Роль Москвы в завоевании русских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Бессмертные строки великого русского поэта А.С. Пушкина, вынесенные в эпиграф знакомы каждому из нас буквально со школьной скамьи. Но сколько бы раз мы ни повторяли их, они не теряют своей красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина Москва…

Содержание работы

1. Зарождение Москвы
2. Образование Московского княжества.
2.1 Московское княжестве при Иване Калите.
2.2 Борьба Москвы с Литвой, немцами и шведами.
2.3Дмитрий Донской и Куликовская битва.
2.4 Борьба с иноземными захватчиками
2.5 Москва в Отечественной войне 1812 г.
2.6 Москва в XX в. - в эпоху революций и войн
2.7 История Московского Кремля
3. Москва в XVIII в. - центр культуры и просвещения
3.1 Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке
3.2 Литературная жизнь XIX веке
4. Москва - столица Российской Федерации
4.1 Москва - религиозный центр России
4.2 Городская застройка Москвы.

Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

история отечества реферат.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

Нельзя не сказать  и о знаменитом Алмазном фонде, где  представлены выдающиеся произведения русского и зарубежного ювелирного искусства XVIII-XIX вв., в том числе и государственные императорские регалии: Большая императорская корона, созданная к коронации Екатерины II; золотой скипетр, украшенный двуглавым орлом и знаменитым алмазом «Орлов» (189,62 карата); Малая бриллиантовая корона, выполненная в 1801 г. придворными ювелирами для коронации Елизаветы Александровны, супруги императора Александра I. В Алмазном фонде представлены выдающиеся произведения ювелирного искусства XVIII-XIX вв.

Большой Кремлевский  дворец объединяет в себе многие гражданские и культовые постройки, которые создавались архитекторами и мастерами в течение XV-XIX вв. Самое древнее из них - Грановитая палата, которая строилась как тронный зал для великих князей. Облик здания менялся, его не щадили ни время, ни люди. Так, Красное крыльцо было разрушено в 1932 г. полностью и только в 1993 г. начались работы по его восстановлению, которые завершились в 1994 г. Восстанавливали и утраченные росписи Святых сеней, а также расписывали и новыми сюжетами из Библии и русской старины.

Парадный зал  Грановитой палаты предназначался для  официальных и торжественных  церемоний: заседаний Боярской Думы, приема послов, объявления престолонаследников  и т.д. И сейчас Грановитая палата используется для проведения официальных церемоний, приемов и пр. Грановитая палата строилась как тронный зал для великих князей и ныне используется для официальных церемоний.

К другим строениям, входящим в ансамбль Большого Кремлевского дворца, относятся Золотая Царицына палата, Теремной дворец, домовые храмы (Рождества Богородицы, Рождественская, Воскресения Христова).

Но самым  примечательным является Большой Кремлевский  дворец, его строительство началось в 1838 г., и в нем принимали участие  известные архитекторы: Ф.Ф. Рихтер, П.А. Герасимов, Н.И. Чичагов; к оформлению интерьеров были привлечены художники и скульпторы: И.П. Витали, Ф.Г. Солнцев, П.К. Клодт и др.

На втором его  этаже расположены четыре знаменитых зала: Георгиевский, Владимирский, Андреевский  и Александровский, в соответствии с русскими дореволюционными орденами, и их элементы включены в декор оформления. Георгиевский зал посвящен военному ордену св. Георгия (учрежден в 1769 г.). На мраморных досках золотом высечены названия награжденных этим орденом полков и имена Георгиевских кавалеров: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, В.В. Ушакова, П.С. Нахимова – героев Отечественной войны 1812 г. В XIXв. строится Большой Кремлевский дворец при участии известных архитекторов, художников и скульпторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Москва в XVIII в. - центр культуры и просвещения.

      С середины XVIII в., после петровских реформ, благодаря чему Россия вышла на международную арену, значение Москвы как важнейшего культурного центра Русского государства возрастает.

В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нем - для детей дворян, а также для детей купцов и разночинцев. И его значение росло день ото дня. Здесь с 1756 г. стала издаваться первая неправительственная газета России - «Московские ведомости».

Появление первого московского журнала - «Полезное увеселение» - также связано с университетом. Издателем его был асессор Московского университета поэт М.М. Херасков.

Расцвет московской журналистики в конце XVIII в. связан с  именем Н.И. Новикова, арендовавшего с 1779 по 1789 г. типографию университета.

В этот период в  Москве издавалось пять научных и  десять литературно-публицистических журналов.

К концу XVIII в. расцветает публицистика.

 

 

3.1 Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке.

 

Духовная жизнь Москвы в XIX в., как и в предшествующем столетии, была связана главным образом с различными журналами, обществами и литературно-художественными салонами. В 1802 г. Н.М. Карамзин основал журнал «Вестник Европы». «Словесность и политика составят две главные части его», - так определял свою программу издатель.

Журнал «Русский вестник», издаваемый С.Н. Глинкой, уделял основное внимание русской истории, в частности истории Москвы. Начало века ознаменовалось созданием при  университете Благородного пансиона и «Дружеского литературного общества». А через 10 лет было учреждено «Общество любителей российской словесности», просуществовавшее с небольшими перерывами более 100 лет. Членами его были многие выдающиеся русские писатели, в том числе А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой.

Большое оживление  в культурную жизнь Москвы вносили  литературные салоны. Московские поэты, писатели, ученые собирались у М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина, спорили о политике, философствовали, но отдавали предпочтение словесности, и в первую очередь поэзии, в которой все отчетливые звучали гражданские мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Литературная жизнь XIX веке.

Изгнание французский  армии сначала из Москвы, а затем  из пределов государства, триумфальное вступление русской армии в Париж способствовали большому политическому и нравственному подъему, который охватил передовую часть российского общества.

В Москве родились и выросли многие декабристы: 50 будущих  декабристов учились в Московском университете и в университетском пансионе. С ней связан и «заговор 1817 г.», направленный против императора Александра I. В Москве сформировалась ранняя декабристская организация «Военное общество», здесь родился «Союз благоденствия».

События 14 декабря 1825 г. стали переломным моментом в общественной жизни России. Идейные брожения продолжались, и особенно в Москве, в Московском университете. В начале 1830 г. здесь существовало несколько студенческих кружков, занимавшихся в основном философией и политикой: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, В.И. Соколовского, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича.

Самым крупным  событием в литературной жизни Москвы в последекабристский период можно  считать приезд А.С. Пушкина в  сентябре 1826 г. и чтение им трагедии «Борис Годунов» в домах С.Л. Соболевского и Д.В. Веневитинова.

В 40-х гг. XIX в. шла острая идеологическая борьба между  славянофилами и западниками. Горячие  споры вспыхивали в Московских салонах: то у Елашных у Красных ворот, то в доме Аксаковых на Смоленской, то у Погодина на Девичьем поле, где в эти годы часто и подолгу жил Н.В. Гоголь. Победа в Отечественной войне способствовала политическому и нравственному подъему.

Период после  окончания крымской войны ознаменовался  новыми крестьянскими волнениями, отменой  в 1861 г. крепостного права. Вступление России на путь капиталистического развития отразилось и на жизни Москвы. Появилось много новых заводов и фабрик, особенно на окраинах, переоборудовалась промышленность, росла сеть железных дорог, оживлялась торговля. Значительно выросло население: если в начале 60-х гг. насчитывалось 400 тыс. жителей, то в 1897 г. их количество выросло до 1 млн.

Большие изменения  произошли в общественной жизни  Москвы. Властителями дум передовой  части общества стали разночинцы, и в первую очередь Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Большим событием в литературной жизни Москвы стали  торжества, связанные с открытием  памятника А.С. Пушкину в июне 1880 г. В Москву съехались гости  со всех концов России. Праздник продолжался  четыре дня. Открытие Пушкинской выставки состоялось 5 июня в Благородном собрании, а на следующий день был открыт и сам памятник.

7 и 8 июня  прошли заседания «Общества любителей  российской словесности». Апогея  торжества достигли 8 июня, когда  на втором заседании Общества  любителей российской словесности в Колонном зале выступил Ф.М. Достоевский. Его речь о Пушкине произвела поистине ошеломляющее впечатление, она была пронизана верой в светлое будущее многострадальной России, в великое предначертание русского народа, верой во всеобщее братство людей.

Город бурно  и разносторонне развивался во второй половине XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Москва - столица Российской Федерации.

Связь Москвы и  России неразрывна. Все, что выпало на долю России, в полной мере испытала и ее столица. 12 июня в Москве был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации, и с декабря 1991 г. Москва стала столицей России. В повседневный обиход вошли понятия «Государственная Дума», «Городская дума». И здесь нельзя не вспомнить, что основы городского управления были заложены не одно столетие назад.

Так, в конце XVII в. управление городом было сосредоточено  в Земском приказе, а Разрядный  приказ выполнял часть полицейских  функций. По городской реформе 1699 г. был создан первый орган местного управления - Бургомистерская палата (вскоре переименованная в Ратушу), состоящая из бурмистров - людей, выбранных на собраниях посадских людей.

1720 г. на смену  Ратуше пришел Магистрат (его  члены избирались только купцами  и промышленниками, входившими  в 1-ю гильдию), а в 1785 г. была учреждена Городская дума.

Сегодня Московская городская дума - представительный и законодательный орган власти, который принимает законодательные  акты, утверждает городской бюджет, устанавливает налоги и т.д. Исполнительная власть в Москве осуществляется мэрией. Высшим должностным лицом Москвы является мэр (в настоящее время - Юрий Михайлович Лужков). Основы городского управления Москвы сохраняют преемственность.

Москва живет  по своему уставу, который был принят Городской думой 28 июня 1995 г., имеет  свой герб и гимн. В Уставе города сказано: «Гербом Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного Змея».

По преданию, Святой Георгий - это римский воин родом из Лидии (местность в юго-западной части Малой Азии), ставший христианином, а во время гонений на христиан (императора Рима Диоклетиана), принявший за веру мученическую смерть и признанный церковью Великомучеником и Святым. С именем Георгия связана и легенда о спасении им дочери восточного царя, отданной на растерзание дракону.

Культ Святого  Георгия по преданиям пришел на Русь из Византии в Х в. Первые изображения  всадника на коне появились на княжеских  печатях еще во времена Александра Невского, но это было изображение самого князя, державшего в руке меч.

В период правления  великого князя Ивана III всадник, поражающий копьем змея, в сочетании с двуглавым  орлом стал основным символом государственного герба России. Однако долгое время  всадник не ассоциировался ни со святым Георгием, ни даже с царем или князем, а воспринимался как «человек на коне, который копьем колет Змея».

Георгием Победоносцем всадника стали называть в первой половине XVIII в. Тогда он появился на официальном гербе Москвы. Изображение Георгия Победоносца используется и в другом символе Москвы - на флаге города. В Уставе сказано: «Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного герба - Святого Георгия Победоносца». Святой Георгий Победоносец – символ Москвы.

Надо сказать, что Москва издревле была гостеприимным  городом. Еще с XII в. ее заселяли не только славяне, но и другие народы. В 1237-1238 гг. орды хана Батыя напали на Москву, разграбили и сожгли ее, однако довольно скоро она опять начала заселяться за счет беженцев из окрестных сел и деревень, да и из таких городов, как Тверь, Новгород, Дмитров и др.

В числе первых иноземных поселенцев были греки, а  среди них священники, переводчики, иконописцы (вспомним, например, известного мастера-иконописца Феофана Грека), которые участвовали в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Но были среди греков ремесленники и торговцы.

Особенно значительная миграционная волна греков последовала  после женитьбы в 1472 г. Ивана III на Софье Палеолог - племяннице последнего византийского императора. Греки основали в Москве целую колонию, причем сначала они расселялись в центре - между улицами Никольской и Ильинкой, а затем переместились за р. Яузу. Трудно переоценить их влияние на религиозную и культурную жизнь столицы.

На жительство в Москву прибывали и татары из Орды, а также крымские и ногайские  татары (москвичи называли их басурманами). Об этом свидетельствует топонимика некоторых улиц столицы: Большая  Ордынка (здесь жили «ордынцы»), Толмачевский переулок (толмач - переводчик), Большая Татарская улица, Крымская площадь.

Когда при Иване III в Московском Кремле начали сооружать  стены, башни, соборы и т.д., то потребовались  специалисты. И в столицу были приглашены итальянские архитекторы и строительные мастера (в основном из генуэзской торговой колонии Сурож в Крыму). Некоторые итальянцы (сурожане) осели в Москве надолго, отстроили себе дома, лавки и завели торговлю шелковыми тканями, драгоценностями, стеклом.

Приезжали в  Москву гости и из Италии – венецианцы и генуэзцы, особенно в XV в. Их называли «фряги» или «фрязины». Так, по приглашению  Ивана III в столице строили и  перестраивали соборы и дома, а  главное - Кремль, Аристотель Фиоравенти, Алевиз Фрязин Миланец, Марк Фрязин, Петр Фрязин. Многие из них осели в Москве, женились на русских и даже принимали православие. Память об этом сохранилась, например, в названии подмосковного города Фрязино.

Информация о работе Роль Москвы в завоевании русских земель