Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:21, реферат
Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации.Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства,моральным разложением духовенства,многие богословы и священники пытались изнутри востановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации.Аналогично попытки частных лиц в XIV-XVв.в. ( Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси.
Вступление………………………………………………………2
Реформация в Германии………………………………………..2
а) Католическая церковь в Германии перед Реформацией………….2
б) Немецкая Реформация.Мартин Лютер…………………………..3
в) Начало раскола Реформации……………………………………….5
г) Народное направление в Реформации.Томас Мюнцер……………6
д) Начало крестьянской войны………………………………………...8
д’) ”Статейное письмо”…………………………………………….8
д’’) Борьба восставших крестьян против господ…………………9
е) Завершение Крестьянской войны. Причины поражения…………10
ж)”Аугсбургское вероисповедование”………………………………..11
Реформация в Швейцарии……………………………………..12
а) Предпосылки Реформации в Швейцарии…………………………..12
б) Ульрих Цвигли и его учения…………………………………………12
в) Цвинглиская Реформация в Цюрихе и ее итоги……………………14
г) Кальвинистское вероучение и церковь……………………………..15
д) Историческое значение и судьбы Швейцарской Реформации……16
Реформационное движение в Нидерландах…………………..17
а) Усиление феодально-католической реакции……………………….17
б) Кальвинизм в Нидерландах…………………………………………..18
в) Иконоборческое восстание………………………………………….18
Реформация в Италии…………………………………………..19
Реформация в Англии……………………………………………20
Реформация во Франции………………………………………...21
а) Периоды французского Реформационного движения……………..22
б) Буржуазное направление в Реформации……………………………22
в) Дворянское направление в Реформации……………………………23
г) Гражданские войны………………………………………………….25
д) Нантский эдикт 1598г……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………
Особенности социально-политического
развития Франции обусловили распространение
кальвинизма преимущественно в южных
и юго-западных городах страны,хотя сторонники
нового реформационного учения были и
в городах других областей Франции. В юго-западных
городах провинций Они, Перигор,Керси
и в Лангедоке сосредоточивалось около
2/3 всех протестантов Франции. К тому же
города Ларошель,Бордо, Монтобан,Тулуза,
Монпелье и Ним являлись крупными торгово-промышленными
центрами,социально-
В северных,западных и центральных
провинциях Франции одной из причин
распространения кальвинизма
Дворянское направление.Ядром антиабсолютистской оппозиции в целом стала часть феодальной аристократии при дворе и в провинции.Опору ее составляли представители рядового дворянства,еще сохранившие зависимость от аристократии.Новая централизованная система вассальных связей, которую утверждал абсолютизм,нарушала прежний характер вассалитета,ослабляя власть знати в отношениях между королем и провинциальным дворянством,настраивая аристократию на поиски средств укрепления своего изменившегося положения.Средство для укрепления своих связей с провинциальным дворянством титулованная знать увидела в кальвинизме.В 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора на выбор религии для себя и своих подданных.
Особенностью этой антиабсолютистской оппозиции являлись разрозненные выступления дворянства,разделенного на два соперничавших в борьбе за власть лагеря.Кальвинистский лагерь локализовался преимущественно в юго-западных и южных областях Франции. Аристократия и дворянство юга видели в кальвинистской Реформации средство к улучшению своего экономического положения за счет секуляризации церковных владений.Приверженцы этого феодально-аристократического лагеря назывались гугенотами.Их вождями были представители боковой линии царствующей династии —король Наварры Антуан Бурбон(после 1562 г. — его сын Генрих Наваррский,будущий король Генрих IV) и принц Конде. Гугенотскому дворянству противостояло дворянство католического лагеря, базировавшегося в старинном домене короля— северо-восточных и центральных провинциях.Входя в Королевский совет и пользуясь преимуществом при назначении на церковные должности
и потому не будучи заинтересованным
в секуляризации церковных•
Интересы дворян-гугенотов
нашли отражение в памфлетах
так называемых монархомахов(тираноборцев),в
которых прокламировалось право подданных
на свержение и даже убийство монархов,забывших
свой долг и превратившихся в тиранов.
Из кальвинистского вероучения было взято
определение тирановластия,которое позволило
монархомахам обосновать право на свержение
тирана, презревшего волю бога и нарушившего
древние привилегии и вольности народа.
При этом под «народом»монархомахи понимали
феодальную аристократию.Политическим
идеалом монархомахов являлась ограниченная
монархия. Автор известного трактата«Франко-Галлия»,
Особое место в дворянском
направлении занимало духовенство,проявившее
себя довольно активно уже во второй период
реформационного движения. Судебные протоколы«Огненной
палаты» ГенрихаII свидетельствовали о
распространении протестантских идей
главным образом среди низшего, разночинного
по происхождению духовенства.Своеобразное
положение галликанской церкви под патронатом
монархии, ослабившее влияние папства,отнюдь
не устранило противоречия в среде французского
духовенства.Напротив,
Гражданские войны. Противоречия между двумя группировками феодально-аристократической оппозиции,конфессионально разделенной,нашли воплощение в Амбуазском заговоре (1560),ставшем прелюдией гражданских войн.
Первые вооруженные
В 1570 г. в Сен-Жермене был заключен мир, по которому кальвинистское богослужение допускалось повсюду, кальвинистам разрешалось занимать государственные должности. В качестве гарантии исполнения условий мира им были предоставлены в полное владение четыре города-крепости Монтобан, Коньяк,Ларошель и Лашарите. Однако гугеноты недолго праздновали победу: 24 августа1572 г. в день святого Варфоломея началось новое наступление на кальвинистов.Для этого была использована свадьба Генриха Наваррского с сестрой КарлаIX Маргаритой Валуа. К свадьбе в Париж съехались гугенотская аристократия и представители рядового дворянства из южных провинций.С санкции КарлаIX Гизы приступили к осуществлению задуманной акции: в ту же августовскую ночь началось избиение застигнутых врасплох гугенотов.Колиньи был убит одним из первых. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, перейдя в католичество.В Париже только к полудню 24 августа было убито 2тыс. гугенотов:дворян, купцов,ремесленников и даже иностранцев-немцев и фламандцев.Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинции.
События в Париже вызвали восстание гугенотского дворянства на юге Франции.В 1575 была создана гугенотская конфедерация, которая была воплощением дворянского политического идеала — ограниченной штатами и знатью монархии. Помимо королевской санкции на образование гугенотской конфедерации протестантам была предоставлена свобода вероисповедания(кроме Парижа и территории королевского двора), дано право судиться в своих палатах,учрежденных в некоторых королевских судах, предоставлены восемь крепостей,кроме полученных ранее, и право иметь свою армию.
Интересы гугенотов в известной мере были удовлетворены.Однако не был положен конец войнам.
После 1575 г. острее обнажились политические интересы другого лагеря феодально-аристократической оппозиции,представленного католическим дворянством северных и центральных провинций,вдохновителями выступлений которого являлись Гизы. Провокаторы массовых убийств гугенотов,Гизы посягали на овладение государственной властью, открыто переходя на путь антидинастической борьбы. Для этой борьбы Гизам нужна была организация,аналогичная гугенотской конфедерации.Такой организацией стала Католическая лига, возникшая в 1576 г. Принадлежность к Лиге была объявлена обязательной для всех католиков.Члены ее должны были повиноваться главе Лиги —герцогу Генриху Гизу, претенденту на престол Франции.
Католическая лига объединила
в своих рядах феодальную аристократию,дворянство
и формирующуюся буржуазию
Позиция Генриха IIIвызвала
протест со стороны гугенотов,поспешивших
создать в Ларошели кальвинистскую
унию, которую возглавил Генрих Наваррский.Кальвинистскую
унию поддержали шведский и датский
короли,английская королева и немецкие
князья.Появление унии спровоцировало
новую войну между католиками
и гугенотами,завершившуюся
В 1593 г.Генрих Наваррский принял
католичество и в 1594 г. Париж открыл
перед ним ворота.Генрих Наваррский
стал королем Франции под именем
ГенрихаIV (1589—1610), положив начало правлению
династии Бурбонов и предопределил
судьбу французской Реформации.
Нантский эдикт 1598 г. Умный и осторожный политик ГенрихIV начал с примирения враждующих сторон. Его политика компромисса была продиктована трезвой оценкой социально-политической ситуации в стране. В 1598 г. был заключен мир с Испанией и издан Нантский эдикт, который объявил отныне католичество официальной государственной религией и в то же время сохранил за гугенотами право вероисповедания(кроме Парижа).Католическое духовенство получило прежние права и имущество.Кальвинистам разрешалось занимать государственные должности наравне с католиками.Кроме того,гугеноты получили право созывать политические собрания,организованные по образцу Генеральных штатов, и иметь при королевском дворе своих представителей для сношений с королем; в качестве гарантии исполнения эдикта им было отдано около200 крепостей,главными из которых были Ларошель, Сомюр и Монтобан. Эти права представляли собой «королевскую милость» — они жаловались на определенный срок, по истечении которого подлежали продлению или отмене.
Заключение
Реформация упростила,
Реформаторское движение
достигло высшей точки в 16 веке. В
ряде европейских стран, хотя и разными
путями,был осуществлен
Следовательно,очевидна та
исключительная роль эпохи Реформации
в становлении мировой
Реформация способствовала
появлению человека буржуазного
общества -независимого индивида со свободой
нравственного выбора, самостоятельного
и ответственного в своих суждениях
и поступках.В носителях
Литература
1.Философский словарь. - М., 1986г.
2.Всемирная история: ( учебное пособие ). - М:Мысль, Т.2. 1985 г.