Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:40, дипломная работа
Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплесной, интегрированной основе были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шатцким, М. М. Рубенштейном и другими. Это новое направление получило в нашей стране возможность эксперимента, т.е. было практически реализовано и вошло в историю педагогики под именем трудовой школы. Основным принципом на основе, которого организовывался процесс обучения, являлся « метод Жизненных комплексов». Этот метод предполагал интеграцию знаний из различных областей вокруг какой-то общей проблемы. Данный метод был первым практическим опытом организации учебного процесса на межпредметной основе. Были созданы программы комплексного обучения.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы интеграции знании в процессе обучения……………………………………………………………………………...….10
§1. Педагогическая проблема интеграции знании…………………………10
§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения……………………...13
§3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории……………..16
§4. Методологические особенности интегрированного урока по истории…………………………………………………………………………………..20
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории…………………………………………………………………………….…….22
§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории……………………………..22
§2. Выявление начальных знании, умении, навыков у учащихся по теме: «Россия в XVII в.»…………………………………………………………..…….……..25
§3. Формирование знании, умении, навыков по теме: «Россия в XVII веке.»……………………………………………………………………………..……...32
§ 4. Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII в.»………………………….………………………..36
Заключение………………………………………….………………….….......40
Список литературы……………………………………..……………...…….44
6
Глава I. Теоретические основы интеграции знании
в процессе обучения…………………………………………………………
§1. Педагогическая проблема интеграции знании…………………………10
§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения……………………...13
§3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории……………..16
§4. Методологические
особенности интегрированного урока по
истории……………………………………………………………
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование
по применению интегрированного подхода
к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе
истории……………………………………………………………
§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории……………………………..22
§2. Выявление начальных знании, умении,
навыков у учащихся по теме: «Россия в
XVII в.»…………………………………………………………..…….
§3.
Формирование знании, умении, навыков
по теме: «Россия в XVII веке.»………………………………………………………………
§ 4. Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII в.»………………………….………………………..36
Заключение………………………………………….………
Список литературы……………………………………..…………
Приложение № 1…………………………………………..………………….47
Приложение № 2…………………………………………..………………….51
Приложение № 3……………………………………….…………………….53
Приложение № 4…………………………………….……………………….55
Приложение № 5……………………………………………….………………58
Приложение № 6………………………………………………….……………60
Приложение № 7…………………………………………………….…………63
Приложение № 8…………………………………….……………………………65
Приложение № 9………………………………………………………………….68
Введение
Система обучения в школе ориен
Так же бурные события последних десятилетии коренным образом изменили общественно-политическкии и социально-экономический строй страны и породили неудовлетворенность общества состоянием исторического знания.
В качестве междисциплинарных исследовании в образовании адекватна интеграция. Которая выступает в качестве инструмента, обеспечивающего полноту и целостность получаемых знании.
Интеграция как полноправное научное понятие появляется в педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся и взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни.
История интеграции в
20-е гг. – проблемно-комплесное
обучение на межпредметной
50-70-е гг. - межпредметные связи;
80-90-е гг. – собственно интеграция.[8]
Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплесной, интегрированной основе были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шатцким, М. М. Рубенштейном и другими. Это новое направление получило в нашей стране возможность эксперимента, т.е. было практически реализовано и вошло в историю педагогики под именем трудовой школы. Основным принципом на основе, которого организовывался процесс обучения, являлся « метод Жизненных комплексов». Этот метод предполагал интеграцию знаний из различных областей вокруг какой-то общей проблемы. Данный метод был первым практическим опытом организации учебного процесса на межпредметной основе. Были созданы программы комплексного обучения. Однако вскоре возникли серьезные проблемы и решением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. « О начальной и средней школе», в котором метод проектов был осужден и отвергнут.
После 1931
г. обучение строится на
Второй
этап – этап межпредметных
связей. В 50-60-е гг. они укрепляли
отношения между предметными
и профессионально –
В 80-х гг.
понятие межпредметных связей
уступило место понятию
80-90-е гг.- этап собственно интеграции. Первое исследование по этой проблеме - «Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. Сборник научных трудов»- было издано в 1983 г. Этой работой понятие интеграции было введено в педагогику.
Г.А Монахова,
проводя анализ системы образов
И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. При формировании системы образования она ставит вопросы:
- зачем интегрировать?
- что интегрировать?
- как интегрировать?
Отвечая
на вопрос «Зачем
При ответе на вопрос «Что интегрировать?» рассматриваются разные варианты интеграции естественно научных знаний: концепция А.И.Субетто и концепция «Диалога культур».
Решению
проблемы «Как интегрировать»
способствует накапливание
По мнению Ю.М Колягина, применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: « во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знании (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция же, как средство обучения, направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. По мнению автора, сложность проблемы заключается в том, как динамически развивать интеграцию от начала к концу обучения. Если в начале наиболее целесообразно усвоить « немного обо всем», после чего необходим синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать « все о немногом», то есть это узкая специализация, хотя и на новом интегративном уровне.[14]
Из данных выше определений мы видим, что все авторы сходятся в одном мнении. Интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, основные интеграции являются межпредметные связи.[19]
Целью нашего исследования является: выявление эффективности применения интеграции в истории при изучении темы: «Россия в XVII веке».
При исследовании мы должны разрешить следующие задачи:
Объектом нашего исследования является интегрированный подход к изучению истории.
Предметом исследования является, интегрированный подход к изучению темы «Россия в XVII веке» Современный урок – явление многообразное, но имеющие единую основу, а именно эффективность, достигаемую посредством решения целого ряда методических задач. При подготовке любого урока перед учителем встают серьезные проблемы, связанные с
отбором содержания, осознанием дидактического замысла урока, выбором методических средств, адекватных целям обучения и воспитания.[4]
Гипотеза исследования: формированию у школьников средней ступени целостного взгляда на окружающий мир, могут способствовать интегрированные уроки.
Мы будем применять следующие методы: анализ, синтез, эксперимент.
Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь, т. е одно и то же исследуемое явление можно анализировать во многих аспектах.
Синтез- метод объединения различных предпосылок, идей, убеждений, обеспечивающих получение новых знаний или метод исследования явления в его единстве и взаимосвязи всех составных частей.
Эксперимент - специально организованная деятельность педагога и детей с заранее заданными исследовательскими целями.
Дипломная работа состоит:
из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложений. Во введении раскрывается
актуальность данной темы, определяется
цель, объект, предмет, гипотеза, задачи
исследования;. В первой главе раскрывается
тема с теоретической точки зрения. Во
второй главе описывается опытно–экспериментальное
исследование.
В заключении обобщается весь материал
исследования. Делаются выводы.
В списке литературы даются сведения об использованной в ходе исследования литературе. Приложения содержат материалы теста и конспекты интегрированных
Заключения,
в котором обобщается весь
материал исследования. Делаются выводы.
Списка
литературы, где даются сведения
об использованной, в ходе исследования, литературы.
Приложения, в котором содержаться проводимые тесты и конспекты интегрированных уроков.
Практическая
значимость работы заключается
в том, что в своей будущей
педагогической работе мы
Глава 1. Теоретические основы интеграции знаний в процессе обучения.
§ 1. Педагогическая проблема интеграции знании.
В наше время такое понятие как «интеграция» прочно заняло свое место в большом ряду других педагогических терминов. Латинское integratio – восстановление, восполнение;integer – полный, целый. Интеграция – объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства. Но на сегодняшний день однозначно принятого педагогического определения понятия «интеграция» не существует [19].
Однако
следует отметить, то, что все
современные науки о человеке,
в их числе педагогика, отличаются
несовершенством терминологичес
Под интеграцией
в педагогическом процессе