Развитие профсоюзного движения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

В деятельности современных российских профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью, заключающаяся в реализации, по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны, и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных защитников наиболее насущных интересов трудящихся, с другой. В этом противоречии - корень многих проблем современной ситуации в России.

Содержание работы

Введение
1. Социально: экономическая и политическая ситуация в России
в 90-е годы………………………………………………………………………… 5
2. Основные тенденции профдвижения новейшего периода ………....................12
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

профсоюзы.docx

— 81.64 Кб (Скачать файл)

        Генсовет вновь привлек внимание к таким вопросам, как: совершенствование структуры ФНПР и ее членских организаций; улучшение взаимодействия членских организаций; повышение ответственности профорганов за выполнение принятых решений; финансовое и кадровое укрепление профсоюзов. Все это в единстве и дает организационный эффект.

         Генсовет одобрил Рекомендации по регулированию взаимоотношений членских организаций ФНПР в вопросах профобслуживания, которые определили роль ФНПР в качестве арбитра при возникновении конфликтных ситуаций между членскими организациями. В преддверии предстоящей отчетно-выборной кампании Генсовет утвердил Порядок выдвижения кандидатур на должность Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России, закрепивший право выдвижения кандидатур за членскими организациями ФНПР. В дальнейшем ряд территориальных профобъединений использовал данный документ для разработки собственных положений о порядке выдвижения кандидатур на должность председателя профобъединения.

       В сентябре 2003 года впервые прошло Всероссийское совещание руководителей членских организаций ФНПР, посвященное вопросам укрепления профсоюзного единства, повышения эффективности деятельности профсоюзов и их структур на местах. На совещании обсуждались актуальные проблемы профсоюзного движения и возможные пути их решения. Основной итог совещания - будущее профсоюзного движения России - в сильных отраслевых профсоюзах, объединенных на федеральном уровне мощной организацией ФНПР, а на региональном уровне - территориальными объединениями организаций профсоюзов, реализующими функции ФНПР в субъекте Российской Федерации.

       По мнению участников совещания, сильный профсоюз - это профсоюз, который эффективно защищает интересы своих членов, пользуется их доверием и поддержкой, способен организовать коллективные действия в защит социально-экономических прав трудящихся. Такой профсоюз имеет достаточные финансовые и кадровые ресурсы, рациональную структуру для безусловного выполнения возложенных на него задач.

        При подготовке к совещанию была проанализирована информация территориальных объединений организаций профсоюзов, подтвердившая низкую эффективность работы отдельных территориальных организаций профсоюзов по проведению колдоговорной кампании, участию в общероссийских акциях протеста, правовой защите членов профсоюзов, вовлечению работников в профсоюзы и созданию своих организаций, а также по реализации финансовой и кадровой политики и др. Были вскрыты причины - сокращениечисленности членов профсоюзов, недостаток финансовых средств и их нерациональное использование, отсутствие необходимых специалистов в территориальных комитетах, низкая исполнительская дисциплина, слабое информационное обеспечение. Отмечалось, что по-прежнему сохраняются проблемы во взаимодействии территориальных объединений организаций профсоюзов с общероссийскими профсоюзами и их территориальными организациями.

       Обсудив проблему усиления общероссийских профсоюзов, участники совещания согласились с тем, что одним из основных путей укрепления малочисленных, недостаточно эффективно действующих профсоюзов должно стать

их укрупнение, как это  определено решениями IV съезда ФНПР. Основными формами укрепления могут стать: объединение родственных профсоюзов, присоединение малочисленного профсоюза к более сильному общероссийскому профсоюзу, создание на базе нескольких малочисленных профсоюзов родственных отраслей - более крупного, сильного общероссийского профсоюза.

        По мнению участников совещания, процесс укрупнения, необходимость которого признает большинство профсоюзов, сдерживается по ряду причин, в том числе из-за отсутствия у ФНПР уставных полномочий, обеспечивающих реализацию совместно принятых решений коллегиальных органов ФНПР, что требует внесения соответствующих дополнений в Устав ФНПР и, возможно, в действующее законодательство о профсоюзах.

        В настоящее время активное сотрудничество и координация деятельности профсоюзов родственных отраслей в решении общих социально-экономических проблем осуществляются в рамках ассоциаций общероссийский профсоюзов:

  • базовых отраслей промышленности и строительства РФ;
  • оборонных отраслей промышленности; транспортных отраслей;
  • работников непроизводственной сферы; машиностроительных профсоюзов России; отраслевых профсоюзов РФ в сфере предпринимательства и малого бизнеса.

       Совместная деятельность общероссийских профсоюзов в составе ассоциаций способствует сближению их позиций и возможному дальнейшему объединению ряда профсоюзов.

       Обсуждая другой путь укрепления общероссийских профсоюзов путем совершенствования их внутренней структуры, участники совещания пришли к выводу, что для эффективной работы на местах территориальные организации отраслевых профсоюзов должны обладать необходимыми финансовыми и кадровыми ресурсами, и предложили каждому профсоюзу разработать основные критерии функционирования территориальной организации профсоюза. Если территориальная организация не соответствует установленным критериям, профсоюз должен принять меры по ее укреплению: увеличить финансирование за счет повышения процента отчислений членских профсоюзных взносов от первичных организаций, рассмотреть возможность введения уполномоченного представителя профсоюза в регионе, создания там объединенных межотраслевых правовых и технических инспекций труда, центр расчетно-кассового обслуживания, более полного использования в этих целях возможностей территориальных объединений организаций профсоюзов.

        В современных условиях получают развитие новые структуры управления профсоюзными организациями различного уровня с целью повышения эффективности их деятельности.

       В связи с происходящими в экономике процессами реорганизации предприятий, которые сопровождаются изменениями структуры профсоюзных организаций, отраслевыми профсоюзами принимаются меры по созданию института уполномоченных или доверенных лиц профсоюза в территориальных, а также в первичных профсоюзных организациях (Горно_металлургический профсоюз России, Всероссийский «Электропрофсоюз», Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и др.). Это способствует управляемости профсоюзной организацией в условиях, когда создание полноценного, работоспособного профсоюзного органа по каким-либо причинам является невозможным или нецелесообразным.

        При реорганизации предприятий с созданием новых юридических лиц предусматривается возможность создания на правах преемственности объединенной первичной профсоюзной организации. С одной стороны, это способствует сохранению организации, с другой - позволяет координировать действия первичных профорганизаций отдельных предприятий, имеющих, как правило, единого собственника.

        Участники совещания пришли к выводу о том, что в целях дальнейшего упорядочения взаимодействия профсоюзных структур необходимы изменения и дополнения и в уставах территориальных объединений организаций профсоюзов. Они должны отражать фактическую картину реализации территориальными профобъединениями функций ФНПР в субъекте Российской Федерации.

       Совместного рассмотрения на совещании потребовали проблемы упорядочения взаимодействия профсоюзных структур по вопросам: обязательного согласования между профсоюзами и территориальными объединениями организаций профсоюзов принимаемых решений по организационным, финансовым и кадровым вопросам; осуществления совместного контроля за деятельностью территориальных организаций профсоюзов и оценки их деятельности по заключению коллективных договоров и соглашений, проведению коллективных действий, мотивации профсоюзного членства, обучению профсоюзных кадров и актива и др.; обмена информацией между центральными комитетами (советами) профсоюзов и советами территориальных объединений организаций профсоюзов о принимаемых решениях и нормативных документах.

        Участники совещания считали, что в действующих уставах (ФНПР, ряда территориальных объединений организаций профсоюзов) имеются отдельные положения, позволяющие осуществлять контроль за деятельностью территориальных организаций профсоюзов, однако они не реализуются в полной мере. Между тем назрела необходимость внесения в Устав ФНПР и уставы членских организаций ФНПР дополнительных положений, касающихся вопросов взаимного согласования принимаемых решений и более эффективного контроля за деятельностью территориальных организаций профсоюзов.

       Отдельный блок вопросов, обсужденных на совещании, составили вопросы укрепления внутрисоюзной дисциплины. В докладе Председателя ФНПР М.В. Шмакова на совещании отмечалось, что «...за последние 10-12 лет... накопился большой опыт неуправляемой демократизации внутрисоюзных отношений, как положительный, так и отрицательный. И сегодня подавляющее большинство членских организаций ФНПР осознает необходимость усиления организационного единства и управляемости в профсоюзах».

        Обсуждая этот вопрос, участники совещания сошлись во мнении, что необходимо внести в уставы ФНПР, общероссийских профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов право контроля вышестоящих профсоюзных органов за работой своих структурных организаций по выполнению постановлений коллегиальных органов, а также предусмотреть ответственность руководителей профорганов за невыполнение уставных норм и постановлений коллегиальных органов.

      Совещание руководителей членских организаций ФНПР не обошло своим вниманием проблемы финансового укрепления всех профсоюзных структур в целях эффективной деятельности Федерации. Докладчик подчеркивал, что ранее принятые постановления, касающиеся проведения единой финансовой политики в профсоюзах, остаются нереализованными. В докладе отмечалось, что все членские организации ФНПР признают необходимость централизации профсоюзных бюджетов, перераспределения членских профсоюзных взносов, оставления в первичных организациях не более 50-60% средств.

      Рабочая группа совещания внесла ряд предложений по финансовому укреплению профсоюзных структур: рекомендовалось провести работу по изменению стереотипа восприятия членских профсоюзных взносов как собственности первичной организации, юридически являющихся собственностью профсоюза. Только профсоюз, его руководящие органы вправе решать, на какие цели и каким образом использовать данные средства; общероссийским профсоюзам рекомендовалось внедрить централизованный механизм сбора и уплаты членских взносов, используя профсоюзную банковскую систему и предусмотрев изменения в уставах в соответствии с действующим законодательством; закрепить в уставах членских организаций право ревизионных комиссий территориальных профобъединений совместно с контрольно-ревизионными комиссиями общероссийских профсоюзов осуществлять контроль за перечислением и использованием членских взносов первичными и территориальными организациями профсоюзов.

       Поскольку реализация ряда предложений участников совещания требовала внесения изменений и дополнений в уставы ФНПР и ее членских организаций, Исполком ФНПР, состоявшийся 19 сентября 2003 года, принял решение внести на очередное заседание Генерального совета ФНПР вопрос о необходимости проведения Внеочередного съезда ФНПР по организационно-уставным вопросам. Однако 27 октября 2003 года Исполком ФНПР счел нецелесообразным обсуждать на заседании Генерального совета 28 октября 2003 года вопрос о его созыве, предложив Постоянной комиссии Генерального совета ФНПР по организационной работе и кадровой политике доработать Примерный устав общероссийского профсоюза и Типовой устав территориального объединения организаций профсоюзов, включив в них положения, обеспечивающие реализацию основных принципов демократического единства и управляемости в профсоюзах. Уставы, в их новых редакциях, с учетом изменений и дополнений было рекомендовано рассмотреть на очередном заседании Генерального совета ФНПР 28 февраля 2004 года. Утвержденные документы были разосланы в членские организации для использования при подготовке и проведении отчетно-выборной кампании.

      В целях научно-методического обоснования основных направлений развития профсоюзного движения в образовательных учреждениях ФНПР созданы: кафедра профсоюзного движения - в Академии труда и социальных отношений; кафедры теории и практики профсоюзной работы, трудового и профсоюзного права - в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Они проводят большую научно-исследовательская работу по проблемам, актуальным для профсоюзов: социальное партнерство, профсоюзное и рабочее движение социально-трудовые отношения, совершенствование структуры и управления профсоюзных организаций различного уровня, практика применения законодательства в целях защиты трудовых прав работников. Эти исследования осуществляются лабораториями по изучению проблем профсоюзного движения, сотрудниками кафедр и других научных подразделений. Как правило, действует система выполнения научных исследований по заказу ФНПР, ее членских организаций. Главное внимание уделяется обеспечению их высокой научной ценности и практической значимости результатов.

       В постановлении IV съезда ФНПР об Отчете Генерального совета ФНПР съезду отмечалось, что в отчетном периоде недостаточным было влияние ФНПР на формирование и деятельность профсоюзных организаций в вертикально интегрированных структурах: транснациональных компаниях, финансово-промышленных группах, холдингах. Между тем в России влияние международных корпораций стремительно нарастает: функционируют как отечественные ТНК, такие, как РАО ЕЭС, «Газпром», «Лукойл», «Юкос», так и ТНК со штаб-квартирами в США, Канаде: «ЕС - «Макдоналдс», «Метро-Экспресс», «Данон» и др.

       Как отмечает В.Е. Можаев, изучающий международный опыт взаимоотношений профсоюзов и ТНК, в мире прослеживаются два крайних подхода: попытка вообще обойтись без профсоюзных организаций на своих предприятиях («система Макдоналдса») и, наоборот, стремление ТНК иметь в качестве партнера авторитетную для трудящихся организацию («система Фольксвагена»).

       Напомним, что еще Исполком Генерального совета ФНПР в постановлении от 17 сентября 1997 года «О мерах по усилению социально-трудовых прав работников» рекомендовал своим членским организациям активнее использовать для защиты интересов работников практику заключения новых видов соглашений - соглашений профсоюзных объединений с транснациональными корпорациями.

        А в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000-2001 годы в разделе VII «Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения» предусмотрена их обязанность содействовать регулированию социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в транснациональных корпорациях и в организациях с участием иностранного капитала, действующих на территории Российской Федерации. Этот же пункт дословно включен в Генеральное соглашение на 2002-2004 годы.

Информация о работе Развитие профсоюзного движения в России