Развитие философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Тема данного курсового исследования позволяет определить следующую его цель: выявить закономерность развития философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время. Для достижения поставленной цели следует сформулировать следующие задачи:

1.Охарактеризовать в общих чертах античную философию
2.Выявить эволюцию философских идей античности в философской мысли эпохи Возрождения
3.Определить черты античной философии в философии Нового и Новейшего времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ АНТИЧНОСТИ 6

ГЛАВА 2 ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17

ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

     Особое  место в неклассической философии  занимает прагматизм , считающийся  оригинальным американским философским  учением. Это достаточно широкое  и влиятельное течение в философии, зародившееся в последней трети XIX века. Его основоположник – Ч. Пирс (1839-1914) , логик и основатель семиотики ( науки о знаках).Далее  это учение развивали У. Джеймс (1842-1910) и Дж. Дьюи (1859-1952). Прагматизм рассматривается  его представителями как особый метод познания. Это разновидность  эмпиризма, отказывающаяся, как и  позитивизм, от метафизических (философских) обобщений. Но если Пирс видел в прагматизме  специальный метод прежде всего  научного мышления, то Джеймс придал ему  мировоззренческое значение, а инструментализм  Дьюи как вид прагматизма представляется универсальной логикой решения  проблемных ситуаций, возникающих в  человеческом опыте [15].

     Прагматизму присущ ряд признаков, показывающих его родство с другими течениями  западной философии. В основе прагматизма  – определенная концепция «опыта», в котором не различаются субъект  и объект познания, материальное и  духовное. Прагматизм обходит вопрос об объективно-реальном существовании  мира, опыт и есть единственная реальность. Формируя свою концепцию опыта, Ч. Пирс переосмысливает основы философии  Нового времени, классическую концепцию  истины как соответствия мысли объекту. Пирс критикует критерии «ясности»  и «отчетливости» мысли у Декарта, отрицая наличие самоочевидного, непосредственного, начального знания о реальности. Знание может обосновываться через связь с другим знанием  как интерпретация знаков с одними значениями посредством знаков с  другими значениями. Пирс сформулировал  основные положения прагматизма: теорию сомнения – веры, теорию значения, теорию истины. Мышление рассматривается им как вид приспособления организма к среде, принимаются привычки (или верования), способствующие сохранению чувства удовлетворения, такие верования, по сути, и есть знания. Верования сохраняются, пока не будут опровергнуты опытом. Опыт периодически порождает сомнения как чувство неудовлетворенности. Процесс познания связан с созданием верований, позволяющих избавиться от сомнения. Такая вера и есть истинное знание.

     Экзистенциализм (философия существования: от лат. existen t ia - существование) - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого  существования, проявляющегося в способности  человека испытывать эмоциональные  острейшие переживания [20].

     Предметом экзистенциализма являются не фундаментальные  принципы бытия, не универсальные законы осуществления природных и социальных процессов и даже не высочайшие ценности и идеалы общечеловеческой морали, а уникальное бытие отдельного человека, его экзистенция — непосредственное переживание им самим своей собственной  жизни, которая выступает для  него наиважнейшей и наиболее близкой  реальностью.

     Как самостоятельное течение он возник в начале ХХ века в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в России (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев), однако наибольшей популярности он достиг в послевоенной Франции (Ж.П.Сартр, Г.Марсель, А.Камю).

     Бытие человека в мире, по мнению экзистенциалистов, абсурдно. «Абсурд, что мы родились, абсурд и то, что мы умираем». Человек постоянно ощущает угрозу своему бытию. Мир идет своим путем, и ему нет никакого дела до человека. Каждую минуту тысячи действующих сил, неподвластных человеку, могут уничтожить его, прервать его существование. Человеческая «экзистенция» (существование, жизнь) хрупка - таково ее свойство. Человек вынужден все время противостоять угрозам уничтожения, защищать свое существование, постоянно что-то предпринимать, о чем-то заботиться. Жизнь преисполнена тревогой и страхом. Это страх не только перед опасностями, которые таит в себе мир, но и перед самим бытием. Он погружает человека в заботу, но в то же время и побуждает искать путь к спасению.

     Человек прекрасно знает, что он смертен. Само его существование направлено к смерти, есть «бытие смерти». А смерть — это не переход к иному бытию, она неотвратимое завершение, конец всякого бытия человека. Ведь помимо бытия с его заботами, страхом и грозящей, в конце концов, смертью ничего нет. Мысль силится выйти за пределы бытия, стремится найти опору в Абсолюте: в Боге, в идее, в сущности и т. д. Но все это фантазии, на самом же деле за пределами экзистенции есть одно только великое ничто. Поэтому человеку не в чем найти опору. Он не может рассчитывать не только на помощь, но и на подсказку. Он всегда наедине с собой. Он свободен, абсолютно свободен, он обречен быть свободным, и в этом его величайшая трагедия [16].

     Экзистенциализм оказал огромное влияние не только на философию, но и на развитие литературы, искусства. Многие представители этого  направления были крупными художниками  и литераторами. В 60-х годах XXI века экзистенциализм выступал теоретической  основой массовых молодежных движений в Европе. В настоящее время  он как философская концепция  в значительной мере утратил популярность, но многие его идеи вошли в духовное содержание европейской культуры.

     Одним из влиятельных направлений общественной мысли ХХ века являлась философская  антропология, призванная ответить на вопрос о природе и сущности человека [20]. Она противостоит умозрительно-спекулятивному подходу к этому вопросу и видит свою задачу в осмыслении нового научного знания о разнообразных сторонах человеческого бытия в их целостном постижении. Свои идеи философская антропология разрабатывает также в полемике с позитивистским и неокантианским гносеологизмом.

     Главной проблемой этого течения, сформулированной его основателем М. Шелером, является тема существенных различий человека и животного. М. Шелер видит их в способности человека относиться предметно и объективно к среде; А. Гелен - в недоразвитости человека, который компенсирует ее в деятельности; Э. Ротхамер – в способности творить  и быть плодом культуры. Однако все  они убеждены, что природа человека остается неизменной и зависит от Бога [21].

     Кроме представителей философской антропологии (М. Шелер, А Гелен, Г. Плеснер, Э. Ротхамер, М. Ландман и др.) ее основные положения  в широком понимании развивают  К. Леви-Строс, а также П. Тейяр  де Шарден и Х. Ортега-и-Гассет.

     К философской антропологии ближе  персонализм. Он является религиозно-идеалистическим  течением, возникшим в начале XX века. Предметом философского исследования в персонализме является творческая субъективность человека, постигаемая  в конечном итоге в его причастности к божественной реальности. Персонализм  в противоположность экзистенциализму считает возможным применение научных  методов к изучению человека, возражая в то же время против сциентистских  взглядов на человека лишь как на мыслящий объект исследования. Человек в сциентистском  видении, по убеждению персоналистов, — не творец мира, а созерцатель  его как данности [15].

     Таким образом, в новейшей философии прослеживаются две тенденции: продолжение линии, связанной с ориентацией на классическую науку (прежде всего – позитивизм); разработка альтернативного пути, на котором осуществляется критика  односторонней ориентации на классическую науку и обоснованием методологии  социально-гуманитарных исследований. На наш взгляд, мысли античных философов так или иначе, но все же оказали влияние на всех, указанных выше философов как Нового, так и Новейшего времени. Последние либо соглашались, либо развивали, либо отрицали идеи и идеалы представителей античной философии. При этом все философы чаще всего, прямо выражали свое отношение к философской мысли античности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог курсовому исследованию, необходимо отметить, что первый исторически  крупный этап в развитии философии  — античная философия (VI в. до н.э. — VI в. н.э.) – заложил основу для последующих философских направлений и школ различных исторических эпох. Творцы античной философии - древние греки и древние римляне (последние — в позднюю античность). Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другим, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания — созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

     Античная  философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль  обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей связи  всех вещей и явлений мира и  идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились  два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы  вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных  вещей и общих понятий, что  имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

     Нередко историки античной философии проводят границу между более ранними  и более поздними античными философами, относя первых к «досократикам», а  вторых — к сократическим школам. Этим подчеркивается действительно ключевая роль Сократа (V в. до н.э.) как философа, переместившего центр философского знания с проблем натурфилософии в область человекознания, прежде всего этики. Идеи поздней античности (эпохи эллинизма) унаследовали гуманистическую мысль Сократа. Вместе с тем, глубоко переживая надвигающуюся гибель античной культуры, философы этого периода сделали несомненный шаг от сократовского рационализма в сторону иррационализма и мистики, что стало особенно заметно в философии последователей Платона — неоплатоников.

      В завершении работы, видится важным отметить, что в ходе исследования было выявлено несомненное (позитивное или негативное) влияние идеалов  античной философии на философскую  мысль эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени. Кроме того, античность оказала влияние не только на философию, но и практически все  сферы жизнедеятельности в том  числе и современного человечества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверинцев С. Античный риторический идеал и  культура Возрождения / С. Аверинцев. - [Электронный ресурс] – режим  доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/ant_rit.php, дата доступа: 12.05.2010
  2. Аверьянов Л. Беседы с Сократом и Платоном/ Л. Аверьянов - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/aver/bes_sokr.php, дата доступа: 12.05.2010
  3. Адо П. Что такое античная философия?/П. Адо - [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ado/14.php, дата доступа: 11.05.2010
  4. Асмус В. Ф. Античная философия/В. Ф. Асмус - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Asmus/index.php
  5. Богомолов А. С.  Диалектический логос: Становление античной диалектики/ А. С. Богомолов.—М.: Мысль, 1982.—263 с.
  6. Васильева Т. В, Афинская школа философии./ Т. В. Васильева. -  М.; Наука, 1985, 160 с.,
  7. Гомперц Т. Греческие мыслители./ Т. Гомперц. - Минск.: Харвест, 1999.-Т.1.C.4-518. -752с.
  8. Гринцер Н. П. Римский профиль греческой философии. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., Российский государственный гуманитарный университет, 2000, с. 9—38. - [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://ancientrome.ru/publik/grintzer/grin01.htm?v=print, дата доступа: 8.05.2010
  9. Делёз Ж. Ницше /Перевод с французского С.Л.Фокина//По изданиям: AXIOMA, Перетбург, 2001 . - presses universtaires de france,1965. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Delez/nicshe.php, дата доступа: 8.05.2010
  10. История философии: Запад - Восток - Россия. Кн. (2), 3, 4. (под ред. Н.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича) М.,1999.
  11. Куртц П. Гуманизм и скептицизм - парадигмы культуры третьего тысячелетия - [Электронный ресурс] – режим доступа: . - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/kurtc_gumsk.php, дата доступа: 8.05.2010
  12. Лосев А. Ф. История античной эстетики./А. Ф. Лосев. - Высокая классика. М., 1974, с. 219-234.
  13. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика./А. Ф. Лосев. - М., 1963, с. 96-99.
  14. Макиавелли Н. Государь Перевод: Муравьевой Г. Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982
  15. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии: Учебное пособие для вузов - [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mapelm/12.php, дата доступа: 12.05.2010
  16. Московченко А.Д., Петроченко Н.Ф., Сайганова С.С., Учебное пособие: Философия/ А. Д. Московченко, Н. Ф. Петроченко, С. С. Сайганова, - Томск . - 1999
  17. Панасюк В. Ю. История Зарубежной философии. / В. Ю. Панасюк. - М 2001
  18. Поппер К. Иммануил Кант — философ Просвещения // Памятная речь к 150-летию со дня смерти философа/ Перевод с немецкого И. 3. Шишков, 2003 . - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/imm_kant.php, дата доступа: 12.05.2010
  19. Рассел Б.История Западной философии. /Б. Рассел. - Новосиб.,1999.
  20. Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-Петербург, «Пневма», 2002, 880 с., с ил. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Revival/Index.php, дата доступа: 5.05.2010
  21. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв./ В. В. Соколов - М., 1984
  22. Философия: Учебник /  Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1998. - 432 с.
  23. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное).// Под ред. Кохановского В.П.Авторы: Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с.
  24. Шохов А. Структура ментального мира классической Греции/А. Шохов - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Schov/index.php, дата доступа: 5.05.2010

Информация о работе Развитие философских идей античности в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время