Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 09:36, реферат
Описание работы
Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому — разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в дела крестьян.
На самом деле боевые действия
продолжались еще два года. Австрийцы
отказались от силовых приемов, но не от
стремления пресечь бег России к могуществу
и продолжали поддерживать турок, находя
в этом общий язык с пруссаками. В Фокшанах
в июле 1772 г. начала работать мирная конференция.
Прибывшие туда посланники двух держав
пытались навязать свое посредничество.
Первый русский уполномоченный Г.Г. Орлов
обрезал зарвавшегося австрийца И.А. Тугута,
объяснив ему, что приняты лишь добрые
услуги немецких дворов, и он намерен "производить
дело беспосредственно с Портою Оттоманскою
без всяких затруднений и околичностей". О
прусском посланнике А. Цегелине Румянцев
заметил: "И волчий рот,
и лисий хвост" [61]. К традиционному "крымскому
узлу" противоречий логикой событий
добавился новый, балканский, и переговоры
зашли в тупик.
1 ноября 1772 г. был подписан договор
с Крымом "о вольности и
независимости татарской", по которому
крымцы "никому и ни под
каким видом вспомоществовать не имеют
права" [62]. Но выход к Черному морю сам
по себе мало что давал прежде всего в
экономическом плане. По его берегам лежат
плодородные земли, обитаемые самодостаточным
в продовольственном отношении населением.
В зерне, в перспективе самой многообещающей
статье российского экспорта, оно не нуждалось.
Нужен был прорыв через Черное море к океану,
иными словами - свобода плавания по Босфору
и Дарданеллам. А согласие на их открытие
можно было вырвать у Высокой Порты лишь
нанеся ей сокрушительное поражение не
где-нибудь в степях Украины, а вблизи
жизненных центров империи, на Дунае, а
то и за ним, что Румянцев и совершил. Южное
направление внешней политики поэтому
с железной закономерностью переросло
в балканское.
Сводить балканский аспект
внешней политики России к соображениям
экономическим и стратегическим было
бы близоруким и ущербным. С народами региона
поддерживались давние связи. Православная
общность в те времена реально существовала
и оказывала влияние на формирование политического
курса. Формула Ивана III -"Москва - третий
Рим",центр и опора православия,
- прочно вошла в сознание. Освобождение
единоверцев от "агарянского" и "поганского"'
ига воспринималось как историческая
задача России. Именно освобождение, а
не аннексия и присоединение к империи,
нельзя поэтому рассматривать роль России
на Балканах вне сферы религиозных и этнических
симпатий, исходя только из корыстных
интересов самодержавия.
Показательны с этой точки зрения
манифесты, с которыми Петр I обращался
к балканцам в 1711 г., не предвидя еще трагического
исхода тогдашней кампании:
"Мы себе
иной славы не желаем, токмо да
возможем тамошние народы христианские
от тиранского поганского ига избавити,
православные церкви тако и животворящий
крест возвысити... В сей войне никакого
властолюбия и распространения областей
своих и какого-либо обогащения не желаем,
ибо и своих древних и от неприятелей своих
завоеванных земель и городов и сокровищ
по Божьей милости предовольно имеем".
Далее следовал принципиальный
постулат о возрождении, под российским
покровительством, попранной османскими
завоевателями государственности христианских
народов:
"Позволим под
нашею протекциею избрать себе
началников от народа своего и возвратим
и подтвердим их права и привилегии древние,
не желая себе от них никакой прибыли,
но содержа их яко под протекциею нашею" [63].
Прошло еще 60 лет. Они
ознаменовались появлением на Балканах
первых ростков просвещения и поисками
путей освобождения от османского гнета.
У сербов, болгар, молдаван и валахов появились
труды, посвященные их этногенезу, во многом
еще наивные, далеко не совпадавшие с действительной
картиной развития народов, но рождавшие
в их душах трепетный интерес и гордость.
Величественные образы прошлого, воспоминания
о Византийской империи, двух Болгарских
царствах. Сербском королевстве, самостоятельных
княжествах. Молдавском и Валашском, питали
ненависть к унизительному настоящему.
Иноземное иго воспринималось
как иго иноверческое. Грек, серб или болгарин
являлся человеком второго сорта не по
причине своей этнической или языковой
принадлежности, а как "неверный".
Церковь выступала хранительницей языка,
культуры, старых обычаев и нравов. В храме
Божьем паства освобождалась от чувства
неравноправия, ощущала свою принадлежность
к великой православной семье, враг коей
- "поганское" правление.
Связь с Русью - Московским государством
- Россией не прерывалась никогда. Но впервые
российская армия появилась на берегах
Дуная. Солдаты осеняли себя тем же крестом,
что и местные жители, молились на те же
иконы, говорили на понятном для южных
славян языке. И от их штыковых атак врассыпную
бежали отборные османские полки. Впечатление
было ошеломляющим. Ранее терявшиеся во
мгле неизвестности пути к освобождению
выявились - в опоре на российскую державу
и ее единоверную армию.
В составе российской армии
сражались полки из сербов и черногорцев.
Они приняли участие в битвах за Хотин,
Каменец-Подольский, Фокшаны, на реках
Ларге и Кагуле, штурмовали Браилов. Покрыли
себя славою Ахтырский, Сербский и Харьковский
гусарские полки под командованием генерал-майора
И.М. Подгоричанина. На службе в Средиземном
море проявили себя черногорцы, братья
Иван и Марко Войновичи, М. Ивелич и многие
другие моряки из южных славян и греков.
Черногорские кнезы, ознакомившись с обращенным
к ним манифестом Екатерины II, поклялись
пролить "последнюю каплю
крови" за православную церковь
и императрицу. Предводимые ими отряды
заняли много селений в Герцеговине и
Северной Албании, но на штурм крепостей
они не решились [64].
Сразу же по вступлении войск
Румянцева в Молдавию, в Яссы духовенство
во главе с митрополитом Гавриилом стало
приводить народ к присяге императрице.
В Петербург прибыли делегации бояр и
высших церковных иерархов двух княжеств. "Всеусерднейше
же молим ваше императорское величество, -
писали в своей грамоте валахи, - да примет ваше величество
места наши под неотъемлемое покровительство
и утвердит нас непобедимою защитою, присоединив
к пространству империи" [65]. К армии присоединились отряды
молдавских и валашских волонтеров.
Особая ситуация сложилась
в Греции с прибытием к ее берегам эскадры
А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова. На помощь
высадившемуся десанту стекались добровольцы.
В разных местах Морей возникли очаги
восстания. Но повстанцы были плохо вооружены
и организованы, а десант с кораблей малочислен;
отряды янычар и албанских беев нанесли
им поражение. Русские укрылись на кораблях,
а греки стали жертвами расправы карателей,
Морея подверглась опустошению, что оставило
горький след в памяти греческого народа
[66].
Не скрывала своей горечи и
российская сторона. Не надо закрывать
глаза на реплику Алексея Орлова: "Здешние народы
льстивы, обманчивы, непостоянны, дерзки
и трусливы, лакомы к деньгам и добыче,
так что ничто не может удержать их к сему
стремлению. Легковерие и ветреность,
трепет от имени турок суть не последние
также из качеств наших единоверцев" [67]. В высказывании присутствовал
элемент обобщения, распространения на
целые народы тех отрицательных свойств,
которые российское командование находило
у приходивших к нему на помощь добровольцев.
Воспетые в эпосе гайдуки, клефты, арматолы,
кирджалии соединяли в одном лице мстителей
за страдания народные и разбойников с
соответствующими нравами и обычаями.
Тяжело и мучительно изживалась
иллюзия насчет будто бы легкости, с которой,
можно одолеть "турка". На фоне первоначальных
успехов рождались планы-мотыльки, увядавшие
до того, как приступали к их осуществлению.
Фаворит императрицы Григорий Орлов, не
отягощенный стратегическими талантами,
как, впрочем, и всякими иными, еще в мае
1770 г. предложил смелый проект: после взятия
Бендер отправить "корпус пехоты к Варне
для овладения сим местом и переезда с
помощью флотилии нашей морем к самому
Константинополю, дабы получить там скорый
и славный мир". Екатерина II одобрила
авантюрный план. Но более опытные мужи
в ее совете отложили дело в долгий ящик: "Ничего утвердительного
о сем полагать не можно и потребно на
то время по важности материи" [68].
Отзвук несбыточных надежд
Екатерины II заметен в манифесте, с которым
она обратилась к христианам 29 января
(9 февраля 1769 г.): "И ударяйте уже
на общаго нашего врага согласными сердцами
и совокупными силами, продолжая и простирая
ополчение и победы ваши даже до самаго
Константинополя... Изжените оттуда остатки
агарян со всем их злочестием и возобновите
православие в сем ему посвященном граде" [69]. Трагедия в Морее показала
беспочвенность и вредность легкомысленного
оптимизма. "Ударять" пришлось целых
100 лет.
Балканская политика обретала
конкретные черты в условиях войны с сильным
противником, при яростном противодействии
Вены требованиям Петербурга, с неспокойным
тылом, где сгущались тучи народного недовольства,
предвещавшие великое Пугачевское восстание.
Пришлось отказаться от идеи отторжения
от Османской империи Дунайских княжеств
и предоставления им независимости. Открытого
вмешательства в пользу своих христианских
подданных Порта не допускала, считая
это вторжением в ее внутренние дела. Формулу
отношений с балканскими народами удалось
найти с подсказки опытного А.М. Обрескова.
Он был выпущен из темницы, передан соотечественникам
и всей душой отдался длительной и требовавшей
немалого терпения процедуре мирного
урегулирования. Именно он выдвинул идею
религиозного покровительства христианским
подданным султана, оказавшуюся приемлемой
для противной стороны.
Султан считался духовным владыкой
всех мусульман, независимо от их государственной
принадлежности. Логично было распространить
подобный статус и на царя по отношению
к православным и признать его особые
права в этом плане. Прозорливость Екатерины II
проявилась в том, что она подхватила и
апробировала мысль своего представителя.
Знаменитая седьмая статья Кючук-Кайнарджийского
договора от 10(21) июля 1774 г., на которой вплоть
до Крымской войны юридически базировалось
влияние России, предусматривала право
ее посланников делать в пользу православной
церкви "разные представления" и
содержала обещание султана "принимать оные
в уважение яко чинимые доверенною особою
соседственной и искренно-дружественной
державы". В отношении Молдавии и
Валахии права трактовались шире: Высокая
Порта соглашалась "внимать" с уважением
российским ходатайствам в пользу княжеств
[70]. Поскольку представления
"доверенной особы" петербургского
двора подкреплялись всей мощью российской
державы, они в последующие десятилетия
отличались особой убедительностью.
Османская империя являлась
очагом апартеида, мусульмане и христиане
в ней жили порознь, и водоразделом служила
религия. Греки, болгары и сербы считались райей (по-арабски
- стадом) не по причине их этнической принадлежности,
а потому что были "неверными". Турком
считался каждый, принявший ислам, хотя
бы у него имелось десять поколений славянских
предков. Вся жизнь православного миллета
(общины), не только духовная, но и общественная,
сосредотачивалась вокруг церкви, право
и мораль тесно переплетались. Конечной
целью усилий покровительствующей державы
было обретение православными равноправия,
что означало крах всей системы турецкого
господства, основанной на религиозной
розни. Скромный на вид седьмой артикул
Кючук-Кайнарджийского договора подводил
мину замедленного действия под Османскую
империю.
Судьбоносное для российской
державы значение имели два других положения
трактата. Высокая Порта признала независимость
Крыма под властью "хана Чингизского
поколения"на обширном пространстве
(сам полуостров, причерноморские степи,
Таманский полуостров и земли на Кубани).
К России отошли крепости Керчь и Еникале,
контролировавшие выход из Азовского
моря в Черное. Обладание ими и Кинбурном
в устье Буга позволило установить стратегический
контроль над ханством. Россия закрепила
за собой Азовский уезд и Кабарду.
Статья 11 предусматривала "беспрепятственное
плавание купеческим кораблям" по Черному
морю и их свободный проход через Босфор
и Дарданеллы, причем это право распространялось
и на "купцов" других стран. Был снят
запрет на содержание на Черном море военного
флота, которое из турецкого озера превратилось
в торговую и транспортную магистраль
мирового значения. Появился стимул для
хозяйственного освоения сказочно-плодородных
южных земель империи [71]. Южное направление внешней
политики прекратило существование, стоявшие
перед ним задачи были выполнены. Балканскому
направлению предстоял еще долгий путь
развития.
Неожиданно для себя самой Екатерина II
положила начало еще одному направлению,
американскому. Посол в Лондоне А. Мусин-Пушкин
аккуратно сообщал в Петербург об отказе
жителей британских колоний в Северной
Америке подчиняться присылаемым из метрополии
"узаконениям". Специальную депешу
он посвятил "бостонскому чаепитию"
в декабре 1773 г., когда жители Бостона ворвались
на корабли Ост-Индской компании и выбросили
в воду привезенный из Индии без пошлины
чай. Дипломат счел нужным особо отметить,
что лежавшие тут же рядом другие товары
чудесным образом не пострадали.
Мусин присдал текст тронной
речи короля Георга III при открытии зимней
сессии парламента 1774 г. "С великим сожалением, -
говорилось в ней, - принуждены мы...
уведомить вас, что весьма опасный дух
сопротивления и ослушания законам злополучно
продолжается в провинции Массачусетского
залива, да и в других местах сказывается
еще новыми, весьма виновными насильствами". Военные
расходы Великобритании за год составили
астрономическую по тем понятиям сумму
в 1 млн. ф. ст. (7 млн. руб.). Дело дошло до"созрелой кризисы", англичане
бросились вербовать рекрутов где только
можно, подданные его величества неохотно
шли под знамена. В мае 1775 г. поверенному
в делах в Петербурге Р. Гэннингу поручили
как бы от себя и в туманной форме затронуть
больной для Великобритании вопрос. Екатерина II
через Панина передала в необязывающих
выражениях заверения в дружбе и желании
помочь. Сам Никита Иванович привычно
излучал улыбки. Ободренный Гэннинг раскрыл
карты: нужен корпус численностью в 20 тыс.
штыков на два года для отправки в Канаду.
За каждого солдата казначейство готово
уплатить 7 фт. ст. Довольствие - по нормам
британской армии. Из Лондона дипломата
понукали: "Увеличение военной
силы столь желательно", что расходы
не важны. Георг III прислал императрице
собственноручное письмо [72].