Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:21, реферат
Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации.Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства,моральным разложением духовенства,многие богословы и священники пытались изнутри востановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации.Аналогично попытки частных лиц в XIV-XVв.в. ( Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси.
Вступление………………………………………………………2
Реформация в Германии………………………………………..2
а) Католическая церковь в Германии перед Реформацией………….2
б) Немецкая Реформация.Мартин Лютер…………………………..3
в) Начало раскола Реформации……………………………………….5
г) Народное направление в Реформации.Томас Мюнцер……………6
д) Начало крестьянской войны………………………………………...8
д’) ”Статейное письмо”…………………………………………….8
д’’) Борьба восставших крестьян против господ…………………9
е) Завершение Крестьянской войны. Причины поражения…………10
ж)”Аугсбургское вероисповедование”………………………………..11
Реформация в Швейцарии……………………………………..12
а) Предпосылки Реформации в Швейцарии…………………………..12
б) Ульрих Цвигли и его учения…………………………………………12
в) Цвинглиская Реформация в Цюрихе и ее итоги……………………14
г) Кальвинистское вероучение и церковь……………………………..15
д) Историческое значение и судьбы Швейцарской Реформации……16
Реформационное движение в Нидерландах…………………..17
а) Усиление феодально-католической реакции……………………….17
б) Кальвинизм в Нидерландах…………………………………………..18
в) Иконоборческое восстание………………………………………….18
Реформация в Италии…………………………………………..19
Реформация в Англии……………………………………………20
Реформация во Франции………………………………………...21
а) Периоды французского Реформационного движения……………..22
б) Буржуазное направление в Реформации……………………………22
в) Дворянское направление в Реформации……………………………23
г) Гражданские войны………………………………………………….25
д) Нантский эдикт 1598г……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………
15 июня1520 г. папа Лев
Х издал буллу с угрозой
отлучить Лютера. В ответ на
это 10 декабря перед городскими
воротами Виттенберга Лютер
Начало раскола Реформации.
В1520г. и в начале1521 г. имя Лютера сделалось настолько популярным в разных слоях немецкого народа, что папский представитель вынужден был признать в своем донесении в Рим: «Девять десятых Германии кричат «Лютер!»; остальная десятая — по меньшей мере— «Смерть римскому двору!» Однако тогда же стал выявляться разнородный характёр тех требований,которые связывали с лютёровской"Реформаций"разные слои оппозиции. На Лютера
Ссылались
Римский папа и католические богословы(КарикатураXVI)
многие народные проповедники,выдвигавшиё далеко идущие требования о преобразовании общественного строя. Первые надежды стали возлагать на Лютера деятели рыцарской оппозиции(выдающийся гуманист фон Гуттен и известный рыцарь Франц фон Зиккинген Гуттен считал что рыцари призваны играть ведущую роль в освободительной войне немецкого народа, и стремился убедить всех немцев довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том,чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобожденной от папского засилья империи.
Ближайшие годы показали, что
эти мечты идеологов рыцарства
обречены на провал. .В.1522 г.Рыцарское
восстание потерпело полное поражение.
Результатом провала рыцарей,
В 1521г. Лютер продолжал бороться за Реформацию со всей непримиримостью.В этом году ему пришлось столкнуться с императорской властью. Император Священной Римской империи Карл V стремился превратить империю во всемирную католическую монархию Габсбургов.В Реформации Карл V усматривал опасное для его планов движение. На Вормсском рейхстаге 1921г. на котором присутствовал император,вызванному туда Лютеру было предъявлено категорическое требование отречься от своего учения.Но Лютер занял твердую позицию и, согласно легенде, решительно заявил: “На этом я стою и не могу иначе”.
Уже после официального закрытия
рейхстага, был издан эдикт,
С этого времени все больше и больше выявлялось стремление Лютера связать судьбу Реформации с интересами Князей. По мере того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших к Реформации социальных групп, Лютер,отражавший настроения консервативной части бюргерства,не мог уже оставаться центральной фигурой всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных слоев бюргерства нарастало недовольство намерением Лютёра ограничить Реформацию,лишь областью религиозного учения и держаться в стороне от политической борьбы.
Народное направление в Реформации.Томас Мюнтер.
Настоящим же показателем раскола лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы ее народное направления.Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер.
Мюнцер родился,по-видимому,
Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау,Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в понимание Реформации новое, революционное содержание.
Крестьянско-плебейский лагерь,
который возглавил Томас
Социальные и политико-правовые
идеи восставших крестьянских масс были
наиболее определённо изложены в“12-ти
статьях”и в “Статейном письме”.
Первый документ состоял из относительно
умеренных и конкретных требований.В
нём, в частности,говорилось о необходимости
выборности и сменяемости духовных
лиц общинами, об обязательности отмены
крепостного права, об уменьшении размера
податей,оброков и барщины,об устранении
произвола в управлении и судах
и т. д.Содержание“Статейного
Мысль о том, что власть
следует передать простому народу,шла,
несомненно,от Т. Мюнцера,по мнению которого
лишь обездоленному люду чужды эгоистические
цели и он движим общими интересами,стремится
к“общей пользе”.Т. Мюнцер прорицал
лютеровское понимание
Для того, чтобы сбросить “безбожников с трона правления”и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет,пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придётся защищать власть общественного целого над эгоистическими социальными группировками.
Т.Мюнцер был реалистически
мыслившим революционным вождём
и не предрешал в деталях формы
государственного устройства,принципы
управления и т. п. в обществе,где
простой трудящийся народ и впрямь
окажется источником и субъектом
политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера
есть зачатки республиканских идей;
в известной степени эти идеи
восходят к соответствующим
Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т.Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле “царства Божьего” -общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности,ни обособленной,противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.
Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Нападая на собственность и отвергая частные интересы,Мюнцер практически имел в виду ту собственность,которая являлась исходным пунктом угнетения народа и «шкуродерства»,т. е. собственность крупных землевладельцев и богачей вообще.Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности Мюнцер, наоборот,считал необходимым условием освобождения бедного человека от феодального подчинения и его возвышения к «истинной»вере. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств крупных феодалов.
Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско- плейбейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.
Начало крестьянской войны.
Общественное движение в Германии XVI в.достигло своего кульминационного пункта в Крестьянской войне 1521-1525гг.Волнения, начались на юго-западе Германии в июне1524 г. Быстро обнаружилась связь мятежных крестьян с реформационным движением в городах.
Большинство крестьянских руководителей в этом первом районе восстания были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим фактором стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений.
Статейное письмо. В кругах,близких к Мюнцеру,в конце 1524 или начале 1525 г. была составлена Первая программа революционного крестьянства— «Статейное письмо», послужившее введением ко всем разнообразным требованиям и жалобам крестьянских общин.
Так как до настоящее времени, — говорится в этом документе— на бедных простых людей городов и деревень...налагались большие тяготы со стороны духовных и светских господ и властей, которых те и мизинцем не трогали, то из этого следует,что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить,ни терпеть,если только простои бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства.Объединившемуся народу, говорится далее, необходимо«освободиться полностью». Мирное решение этой задачи допускалось бы только в том случае, если бы все объединились в целях переустройства жизни на основе принципов«общей пользы».В условиях же существования указанных тягот дело не обойдется без кровопролития.
Дальше говорится, что все, кто уклонился и отказался вступить в братское объединение и заботиться об «общей пользе»,должны быть поставлены вне общества.Те, которые не служат общей пользе, сами не должны пользоваться услугами других членов общества.Их следует считать отторгнутыми членами, они должны быть подвергнуты«светскому отлучению».
В силу этого все замки
знати и все монастыри,
быть дружески и добровольно приняты вместе со своим имуществом и получать все,что полагается им по «божественному праву».
Документ не содержит никаких конкретных предложений по, разрешению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян.Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок,который он считает справедливым,полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно«божественному праву». В основу этой программы положен принцип передачи власти народу т. е. тот принцип , на котором настаивал Мюнцер.
Борьба восставших крестьян против реформации.На юге Германии стихийно образовалось большое число отрядов восставших крестьян. Господская партия (местные феодалы, верхушка городов и австрийские власти) стремилась разложить ряды восставших путем переговоров и словесных обещаний. Многие вожаки отрядов оказались столь наивными, что поверили господам.Однако группы восставших отвергали подобные попытки господ и призывали крестьянские массы к борьбе.Эти группы не были объединены—и неодинаково представляли себе цели борьбы,но следовали призывам «Статейного письма».
С начала 1525г. восстание перекинулось на Верхнюю Швабию, образовались крупные крестьянские отряды. Внушительные силы повстанцев располагались,непосредственной близости от центра Швабского союза — города Ульма. Здесь велась пропаганда умеренности и мирной тактики, а некоторые руководители начали переговоры с господами и заключили перемирие на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отрядов, смотрела как на средство выиграть время.Пока же крестьянские массы разоряли замки и монастыри,вступали в контакт с социальными низами городов.
В кругах руководителей была составлена сводка крестьянских требований.Так возникла ставшая знаменитой программа «12статей». Как во введении,так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении только к смягчению феодального гнета.
«12 статей»получили большое
распространение среди
с революционной тактикой «Статейного письма». Таким образом, «12 статей»,несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной борьбы.
Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах.
Восставшие крестьяне.
“12 статей”
Господа выражали опасение,что дальнейшее успехи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горожан, а это приведет к подрыву мощи всей княжеско-феодальной системы.
Военные силы Швабского союза
возглавил трухзес (название придворной
должности стольника в