Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:52, контрольная работа
В деятельности современных российских профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью, заключающаяся в реализации, по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны, и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных защитников наиболее насущных интересов трудящихся, с другой. В этом противоречии - корень многих проблем современной ситуации в России.
Введение
1. Социально: экономическая и политическая ситуация в России
в 90-е годы………………………………………………………………………… 5
2. Основные тенденции профдвижения новейшего периода ………....................12
Заключение
Список использованной литературы
Как известно, события августа 1991 года привели к распаду СССР. Они положили начало и новому этапу в развитии страны, рождению российской государственности. Встает вопрос, что же собой представляет Россия как геополитический, социально-экономический и культурный феномен?
Однозначно ответ дать нельзя, ибо в нем очень многое: и наша сложная, противоречивая история, и последствия холодной войны, и процессы, обусловленные глобализацией в мировой экономике, изменениями в национальной культуре, сохранением суверенитета России в современном мире и др. При этом совершенно очевидно, что каждый из названных факторов посвоему влиял и продолжает влиять на становление и развитие российского профсоюзного движения. Последствия этого влияния будут отражены в соответствующих разделах настоящего издания. Напомним читателю лишь основные моменты развития политической жизни страны начиная с девяностых годов, которые в той или иной степени отражались на деятельности ФНПР.
Период с августа 1991 года по октябрь 1993 года характеризовался антикоммунистической борьбой на идеологическом направлении и ликвидацией государственной системы управления в связи с распадом СССР, а в социально-экономическом - сменой организационно-правовых форм собственности в экономике и систем государственно-профсоюзной социальной защиты. Силовое разрешение конфликта между Президентом РФ и Верховным Советом в конце 1993 года стало новым этапом политического развития России. 14 декабря 1993 года была принята новая Конституция, наметившая стратегический курс на создание правового демократического социального государства в России.
Новый современный этап российской модернизации начался в 1999 году, после досрочного ухода в отставку Б.Н.Ельцина. Он сопряжен с необходимостью решения колоссальных по объему, сложности и последствиям проблем развития страны.
Известно, что в любом общественном строе политика и экономика тесно взаимосвязаны. Особенно реально эта взаимосвязь проявляется в переходный период от одного экономического уклада к другому. Тем более, когда речь идет о переходе от плановой экономики к рыночной. Идеологи рыночной экономики в начале девяностых годов руководствовались ложными представлениями о том, что «железная» рука рынка способна решить за короткий период все накопившиеся в обществе проблемы. Однако жизнь опровергла представления о «чудотворной» силе рынка. Плоды этого и сегодня еще пожинаются миллионами людей.
Экономика интересует профсоюзы, прежде всего, как материальная база для постановки и решения социальных, трудовых вопросов. Действия профсоюзов всегда будут неудачными при постановке таких вопросов, для решения которых не созданы экономические условия. Профсоюзы заинтересованы в процветающей, динамичной, социально ориентированной экономике, способной обеспечить повышение качества жизни миллионов людей. В конечном счете, именно тип экономики определяет вектор развития профсоюзов и всего профсоюзного движения.
Профсоюзное движение в России имеет дело с моделью транзитной экономики, отягощенной многими негативными факторами. Эту модель в целом можно определить как воплощение олигархического капитализма с господством крупных и очень крупных собственников. В живую ткань такого капитализма вросли мафиозно-криминальные структуры, ставшие источником расцвета коррупции. Проведенная в интересах узкого слоя людей приватизация, сопряженная с развалом экономики, с разграблением экономических ресурсов, привела экономику страны в состояние глубокого кризиса с массовой безработицей.
Нынешнее состояние российской экономики для деятельности профсоюзов содержит больше негатива, чем позитива. Профсоюзы постоянно сталкиваются с такими проблемами, как бегство капитала за рубеж, закрытие и банкротство тысяч предприятий, упадок ряда отраслей экономики, деградация высококвалифицированной рабочей силы, постоянные задержки выплаты заработной платы миллионам людей, безработица. К этому далеко не полному списку негатива следует добавить то, что растет число крупных и средних собственников, в том числе с участием иностранного капитала, которые препятствуют созданию и деятельности профсоюзов на своих предприятиях.
Что же реально произошло в жизни страны за эти годы? Каковы результат радикально-либерального курса проводившейся властями экономической реформы?
Для ответов на эти вопросы достаточно сопоставить некоторые ключевые параметры нынешнего состояния экономики с такими же в 1990 году. Валовой внутренний продукт (с учетом теневой деятельности) в 2004 году составил к уровню 1990 года 60,2%, общий объем промышленного производства - 45%.
Более чем в четыре раза за этот период в народном хозяйстве страны сократились инвестиции в основной капитал, в том числе производственные капиталовложения - в 5,7 раза. Катастрофически снизились показатели эффективности производства, повышение которых провозглашалось накануне реформ их главной приоритетной целью. Производительность общественного труда упала почти на треть, в том числе в два раза в электроэнергетике, машиностроении, нефтедобыче и нефтепереработке, на 40% - в черной металлургии, химической, нефтехимической и газовой промышленности, в три раза в легкой и т.д. В экономике в целом значительно понизился технико-экономический уровень производства, в подавляющем большинстве отраслей отчетливо наблюдается деиндустриализация и нарастающая примитивизация производства.
Особенно тревожное последствие пореформенного периода - критический уровень износа основных производственных фондов при возрастающих темпах их старения и падающих темпах обновления в промышленности (включая такие ее базовые отрасли, как металлургия и машиностроение, нефтегазовая и химическая промышленность, авиа- и железнодорожный транспорт). Такая же ситуация и в сельском хозяйстве.
С распадом СССР был разрушен единый народнохозяйственный комплекс. Как следствие этого для России стали зарубежными от 25 до 45% предприятий машиностроения и нефтепереработки, около 30% предприятий ВПК, преобладающее количество портов. Соответствующий разрыв хозяйственных связей сразу же парализовал и обрек на разрушение значительную часть российского производственного аппарата.
Таким образом, непродуманность экономических реформ, их радикализм привели к утрате значительного производственного потенциала, его экономической эффективности. При этом не менее тревожными были социальные последствия реформ. Установка на раздельное осуществление экономических и социальных реформ основывалась на устаревших понятиях социального развития, не соответствующих реалиям конца XX века.
Более того, для российского общества такая идеология фактически затормозила развитие общества в целом, в том числе и его социальную составляющую. По сравнению с 1990 годом в два-три раза снизились реальные доходы населения; около трети населения оказалось за чертой бедности.
Далеко продвинулось лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание. Небывало возрос уровень преступности и детской беспризорности.
Новые условия хозяйствования заставили новых собственников приватизированных предприятий в процессе реструктуризации освободиться отбольшинства прежних социальных функций. Работники встали перед проблемой поиска других способов обеспечения своих социальных потребностей, сокращая их до минимума, что, несомненно, привело к абсолютномуснижению воспроизводства рабочей силы, падению ее качественных характеристик по основным группам индикаторов: здоровью (физическому, психическому, социальному); интеллектуальному потенциалу; профессиональной готовности; нравственным ценностям и ориентирам.
Наиболее тревожной стала ситуация, связанная с качеством человеческого капитала, измеряемого, как известно, уровнем образования населения, средней продолжительностью предстоящей жизни, ВНП на душу населения. По данным международных организаций, оценивающих уровень развития стран в 80_е годы, Советский Союз находился среди первых двадцати государств мира, то есть страна выглядела еще более или менее прилично, уступая другим странам не столько из-за низкого объема ВНП на душу населения, сколько из-за показателей продолжительности жизни и образования. А США оказывались на 10_м месте при своем высоком ВНП именно за счет отставания по уровню образования от развитых стран Европы из-за исключительно низкого уровня образования афро-американского населения, пуэрториканцев и представителей других национальных групп. В 2004 году по индексу развития человеческого потенциала (расчеты ООН) Россия занимала 57_е место в мире.
Но самая большая проблема экономических реформ в том, что человек оказался вне этих реформ. Главным сдерживающим фактором развития страны была и остается хроническая диспропорция между низкой заработной платой и производительностью труда. Сейчас мы отстаем от ведущих стран Запада по производительности труда в 4,5-6 раз. Отставание же от них по заработной плате несопоставимо больше примерно 15-20 раз! Такой невиданной эксплуатации наемного труда еще не знала ни одна современная рыночная экономика.
В свое время ООН приняла декларацию, в соответствии с которой часовая заработная плата ниже трех долларов признавалась экономически и социально недопустимой. А у нас сегодня средняя часовая заработная плата едва достигает 1,5-1,7 доллара по среднестатистическим показателям. У основной же массы населения она гораздо ниже. И это при бешеном росте доходов у очень маленькой группки «владельцев заводов, газет, пароходов», а также иностранных футбольных клубов и королевских дворцов на Средиземноморском побережье. Россия занимает 97-е место в мире по такому показателю, как «неравенство в доходах или потреблении в 10% самых бедных и самых богатых (из 127 стран). Этот показатель за последние 5 лет вырос и достиг в 2004 году - 14,8%.
Таким образом, именно проблема оплаты труда остается в начале XXI века наиболее актуальной, и ее решение, по мнению специалистов, может стать ключом к социальной и экономической стабильности.
В процессе экономических реформ многие социальные льготы, широко используемые при советской власти большинством трудящихся, такие, как предельно низкая квартплата и обеспечение жильем, копеечные транспортные услуги, бесплатное образование и медицинское обслуживание, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий и т.д., были отменены полностью или частично. И, как следствие, последовало сокращение продолжительности жизни - до 58 лет у мужчин и 70,5 лет у женщин, причем в общем числе умерших около трети составляют лица трудоспособного возраста. Вырос уровень детской смертности.
Начатая Правительством РФ монетизация социальных льгот в 2005 году привела к росту социальной напряженности в стране и еще раз показала, что если в России строится социальное государство, если в качестве главного субъекта реформ ставится человек, то из этого непременно следует сохранение льгот, связанных с бесплатным образованием и медицинской помощью для всех, развитием науки, культуры, социальной защитой наиболее бедных слоев населения.
Таким образом, анализируемый период в деятельности профсоюзов России характеризуется небывалой по сложности новизной задач, решаемых обществом и государством и требующих от профсоюзов соответствия их деятельности вызовам времени и объективным противоречиям в политике, экономике, социальной сфере. Именно поэтому переход страны от советской плановой административно-командной экономики к созданию капиталистической частнопредпринимательской рыночной экономики потребовал решения труднейшей задачи: преобразование советской модели профсоюзов в качественно новую - рыночную. Эта задача в полной мере еще не решена в силу различных объективных и субъективных факторов. Становление новой модели профсоюзов тесно, органически и внутренне связано с утверждением в полном объеме рыночной экономики, с учетом истории развития страны и отвечающей реалиям российской действительности.
Именно этими обстоятельствами и диктовалась необходимость организационной перестройки профсоюзов, реализации на деле их защитной функции, формирования нового имиджа в обществе. Сложность в этой работе определялась, прежде всего, тем, что профсоюзам необходимо было приобрести подлинную самостоятельность, порвав с традиционными представлениями о них, как о «приводном ремне» от партии к массам. Вся мировая история рабочего движения учит: профсоюзы сильны только тогда, когда они самостоятельны, автономны в своих действиях, контролируемы своими членами и ответственны перед ними.
2. Основные тенденции профдвижения
новейшего периода
В течение пяти лет, отделяющих IV съезд ФНПР от III, по насыщенности событиями равных целой эпохе, деятельность Федерации осуществлялась в условиях сложной экономической ситуации в стране, низких реальных доходов, снижения уровня и качества жизни большинства населения. Проводимая правительством социальная политика не соответствовала международным нормам и конституционному статусу Российской Федерации как социального государства.
В сложившихся социально-экономических условиях, когда ощутимы новые угрозы и вызовы, перед профсоюзным движением страны стоит историческая задача: стать реальной силой, способной на деле эффективно отстаивать интересы человека наемного труда. Решение этой важнейшей задачи невозможно без проведения соответствующих преобразований в профсоюзном движении и обеспечения единства действий профсоюзов.
Потому все документы и материалы IV съезда ФНПР (Отчетный доклад Генерального совета ФНПР съезду, Постановление IV съезда ФНПР об отчете Генсовета, многочисленные резолюции съезда по важнейшим социально-экономическим вопросам, принятые на съезде Программный документ Федерации Независимых Профсоюзов России, Устав ФНПР (в новой редакции) посвящены анализу ситуации в профсоюзном движении, тенденциям и изменениям, которые назрели.
К своему IV съезду (28-30 ноября 2001 г.) Федерация Независимых Профсоюзов России пришла будучи самым массовым профобъединением нашей страны, объединяющим в своих рядах как традиционные профсоюзы, чья история насчитывает около ста лет, так и возникшие в постсоветские годы. Это крупнейшее из существующих в РФ профобъединений – общероссийское объединение профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации. Его структуры присутствуют практически во всех отраслях российской экономики и всех субъектах Российского государства - в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Социальный состав ФНПР включает все профессиональные и социальные группы населения, в том числе студентов и учащихся, неработающих пенсионеров, лиц, временно не занятых, а также работников, выполняющих функции найма и увольнения рабочей силы, управления и руководства производством. Федерация к моменту съезда объединяла 121 членскую организацию, в том числе 43 общероссийских и межрегиональных профсоюза, 78 территориальных объединений организаций профсоюзов, около 300 тыс. первичных организаций общей численностью более 38 млн. человек.