципы отбора событий определяют характер предмета познания. По Риккерту, реально существует только индивидуальное, а общее – абстракция. Естественнонаучное познание ограничено абстракциями, а  более глубокое знание дает история, изучающая индивидуальности как  объекты культуры. Последние познаются  через отнесение к ценностям , что позволяет выделить и сконструировать  предмет исторического познания, отличить науки о культуре от наук о природе. Разработка понятия «ценность» – важнейшая заслуга Риккерта, который, однако, отрывает ценности от бытия, абсолютизируя их. («Ценности  – смыслы, лежащие над всяким бытием» [20]). Социальная реальность удваивается как противоречивое единство бытия и ценностей. Таким образом, предмет социального познания здесь рассматривается как предмет конструирующей деятельности субъекта.

     Традиции  классической философии защищал  и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал  роль науки как всесильного инструмента.

     На  становление К. Маркса как мыслителя  большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля и гуманистический  материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Философское и  социально-политическое учение сформировалось к 1848 году. В 1848-1859 годах идет процесс  разработки экономической теории. При этом сложно говорить о том, что идеи античных философов оказали значительное влияние на формирование марксизма. Маркс придает понятию практики характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» [10].

     В середине XIX века появляются течения, претендующие на философское истолкование научного познания. Наиболее влиятельным среди  них был позитивизм. Позитивизм –  достаточно широкая совокупность близких  школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Некоторые  формы позитивизма сохраняют  свое влияние и в наше время. Наиболее общая черта позитивизма –  ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную  проверку знания. Позитивизм 1) утверждает первенство науки: наше знание – это  результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих  законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика  философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Позитивизм, таким образом, – одна из форм сциентизма и эмпиризма  в решении мировоззренческих  вопросов. Критикуя метафизику (философию), позитивизм сам является одной из форм философии. Представители «первого позитивизма» – О. Конт, Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер ограничивали роль философии методологической функцией; стремились заменить ее системой наук, основанной на опыте. Но этот позитивизм не был последовательным, так как допускал положения, открывающие возможность как материалистической, так и идеалистической интерпретации. Таково, например, «непознаваемое», неведомая «сила» Г. Спенсера [19].

     Основателем позитивизма считается О. Конт (1798-1857) , изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830-1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта  – «закон трех стадий». Как отдельный  индивид, так и человечество в  целом в своем развитии проходят три стадии: 1) теологическую, или  фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и  абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии (начавшейся с 1800 года) отказом  от теологии и метафизики, господством  позитивных наук, научным объяснением  всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое  внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную  им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии  наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству.

     Основоположником  одного из направлений позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн, на взгляды которого несомненно оказали влияние идеалы античной философии. Он отказался от устаревшего способа анализа предложений по субъектно-предикатной форме и пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка. По Витгенштейну, смысл присущ лишь предложениям, которые отражают фактические ситуации. «Имена» - это только знаки «объектов». Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мнению Витгенштейна, не решает вопрос истины. Она лишь анализирует, проясняет логическую структуру языка и устраняет бессмысленные предложения [20].

     В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от радикального эмпиризма всего  позитивистского направления в  целом возникает постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов К. Поппером и  Т. Куном и развиты в работах  И. Лакатоса и С. Тулмина.

     Несмотря  на некоторые различия, имеющиеся  во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое отношение  к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное  для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные  и ценностные аспекты научного познания. Они заботятся не столько о  формальной строгости своих теорий, сколько о соответствии их реальной истории развития науки.

     Наряду  с учениями, ориентированными на науку  и рациональные методы познания, в  философии Новейшего времени  заметно усиливается иррационалистическая тенденция. Уже в первой половине XIX века возникает иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра, затем ранний предэкзистенциализм С. Кьеркегора, «философия жизни» Ф. Ницше, А. Бергсона, прагматизм Ч. Пирса и У. Джеймса. В центре внимания этих философов  оказываются вопросы, находящиеся  вне компетенции науки – жизненно-повседневный опыт человека, вопросы нравственного  выбора личности. Антисциентизм философов-иррационалистов  в ряде случаев был плодотворным, способствовал развитию методологии  социально-гуманитарных наук (Ф.Ницше, В. Дильтей) [15].

     Датский философ С. Кьеркегор (1813-1855) – один из первых критиков рационализма Нового времени. В работах «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти»  он ставит в центр философии проблему индивидуального бытия человеческой личности. Критикуя Гегеля за его стремление понять индивида в исторически конкретном аспекте объективного духа, Кьеркегор  совершает существенный поворот  от философской традиции Нового времени: необходим интерес к единичному существованию, а не только к общим  сущностям, к логике. Философские  эссе Кьеркегора предвосхищают работы экзистенциалистов и религиозных  философов XX века.

     Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов  является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа « Мир  как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание  лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его  учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также  влияние индийской философии.

     Шопенгауэр  рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания»  мир – объект по отношению к  субъекту, мое представление, без  субъекта не существующее («Нет объекта  без субъекта»). Рассматривая представление  как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление  мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир  феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир  феноменов – иллюзия, покрывало  Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления. Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая  воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле [15].

     Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно  и противоречиво, но оно едино  по духу, тенденции и цели. Оно  не исчерпывается рамками философии  жизни. Его основные работы: «Так говорил  Заратустра» (1885), «По ту сторону  добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его  творчество в основном посвящено  критике европейской культуры и  проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности  научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый  от нас мир не существует. Мир  рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для  него в основе – «органический  мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает  относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает  меньшую. В отличие от Шопенгауэра  Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как  воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить  последнюю. Необходимо стремиться не к  небытию, а к полноте жизни  – таков принцип философии  Ф. Ницше. Он критически относится к  идее развития: есть лишь становление  и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

     Критикуя  современную ему культуру, Ницше  отмечает особое историческое место  своей эпохи. Это эпоха, когда  «Бог умер», и Ницше провозглашает  новую эру прихода сверхчеловека. Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль [15]. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре [9].

Информация о работе Развитие философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время