Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:52, контрольная работа
В деятельности современных российских профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью, заключающаяся в реализации, по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны, и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных защитников наиболее насущных интересов трудящихся, с другой. В этом противоречии - корень многих проблем современной ситуации в России.
Введение
1. Социально: экономическая и политическая ситуация в России
в 90-е годы………………………………………………………………………… 5
2. Основные тенденции профдвижения новейшего периода ………....................12
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
в 90-е годы………………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последнее десятилетие наша страна переживает период сложных и противоречивых преобразований, которые радикально затронули все стороны общественной жизни. В политической сфере произошел переход от однопартийной государственной системы социалистического типа к президентской республике с парламентом, избранном на многопартийной основе. В социально- экономической области централизованная плановая экономика преобразуется во многоукладное, рыночное хозяйство.
Теоретическая интерпретация процессов такой глубины и масштабности является одной из наиболее сложных и дискуссионных областей современной политической науки. Существует целый ряд подходов и моделей научного анализа указанных процессов.
Один из этих подходов состоит в анализе определенных субъектов политического процесса. Через исследования внутренней эволюции статуса, политических и идеологических ориентаций, форм и способов политического участия и т.д. этих субъектов, которые неизбежно происходят в ходе радикальных общественных перемен, можно лучше и точнее определить механизм и тенденции развития общества на данном этапе его истории.
К числу таких важнейших субъектов современной политической истории России следует, безусловно, отнести профессиональные союзы. Выбор именно этого субъекта политического процесса представляется особенно актуальным и научно значимым в силу ряда обстоятельств.
Во-первых, профсоюзы среди других субъектов политического процесса были и остаются наиболее массовыми организациями. По своим общественным функциям и задачам профсоюзы находят опору во всех слоях населения, во всех регионах, а в своих организационных структурах доходят до самых низовых ячеек общества, хозяйственной системы.
Во-вторых, программатика, политико-идеологическая база профсоюзов обуславливается прежде всего повседневными нуждами и интересами людей, совокупностью требований по обеспечению и улучшению условий труда, быта и отдыха работников, т.е. совокупностью таких социально-бытовых условий, которые определяют повседневную жизнь максимального большинства людей.
В-третьих, профсоюзы в настоящее время являются таким общественным объединением России, и котором отразились самые различные, порой противоречивые, интересы, настроения, ориентации переходного общества. В силу -этой характеристики профсоюзы стали общественным инструментом, наиболее чувствительно реагирующим ил частые и резкие повороты политического процесса. Изучение этих реакций может пролить свет на скрытые пружины политических изменений, тенденции политического развития.
В четвертых, в деятельности современных российских профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью, заключающаяся в реализации, по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны, и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных защитников наиболее насущных интересов трудящихся, с другой. В этом противоречии - корень многих проблем современной ситуации в России.
Достоверный характер анализа указанных выше характерных особенностей деятельности профсоюзов обуславливается тем, что она осуществляется на временном интервале, равном десятилетию. Это небольшой, но в тоже время достаточный отрезок исторического процесса для того, чтобы сделать значимые обобщения и выводы, имеющие как эвристическую, так и прогностическую сущность.
1.Социально-экономическая и политическая ситуация
в России в 90-е годы
Радикальные преобразования российского общества в политической, экономической и духовной жизни в конце 80-х и начале 90-х годов, в том числе смена форм собственности, системы управления государством, экономикой, отмена однопартийной системы, развитие демократии и гласности, другие процессы, связанные с переходом от плановой к рыночной экономике, в результате бессистемного подхода столкнулись с развившимся социально-экономическим кризисом, криминализацией общества, ростом безработицы и нищеты, одних, и богатства других. Массовое недовольство миллионов тружеников России, их повседневные жизненные заботы, связанные с резким ростом цен, безработицей, изменением привычных социальных гарантий, стали очевидным фактом российской действительности. В то же время перестроечные процессы, захватив все слои общества, дали мощный импульс демократизации, гласности, политизации всех сфер общественной жизни страны. В этих условиях профсоюзы были вынуждены начать пересмотр приоритетов в своей деятельности.
Как отметил VI пленум ВЦСПС (сентябрь 1989 года), трудящиеся, не ставя под сомнение саму перестройку, не были удовлетворены ее результатами.
Их глубоко тревожили незавершенность, половинчатый характер осуществления происходивших в стране экономических преобразований, грубые нарушения трудовых и социальных прав рабочих и служащих. Все более усиливалась разбалансированность денежного обращения и потребительского рынка, рос дефицит товаров народного потребления. Быстрыми темпами расширялись теневая экономика, спекуляция, в ряде регионов росли скрытая безработица и преступность. Во многих трудовых коллективах образовались деформации в оплате труда, групповой эгоизм отдельных категорий трудящихся, стремление быстрее получить максимальные доходы в ущерб здоровью. Внедрение хозрасчета и самофинансирования, рыночных и арендных отношений, кооперации, создание предприятий с участием иностранного капитала сопровождались во многих случаях, особенно в перестроечный период, целым рядом негативных проявлений, которые вплотную затрагивали интересы рабочих и служащих.
Рабочий класс, чувствуя отсутствие реальных рычагов воздействия на процессы в социально-трудовой сфере, впервые за годы перестройки самостоятельно вышел на арену борьбы за свои права. Началом этой борьбы явилась июльская стачка шахтеров в 1989 году. Она вспыхнула в Кузбассе и в считанные дни охватила Донбасс, Воркуту, другие угольные центры.
Сложившаяся общественно-политическая ситуация остро и по-новому поставила вопрос о месте и роли профсоюзов в советском обществе. VI пленум ВЦСПС констатировал, что социальная напряженность постепенно нарастает, а авторитет профсоюзов как защитников трудящихся падает. Свой протест против грубых нарушений социальной справедливости, административного произвола рабочие выразили не через свои профсоюзные органы, а через стачечные комитеты. Причем в этой ситуации профсоюзные комитеты не проявляли достаточной зрелости. Как отмечалось в докладе Председателя ВЦСПС С.А. Шалаева на пленуме, «одни без колебаний встали на сторону бастующих, вошли в стачечные комитеты, участвовали в выработке их требований, налаживали снабжение и питание, заботились о порядке и дисциплине, безопасности на предприятиях. Другие, в том числе многие комитеты профсоюзов рабочих железнодорожного транспорта, нефтяной, газовой, химической промышленности и некоторых других отраслей, в этой сложной обстановке направили свои усилия на своевременное разрешение трудовых конфликтов, предотвращая их обострение, а многие профкомы, оказавшись в условиях острой социальной напряженности, столкнувшись с необходимостью принимать быстрые, принципиальные решения, растерялись, проявили робость, уступили инициативу, влияние на трудовые коллективы другим общественным силам, не выполнили тем самым свою основную функцию всегда быть с трудящимися».
В этой непростой ситуации, в которой оказались профсоюзы, ярко проявилось отставание профсоюзных органов всех уровней, их внутренней жизни от идущих в стране преобразований, от возросших требований по защите социально-трудовых прав и интересов рабочих и служащих. Сказались унаследованные из прошлого привычки к командам партийно-номенклатурной системы, готовность в очередной раз входить в положение администрации предприятия, руководителей отрасли и т.д. Встроенность профсоюзов в административно-хозяйственную систему, сращивание интересов профсоюзов и администрации, многообразие профсоюзных функций способствовали размытости границ их ответственности. Поэтому VI пленум ВЦСПС по требованию профсоюзных организаций принял решение «о высвобождении профсоюзных комитетов от непосредственной организаторской работы, связанной с
хозяйственными задачами, и в этой части от производственно-массовой работы, а также о высвобождении от целого ряда несвойственных профкомам функций, в том числе навязываемых им местными партийными, советскими и хозяйственными органами».
В своем постановлении пленум особо подчеркнул, что «центральной, первоочередной задачей профсоюзов должна стать защита законных интересов трудящихся в области оплаты труда, коренного улучшения условий и охраны труда, в вопросах занятости, ценообразования, социальных нужд, особенно в обеспечении жильем, организации общественного питания, бытового обслуживания и оздоровления, а также экологической безопасности, создания каждому труженику условий для реализации своих духовных интересов, профессионального, физического и нравственного совершенствования» .
В ходе разбалансированности взаимодействия профсоюзов и органов командно-административной системы стали создаваться региональные объединенные фронты трудящихся, различные рабочие комитеты, альтернативные профсоюзы (Соцпроф, НПГ и другие), что повлияло на проведение реальных перестроечных процессов внутри профсоюзной системы. Особенно это касалось расширения самостоятельности первичных профсоюзных организаций, их финансовой деятельности, обновления своих выборных органов, улучшения их качественного состава, освобождения их от директивно-командных методов руководства.
Принимаемые профсоюзами решения в условиях перестройки привели к серьезным позитивным изменениям в профсоюзном движении России, отвечающим процессам демократизации в обществе, внедрению рыночных отношений в экономику. Была создана Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР).
Содержанием социально-экономических реформ, всего трансформационного процесса является переход от одной общественно-экономической системы к другой, от социалистического планового хозяйства - к рыночной экономике. Главными составляющими этого перехода стали два процесса:
Что же реально произошло в ее жизни за эти годы? Каковы результаты радикально-либерального курса политической и экономической реформы, проводившейся властями с девяностых годов?
Для правильного осмысления процессов, происходящих в профсоюзном движении в последние 15 лет, оценки тех или иных действий ФНПР как крупнейшего общественного объединения страны, необходимо проанализировать сложные преобразования в политической и социально-экономической жизни, обусловленные полной сменой общественного устройства. При этом представляется верным начать этот анализ с политики, ибо именно она в тот период не только опережала рыночные преобразования в стране, но и в решающей мере определяла их ход. Это, в свою очередь, имело для профсоюзов принципиальное значение: вне политики и без своего политического участия в ней профсоюзы рыночного общества нормально и полноценно существовать и действовать не могут.
Досконально и профессионально знать обо всем, что происходит в политической, экономической и социальной сферах жизни общества - основа успешной деятельности профсоюзов. ФНПР, ее членские организации, их руководители и лидеры всегда уделяли и уделяют первостепенное внимание анализу с позиций интересов трудящихся процессов, происходящих в этих сферах жизнедеятельности общества. Ведь именно профсоюзам как важному партнеру государственной власти, влиятельному институту становления гражданского общества крайне важно понимать специфику процессов политической модернизации российского общества.
В чем же заключалась эта специфика в рассматриваемый период? Прежде всего в трудном, противоречивом процессе перехода страны от системы тоталитаризма к политической системе демократии. Этот переходный процесс далеко еще не завершен, и профсоюзы не могли оставаться вне его рамок.
Речь шла о становлении таких профсоюзов, которые органично могли бы вписаться в систему становящейся демократии, стали бы ее важным элементом и субъектом. Именно политическая модернизация утверждает новую роль профсоюзов в политической жизнедеятельности общества. Политическая модернизация прошла уже несколько этапов, и каждый из них потребовал от ФНПР, ее руководителей и лидеров определенных политических действий -далеко не простых и, порой, неудачных. Рассмотрим некоторые вехи этого процесса.