Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:40, дипломная работа
Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплесной, интегрированной основе были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шатцким, М. М. Рубенштейном и другими. Это новое направление получило в нашей стране возможность эксперимента, т.е. было практически реализовано и вошло в историю педагогики под именем трудовой школы. Основным принципом на основе, которого организовывался процесс обучения, являлся « метод Жизненных комплексов». Этот метод предполагал интеграцию знаний из различных областей вокруг какой-то общей проблемы. Данный метод был первым практическим опытом организации учебного процесса на межпредметной основе. Были созданы программы комплексного обучения.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы интеграции знании в процессе обучения……………………………………………………………………………...….10
§1. Педагогическая проблема интеграции знании…………………………10
§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения……………………...13
§3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории……………..16
§4. Методологические особенности интегрированного урока по истории…………………………………………………………………………………..20
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории…………………………………………………………………………….…….22
§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории……………………………..22
§2. Выявление начальных знании, умении, навыков у учащихся по теме: «Россия в XVII в.»…………………………………………………………..…….……..25
§3. Формирование знании, умении, навыков по теме: «Россия в XVII веке.»……………………………………………………………………………..……...32
§ 4. Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII в.»………………………….………………………..36
Заключение………………………………………….………………….….......40
Список литературы……………………………………..……………...…….44
Интеграция
может рассматриваться как
Рассматривая
категориальный аспект понятия
«интеграция» И.Ю. Алексашина
отметила, что в самом общем
смысле интеграция выступает
как процесс и результат
Н.С Светловская понимает под интеграцией «создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах ( учебных предметах, видах деятельности и Т.Д.), а затем приспособление этих элементов и частей в несуществовавшии ранее монолит особого качества» [24]. Данный автор считает, что лучше всего проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей, чем специально разрабатывать интегрированные курсы.
Интеграция в сфере образования и воспитания может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования. Соотнесение педагогических процессов с целостной жизнедеятельностью ребенка требует интеграции на уровне педагогических целей, диктует учителю необходимость ориентироваться в своей работе на какие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность, не являющиеся простои суммой индивидуальных проявлении, но отражающие сущность, качественное своеобразие человека, его позицию во всех сферах жизни. Многообразные варианты интеграции на уровне содержания обучения, воспитания, отдельных предметных областей и сфер активности школьников широко распространены в практике. На уровне технологии также можно говорить о вариативности использования интеграционных форм и методов педагогического воздействия в массовой образовательной практике [19].
Современные
тенденции развития
Разрабатываемая интегрированная система образования полностью сохраняет внутри себя предметоцентризм: интегрируемые предметы функционируют не только в образовательном пространстве, но и как самостоятельные учебные системы.
И.Ю. Алексашина пишет, что интеграционные процессы в педагогической реальности могут дать новые результаты пол отношению:
На современном этапе
различают три формы
Использование
той или иной формы интеграции
зависит от подготовки учителя,
Обзор литературы
выявил, что на современном этапе
развития и образования, и
обозначились два направления.
1.Интеграция – как
методологический и
2.Интеграция, – ведущая
тенденция обновления
§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения.
Существуют различные пути к реализации интеграции в процессе обучения. Известны следующие виды интеграции: интегрированные курсы на базе нескольких предметов из одной образовательной области на равнодолевых условиях; на базе одной дисциплины; при сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса; предметов близких образовательных областей при сохранении специфики одного, в то время как другие предметы выступают в качестве вспомогательной основы; объединение предметов из удаленных образовательных областей и блоков; тематическая интеграция – каждая последующая тема логически строиться из предыдущей, предполагает планирование стратегии обучения с соответствующими видами деятельности и формами обучения; знания интегрируются вокруг общей проблемы, характерные для нескольких предметов, последние выступают как средство пролонгирования интересов учащихся; общая проблема( чаще всего социально-значимая, объединяет различные дисциплины и курсы.
Одним из
вариантов реализации
Основные
цели курса: формирование
Данная
программа имеет своих
Конструктивно
сложна, но и более предпочтительна
интеграция различных
Другой формой организации обучения на основе интеграции являются интегрированные дни (Н.В. Груздева). Интегрированные дни – это форма образовательного процесса, предполагающая на протяжении целого рабочего дня проведение в одном или нескольких классах серии уроков, раскрывающих общую идею или проблему [7].
Интеграция, как принцип проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем разных уровней:
Учителя
– экспериментаторы проводят
интегрированные блоки уроков
по смежным предметам,
Такие интегрированные направления образования могут играть доминирующую роль, определяя профили классов или школ и основу межпредметных связей в обучении [19].
Таким образом,
мы видим, что поиск путей
реализации интеграции в
§3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории.
Методика
подготовки к проведению
В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предлагается осуществить интеграцию. Для уроков по истории это, прежде всего такие предметы, как обществознание, литература, русский язык, география, предметы эстетического цикла.
Знакомясь
с содержанием смежного
Таким образом,
для проведения
«Как и
другие принципы дидактики,
Сложность
интеграции связана, прежде
Планируя
систему интегрированных
Так, в
5 классе на уроках по истории
Древнего мира довольно
В курсе литературы в самом начале 6 класса есть темы, посвященные легендам и мифам народа мира. Одновременно дети начинают знакомиться с историей восточных славян, их обычаями и языческими верованиями.