Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:52, контрольная работа
В деятельности современных российских профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью, заключающаяся в реализации, по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны, и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных защитников наиболее насущных интересов трудящихся, с другой. В этом противоречии - корень многих проблем современной ситуации в России.
Введение
1. Социально: экономическая и политическая ситуация в России
в 90-е годы………………………………………………………………………… 5
2. Основные тенденции профдвижения новейшего периода ………....................12
Заключение
Список использованной литературы
В Программном документе ФНПР отмечалось, что Федерация понимает не только то, какая ответственность лежит на плечах самого крупного (массового) профсоюзного объединения за судьбу профсоюзного движения России, укрепление его единства, но и отчетливо представляет необходимость решения собственных внутренних проблем, чтобы в ближайшей перспективе (до2006 г.) добиться усиления роли профсоюзов в государстве и обществе, их способности противостоять организациям работодателей с целью ведения равного диалога по вопросам защиты интересов работников.
В качестве первоочередных организационных проблем в Программном документе ФНПР указаны следующие: совершенствование организационной структуры и улучшение взаимодействия членских организаций, укрупнение родственных профсоюзов и создание мощных профобъединений; укрепление профсоюзных органов территориальных организаций профсоюзов в целях усиления их влияния на деятельность первичных организаций; увеличение численности членов профсоюзов за счет создания их организаций на предприятиях с новыми формами собственности; усиление разъяснительной работы среди рядовых членов профсоюзов через восстановление роли собраний, активизацию работы общественных комиссий профкомов, своевременное информирование членов профсоюзов о принимаемых выборными профорганами решениях и ходе их выполнения; укрепление внутри профсоюзной и внутри федеративной дисциплины, создание механизмов повышения личной ответственности руководителей организаций за выполнение решений, принимаемых коллегиальными органами профсоюзов и их объединений; привлечение молодежи к деятельности выборных профсоюзных органов всех уровней, формирование кадрового резерва; улучшение взаимодействия с профсоюзами и профсоюзными объединениями, не входящими в структуру ФНПР, но поддерживающими основные цели и задачи Федерации, для совместного представительства и координации действий по защите социально-экономических интересов работников.
В резолюции IV съезда ФНПР «Об организационном укреплении ФНПР» конкретизированы положения Программного документа Федерации. Преодоление раздробленности профсоюзного движения является основным путем организационного и финансового укрепления профсоюзов. В связи с этим съезд призвал членские организации осуществить комплекс мер по объединению и укреплению профсоюзов, вытекающих из содержания Программного документа ФНПР. Серьезное внимание обращалось на совершенствование структуры общероссийских профсоюзов, укрепление органов территориальных организаций профсоюзов (среднего звена); взаимодействие членских организаций; укрепление демократических основ профсоюзов, обеспечение активного и сознательного участия членов профсоюзов в деятельности первичных организаций.
На IV съезде ФНПР были внесены изменения в ее Устав. В главе III «Членские организации ФНПР, их права и обязанности» была сделана новая запись о том, что членские организации признают и выполняют Устав ФНПР, уплачивают членские взносы в Федерацию, их уставы не противоречат целям и задачам Федерации, не допускается их членство в иных общероссийских объединениях профсоюзов, кроме ассоциаций, созданных членскими организациями ФНПР; а «членская организация, не уплачивающая членские взносы в Федерацию или уплачивающая их в размере, ниже установленного без уважительных причин в течение шести месяцев, может быть исключена из Федерации по решению Генерального совета».
Согласно новой редакции Устава членские организации ФНПР были
обязаны «проводить работу
по укреплению Федерации и вовлечению
в нее новых членских организаций,
проводить консультации по вопросам
структурных преобразований в организациях
профсоюзов соответствующих территорий,
способствовать созданию и деятельности
в городах и районах
Были внесены дополнения в главу IV «Структура и органы Федерации». Согласно ст. 12 новой редакции Устава единоличным органом Федерации является ее Председатель. Он подотчетен съезду и Генеральному совету. Председатель осуществляет деятельность по выполнению уставных задач:
Председателем Федерации может быть избран член профсоюза по предложениям членских организаций Федерации. Председатель Федерации избирается на пять лет .
Председателем ФНПР на IV съезде Федерации был избран М.В. Шмаков.
После съезда Генсовет ФНПР утвердил заместителями Председателя ФНПР В.И. Будько, В.С.Гончарова, А.К.Исаева, В.Г.Пугиева, А.И.Сурикова, Т.Л. Фролову.
Ведущей тенденцией Федерации в новейший период были продолжение работы по сохранению и укреплению членской базы, дальнейшее укрепление профсоюзов, входящих в профобъединение, восстановление организационного единства и управляемости.
Осуществлению этой цели во многом способствовало то, что материалы IV съезда ФНПР были рассмотрены на заседаниях коллегиальных органов 95 членских организаций: 33 общероссийских, межрегиональных профсоюзов и 62 территориальных профобъединения.
В ряде субъектов РФ (республиках Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Пермской, Самарской областях и ряде других регионов) было организовано проведение профсоюзных собраний в первичных организациях с единой повесткой дня: «Об итогах IV съезда ФНПР и задачах профсоюзов на предстоящий период». Российский профсоюз работников культуры уже в феврале 2002 года на IV пленуме принял «Основные направления и требования ЦК профсоюза, выдвинутые в соответствии с решениями IV съезда ФНПР». Совет Федерации профсоюзов Пензенской области одобрил План мероприятий по реализации решений IV съезда ФНПР. Аналогичные мероприятия прошли в Курской, Липецкой, Московской, Тверской и других областях.
В ряде мест учебно_методические центры профсоюзов провели круглые столы профсоюзного актива с участием делегатов IV съезда. Для пропаганды решений съезда использовались возможности республиканской, областной, краевой периодической печати, радио, информация размещалась на сайтах в Интернете.
Практическая деятельность членских организаций, критические замечания, высказанные на разных уровнях в процессе обсуждения документов и материалов съезда, были обобщены 13.03.2002 года Генеральным советом ФНПР в Плане практических действий ФНПР по реализации решений IV съезда ФНПР, охватывающем все направления деятельности Федерации до 2006 года. Главной задачей ФНПР была и остается борьба за повышение доходов работников, и прежде всего заработной платы, а также сохранение социальных гарантий. «Именно через эту призму должна рассматриваться вся деятельность Федерации, - отмечалось в докладе Председателя ФНПР М.В.
Шмакова на заседании Генсовета: - Все наши планы, задачи не могут быть выполнены без укрепления и повышения деятельности всех наших структур». Членским организациям предлагался алгоритм этой работы: приведение структур членских организаций в соответствие с Уставом ФНПР; внесение в связи с утверждением новой редакции Устава ФНПР соответствующих изменений в Примерные уставы общероссийского (межрегионального) профсоюза и территориального объединения организаций профсоюзов; в целях укрепления внутрифедеративной дисциплины введение в практику работы Генерального совета и Исполкома ФНПР заслушиваний руководителей членских организаций ФНПР о выполнении решений органов Федерации; продолжение работы по созданию и организационному укреплению территориальных советов профорганизаций; объединение близких по направлениям своей деятельности профсоюзов как одно из основных направлений укрепления профсоюзов; поскольку не все вопросы, возникающие между членскими организациями ФНПР, регулируются Уставом ФНПР, целесообразно разработать и принять Кодекс взаимоотношений между членскими организациями ФНПР; особое внимание среди проблемных вопросов уделить деятельности профсоюзных организаций в ТНК; одним из главных направлений деятельности российских профсоюзов должна быть кампания по усилению мотивации профсоюзного членства.
Во исполнение решений Генерального совета ФНПР 28 августа 2002 года была утверждена Комплексная программа ФНПР по усилению мотивации профсоюзного членства. Членским организациям было предложено на основе Комплексной программы разработать свои программы или внести изменения в существующие программы по усилению мотивации профсоюзного членства.
Результатом этой целенаправленной работы стали программы усиления мотивации профсоюзного членства в 14 профсоюзах и 40 территориальных профобъединениях. Наиболее активно работу по сохранению профсоюзного членства, вовлечению новых членов и созданию новых первичных организаций проводят общероссийские профсоюзы: работников государственных учреждений и общественного обслуживания; железнодорожников и транспортных строителей; работников здравоохранения; работников культуры; машиностроителей; рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий; работников народного образования и науки; работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое Единство»; Всероссийский «Электропрофсоюз» и территориальные объединения организаций профсоюзов: Ивановской, Московской, Сахалинской областей, Краснодарского и Красноярского краев, республик Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Саха (Якутия), Татарстан, города Москвы, Камчатки, Кузбасса, Еврейской автономной области.
Членские организации ФНПР, занимаясь вопросами профсоюзного членства, добивались повсеместного заключения коллективных договоров, соглашений, включения в них обязательств, дающих конкретные преимущества членам профсоюзов, осуществляли контроль за соблюдением трудового законодательства, содействовали организации отдыха и оздоровления работников и членов их семей, оказанию бесплатной юридической помощи членам профсоюзов. Совершенствовались технологии вовлечения работников в профсоюз, создания новых профсоюзных организаций, улучшалась информированность работников о деятельности профсоюзных организаций, профсоюзов и их объединений, активизировалась работа с трудящейся и учащейся молодежью.
В процессе работы, направленной на увеличение профсоюзного членства, особое внимание обращалось на анализ состояния охвата профчленством в отрасли и на территории: учитывались организации с низким уровнем профсоюзного членства, а также предприятия так называемой беспрофсоюзной зоны, где профсоюзные организации отсутствовали. Особое внимание уделялось сфере малого бизнеса, где уровень профчленства не превышал в среднем пяти процентов.
На малых и средних предприятиях, которые несут все возрастающую ответственность за создание большинства рабочих мест во всех странах мира, немало проблем, связанных как с их развитием, так и с защитой прав и интересов работников. Не случайно все эти вопросы являются компетенцией Рекомендации № 189 МОТ (1998 г.), призывающей организации работодателей и трудящихся при полном соблюдении принципа свободы объединения «...принять меры для расширения своей членской базы на малых и средних предприятиях». Проблемы малых предприятий, условий выплаты в них заработной платы, соблюдения трудового законодательства по вопросам труда и отдыха, возможности создания там профсоюзных организаций и заключения коллективных договоров находятся в центре внимания территориальных объединений организаций профсоюзов Еврейской АО, Смоленской, Новосибирской областей, Красноярского края и др.
В мае 2004 года состоялось заседание Дискуссионного клуба ФНПР по актуальным проблемам профсоюзного движения на тему «Малый бизнес и профсоюзы: проблемы создания профсоюзных организаций и защиты трудовых прав и интересов работников». В дальнейшем вопрос «О мерах по вовлечению в профсоюзы работников малых предприятий и использованию методов коллективной защиты их социально-трудовых прав и интересов» был рассмотрен на заседании Исполкома ФНПР.
В последние годы членские организации ФНПР значительно активизировали работу по привлечению в ряды профсоюзов работающей и учащейся молодежи. Однако, несмотря на предпринимаемые шаги по формированию привлекательного имиджа профсоюзов, из года в год уменьшается численность их рядов. Так, за 2003 год численность членов профсоюзов, входящих в ФНПР, сократилась на 5,6 млн. человек, количество первичных профсоюзных организаций - на 3,8%, принятых впервые в члены профсоюзов - на 4,8%.
Снижение численности членов профсоюзов обусловлено структурной перестройкой экономики, реструктуризацией, банкротством и ликвидацией большого числа предприятий. В связи с изменением форм собственности, преобразованием государственных и муниципальных предприятий в акционерные и частные, многие члены профсоюзов переходят на работу в негосударственный сектор экономики, где профсоюзных организаций, как правило, нет. Среди причин снижения численности членов профсоюзов следует отметить также неэффективную работу ряда профсоюзных организаций по вовлечению в профсоюзы новых членов, низкую результативность защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов, слабую мотивации профчленства, недостаточное информирование членов профсоюзов и работников предприятий о своей деятельности.
Через все документы IV съезда ФНПР проводится главная линия: необходимость организационного и финансового укрепления профсоюзов как основного пути повышения эффективности их деятельности по защите социально-трудовых прав и интересов работников. Только сильные, организационно крепкие профсоюзы способны противостоять вызовам времени: усилению давления на них со стороны работодателей и структур государственной власти; стремлению к созданию профсоюзов отдельных компаний, подконтрольных работодателям; возникновению сепаратистских тенденций внутри профсоюзов, стремящихся расколоть профсоюзное движение.
Генеральный совет ФНПР в феврале 2003 года рассмотрел ход выполнения решений IV съезда по дальнейшему организационному укреплению Федерации и ее членских организаций и пришел к выводу, что все еще существует ряд проблем, ослабляющих организационное единство Федерации и ее возможности эффективной защиты интересов трудящихся.