Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа
К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамическое развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ.
Решительные перемены во всех сферах русского общества связаны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.
Изучая исторические вопросы XVIII века, и просматривая литературу по данной теме, мое мнение этот век был интереснейшим, напряженным и результативным в истории государства Российского.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Борьба за власть после смерти Петра I………………………………………..5-6
2. Причины и сущность дворцовых переворотов……………………………….7-8
3. Взлет и падение А.Д. Меньшикова. «Бороновщина»……………………….9-10
4. Дворянство как главная опора самодержавия…………………………………11
5. Административно-территориальное деление России (АТД)
5.1. Первая Петровская реформа……………………………………………….12
5.2. Вторая Петровская реформа……………………………………………….13
5.3. Реформа 1727 года………………………………………………………14-15
5.4. Екатеринская реформа (разукрупнение ячеек АТД)…………………16-18
5.5. Павловская реформа (укрупнительная)…………………………………..19
6. Промышленность и торговля. Создание новой денежной системы………20-22
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Уложенная комиссия……..23-26
8. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II (таблица 1)………………………………………………………......27
9. Политические деятели «екатеринской» эпохи. «Золотой век» дворянства смысл и значение……………………………………………………………......28-29
10. Дискуссия о генезисе самодержавия………………………………………30-32
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг…………………………………….......33-35
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги………………………….36-37
13. Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века
13.1. Разделы речи Посполитой…………………………………………….38-42
13.2. Георгиевский трактат………………………………………………….43-45
13.3. Русско-турецкие войны и их причины ………………………………46-47
13.4. Итоги русско-турецкой войны………………………………………..48-49
14. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова……………………50-55
15. Внешняя политика Павла I и военные реформы………………………….56-60
16. Открытие и освоение Дальнего Востока (XVII - XIXвв.) ……………….61-65
17. «Русская Америка»………………………………………………………....66-68
18. Период гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII – начала XIX века…………………………………………………………………….69
19. Образование и становление Московского университета………………...70-72
20. Открытие Академии наук в Петербурге……………………………………....73
21. Русское Просвещение
21.1. Общая характеристика и идеи Просвещения…………………………...74
21.2. Деятели Русского Просвещения……………………………………...75-83
21.3. Искусство……………………………………………………………....84-86
22. Усадебный быт и «крепостная интеллигенция»………………………….87-89
23. Архитектура XVIII века: Барокко………………………………………….90-94
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780гг.)………………...95-97
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)……………...98-100
25. Сентиментализм в русском искусстве XVIII века……………………101-102
Заключение……………………………………………………………………….103
Список использованной литературы…………………………………………...104
В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для
придания разнообразным сооружениям нарядного облика.
Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском
зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданная
архитектором И.П.Зарудным (1670-1727 гг.). Архитектор проявил великолепное мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантные композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфоргского ордера поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции.
Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в гармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке.
Мичуриным в 1734-1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена застройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России. Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций в провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г).
Архитектура барокко середины XVIII века.
В описываемый период В.Н.Татищев и М.B.Ломоносов закладывали основы отечественной исторической науки. Русская наука и культура высокого, не уступающего европейскому, уровня. Благодаря этому в 1755 году в России открылся первый университет, а в Петербурге Академия Художеств, сыгравшая
большую роль в развитии искусства и архитектуры классицизма.
Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских
стран. Все это
обуславливало торжественно-
храмов основных типов монументальных зданий в России в этот период. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники И.K. Kоробова, С.И.Чевакинский и Д.В.Ухтомский. Крупнейшим архитектором середины XVIII века является Ф.Б.Pасстрелли. Одновременно с ним творили многие безвестные крепостные архитекторы, живописцы, лепщики, резчики и прочие мастера прикладного искусства.
В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные
особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века – полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры, обрамленные окна.
Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они
расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается.
Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. В данном разделе особо следует отметить о творениях обер архитектора Растрелли
Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество, которого достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и С.Г.Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Одновременно с Ф.Б.Растрелли работал архитектор Чевакинский С.И. (1713-1770 гг.). Наиболее замечательным творением Чевакинского С.И. сохранившимся до наших дней, было проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В.И.Баженов. Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был архитектор Ухтомский Д.В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалось под влиянием художественных воззрений и произведений Ф.Б.Растрелли, в частности в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле, Аннегофе и Перове. До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевском лавре в Загорске.
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)
Для
руководства повсеместной
В городах России жилая застройка
имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге
этажность поднималась до трех-четырех.
В данный период
Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей, превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект “Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости.
В этот период в России работали известные архитекторы: Ю.М,Фельтен и К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической последовательности, возведения строений следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность.
Здесь необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз. Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна.
Сдержанная пластика фасадов
комплексируется благородством местного
камня – светло-серого пудостского известняка.
Парадные интерьеры расположены на втором
этаже, из них наиболее значительны Белый
зал, Аванзал, мраморная столовая и другие.
Дворец был разрушен в годы фашистской
оккупации. Ныне реставрирован. Кроме
указанных выше А.Ринальди выстроил несколько
православных храмов, особенностью которых
является сочетание в одной композиции
вновь утвердившегося еще в период барокко
пятиглавая и высокой многоярусной колокольни.
Искусственное использование классических
ордеров, по ярусное их расположение на
колокольнях и деликатная планировка
фасадов свидетельствует о стилистической
действительности художественных образов,
И.Г.Чернышева. В середине XIX века на его месте у Синего моста был возведен
архитектором А.И. Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую строительную деятельность архитектор Фельтон Ю.М. Его
творчество формировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный рядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними дворами хорошо сохранила свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение Ю.М. Фельтена – это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.). Она создана при творческом участии П.Е.Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого. Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка (1728-1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К.И.Бланк в 1860 году возвел импозантный павильон “Эрмитаж”. В соответствие с возникновением и развитием классицизма на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система), распространившаяся в Западной.
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)
Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государства. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно
развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти
явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре.
Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов. Расширилось усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. В провинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. В рассматриваемый
период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения,
являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов Василий Иванович (1737-1799) – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля.
Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен, не был его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок, является и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был выстроен без участия зодчего управляющим строителем был В.Ф. Бренна который внес существенные изменения в трактовку главного фасада. Казаков М.Ф.: Петровский дворец – облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле – ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа. Этот зал – важное звено в развитии русского классицизма. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.). Была использована классическая русская композиция применительно к православному храму. Во второй половине 18 века ротонда стала воплощаться в зодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же была использована при постройке мавзолея Барышникова под Смоленском (1784-1802 гг.). Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова). Здание Университета (1786-1793 гг.). Здание Университета пострадало в 1812 году, и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг.