Реформация в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации.Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства,моральным разложением духовенства,многие богословы и священники пытались изнутри востановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации.Аналогично попытки частных лиц в XIV-XVв.в. ( Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………2
Реформация в Германии………………………………………..2
а) Католическая церковь в Германии перед Реформацией………….2
б) Немецкая Реформация.Мартин Лютер…………………………..3
в) Начало раскола Реформации……………………………………….5
г) Народное направление в Реформации.Томас Мюнцер……………6
д) Начало крестьянской войны………………………………………...8
д’) ”Статейное письмо”…………………………………………….8
д’’) Борьба восставших крестьян против господ…………………9
е) Завершение Крестьянской войны. Причины поражения…………10
ж)”Аугсбургское вероисповедование”………………………………..11
Реформация в Швейцарии……………………………………..12
а) Предпосылки Реформации в Швейцарии…………………………..12
б) Ульрих Цвигли и его учения…………………………………………12
в) Цвинглиская Реформация в Цюрихе и ее итоги……………………14
г) Кальвинистское вероучение и церковь……………………………..15
д) Историческое значение и судьбы Швейцарской Реформации……16
Реформационное движение в Нидерландах…………………..17
а) Усиление феодально-католической реакции……………………….17
б) Кальвинизм в Нидерландах…………………………………………..18
в) Иконоборческое восстание………………………………………….18
Реформация в Италии…………………………………………..19
Реформация в Англии……………………………………………20
Реформация во Франции………………………………………...21
а) Периоды французского Реформационного движения……………..22
б) Буржуазное направление в Реформации……………………………22
в) Дворянское направление в Реформации……………………………23
г) Гражданские войны………………………………………………….25
д) Нантский эдикт 1598г……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реформация в Западной Европе.docx

— 377.29 Кб (Скачать файл)

Особенности социально-политического  развития Франции обусловили распространение кальвинизма преимущественно в южных и юго-западных городах страны,хотя сторонники нового реформационного учения были и в городах других областей Франции. В юго-западных городах провинций Они, Перигор,Керси и в Лангедоке сосредоточивалось около 2/3 всех протестантов Франции. К тому же города Ларошель,Бордо, Монтобан,Тулуза, Монпелье и Ним являлись крупными торгово-промышленными центрами,социально-экономическое развитие которых способствовало обострению борьбы между городской верхушкой и торгово-предпринимательской частью городов.Внутригородская борьба оправдывала вмешательство королевской власти и ликвидацию режима коммунального управления.Так, в Ларошели правление торгово-промышленной олигархии(купцов, арматоров,домовладельцов,землевладельцев),вызвавшее внутригородскую борьбу уже в1535 г., привело к вмешательству Франциска I и к отмене коммунального управления,место которого заняла постоянная мэрия.

В северных,западных и центральных  провинциях Франции одной из причин распространения кальвинизма была налоговая политика абсолютной монархии. Особое место в городском реформационном движении занимал плебс. Активность городских низов наиболее отчетливо  проявилась в иконоборческом движении, в разгроме и грабеже церквей,монастырей в районах Ларошели,в Пуату, Бретани и Западной Нормандии.Городские низы являлись непременными,иногда главными участниками волнений в городах Юго-Западной Франции. Их выступления осложняли борьбу, обнажая социально-экономическую подоплеку Реформации.Но это самое разрушительное движение не выдвинуло ни собственных руководителей,ни программ.Оно не было самостоятельным.Что касается крестьянства,то оно в основном оставалось верным католицизму.Во французской деревне реформационные идеи имели незначительное распространение,и главным образом в Юго-Западной Франции.

Дворянское направление.Ядром антиабсолютистской оппозиции в целом стала часть феодальной аристократии при дворе и в провинции.Опору ее составляли представители рядового дворянства,еще сохранившие зависимость от аристократии.Новая централизованная система вассальных связей, которую утверждал абсолютизм,нарушала прежний характер вассалитета,ослабляя власть знати в отношениях между королем и провинциальным дворянством,настраивая аристократию на поиски средств укрепления своего изменившегося положения.Средство для укрепления своих связей с провинциальным дворянством титулованная знать увидела в кальвинизме.В 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора на выбор религии для себя и своих подданных.

Особенностью этой антиабсолютистской оппозиции являлись разрозненные выступления  дворянства,разделенного на два соперничавших  в борьбе за власть лагеря.Кальвинистский лагерь локализовался преимущественно  в юго-западных и южных областях Франции. Аристократия и дворянство юга видели в кальвинистской Реформации средство к улучшению своего экономического положения за счет секуляризации церковных владений.Приверженцы этого феодально-аристократического лагеря назывались гугенотами.Их вождями были представители боковой линии царствующей династии —король Наварры Антуан Бурбон(после 1562 г. — его сын Генрих Наваррский,будущий король Генрих IV) и принц Конде. Гугенотскому дворянству противостояло дворянство католического лагеря, базировавшегося в старинном домене короля— северо-восточных и центральных провинциях.Входя в Королевский совет и пользуясь преимуществом при назначении на церковные должности

и потому не будучи заинтересованным в секуляризации церковных•земель, это дворянство считало себя защитником престола и католической веры. Но оно  тяготилось опекой монарха,ревниво  относилось к успехам нового дворянства при дворе и стремилось воспрепятствовать централизаторской политике короны.Вождями этого лагеря были герцог ФрансуаГиз, главнокомандующий королевской армией, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гич. Однако непреодолимой грани между этими двумя лагерями не существовало.В ходе движения многие дворяне не раз меняли свое вероисповедание,что свидетельствовало о том, что конфессиональная принадлежность была у них не убеждением,а вопросом тактики ведения политической борьбы.

Интересы дворян-гугенотов  нашли отражение в памфлетах  так называемых монархомахов(тираноборцев),в  которых прокламировалось право подданных на свержение и даже убийство монархов,забывших свой долг и превратившихся в тиранов. Из кальвинистского вероучения было взято определение тирановластия,которое позволило монархомахам обосновать право на свержение тирана, презревшего волю бога и нарушившего древние привилегии и вольности народа. При этом под «народом»монархомахи понимали феодальную аристократию.Политическим идеалом монархомахов являлась ограниченная монархия. Автор известного трактата«Франко-Галлия»,представитель«дворянства мантии» Франсуа Отман (1524—1590), пытался исторически обосновать притязания гугенотской феодальной аристократии на политическую власть, апеллируя к далекому прошлому, когда знать принимала участие в выборах монарха. Вместе с тем как представители привилегированного сословия монархомахи защищали свои классовые интересы перед лицом народных восстаний,солидаризируясь в этом с дворянами-католиками.«Берегитесь господства черни или крайностей демократии,которая стремится к уничтожению дворян», —подчеркивалось в одном из памфлетов.Однако в дворянском направлении в Реформации прослеживалась и другая линия,представленная,в частности,убежденными кальвинистами— адмиралом Гаспаром де Колиньи и видным военачальником,ближайшим сподвижником Колиньи Франсуа де Лану. Беспокоясь о судьбе страны,Колиньи и де Лану связывали будущее Франции не только с активностью внешней политики:с войной против Испании, с поддержкой освободительного движения в Нидерландах,с колонизацией Америки, — но и с созидательной деятельностью дворянства на государственной службе и на хозяйственном поприще.

Особое место в дворянском направлении занимало духовенство,проявившее себя довольно активно уже во второй период реформационного движения. Судебные протоколы«Огненной палаты» ГенрихаII свидетельствовали о распространении протестантских идей главным образом среди низшего, разночинного по происхождению духовенства.Своеобразное положение галликанской церкви под патронатом монархии, ослабившее влияние папства,отнюдь не устранило противоречия в среде французского духовенства.Напротив,вмешательство монархии в дела галликанской церкви и подчинение последней государству вносили немало осложнений в положение клира, углубляя противоречия между князьями церкви — крупнейшими феодальными владыками —и мелкими сельскими и городскими священниками,близкими к народным массам.Церковная политика монархии разделила духовенство на сторонников и противников королевской политики. Церковная оппозиция монархии сближалась с папством.Среди тех, кто поддерживал монарха, не было единства в оценке степени зависимости галликанской церкви от государства.Вследствие этого сословная программа духовенства в Реформации не могла быть единой, и потому духовенство не представляло самостоятельного направления в реформационном движении. Папская ориентация части епископства была близка сепаратистской оппозиции феодальной аристократии,тогда как реформационные идеи части низшего духовенства объединяли ее с антифеодальными движениями городских низов, а также с частью кальвинистски настроенной буржуазии.

Гражданские войны. Противоречия между двумя группировками феодально-аристократической оппозиции,конфессионально разделенной,нашли воплощение в Амбуазском заговоре (1560),ставшем прелюдией гражданских войн.

Первые вооруженные столкновения между гугенотами и католиками были вызваны акцией герцога Гиза против гугенотов,собравшихся в Шампани  в местечке Васси в 1562 г. Убийство нескольких гугенотов и ранение около100 участников собрания всколыхнули всю Францию,положив начало открытой вооруженной борьбе.

 

В 1570 г. в Сен-Жермене был  заключен мир, по которому кальвинистское богослужение допускалось повсюду, кальвинистам разрешалось занимать государственные должности. В качестве гарантии исполнения условий мира им были предоставлены в полное владение четыре города-крепости Монтобан, Коньяк,Ларошель и Лашарите. Однако гугеноты недолго  праздновали победу: 24 августа1572 г. в день святого Варфоломея началось новое наступление на кальвинистов.Для  этого была использована свадьба  Генриха Наваррского с сестрой КарлаIX Маргаритой Валуа. К свадьбе в Париж съехались гугенотская аристократия и представители рядового дворянства из южных провинций.С санкции КарлаIX Гизы приступили к осуществлению задуманной акции: в ту же августовскую ночь началось избиение застигнутых врасплох гугенотов.Колиньи был убит одним из первых. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, перейдя в католичество.В Париже только к полудню 24 августа было убито 2тыс. гугенотов:дворян, купцов,ремесленников и даже иностранцев-немцев и фламандцев.Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинции.

События в Париже вызвали  восстание гугенотского дворянства на юге Франции.В 1575 была создана  гугенотская конфедерация, которая была воплощением дворянского политического идеала — ограниченной штатами и знатью монархии. Помимо королевской санкции на образование гугенотской конфедерации протестантам была предоставлена свобода вероисповедания(кроме Парижа и территории королевского двора), дано право судиться в своих палатах,учрежденных в некоторых королевских судах, предоставлены восемь крепостей,кроме полученных ранее, и право иметь свою армию.

Интересы гугенотов в известной мере были удовлетворены.Однако не был положен конец войнам.

После 1575 г. острее обнажились политические интересы другого лагеря феодально-аристократической оппозиции,представленного католическим дворянством северных и центральных провинций,вдохновителями выступлений которого являлись Гизы. Провокаторы массовых убийств гугенотов,Гизы посягали на овладение государственной властью, открыто переходя на путь антидинастической борьбы. Для этой борьбы Гизам нужна была организация,аналогичная гугенотской конфедерации.Такой организацией стала Католическая лига, возникшая в 1576 г. Принадлежность к Лиге была объявлена обязательной для всех католиков.Члены ее должны были повиноваться главе Лиги —герцогу Генриху Гизу, претенденту на престол Франции.

Католическая лига объединила в своих рядах феодальную аристократию,дворянство и формирующуюся буржуазию северных и центральных провинций Франции., Однако этот союз, внешне противостоящий гугенотской конфедерации,а по существу,долженствующий служить политическим интересам Гизов в их династической борьбе, был непрочным.Несовпадение политических и экономических интересов рядового дворянства,буржуазии и феодальной аристократии ослабляло Лигу,сделало возможным использование этого союза королем ГенрихомIII (1574—1589) в интересах укрепления монархии: он объявил себя главой Лиги и отменил эдикт о, свободе вероисповедания.

Позиция Генриха IIIвызвала  протест со стороны гугенотов,поспешивших  создать в Ларошели кальвинистскую унию, которую возглавил Генрих Наваррский.Кальвинистскую унию поддержали шведский и датский  короли,английская королева и немецкие князья.Появление унии спровоцировало новую войну между католиками и гугенотами,завершившуюся восстановлением  эдикта о свободе вероисповедания.

В 1593 г.Генрих Наваррский принял католичество и в 1594 г. Париж открыл перед ним ворота.Генрих Наваррский стал королем Франции под именем ГенрихаIV (1589—1610), положив начало правлению  династии Бурбонов и предопределил  судьбу французской Реформации.Гражданские  войны вскрыли все особенности  этого движения:антиреформационную позицию монархии,антиабсолютистский характер выступлений феодально-аристократического лагеря, использовавшего кальвинизм в сепаратистских интересах;слабость формирующейся буржуазии,выразившуюся в том, что представители поднимающегося класса защищали средневековые муниципальные привилегии и дали увлечь себя дворянству;силу народных масс, выступления которых оказали наибольшее влияние на ход событий в самый решающий момент гражданских войн.

Нантский эдикт 1598 г. Умный и осторожный политик ГенрихIV начал с примирения враждующих сторон. Его политика компромисса была продиктована трезвой оценкой социально-политической ситуации в стране. В 1598 г. был заключен мир с Испанией и издан Нантский эдикт, который объявил отныне католичество официальной государственной религией и в то же время сохранил за гугенотами право вероисповедания(кроме Парижа).Католическое духовенство получило прежние права и имущество.Кальвинистам разрешалось занимать государственные должности наравне с католиками.Кроме того,гугеноты получили право созывать политические собрания,организованные по образцу Генеральных штатов, и иметь при королевском дворе своих представителей для сношений с королем; в качестве гарантии исполнения эдикта им было отдано около200 крепостей,главными из которых были Ларошель, Сомюр и Монтобан. Эти права представляли собой «королевскую милость» — они жаловались на определенный срок, по истечении которого подлежали продлению или отмене.

 

Заключение

Реформация упростила,удешевила  и демократизировала церковь, поставила  внутреннюю личную веру выше внешних  проявлений религиозности,придала  нормам буржуазной морали божественную санкцию.

 

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В  ряде европейских стран, хотя и разными  путями,был осуществлен переход  к новой,протестантской церкви. Кое-где  мещанство удовлетворилась реформацией  католической церкви. 17 век уже не знает Реформации.В последующем  развитии постепенно образуются условия  для эпохи буржуазных революций.

 

Следовательно,очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации  и культуры. Не провозглашая никакого социально- политического идеала; не требуя переделки общества в ту или  иную сторону; не совершая никаких научных  открытий и достижений в художественном творчестве,Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые  духовные горизонты.Человек получил  свободу самостоятельно мыслить, освободился  от авторитарной опеки папства и  церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную- на то, что только собственный разум и совесть  могут подсказать ему, как следует  жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного  общества -независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях  и поступках.В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

 

Литература

 

1.Философский словарь. - М., 1986г.

2.Всемирная история: ( учебное  пособие ). - М:Мысль, Т.2. 1985 г.

Информация о работе Реформация в Западной Европе