Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Бессмертные строки великого русского поэта А.С. Пушкина, вынесенные в эпиграф знакомы каждому из нас буквально со школьной скамьи. Но сколько бы раз мы ни повторяли их, они не теряют своей красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина Москва…
1. Зарождение Москвы
2. Образование Московского княжества.
2.1 Московское княжестве при Иване Калите.
2.2 Борьба Москвы с Литвой, немцами и шведами.
2.3Дмитрий Донской и Куликовская битва.
2.4 Борьба с иноземными захватчиками
2.5 Москва в Отечественной войне 1812 г.
2.6 Москва в XX в. - в эпоху революций и войн
2.7 История Московского Кремля
3. Москва в XVIII в. - центр культуры и просвещения
3.1 Культурная и идейно-политическая жизнь Москвы в XIX веке
3.2 Литературная жизнь XIX веке
4. Москва - столица Российской Федерации
4.1 Москва - религиозный центр России
4.2 Городская застройка Москвы.
Заключение.
Литература.
Оборона Москвы показала, на что способен русский народ, когда дело идет о защите родной земли. Без князя, бояр, без княжеских воинов, грудью стал на за¬щиту города московский люд, и только вследствие из¬мены князей смог Тохтамыш захватить Москву. Но дорого обошедшаяся русскому народу Куликовская битва обескровила русскую землю, и это дало возможность татарам опустошить страну.
Осенью вернулся в разгромленную Москву Дмитрий Донской. Пришлось снова признать зависимость от хана, и Дмитрий вынужден был послать своего сына Василия в Орду, к Тохтамышу, с большими дарами и просить у него ярлык на княжение. В Орде Василий был задержан, и только позднее ему удалось бежать. В 1383 году Тохтамыш, наконец, дал ярлык, но заставил уплатить огромную дань «с деревни по полтине».
Олег Иванович Рязанский, прекрасно понимая, что после неоднократных измен ему не приходится ожидать ничего хорошего от Дмитрия Донского, бежал в Литву. Дмитрий Донской занял было своими наместниками Рязань, но чувствуя, что в Рязани против Олега ему будет трудно удержаться, заключил с ним мир. По миру, Олег Иванович, также как и Тверской князь Михаил, признавал себя «молодшим братом» Дмитрия, став к нему в такие же отношения, как и Владимир Андреевич Серпуховский. Олег обязался порвать связи с врагами Руси — Литвой и Ордой, не «искать ярлыка» и т. д. Кроме того, Олег уступал Дмитрию Донскому Мещеру и еще ряд рязанских городов и «татарских мест», татарские и мещерские князьки которых зависели не от Орды, а от русских князей.
В мире с Олегом большую роль опять-таки сыграла церковь. К Олегу поехал Сергей Радонежский, заставивший Олега смириться.
Таким образом, оба крупные княжества — Тверское и Рязанское, не потеряв своей самостоятельности, в то же самое время оказались на положении подчиненных Москве. Как и Владимир Андреевич Серпуховский, двоюродный брат Дмитрия Донского, Тверской князь Михаил и Рязанский — Олег, должны были «служить без ослушания» Московскому князю (за что последний обещал «кормить» их «по службе»), не «искать» ярлыков на великое княжение, а по отношению к Орде, Литве и другим князьям держаться той же политики, что и князь Московский. Последний, кроме того, получил право вмешиваться в отношения князей с их боярами.
Что же касается удельных князьков, то Дмитрий Донской их всех подчинил своей власти и превратил в «подручников». Строго поступал Донской и с боярами удельных князей и московским боярством. Им была уничтожена должность тысяцкого и казнен на Кучковом поле в Москве последний тысяцкий московский Иван Вельяминов, «передавшийся» на сторону Твери.
Дмитрий Донской «сидел», т. е. княжил, и в Новгороде, причем им был заключен с новгородцами «ряд» (договор), по которому Новгород обещал помогать Дмитрию в войнах с Литвой и Тверью, а Московский князь в свою очередь обязывался помогать Новгороду в борьбе с немцами, Литвой и Тверью. Два раза князь выполнял условия «ряда» и помогал Новгороду в войне с немцами (1364) и Тверью (1373). Но новгородские ушкуйники — «удалые молодцы», грабители — не раз нападали на московские земли, и не всегда удавалось московским воеводам отбить их налеты. Ушкуйники громили и сжигали города, как. например, Кострому и Нижний Новгород, уводили в плен население, продавая его «басурманам» в Булгары и Орду, грабили купцов. Их опустошительные налеты заставили Дмитрия Донского в 1385 году пойти на Новгород. Дмитрий Донской вынужден был принять меры для того, чтобы обуздать новгородских ушкуйников, грабивших русские города и села, и привести в покорность надменную новгородскую боярскую аристократию. Новгород смирился и заплатил дань. Прекратились на время и хищнические набеги ушкуйников.
Дмитрий Донской был сильнейшим князем Руси, которому фактически подчинялись все русские земли, кроме западных. Дмитрий Донской рассматривает великое княжение Владимирское как свою отчину. Как мы уже видели, не только удельные, но даже Нижегородские, Тверские и Рязанские великие князья подчинялись ему. Под давлением внешней опасности, в борьбе с Ордой и Литвой, росло стремление к единству сил, росла тяга к национальному централизованному Русскому государству во главе с единой властью, закладывались первые кирпичи фундамента Русского государства. В объединении сил русского народа князь опирался на растущий и умножавшийся посадский люд и боярство.
Росли торговые связи Москвы. Торговые договоры (грамоты) Москвы с Новгородом (1380), с Рязанью (1381), Тверью (1369 и 1399) устанавливают право московских купцов всюду «торговать без рубежа» и «мыта держать прежние». Через Новгород и Тверь в Москву поступали товары из Западной Европы: сукна, вина, пряности, драгоценные изделия и т. д. С Востоком торговали через Нижний Новгород, Рязань и Орду. Упоминаются «шеломы черкасские», «байданы бессерманские», «блюда ездинские» (из города Незда или Езда в Иране). Торговали и с Югом — генуэзской колонией Сурожем (Судаком). Крупных купцов, торговавших с Сурожем, называли гостями-сурожанами. Московские купцы — «сходници суть с земли на землю и знаеми всеми в Ордех и Фрязех». Не забыт и путь в Византию, но теперь сносятся с нею через генуэзцев. Московские купцы — сурожане, сукон-ники и другие — богатая и влиятельная группа. Требования выросшей торговли заставили Донского приступить к чеканке собственной монеты. Растет ремесло. Посад превращается в серьезную социальную и политическую силу.
Крепнет боярство. Складывается влиятельная группа богатых бояр, крупных землевладельцев, окружающих Донского. Они — воеводы, наместники, советники князя. В их рядах мы встречаем уже известного Дмитрия Михайловича Боброка, выехавшего при Донском из Волыни, женатого на сестре Дмитрия, Анне, окольничего Тимофея Васильевича, Ивана Родионовича Квашню, Андрея Кобылу и сына его, Федора Андреевича Кошку, Федора Андреевича Свибла, Михаила Челядю, Александра Плещея и ряд других родоначальников знатных боярских фамилий. Многочисленное, богатое и энергичное московское боярство сыграло большую роль в княжение Донского. Недаром, судя по его «житию», Дмитрий Донской обращается перед смертью к своим сыновьям, указывая: «Бояр же своих любите и честь им достойную воздавайте и противу дело коегждо без их думы ничего не творите». Обращаясь к боярам, Дмитрий говорит: «Всех чествовах и любих и в чести велицей держах, радовахся и скорбел с вами; вы же нарекостеся у меня не бояре, но князи земли моей». Так подчеркивает значение боярства и свое отношение к нему Донской.
Из летописи мы узнаем о характере и наружности Дмитрия Ивановича Донского. Это был рослый человек, высокий и плечистый, с большой черной бородой, с острым взором, крепкий и мужественный. Дмитрий не любил забав и пиров, и все внимание уделял делам княжения. Летопись отмечает, что Дмитрий «книгами неучен бяше добре» — этот русский князь оставался сыном своего века, храбрым, но необразованным. В 1389 году Донской заболел и умер. У него было шесть сыновей, причем старший, Василий, получил «старший путь» — Москву, половину Московского княжества и Владимирское великое княжение. Это последнее Донской считал уже своей отчиной, неотделимой от Москвы, которой он в своей духовной распоряжается как собственностью. Донской приказал всем остальным своим сыновьям во всем подчиняться Василию.
2.4 Борьба с иноземными захватчиками.
В начале XVII в. Россию потрясают события, получившие у современников название «Смутное время - символ» вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но одновременно это было время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, спасшего страну от катастрофы, отстоявшего ее независимость.
В этот период, как в калейдоскопе, менялись правители Московского государства, а сама Москва была занята польскими войсками. После ряда неурожайных лет на Руси наступил страшный голод, унесший миллионы жертв.
Возглавил духовное
сопротивление первоначально
Когда стало ясно, что эти условия не будут выполнены, патриарх начал рассылать грамоты с призывом к сопротивлению, и города стали сговариваться между собой об освобождении Москвы.
Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский - смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками.
В августе 1612 г.
князь Пожарский пришел под Москву
и вместе с частью казаков отразил
попытку поляков извне
В начале 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета. При встрече царь и митрополит совершили земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет был поставлен на патриаршество и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место.
Освобождение Москвы от поляков в Смутное время происходило во имя спасения Отечества и православной веры
2.5 Москва в Отечественной войне 1812 г.
За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события. Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления.
В память об освобождении России от французских завоевателей в 1839 г. на месте Алексеевского женского монастыря была начата постройка Храма Христа Спасителя, закончившаяся в 1880 г. В его сооружении участвовал практически весь народ: кто присылал капитал, а кто рубль. Расписывали же Храм лучшие художники и живописцы России.
Память о войне 1812 г. закреплялась созданием приделов и циклов икон, посвященных крупнейшим событиям минувшей войны, а также Александровского сада, Манежа, площадей-форумов - Театральной и Красной.
В после пожарной Москве было возведено специальное мемориальное гражданское сооружение - Триумфальные ворота. Место у Тверской заставы для них было выбрано не случайно. Тверская улица и Петербургское шоссе, будучи конечными и начальными отрезками пути, соединяли обе столицы - Москву и Петербург.
Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника в честь Победы принадлежит императору Николаю I. Во время коронационных торжеств в апреле 1826 г. он выразил желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Его постройка воспринималась москвичами как общенародное дело.
Средства на строительство, кроме выделенных правительством, поступали и от Городской думы и от отдельных граждан. Открытие ворот состоялось 20 сентября 1834 г., в 20-ю годовщину завершения Отечественной войны.
Москва стала символом общерусского сопротивления в Отечественной войне 1812 г.
2.6 Москва в XX в. - в эпоху революций и войн.
На рубеже XIX-XX
вв. Россия выделялась глубиной и масштабностью
социально-экономических
Россия вся состояла из противоречий, она соединяла в себе новейшие формы крупной промышленности, финансового капитала и пережитки крепостничества, роскошь знати и нищету народных масс. С одной стороны, Россию представляла прогрессивная интеллигенция, внесшая выдающийся вклад в мировую культуру, а с другой - неграмотное большинство народа. Стремление угнаться за новейшими достижениями прогресса сочеталось с азиатским консерватизмом и деспотией. Россия была подобна вулкану, который в любую минуту готов был взорваться.
В начале XX в. она вступила в эпоху революций, и они огненной лавой прокатились по ее огромным просторам, унеся с собой миллионы жертв.
Москва вместе
с Россией пережила и выстрадала
всю тяжесть голодных, жестоких,
братоубийственных
Москва вместе с Россией пережила и выстрадала все тяжёлые события первой половины XX в.
1941 год вновь
потряс основы Российского