Реформация в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации.Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства,моральным разложением духовенства,многие богословы и священники пытались изнутри востановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации.Аналогично попытки частных лиц в XIV-XVв.в. ( Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………2
Реформация в Германии………………………………………..2
а) Католическая церковь в Германии перед Реформацией………….2
б) Немецкая Реформация.Мартин Лютер…………………………..3
в) Начало раскола Реформации……………………………………….5
г) Народное направление в Реформации.Томас Мюнцер……………6
д) Начало крестьянской войны………………………………………...8
д’) ”Статейное письмо”…………………………………………….8
д’’) Борьба восставших крестьян против господ…………………9
е) Завершение Крестьянской войны. Причины поражения…………10
ж)”Аугсбургское вероисповедование”………………………………..11
Реформация в Швейцарии……………………………………..12
а) Предпосылки Реформации в Швейцарии…………………………..12
б) Ульрих Цвигли и его учения…………………………………………12
в) Цвинглиская Реформация в Цюрихе и ее итоги……………………14
г) Кальвинистское вероучение и церковь……………………………..15
д) Историческое значение и судьбы Швейцарской Реформации……16
Реформационное движение в Нидерландах…………………..17
а) Усиление феодально-католической реакции……………………….17
б) Кальвинизм в Нидерландах…………………………………………..18
в) Иконоборческое восстание………………………………………….18
Реформация в Италии…………………………………………..19
Реформация в Англии……………………………………………20
Реформация во Франции………………………………………...21
а) Периоды французского Реформационного движения……………..22
б) Буржуазное направление в Реформации……………………………22
в) Дворянское направление в Реформации……………………………23
г) Гражданские войны………………………………………………….25
д) Нантский эдикт 1598г……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реформация в Западной Европе.docx

— 377.29 Кб (Скачать файл)

Иконоборческое  восстание 1566г. Первым актом начавшейся Нидерландской буржуазной революции и освободительной войны было иконоборческое восстание. В августе 1566 г.вооруженные народные отряды стихийно, а местами подстрекаемые консисториями начали погромы церквей, истребление икон, статуй святых и прочих предметов католического культа в окрестностях Хонде -хота,Армантьера,Касселя. Церковные драгоценности порой уничтожали,но чаще собирали и использовали на нужды восстания и благотворительности.

В Антверпене инициаторами восстания выступили ремесленники и городская беднота. В Турне в погромах церквей помимо горожан участвовали сотни крестьян.Руководящую роль там играли консистории.За счет конфискованных церковных ценностей были навербованы отряды из бедняков,которые охраняли город. Повстанцы сожгли финансовые и поземельные документы монастырей и церквей. То же самое происходило в Валансьене.

В Мидделбюрхе(Зеландия) иконоборцы при поддержке богатых лиц и некоторых членов магистрата принудили власти освободить арестованных еретиков. В Утрехте действия иконоборцев носили ярко выраженный социальный и политический характер. Наместница оценивала их не только как«ниспровержение религии», но и как «уничтожение судопроизводства и всего политического порядка».

Всей своей силой восстание  обрушилось против оплота испанского владычества— католической церкви. Погрому подверглись по всем Нидерландам несколько тысяч церквей. Восстание постепенно распространялось на север. Руководили им обычно кальвинистские консистории,а местами —отдельные дворяне-кальвинисты,члены союза.Базой восстания были Фландрия,Брабант, Турне,Голландия,Зеландия, Утрехт.В окраинных аграрных областях иконоборчество затронуло лишь отдельные районы и города.23 августа 1566 г.наместница вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции,«плакатов»,допущении кальвинистских проповедей там, где они уже проводились ранее, об амнистии членам союза дворян. Окончательно решить все эти вопросы должен был Филипп II.

Успех восстания мог быть закреплен лишь в случае развития движения и сплоченности всех сил, которые  выступили с оружием в руках.Однако ни консистории,ни тем более Союз дворян не оказались способными взять  власть в свои руки.Они хотели«попугать»правительство  и добиться с ним соглашения,но испугались сами, увидев размах движения и услышав возгласы восставших:«Поповской крови и имущества богачей!» Поэтому маневр наместницы,рассчитанный на раскол движения,удался. Союз дворян принял ее условия,самораспустился,а некоторые его члены, как и лидеры аристократической оппозиции —граф Эгмонт и принц Оранский,начали преследовать иконоборцев.Консистории вели переговоры с правительством,добиваясь новых уступок, и уже отрекались от своего участия в восстании.

Примиренческая,нерешительная  тактика консисторий лишила движение руководства.Правительство воспользовалось  этим, чтобы разоружить народные отряды,собрало военные силы и перешло в наступление.К весне 1567 г.иконоборческое восстание было подавлено, а вместе с ним поражением завершился и первый этап Нидерландской революции. В Мадриде спешно готовили карательный поход в Нидерланды под руководством герцога Альбы.

Реформация в  Италии

Предреформационное движение началось в Италии в последние  десятилетияXV в. оно было связано  с именем Джироламо Савонаролы.Идеи морального очищения общества,религиозного обновления и реформы церкви в первые десятилетияXVI в. стали одной из характерных черт умонастроений самых разных слоев. В них находили отражение и классовые чаяния простого народа, и недовольство церковной политикой(особенно деятельностью папства, постоянно вмешивавшегося в своих корыстных целях в дела итальянских государств),нараставшее в аристократических и придворных кругах, в купеческой среде и даже у части клира.В народе (в частности,среди крестьян)были сильны традиции средневековых ересей вальденсов и альбигойцев.Притягательными для простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев,получившие широкое распространение в Италии в первые десятилетияXVI в. Особенно крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из главных центров Реформации.В 30-е годы здесь развернулась деятельность кружка Хуана де Вальдеса,осмысливавшего с гуманистических позиций основы христианской веры и, подобно другим реформаторам,развивавшего тезис о необходимости отмены церковной иерархии.Популяризацией идей Вальдеса в народе занялся известный проповедник Бернардино Окино, разделявший также многие антицерковные позиции Меланхтона.

Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции,Венеции и Ферраре,ряде других городов. С одной стороны, к протестантским доктринам —лютеранству,кальвинизму,цвинглианству,учению Меланхтона,— а также к сложившейся на итальянской почве «философской ереси» проявляли интерес образованные круги итальянского общества, включая представителей гуманистической интеллигенции.Отсюда одна из особенностей Реформации в Италии, проявлявшаяся в тесном переплетении религиозных и философских идей и заметном влиянии гуманизма на реформационные теории. С другой стороны, идеи Реформации находили многочисленных приверженцев в среде мелких ремесленников и торговцев,городской бедноты. Здесь были и свои проповедники,создавались секты, а религиозные идеи получали социальную интерпретацию.Не всегда эти два течения сливались в единое русло реформационного движения.Теоретическое осмысление реформационных учений, характерное для кружков,включавших представителей аристократии,клира, купеческой верхушки,интеллигенции,не имело четкой практической ориентации и было очень пестрым в идейном отношении.Раздробленность сил Реформации,не вылившейся в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу церкви,перешедшей в активное наступление после Тридентского собора.

Реформация в  Англии. Важным средством укрепления абсолютизма при Тюдорах явилась реформа церкви в Англии,которая началась при ГенрихеVIII. Поводом к ее проведению послужил отказ папы римского разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской,родственницей Карла V. В ответ на этот отказ английский парламент в1534 г. освободил церковь Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии»провозгласил главой церкви короля. В основе Реформации лежало стремление английских дворян и горожан создать национальную протестантскую церковь как орудие абсолютизма,а также завладеть церковными землями и имуществом.Парламентскими актами 1536 и 1539 гг.в Англии были закрыты все монастыри, аих имущество и земли конфискованы королем; в 1545 г.были закрыты все часовни,имуществом которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге увеличивали земельные владения дворянства и буржуазии,а также значительно пополнили королевскую казну. Новые собственники церковных земель, чтобы увеличить свои доходы, сгоняли с земли крестьян— прежних ее держателей,огораживали ее и повышали земельную ренту.

Реформация проводилась  путем жесточайшего террора. От англичан требовали полного подчинения новой организации церкви. За отрицание ее основных принципов полагалась смертная казнь.Опасаясь роста народной оппозиции по отношению к новой церкви,Генрих VIII запретил самостоятельно читать и толковать Библию мастеровым,поденщикам,земледельцам и слугам, потому что они могли истолковать ее в духе радикальных сектантских учений. Активнейшими деятелями Реформации были Томас Кромвель —канцлер королевства,и Томас Кранмер,занявший после Реформации пост архиепископа Кентерберийского.

При Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VIII от первого брака,ярой католичке,вышедшей замуж за наследника Карла V Габсбурга и будущего короля Испании Филиппа II, в Англии восторжествовала католическая реакция. Используя поддержку не довольных абсолютистской политикой дворян, главным образом из экономически отсталых районов Англии, Мария восстановила католичество и стала преследовать деятелей Реформации,за что получила прозвище «Кровавой».Однако Мария не решилась возвратить церкви монастырские земли и имущества,отнятые короной при ее отце и перешедшие в руки светских владельцев.Уже известие о готовящемся браке Марии и Филиппа II в1554 г. вызвало крупное восстание,начавшееся в Кенте и руководимое выходцем из нового дворянства Томасом Уайатом.Собрав отряд численностью до 10 тыс. человек,главным образом из кентских крестьян, он двинулся на Лондон с двумя целями: защитить Англию от угрозы ее порабощения испанцами и освободить королеву от ее происпански настроенных советников.Но страх дворян и богатых горожан перед народным восстанием привел это выступление к поражению,хотя отряд Уайатта подошел к Лондону. Уайатт был казнен.Однако недовольство в Англии союзом с Испанией все более росло.Мария помогала своему мужу деньгами и оружием и начала войну с Францией.Но в 1558 г. французские войска овладели городом Кале,последним владением Англии на континенте.

После смерти Марии английская корона перешла к ЕлизаветеI (1558—1603), дочери Генриха VIII от второго брака,который  не был признан папой.При Елизавете  абсолютизм еще более укрепился.Она  восстановила реформированную церковь, в этом ее поддержало большинство  дворян и буржуазии.При ней была составлена окончательная редакция англиканского символа веры(так  называемые«39 статей»), которую принял парламент в 1571 г. Англиканизм— умеренное течение в протестантизме.В его символе веры признавался догмат о спасении людей от грехов посредством веры в искупительную жертву Христа и в Священное писание как источник этой веры, но при этом не отвергались и «добрые дела»,которые должны совершать верующие в пользу церкви,как проявление этой веры.Признавались два таинства- крещение и причащение.Церковь стала национальной,богослужение велось на английском языке, отвергались власть папы над ней, индульгенции,почитание икон и мощей, уменьшалось число праздников.Вместе с тем в реформированной церкви сохранялась иерархия духовенства,возглавляемая епископами,владевшими своими землями.Духовенство подчинялось только королю как часть его государственного аппарата и было обязано пропагандировать среди мирян идею о полном и беспрекословном их подчинении королю и его должностным лицам и о недопустимости мятежей. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и превратилась в важный источник его доходов.

Реформация во Франции.

В20-е годы XVIвека во Франции  начали распрост раниться реформационные идеи. В идейной подготовке Реформации важную роль сыграло гуманистическое движение. Центром распространения гуманистических знаний с 1530 г.сделалась Коллегия королевских лекторов в Париже. Под влиянием гуманизма во Франции задолго до Реформации распространялись идеи реформы церкви. Магистр свободных искусств Лефевр д'Этапль, сторонник очищения церкви,еще в 1512 г. (за пять лет до выступления Лютера) сформулировал два основополагающих принципа будущей Реформации— оправдание верой и понимание Священного писания как единственного источника религиозной истины.

Французское реформационное движение делится на три периода.Первый период(20-е — начало 30-х годов XVI в.) был связан с умеренным распространением лютеранства(преимущественно в городах). К20-м годам XVI в. относится первое выступление богословского факультета Парижского университета— Сорбонны— против ереси.В 1521 г. были осуждены Лефевр д'Этапль и его единомышленники.Реформационные идеи являлись формой социального протеста для большинства ремесленников,эксплуатируемых цеховыми мастерами.Французский король, не видя в этом движении большой опасности,пока занимал позицию веротерпимости.

Второй период(1534—1559) характеризовался решительным выступлением сторонников  новой веры,ростом числа еретиков и постепенным расширением социальной базы Реформации за счет низшего духовенства.В 1534 г. афиши,составленные приверженцами Реформации,были расклеены даже в королевском дворце. Это выступление,оцененное ФранцискомI как неслыханная дерзость, побудило короля отказаться от политики веротерпимости и принять серьезные меры. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков и около 300 заключено в тюрьму. В 1536 г.вышло первое издание «Наставления в христианской вере» Кальвина, и кальвинизм стал вытеснять лютеранство.Успехи нового реформационного учения и его воинствующий характер заставили Генриха II в 1547 г.учредить «Огненную палату» для суда над еретиками.Основную массу осужденных составляли черное духовенство и ремесленники.Преследования лишь усилили тягу сторонников кальвинизма к организационному объединению.В 1559 г. в Париже собрался первый синод кальвинистских церквей Франции,на котором были представлены двенадцать кальвинистских общин, в том числе Парижа,Орлеана и Руана.С 1560 г. Реформация вступила в новую стадию,которая характеризовалась значительным расширением движения за счет примкнувшего к нему дворянства.Это внесло существенное изменение в характер Реформации.Монарх вновь занял позицию веротерпимости и, более того,склонял папу к умеренной,в духе гусизма,реформе церкви:он хотел предоставить мирянам право причащаться под обоими видами, отменить обет безбрачия для духовенства и ввести национальный язык в богослужении.Такая реформа не ущемила бы материальные интересы монархии,однако могла умалить авторитет папы, и римская церковь не дала согласие на преобразования.С 1560 г. начались гражданские,или религиозные(гугенотские),войны, составившие третий, самый длительный период Реформации.

Реформационное движение было неоднородно в социальном отношении. В нем можно выделить два основных направления— буржуазное и дворянское.

Буржуазное направление  в Реформации.В сравнении с дворянским буржуазное направление в Реформации имело более ранние и более прочные корни.Уже в первые десятилетияXVI в. реформационные идеи, близкие к лютеранству,стали формой выражения социального протеста для части городского населения,страдавшего от эксплуатации и непосильных налогов. Реформационные идеи усваивались главным образом подмастерьями и наемными рабочими.Обособившиеся в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера в основном держались королевской веры — католицизма.

В 40-е годы XVI в.в торгово-промышленных слоях города нашел питательную  среду кальвинизм.Кальвинистские идеи отвечали интересам складывающейся буржуазии и использовались преуспевающими представителями торгово-промышленной части города.При этом следует подчеркнуть политическую сторону использования кальвинизма.Молодая буржуазия тяготилась абсолютной властью монарха:цеховой политикой,налогообложением,подчинением государственной системе управления вместо городской.В XVI в. она еще защищала свои локальные интересы. В стремлении устранить препятствия для своей деятельности буржуазия под знаменем кальвинизма выступала против абсолютизма за сохранение муниципальных привилегий.Подобная позиция толкала буржуазию на объединение с сепаратистски настроенной частью феодальной аристократии и дворянства.В большинстве случаев этот союз был не очень прочным,инициатива в нем находилась в руках дворянства,что в значительной степени повлияло на исход Реформации.

Информация о работе Реформация в Западной Европе