Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:52, курсовая работа
Тема данного курсового исследования позволяет определить следующую его цель: выявить закономерность развития философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время. Для достижения поставленной цели следует сформулировать следующие задачи:
1.Охарактеризовать в общих чертах античную философию
2.Выявить эволюцию философских идей античности в философской мысли эпохи Возрождения
3.Определить черты античной философии в философии Нового и Новейшего времени.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ АНТИЧНОСТИ 6
ГЛАВА 2 ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Во
второй половине XIX века происходил довольно
интенсивный процесс
Неклассической
ориентации противостояло идейное
движение, направленное на защиту и
развитие традиций философской классики.
Стремление сохранить классические
корни философии отразилось в
появлении неоклассической
Особенности развития неоклассической философии наглядно проявляются в неокантианстве. В 70-е годы XIX века в Германии приобрел большую популярность лозунг «Назад к Канту». Возникают неокантианские школы: Марбургская и Баденская . Представители Марбургской школы (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер) занимались в основном проблемами теории познания, переосмысливая Канта в субъективно-идеалистическом духе. Основатель школы Г.Коген (1842-1918) критикует Канта за разделение «вещей в себе» и явлений, отвергает вещи, независимые от нас. Предмет познания не дан нам, а «задан» формами мышления, его бытие – это мыслимое в понятиях бытие, пространство и время — не формы чувственного познания, а понятия как формы мысли. Занимаясь проблемами математики и математического естествознания, Коген выделяет в качестве их основы понятие «бесконечно малого», которое не ощущается, а есть предмет мысли. Реальность – количественное выражение бесконечно малого, по сути, рассматриваемое в связи с числовым рядом, как функциональное отношение. Понятия естествознания – функциональные понятия об отношениях. Реальность сводится к понятиям, понятия – к функциям. Функционализм разделяется и другими представителями школы. Близкий к ним Г.Файхингер рассматривал понятия как функции, предложив своеобразную философию «как если бы». Бытие, таким образом, понимается субъективно, как результат конструирования субъектом познания [20].
В рамках рассматриваемой темы, необходимо отметить, что на Канта оказала несомненное влияние античная концепция философии. Да и в “аскетической этике”, излагаемой в конце “Метафизики нравов”, нетрудно распознать правила упражнения в добродетели, с помощью которых Кант пытается сочетать эпикурейскую безмятежность и стоическое чувство долга.
В
центре внимания Баденской школы (В.Виндельбанд,
Г.Риккерт) находятся проблемы социально-гуманитарных
наук. Виндельбанд и Риккерт
Традиции
классической философии защищал
и развивал марксизм. Следуя им, веря
в науку и общественный прогресс,
марксизм, однако, не абсолютизировал
роль науки как всесильного
На
становление К. Маркса как мыслителя
большое влияние оказала
В
середине XIX века появляются течения, претендующие
на философское истолкование научного
познания. Наиболее влиятельным среди
них был позитивизм. Позитивизм –
достаточно широкая совокупность близких
школ и подходов, получивших значительное
распространение в мире. Некоторые
формы позитивизма сохраняют
свое влияние и в наше время. Наиболее
общая черта позитивизма –
ориентация на науку, на нормы научного
знания и в связи с этим на опытную
проверку знания. Позитивизм 1) утверждает
первенство науки: наше знание – это
результаты научного познания; 2) считает,
что научное познание основано на
единстве метода, - естественнонаучный
метод, основанный на выявлении общих
законов, распространяется на познание
общества (социология); 3) замещает наукой
другие формы знания (отсюда критика
философии); 4) ставит в основу познания
определенным образом понятый опыт,
все формы знания сводятся к опыту;
5) преувеличивает роль науки и научного
прогресса в решении
Основателем позитивизма считается О. Конт (1798-1857) , изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830-1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта – «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: 1) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии (начавшейся с 1800 года) отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству.
Основоположником одного из направлений позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн, на взгляды которого несомненно оказали влияние идеалы античной философии. Он отказался от устаревшего способа анализа предложений по субъектно-предикатной форме и пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка. По Витгенштейну, смысл присущ лишь предложениям, которые отражают фактические ситуации. «Имена» - это только знаки «объектов». Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мнению Витгенштейна, не решает вопрос истины. Она лишь анализирует, проясняет логическую структуру языка и устраняет бессмысленные предложения [20].
В
результате критического пересмотра методологических
принципов неопозитивизма и отказа
от радикального эмпиризма всего
позитивистского направления в
целом возникает
Несмотря на некоторые различия, имеющиеся во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания. Они заботятся не столько о формальной строгости своих теорий, сколько о соответствии их реальной истории развития науки.
Наряду
с учениями, ориентированными на науку
и рациональные методы познания, в
философии Новейшего времени
заметно усиливается
Датский
философ С. Кьеркегор (1813-1855) – один
из первых критиков рационализма Нового
времени. В работах «Или-или», «Страх
и трепет», «Болезнь к смерти»
он ставит в центр философии проблему
индивидуального бытия
Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.
Шопенгауэр
рассматривает мир в двух аспектах:
как представление и как волю.
Весь «существующий для познания»
мир – объект по отношению к
субъекту, мое представление, без
субъекта не существующее («Нет объекта
без субъекта»). Рассматривая представление
как единство субъекта и объекта,
Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную
в Новейшей философии. Представление
мира осуществляется в формах пространства
и времени, причинности, множественности.
Мир как представление – мир
феноменов, мир науки. Научное познание
исследует отношения между
Философское
учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно
и противоречиво, но оно едино
по духу, тенденции и цели. Оно
не исчерпывается рамками
Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль [15]. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре [9].
Информация о работе Развитие философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время