Реформация в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации.Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства,моральным разложением духовенства,многие богословы и священники пытались изнутри востановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации.Аналогично попытки частных лиц в XIV-XVв.в. ( Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………2
Реформация в Германии………………………………………..2
а) Католическая церковь в Германии перед Реформацией………….2
б) Немецкая Реформация.Мартин Лютер…………………………..3
в) Начало раскола Реформации……………………………………….5
г) Народное направление в Реформации.Томас Мюнцер……………6
д) Начало крестьянской войны………………………………………...8
д’) ”Статейное письмо”…………………………………………….8
д’’) Борьба восставших крестьян против господ…………………9
е) Завершение Крестьянской войны. Причины поражения…………10
ж)”Аугсбургское вероисповедование”………………………………..11
Реформация в Швейцарии……………………………………..12
а) Предпосылки Реформации в Швейцарии…………………………..12
б) Ульрих Цвигли и его учения…………………………………………12
в) Цвинглиская Реформация в Цюрихе и ее итоги……………………14
г) Кальвинистское вероучение и церковь……………………………..15
д) Историческое значение и судьбы Швейцарской Реформации……16
Реформационное движение в Нидерландах…………………..17
а) Усиление феодально-католической реакции……………………….17
б) Кальвинизм в Нидерландах…………………………………………..18
в) Иконоборческое восстание………………………………………….18
Реформация в Италии…………………………………………..19
Реформация в Англии……………………………………………20
Реформация во Франции………………………………………...21
а) Периоды французского Реформационного движения……………..22
б) Буржуазное направление в Реформации……………………………22
в) Дворянское направление в Реформации……………………………23
г) Гражданские войны………………………………………………….25
д) Нантский эдикт 1598г……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реформация в Западной Европе.docx

— 377.29 Кб (Скачать файл)

Завершение Крестьянской войны и причины поражения.

Начальные очаги Крестьянской войны были подавлены к началу лета,волнения продолжались по всей Вёрхней  Германии. Войскам Швабского союза  приходилось то и дёло сталкиваться с сопротивлением.В неравном бою15 мая 1525 г. отряды восставшие были разбиты.Мюнтер был схвачен и подвергнут жестокой пытке в присутствии князей, но никого из своих сторонников не выдал. После пыток он был казнен.

.Замечательным предводителем  восставших крестьян Тироля, боевые  действия которых 

Расправа с  восставшими крестьянами. (Гравюра XVIв)

продолжались в 1526 г. и  позже, был Михаил Гайсмайер революционер и мыслитель. В начале 1526 г.Гаисмайер  составил для Тироля «Земское устройство»  — программу коренных политических преобразований,один из выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель этой программы установление в Тироле народной республики на глубоко дёмократичёской  основе. Наряду с общими антифеодальными требованиями«Земское устройство»Гайсмайера содержало пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет десятины, о роспуске монастырей и превращении их зданий в госпитали и приюты для детей. Предусматривалось,что государство,устранив и истребив господ и угнетателей народа, должно будет запретить крупные купеческие компании и развить большую хозяйственную деятельность по организации горного дела,по подъему сельского хозяйства и развитию новых культур, по строительству дорог и мостов.Государство должно регулировать использование полей, лугов и недр земли.Принципы, лежащие в основе программы Гайсмайера,восходят к положению Мюнцера о том,что «власть должна быть отдана простому,народу» и лозунг«общей пользы»есть требование устранения всех, господ и угнетателей народа

Причины поражения  Крестьянской войны. С подавлением восстания в Тироле завершился последний акт Крестьянской войны. За победителями неизменно шли палачи. На крестьян,оставшихся в живых, налагались огромные контрибуции,совершенно их разорявшие.

История Крестьянской воины, образующей вместе со всем общественным движением эпохи Реформации первый этап буржуазной революции в Европе, показывает,что главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь. Поражение восставших крестьян имело тяжелые последствия для всего немецкого народа.

Причину поражения великого восстания немецкого крестьянства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступлений и неумении всех слоев оппозиции возвыситься над» местными и провинциальными интересами,в том, что «...даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий...».

Объективно перед восставшими  немецкими крестьянами и городским плебсом стояли две главные задачи: 1) ликвидация феодальной эксплуатации;2) преодоление политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства:окажется ли бюргерство способным не только участвовать в антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий показал, что,несмотря на объективную заинтересованность"Передовых элементов бюргерства(уже в какой-то мере обуржуазившихся)в победе над феодализмом,в целом оно оказалось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил.

Аугсбургское  вероисповедание.

В начале Крестьянской войны  Лютер призывал крестьян и господ к взаимным уступкам. Он специально ездил в Тюрингию,чтобы силой  своего авторитета заставить восставших отказаться от вооруженной борьбы. Однако это ему не удалось— радикальные  идеи Мюнцера вызывали в Тюрингии большой отклик. Убедившись в безрезультатности своих усилий,Лютер окончательно выбрал сторону тех, кто любыми средствами готов был подавить крестьянскоё движение. Он пишет печально известный памфлет «Против разбойничьих а грабительских шаек крестьян»,где повстанцам посвящены,например, такие слова: «Каждый,кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же как убивают бешеную собаку».С этого момента Лютер окончательно связывает свою судьбу с самой консервативной— княжеско-бюргерской— линией в Реформации.

Разгром радикального крыла  Реформации во главе с Мюнцером способствовал  дальнейшему распространению лютеровского учения. Во многих городах Германии закрываются монастыри,вводится реформированное  богослужение.На сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья,заинтересованные в секуляризации церковных владений. Первым из них стал великий магистр  Тевтонского ордена Альбрехта.Весной 1525 г. он распустил Орден, провел секуляризацию своего княжества и принял титул гёрцога Прусского.

Князья,поддерживавшие Реформацию,стали  решительно проводить секуляризацию.Их пример мог стать слишком притягательным и для тех, кто пока еще поддерживал  католическую церковь. Поэтому католическое большинство на рёйхстаге1529 г. потребовало  прекратить секуляризацию и подтвердило Вормсский эдикт. Сторонники Лютера заявили протест, отчего их стали называть протестантами.На следующий год на рейхстаге в Аугсбурге ближайший соратник Лютера,известный гуманист, ученый и теолог Филипп Меланхтон_(1497—1560),представил императору систематическое изложение основ реформированного христианства,известное под названием«Аугсбургское вероисповедание».В этом документе наряду с положением о том, что князь,а не папа является главой церкви устанавливалась'обрядовая и внешняя сторона лютеранского культа.

Обрядность была создана  в духе буржуазного требования«дешевой церкви».Упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание  икон и мощей;вместо торжественной  католической мессы вводилась простая  литургия,в которой большое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два —таинство крещения и причащения.Самый факт создания церкви и церковной организации верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первоначального принципа «оправдания только верой».

«Аугсбургское вероисповедание»было составлено так, что все еще оставались возможности искать пути к компромиссу  с католической церковью. Однако рейхстаг решительно отверг учение протестантов и потребовал привлечь их к имперскому суду. Назревал вооруженный конфликт.

Реформация в  Швейцарии

Предпосылки Реформации в Швейцарии.К началу XVI в.города заметно усилили нажим на свои сельские округи, на союзные земли и фогтства,урезая их административно-судебные права и вольности.В отдельных случаях крестьяне добивались своих целей.Берн в концеXV в. отменил в сельских областях серваж, унифицировал статус разных групп крестьян.В целом социально-экономическое развитие порождало осложнения и конфликты,обстановка в стране накалялась.Последние десятилетияXV и начало XVI в.отмечены цепью волнений и восстаний из-за наемнических пенсий, злоупотреблений властей в городах и сельских округах. В 1513—1515гг. прошла серия восстаний против коррупции властей кантонов Цюрих, Люцерн,Золотурн и других, их злоупотреблений с пенсиями,выплачивавшимися вербовщиками семьям погибших наемников.

Продолжался нажим кантональных властей на церковь. В концеXV в. они присвоили себе функции назначения священников,установления им оплаты,распоряжения некоторыми церковно-монастырскими землями. Однако решение религиозного вопроса в целом в разных кантонах оказалось различным.

В лесных кантонах патриархальный традиционализм,особенно широко развитое в них военное наемничество,влияние  главных католических вербовщиков— Франции,Габсбургов,папы римского— стабилизировали социально-экономический застой и католицизм.Лесные кантоны остались в стороне от Реформации.

Иная обстановка сложилась  в большинстве городских кантонов и близких к ним по уровню развития союзных землях.В них пробивались ростки раннебуржуазных отношений,усиливалась оппозиция обуржуазившихся слоев бюргерства к правящей патри-цианско-цеховой олигархии.Военное наемничество прогрессивные социальные слои расценивали как отвлечение рабочих рук,препятствие для развития производства,источник коррупции властей и обогащения остатков враждебного городам дворянства.Успехи гуманизма,светского образования подрывали и без того поколебленный авторитет католицизма.Интересы этих слоев органично вписывались в прогрессивные тенденции социально-экономического развития Европы.Среди них зрели идеи выхода за узкие рамки отдельных кантонов,превращения Швейцарии в территориально более широкую федерацию под эгидой Цюриха и Берна, Оплотом гуманизма и светской культуры стал Базельский университет.В первой третиXVI в. с ним связывались имена Эразма Роттердамского,Себастьяна Бранта, Беатуса Ренануса. Близкие к ним издатели Фробен и Амербах публиковали труды гуманистов,а затем и реформаторов.

Ульрих Цвингли  и его учение.Ульрих Цвингли,сын зажиточного сельского старосты, родился в 1484 г. Окончил латинскую школу в Берне. Прошел курс обучения в Венском и Базельском университетах.Установил прочные связи с Эразмом Роттердамским и другими гуманистами.В 1506 г. он стал священником в Гларусе, в1515 г. как полковой священник был свидетелем битвы при Мариньяно.Тяжелые впечатления от нее укрепили у Цвингли отвращение к военному наемничеству.Уже в 1516 г. он начал высказывать отдельные реформационные идеи. Окончательно принять реформацию его побудило выступление Лютера в 1517 г.,знакомство с сочинениями великого германского реформатора.В 1519 г. Цвингли был приглашен священнослужителем в собор Цюриха.Здесь он начал свою реформационно-проповедни-ческую деятельность.Богословская доктрина Цвингли впитала в себя ряд общереформационных положений:признание Священного писания главным источником божественной истины, отрицание церковной иерархии, монашества,целибата и др.

Если Лютер на первое место  ставил тезис об оправдании верой, был склонен делить сферы жизни человека на мир внешней и внутренней религиозности,отличался жесткостью и прямотой в своих определениях,то для Цвингли характерны большая терпимость,гуманность,определенная диалектичность.Его философскому принципу было присуще не механическое разделение категорий,а их синтез.Природа и общество,естественное право и божественное право, познание и вера для него были не противоположностями,а разными сторонами глобального явления. Отсюда его тезис: «Верю,чтобы познать».

Знакомство с теорией  евхаристии(таинство причастия)нидерландских богословов Вессела Хансфорта и Корнелиса Хуна, собственные размышления побудили Цвингли увидеть в евхаристии лишь акцию напоминательного значения о жертве Христовой.

Центральное место в доктрине Цвингли занимала идея божественного провидения;божественное предопределение рассматривалось как ее составная часть. Оно не персонифицировано и может распространяться на всех подлинных членов истинной церкви. Такие и подобные им трактовки,республиканский дух цвинглианства и предопределили расхождения между Цвингли и Лютером.

Исходный тезис социально-экономического и этического учения Цвингли гласил: все,чем владеют люди, в том числе и богатство,есть милость божия, и надо суметь этим благочестиво распорядиться.Лишнее нужно отдавать безвозмездно навсегда или на срок. Но в человеческом обществе властями узаконена частная собственность,ссуды под проценты.Эти нормы надо выполнять.Крестьянина не должно обременять личной несвободой,но он обязан безропотно нести установленные повинности,наемный работник— добросовестно трудиться, а должник — платить проценты.

Нерабочими днями являются лишь воскресенья,и предназначены они не для пьяного разгула, безделья,а для молитвы,воспитания детей в духе истинной веры и благонравия.Такие нормы отвечали чаяниям прогрессивного бюргерства,нарождающейся буржуазии,обеспечивали покорность трудового люда.

Необходимость государства  и законов Цвингли выводил  из признания библейской традиции о  первородном грехе и греховности общества. Светские власти и законы созданы по господней воле для пресечения пороков и преступлений.Но они праведны лишь постольку,поскольку выражают и осуществляют предначертания законов божественных.В противном случае они становятся беззаконием,а власти подлежат отрешению и замене. Следуя политическим взглядам Аристотеля,реформатор лучшей формой государства считал аристократическую.Цвингли учитывал и швейцарские политические реалии. В условиях формального ежегодного«переизбрания властей народом»на первый план выходило не тираноборчество,а создание,опираясь на народную поддержку и с участием цвинглианской церкви, такого аппарата светской власти и форм ее функционирования,которые бы соответствовали божественным законам. На этом тернистом пути Цвингли,как и всем реформаторам,пришлось не раз вступать в острые конфликты с властями и терпеть горькие неудачи.

Цвинглианская реформация в Цюрихе. Учение Цвингли нашло живой отклик среди бюргерства,городского плебса, а также крестьянства кантона Цюрих и его фогтств.В 1522 г. магистрат отменил посты,безбрачие духовенства,порвал связи с епископом Констанцским.В своих январских«67 тезисах»1523 г. Цвингли заявлял о готовности передать дело реформы в руки магистрата,отрицал всякие притязания на светскую власть, выражал согласие идти на уступки в вопросах о феодальных повинностях крестьян. Он соглашался вести переговоры о крещении детей, формах причастия с оживившимися в Цюрихе анабаптистами.Магистрат вел себя осторожнее.В 1523 г. проводилась секуляризация церковно-монастырских имуществ в кантоне, постепенно закрывались монастыри.Повинности бывших монастырских крестьян остались неизменными,но использовались на нужды городской благотворительности.Этим вбивался клин недовольства между крестьянами и городским плебсом.

Цвингли вышел победителем  из двух религиозных диспутов 1524 г.Реформация в Цюрихе успешно развивалась  в духе его учения.Прекратилось служение мессы,иконы и предметы культа были удалены из церквей, светские лица получали причащение под обоими видами. Проводились  некоторые социально-политические реформы в духе цвинглианства,например запрет военного наемничества и получения пенсий от иноземных государей.Большинство мест в магистрате перешло к представителям прогрессивных слоев бюргерства и цехов. Цвинглианство объявлялось обязательным для всех жителей кантона. Проводил эти меры и контролировал их исполнение магистрат,однако не без споров и конфликтов с церковью.Противники Цвингли приписывали ему стремление узурпировать светскую власть.Отвергая эти упреки, Цвингли заявлял, что он имеет целью лишь «духовное узаконение государства»посредством тесного контакта властей Цюриха с ним как с«уполномоченным проповедником».

Информация о работе Реформация в Западной Европе