Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:21, реферат
Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации.Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства,моральным разложением духовенства,многие богословы и священники пытались изнутри востановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации.Аналогично попытки частных лиц в XIV-XVв.в. ( Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси.
Вступление………………………………………………………2
Реформация в Германии………………………………………..2
а) Католическая церковь в Германии перед Реформацией………….2
б) Немецкая Реформация.Мартин Лютер…………………………..3
в) Начало раскола Реформации……………………………………….5
г) Народное направление в Реформации.Томас Мюнцер……………6
д) Начало крестьянской войны………………………………………...8
д’) ”Статейное письмо”…………………………………………….8
д’’) Борьба восставших крестьян против господ…………………9
е) Завершение Крестьянской войны. Причины поражения…………10
ж)”Аугсбургское вероисповедование”………………………………..11
Реформация в Швейцарии……………………………………..12
а) Предпосылки Реформации в Швейцарии…………………………..12
б) Ульрих Цвигли и его учения…………………………………………12
в) Цвинглиская Реформация в Цюрихе и ее итоги……………………14
г) Кальвинистское вероучение и церковь……………………………..15
д) Историческое значение и судьбы Швейцарской Реформации……16
Реформационное движение в Нидерландах…………………..17
а) Усиление феодально-католической реакции……………………….17
б) Кальвинизм в Нидерландах…………………………………………..18
в) Иконоборческое восстание………………………………………….18
Реформация в Италии…………………………………………..19
Реформация в Англии……………………………………………20
Реформация во Франции………………………………………...21
а) Периоды французского Реформационного движения……………..22
б) Буржуазное направление в Реформации……………………………22
в) Дворянское направление в Реформации……………………………23
г) Гражданские войны………………………………………………….25
д) Нантский эдикт 1598г……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………
К 1526 г.Реформация завершилась
в Цюрихе, но продолжала распространяться
по стране и к1528 г. победила в Берне и Базеле.Берн
сделал известные уступки крестьянам
своей округи,более демократическим по
составу стал его магистрат.Политический
строй и порядки в Базеле остались неизменными.Цвинглианство
восторжествовало также в Шаффхаузене,Санкт-Галлене,
Окрыленный успехами Цвингли мечтал о создании в центре Европы сильной федерации из протестантских кантонов и имперских княжеств. В1529 г. в Марбурге была организована встреча заинтересованных сторон для решения этого вопроса, но она закончилась неудачей. Лютер упорно отстаивал свои религиозно-политические взгляды и отказался пойти на компромисс с Цвингли. Не желая медлить,Цвингли в том же году двинул к Каппелю хорошо организованную армию с целью сломить католический союз кантонов и добился успеха.В 1529 г. по «Белому миру» союз католических кантонов с Австрией был расторгнут,а в совместно управляющихся фогтствах стала проводиться Реформация.Тем не менее вражда сохранилась.Осложнилось положение Цвингли в самом Цюрихе, где враги обвинили его в узурпации власти. Вторая Каппельская война 1531 г. ставила задачу уничтожить союз католических кантонов, но решающая битва закончилась разгромом войск Цвингли и его гибелью.
По второму Каппельскому миру 1531 г. союз протестантских кантонов был распущен. Для других земель устанавливалось правило — «чья власть, того и вера», на практике означавшее возврат ряда областей к католицизму.Центр реформационного движения сместился на юго-запад Швейцарии.
Кальвинистское вероучение и церковь. Всвоем вероучении Кальвин не только использовал общереформационные положения. Во многом он дополнил их, а также довершил разработку ряда вопросов,поставленных его предшественниками,или по-новому расставил акценты. Лютер и Цвингли сформировали в основных чертах теорию божественного предопределения.Кальвин сделал акцент на его абсолютности и неизменности.Одни априорно осуждены богом на погибель,другие предызбраны к вечному спасению,при этом господь может выносить свой приговор не только в отношении отдельных лиц,но даже целых народов. Бесполезно та кие решения отгадывать,нельзя их изменить показной набожностью,добрыми делами и прочими способами.Лишь внушенное святым духом неотступное следование канонам кальвинизма,добродетельная и деятельная жизнь «во славу божию» могут восприниматься как признак предызбранности к вечному блаженству.
Такая постановка вопроса
устраняла фатальность,
В органической связи с
учением о предопределении
Военное наемничество,как богопротивное,запретили.
Большое внимание Кальвин
уделял проблемам государства.Человек
и общество грешны и порочны.Чтобы
разумно,по божественной воле управлять
ими, существуют государство,светские
власти.Им даны меч и право, исходящее
из божественных законов, что обеспечивает
подлинный авторитет светским властям,которым
люди обязаны повиноваться.Власть государя
ограничена божественным промыслом и
необходимостью обеспечивать благо его
подданных.Нечестивых государей,тиранов
постигает кара божья,могущая проявиться
и в восстаниях народа. Но это был лишь
общий постулат,заимствованный Кальвином
из Библии, призванный служить отвлеченной
угрозой безбожным и тираническим правителям.На
практике Кальвин проявлял большую осторожность
в трактовке права на сопротивление тирании.
Оно,по мнению Кальвина,принадлежало только
нижестоящим властям,сословно-
Кальвин поставил целью любой ценой сохранить духовную независимость церкви от государственной власти. Она должна помогать церкви и охранять ее доктрину,служителям же церкви надлежит молиться за нее, не вмешиваться в ее дела. Властям необходимо также внимать советам служителей церкви, насаждающих слово и законы божьи. На практике такой гармонии достигнуть не удалось.
Кальвинистская церковь
строилась на республиканских основах.
Во главе общины стояли старшины,избиравшиеся
из числа богатых светских лиц,и опытные
проповедники-министры,
Историческое
значение и судьбы швейцарской реформации.Швейцар
Цвинглианство,выражавшее собственно швейцарские потребности,весьма энергичное на начальном этапе, потерпело в итоге поражение.Попытка его выйти за пределы Швейцарии и дать идеологическое знамя новой федерации реформированных швейцарских кантонов и имперских княжеств потерпела крах. Неблагоприятно складывалась и внутренняя обстановка.Известные успехи промышленности и ремесла, сельских промыслов и кредита, возникновение раннебуржуазных торгово-промышленных компаний и банков имели слабую общую базу, хозяйственная конъюнктура отличалась неустойчивостью,капиталов не хватало,предпринимательством занимались преимущественно выходцы из Франции и Северной Италии. Подъем сменился спадом,а затем и кризисом.Успехи более динамичного кальвинизма сузили зону распространения цвинглианства.Реальная действительность требовала приспособления к новым условиям.Преемник Цвингли— Буллингер— пошел по такому пути, делая уступки Кальвину.Это нашло свое выражение в текстах общего символа веры(1549).
Иначе сложились судьбы кальвинизма.Женева была для него лишь обусловленным рядом причин трамплином.Будучи объективно религией самой смелой части тогдашней буржуазии,кальвинизм во всех своих социально-идеологических приоритетах,поведенческих нормативах,моральном кодексе выражал потребности не швейцарской кантональной провинциальности,а общеевропейского исторического процесса. Поэтому в противоположность цвинглианству он вышел на европейскую арену. В условиях острого противоборства между силами прогресса и феодальной реакции республиканизм и организационные принципы кальвинизма использовались французскими дворянскими гугенотами для борьбы против абсолютизма,польскими панами — для атак на королевскую власть. Вместе со своими адептами кальвинизм перемещался и в колониальные владения европейских стран.
Реформационное движение в Нидерландах
Усиление феодально-
ФилиппаII.
В первой половине XVI в.в Нидерландах быстро шло разложение феодальных отношений,развертывался процесс первоначального накопления и зарождались капиталистические формы хозяйства.На их небольшой территории к этому времени имелось около300 городов и свыше6500 деревень с населением примерно в 3млн. человек.Нидерланды часто называли«страной городов».Бедствия эти усугубляла хищническая политика иноземных монархов. Они хозяйничали в стране и давили ее налогами,разоряли династическими войнами, поддерживали внутреннюю реакцию —феодальную аристократию,католическую церковь, а в городах — верные им и католицизму правящие фракции патри-цианско-цеховых олигархий. Это вызвало раскол.Менее покорные патрицианские группы обособлялись,тайно склонялись к ереси. Нарождавшиеся новые классы— буржуазия и мануфактурный пролетариат— болезненно испытывали на себе последствия реакционной политики иноземного абсолютизма.Острые социальные конфликты становились неизбежными.Они вылились в ряд восстаний.Наиболее крупными были народное движение 1534—1535 гг. в северных провинциях под руководством революционных анабаптистов и Гентское восстание1539—1540 гг. Оба они отличались большой остротой и сложностью социальных противоречий,которые сказались и в годы революции.
Политика Карла V характеризовалась нараставшей реакционностью.С 1521 г. стали издаваться особые законы— «плакаты»— против еретиков,был учрежден трибунал инквизиции.После массовых народных выступлений1534—1535 гг. преследования еретиков становятся особенно жестокими.Беспрерывные династические войны с Францией подорвали финансы Нидерландов.Если для КарлаV Испания была важной составной частью его владений, то для ФилиппаII она стала главнейшей.Вся политика Филиппа II определялась интересами испанского дворянства,стремившегося к беспощадному ограблению подвластных стран.
Для достижения своих целей
Филипп II наметил следующие меры:
Нововведения Филиппа II задели интересы различных слоев населения Нидерландов.Закон 1559 г. об учреждении новых епископств означал, что отныне «плакаты»против еретиков будут применяться со всей жестокостью.Оговорка о назначении епископами лишь богословов с университетским образованием отнимала выгодные епископские синекуры у дворян, а намерение содержат! епископов за счет монастырей грозило пребендам аббатов, также выходцев из дворян. В 1560 г. в Испании была повышена вывозив»пошлина на шерсть, в связи с чем ввоз ее в Нидерланды сократился почти в два раза. Затем нидерландским купцам закрыли доступ в испанские колонии. Англо-испанский конфликт парализовал нидерландско-английскую торговлю, что оставило без работы тысячи людей.
Поскольку все эти акты исходили от чужеземных правителей они приобретали характер национального угнетения, и их проводники в Нидерландах— наместница Маргарита Пармская и кардинал Гоанвелла заслужили всеобщую ненависть в стране.
Кальвинизм в Нидерландах
Под влиянием указанных выше
причин, а также в связи с
ростом дороговизны и голодом
в1565—1566 гг. в Нидерландах началось
сильное брожение среди городской
бедноты, рабочих мануфактур,крестьян.
Местами происходили голодные бунты.На
арену открыто выступил кальвинизм.С
начала 60-х годов кальвинистские консистории
в крупных торгово-промышленных центрах
(Турне,Валансьене,Антверпене,
В оппозицию к правительству встала и значительная часть нидерландского дворянства.Ядро оппозиции сначала группировалось вокруг вельмож,членов Государственного совета — принца Оранского,графов Эгмонта и Горна. Дворяне были недовольны нарушением их привилегий королем и надеялись поправить свои финансы за счет секуляризации монастырских земель, реформировав церковь в угодном им духе. В связи с этим в их среде стали распространяться лютеранство и кальвинизм.Видя подъем народного движения, дворяне,с одной стороны,были не прочь использовать его в своих интересах, но с другой — опасались его. Поэтому они решили взять на себя роль «посредников»между волновавшимся народом и правительством и таким образом достичь своих целей.