Роль Москвы в завоевании русских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Бессмертные строки великого русского поэта А.С. Пушкина, вынесенные в эпиграф знакомы каждому из нас буквально со школьной скамьи. Но сколько бы раз мы ни повторяли их, они не теряют своей красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина Москва…

Содержание работы

1. Зарождение Москвы
2. Образование Московского княжества.
2.1 Московское княжестве при Иване Калите.
2.2 Борьба Москвы с Литвой, немцами и шведами.
2.3Дмитрий Донской и Куликовская битва.
2.4 Борьба с иноземными захватчиками
2.5 Москва в Отечественной войне 1812 г.
2.6 Москва в XX в. - в эпоху революций и войн
2.7 История Московского Кремля
3. Москва в XVIII в. - центр культуры и просвещения
3.1 Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке
3.2 Литературная жизнь XIX веке
4. Москва - столица Российской Федерации
4.1 Москва - религиозный центр России
4.2 Городская застройка Москвы.

Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

история отечества реферат.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

Среди ремесленников  и купцов, приезжавших в столицу, было много немцев («ливонцев» и «остезийцев»), а также эстонцев и латышей («лифляндцев»). Надо сказать, что тогда немцами называли выходцев не только и Германии, но и из Англии, Скандинавских стран.

В Москву приезжали  и оседали в ней выходцы  из разных стран Азии и Европы.

Сначала иноземцы, особенно богатые и именитые, селились близ центра города: строили себе усадьбы, торговые лавки, склады и т.д. Были у  них и свои церкви (лютеранская  и кальвинистская), где они свободно отправляли религиозные обряды, поскольку  Русская Православная Церковь относилась к иноверцам без предубеждений.

Однако при  Иване Грозном (1533-1584) иноземцев начали притеснять и выселять за городскую  черту - за р. Яузу. Это поселение  стало называться Немецкой слободой. Во времена правления Ивана Грозного были даже разрушены церкви иноземцев, а строительство новых не поощрялось. Более того, опричники устраивали погромы домов и лавок «ливонских» купцов.

«Ливонцами» в  те времена называли пленных немецких торговцев и ремесленников, которые  были вывезены по приказу Ивана Грозного из городов Нарва, Дерпт и др. в ходе Ливонской войны. Многие иноземцы из числа пленных были искусными мастерами по изготовлению оружия - бронниками, которые делали холодное оружие и броню для русских войск (об этом напоминают названия: Бронная, Пушечная, Кузнечная слобода, а теперь - улицы).

С XVII в. отношение  к иноземцам меняется в лучшую сторону - многие из них получают разрешение строиться и селиться на центральных  улицах города, возводить в Москве свои храмы. А уж Смутное время  оказалось и вовсе благосклонным для голландских, итальянских, английских, немецких купцов, которые толпами съезжаются в Москву. Однако вместе с торговыми и мастеровыми людьми сюда приезжают авантюристы и просто разбойники. Среди приезжих были разные люди и относились к ним в разное время по-разному.

При царе Михаиле  Федоровиче (1613-1645) - первом из рода Романовых  и его сыне Алексее Михайловиче (1645-1676) иноземцы (не принявшие православия) постепенно переселяются за Покровские ворота в Кукуй (в Немецкую слободу). Здесь строятся новые дома, усадьбы, школы и церкви (лютеранская, кальвинистская, английская).

Несмотря на протекционистскую политику Алексея  Михайловича по отношению к русским  купцам и ремесленникам, все же усиливается  приток иностранных купцов, мастеровых, военных в Москву.

При Петре I (1682-1725) число жителей Немецкой слободы  выросло очень значительно. При  этом коренным образом меняется их состав: в Москву приезжают специалисты  по военному и рудному делу, инженеры и архитекторы, врачи и аптекари.

В Немецкой слободе  в те времена уже существовали железоделательный завод, одна из первых мануфактур по производству шелка, бумажная фабрика. По приказу Петра I там строится казенная полотняная фабрика.

В Немецкой слободе  жили друзья и соратники Петра I - Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П. Гордон и др. Они много сделали и для становления Петра I как личности, и для развития русской армии, книгопечатного дела, науки, промышленности. Петр I основал в Москве Школу навигационных и математических наук, многие преподаватели которой были иноземцами. Греки по происхождению И. и С. Лихуды преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Немецкая слобода из не обрусевших иноземцев оказала сильное влияние на Петра I .

В послепетровские  времена в Москву по-прежнему приезжало  много немцев, французов, итальянцев, поляков, армян, евреев. Они пополняли ряды торговцев, преподавателей, гувернеров, портных, модисток и т.д. Французские и итальянские актеры играли и пели в московских театрах, участвовали в культурной жизни столицы.

Богатые купцы-иностранцы имели крупные магазины колониальных товаров, одежды и обуви (из 18 модных магазинов, располагавшихся тогда  на Кузнецком мосту, русским был  только один), ювелирные магазины, книжные  и мануфактурные лавки, а предприниматели  открывали новые заводы и фабрики. Все это очень способствовало развитию русской промышленности и торговле.

В послепетровские  времена иностранцы продолжали активно  участвовать в культурной и экономической  жизни города

 

 

4.1 Москва - религиозный центр России.

 

Москва исторически становится и религиозным центром России, причем это положение сохранялось даже тогда, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург. Этому своему духовному статусу Москва обязана, в том числе, Русской Православной Церкви, так как здесь находилась резиденция ее патриархов.

Православие - наиболее массовое вероисповедание России. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5% населения империи. В 1905 г. в России действовало 48 375 православных церквей, численность белого духовенства (включая низший мир) составляла 103 437 человек.

Москва –  центр русского православия, наиболее массового вероисповедания России.

В этом же году в России насчитывалось 267 мужских  православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность черного духовенства составляла 20 199 человек. В Москве действовали сотни церквей и 25 монастырей (15 мужских и 10 женских). Каждая слобода в городе считала необходимым иметь свою церковь и не жалела денег на ее постройку.

Но к 1939 г. в  России практически не осталось ни одного монастыря, ни одной духовной семинарии, было уничтожено множество  церквей.

В 1936 г. был разрушен собор Казанской Божьей Матери, воздвигнутый Д. Пожарским на Красной площади рядом с могилами геройски погибших русских воинов. Был взорван и Храм Христа Спасителя - дань благодарных потомков героям 1812 г., возведенный на средства, собранные всей Россией.

В последнее  время стали возрождаться приходские церкви. К Московской епархии, возглавляемой патриархом, относятся более 200 приходских храмов, мужские (Свято-Данилов, Донской, Сретенский, Новоспасский и Свято-Никольский) и женские монастыри (Рождества, Богородицкий, Покровский, Зачатьевский и Новодевичий). Москва, как и вся страна, строила церкви, гордилась ими, уничтожала и восстанавливала их.

Кроме того, Москва, исторически стала центром для  старообрядцев всех толков. В городе им принадлежат два собора: на Рогожском  и Преображенском кладбищах.

Столица России оказалась также одним из духовных центров ислама. Здесь функционируют несколько мечетей, в том числе и центральная. В Москве представлены сегодня и другие религиозные учреждения. Католикам принадлежат костелы св. Людовика, Непорочного Зачатия, а также приход в посольстве Германии.

На Армянском  кладбище находится храм Армяно-Григорианской  Церкви. Немало в Москве и представителей различных протестантских концессий  и сект. Свои общины имеют пресвитериане, адвентисты, пятидесятники, методисты, приверженцы иудаизма.

В Москве действуют представительства и других Православных Церквей, крупных монастырей России и зарубежья, в том числе подворье Антиохийского, Иерусалимского, Соловецкого монастырей и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва исторически стала центром многих мировых религий.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Городская застройка Москвы.

История Москвы отразилась в ее городской застройке. Самые разные стили и направления  смешались и до сегодняшнего дня  мирно уживаются в своеобразной московской архитектуре.

Церкви Троицы в Никитниках (1630-1650), Николая Чудотворца в Хамовниках (1682), Рождества Богородицы в Путинках (1654), возведенные и стиле нарышкинского, или московского, барокко с их узорчатой кирпичной кладкой, нарядной белокаменной резьбой и цветными изразцами возвращают нас в XVII в.

Пашков дом, здание Благородного собрания, Екатерининской дворец, построенные в стиле русского классицизма со свойственным ему  спокойным величием и четкостью  архитектурных форм, свидетельствуют  о том, что эти постройки относятся  уже ко второй половине XVIII в.

Величественные  здания Большого театра и Манежа, Александровский  сад напоминают о начале XIX в. Начальные  годы XX в. оставили нам здания в стиле  модерн: Художественный театр, особняк  Рябушинского на Малой Никитской  улице, Ярославский вокзал.

О конструктивизме 20-30 гг. напоминают Шуховская радиобашня, дом газеты «Известия», дворец культуры автомобильного завода «АМО».

Особые черты  столице придали высотные здания, сооруженные в послевоенные годы - Московский государственный университет  на Воробьевых (Ленинских) гораx, Министерство иностранных дел на Смоленской площади, жилые дома на площади Восстания и Котельнической набережной, гостиница «Украина». Разные стили и направления смешались и мирно уживаются в своеобразной московской архитектуре.

Сегодня Москва - динамично развивающийся мегаполис, многие улицы и проспекты трудно узнать коренному москвичу, так сильно они преобразились. Похорошела Красная площадь, возродилась Манежная площадь, где создан подземный торгово-рекреационный центр, поражает своим размахом мемориальный комплекс на Поклонной горе, вознеслись над Москвой золотые купола Храма Христа Спасителя. Все это яркие свидетельства возрождения исторического облика столицы России. Ведь именно в ней сконцентрировались не только наши национальные, но и общечеловеческие святыни.

Каждый памятник Москвы - это одна из страниц истории  России. И грядущим поколениям важно  не допустить больше попыток никакого правительства переписать или перечеркнуть историю, и разрушать с этой целью  памятники старины, каменную летопись России. Образ исторической Москвы для россиянина должен оставаться священным.

            

 

 

 

 

Заключение.

Главным итогом развития за период XIV—XV веков явилось  образование и укрепление единого  государства. Трудный путь собирания земель был завершен. Решение этой проблемы позволило Руси покончить с остатками татаро-монгольского владычества и приступить к полной ликвидации политической раздробленности, к прекращению внутренних усобиц, к подъему экономики, введению единой денежной системы на всей территории России. «Наша великая Русская земля,— писал летописец,— освободилась от ига... и начала обновление как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом великом князе Владимире».

Образование Российского  государства стало фактором большого международного значения, оно заняло видное место среди европейских  государств. Вместе с тем, продвигаясь  по своему историческому пути, Россия не только успешно преодолевала трудности, но и накапливала новые проблемы и противоречия, среди которых наиболее трагические последствия имели формировавшееся крепостничество, усиление безраздельной великокняжеской власти, социальные противоречия.

Географическое  положение Москвы, стоящей в центре северо-восточной Руси (южную и западную в расчет  принимать не приходится), защищенной со всех сторон окраинными русскими княжествами, относительно далеко расположенной от татарских, литовских, немецких и шведских рубежей, делало ее для населения наиболее привлекательным краем во всей Руси. «Тишина» и мир в Московском княжестве, возможность относительно безопасной жизни приводили к интенсивному росту населения Московского княжества, численность которого исключительно быстро увеличивалась за счет пришлых крестьян и посадских и в результате естественного прироста. Укрепившись, Московские князья начинают попытки расширить свои владения и при этом наталкиваются на сопротивление со стороны соседних удельных княжеств. Покорив их, Московский князь выступает уже в роли защитника от «ворогов» границ всей русской земли, что обеспечивает ему поддержку со стороны народных масс, а следовательно, политический успех.

Такова  была вторая причина возвышения  Москвы.

Большое значение в возвышении Московского княжества играло и то обстоятельство, что Москва лежала на очень удобных и важных торговых путях. Москва прежде всего была центром междуречья Волги и Оки, узлом, связывающим самые отдаленные княжества и области друг с другом.

Рост и расширение московской торговли, увеличение ее удельного веса во всей русской торговле вообще, рост посадского населения — купцов и ремесленников, обогащавших княжескую казну, стремившихся к укреплению власти князя, собиравшего и объединявшего русские земли, — все это было третьей причиной возвышения Московского княжества.

Необходимо  подчеркнуть поддержку, оказываемую  Москве церковью, и, наконец, удачливую  и умелую внешнюю политику Московских князей, сплотивших силы русской земли  в борьбе с ее врагами, умевших  лавировать, выжидать удобный момент, когда нужно отступать, а когда необходимо и возможно, то переходить в решительное наступление.

Московское  государство образовалось из Московского  удельного княжества через присоединение  к нему других уделов северной Руси, а затем Новгородских земель и волостей великого княжества Литовского. Московские князья, делая свои «примыслы», долго смотрели на себя, как на удельных собственников своих «вотчинных» земель. Приобретя прочно великое Владимирское княжение, они и его стали называть своею «вотчиной». Позднее, когда они требовали от Литвы уступки старых русских городов, они приказывали своим послам говорить, что и вся Русская земля «от их предков из старины их вотчина». Таким образом, Московские князья распространяли свои удельные понятия от своего удела на всю страну и, по удельному порядку, считали себя собственниками и хозяевами всего своего огромного государства. Такой взгляд был усвоен и всем населением: московские люди всегда выражались так, что они живут на «земле великого государя» и только владеют ею. Таким образом, власть Московских князей имела характер вотчинной власти и уже потому была очень полною и самодержавною: князья не только управляли страною, но и владели ею. С течением времени, когда Московские князья стали во главе народного объединения и собрали вокруг себя всю северную Русь, они получили значение вождей целого народа и власть их приобрела новый характер национальной власти, общенародной и демократической. Пользуясь сочувствием и поддержкою народных масс, Московские государи сознавали себя представителями народного единства и национальной независимости и потому держались гордо и властно. Так создавалась в Москве сильная самодержавная власть, вотчинная по происхождению и национальная по значению.

Информация о работе Роль Москвы в завоевании русских земель