Россия в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплесной, интегрированной основе были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шатцким, М. М. Рубенштейном и другими. Это новое направление получило в нашей стране возможность эксперимента, т.е. было практически реализовано и вошло в историю педагогики под именем трудовой школы. Основным принципом на основе, которого организовывался процесс обучения, являлся « метод Жизненных комплексов». Этот метод предполагал интеграцию знаний из различных областей вокруг какой-то общей проблемы. Данный метод был первым практическим опытом организации учебного процесса на межпредметной основе. Были созданы программы комплексного обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы интеграции знании в процессе обучения……………………………………………………………………………...….10
§1. Педагогическая проблема интеграции знании…………………………10
§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения……………………...13
§3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории……………..16
§4. Методологические особенности интегрированного урока по истории…………………………………………………………………………………..20
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории…………………………………………………………………………….…….22
§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории……………………………..22
§2. Выявление начальных знании, умении, навыков у учащихся по теме: «Россия в XVII в.»…………………………………………………………..…….……..25
§3. Формирование знании, умении, навыков по теме: «Россия в XVII веке.»……………………………………………………………………………..……...32
§ 4. Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII в.»………………………….………………………..36
Заключение………………………………………….………………….….......40
Список литературы……………………………………..……………...…….44

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

     Интеграция  может рассматриваться как принцип  осуществления образовательного  процесса, основанный на взаимодополнении  разных форм постижения действительности  и создающие условия для составления  личностно-многомерной картины мира  и постижения себя в этом мире Груздева [7].

     Рассматривая  категориальный аспект понятия  «интеграция» И.Ю. Алексашина  отметила, что в самом общем  смысле интеграция выступает  как процесс и результат становления  целостности единого качества на основе многих качеств [1].

     Н.С Светловская понимает под интеграцией «создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах ( учебных предметах, видах деятельности и Т.Д.), а затем приспособление этих элементов и частей в несуществовавшии ранее монолит особого качества» [24]. Данный автор считает, что лучше всего проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей, чем специально разрабатывать интегрированные курсы.

     Интеграция в сфере образования и воспитания может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования. Соотнесение педагогических процессов с целостной жизнедеятельностью ребенка требует интеграции на уровне педагогических целей, диктует учителю необходимость ориентироваться в своей работе на какие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность, не являющиеся простои суммой индивидуальных проявлении, но отражающие сущность, качественное своеобразие человека, его позицию во всех сферах жизни. Многообразные варианты интеграции на уровне содержания обучения, воспитания, отдельных предметных областей и сфер активности школьников широко распространены в практике. На уровне технологии также можно говорить о вариативности использования интеграционных форм и методов педагогического воздействия в массовой образовательной практике [19].

     Современные  тенденции развития образования  - его интеграция, экологизация, технологизация и другие, позволяют комплексно решать актуальные проблемы и задачи школьного образования. «Поэтому сегодня оно должно носить не только внутрипредметный, но и межпредметный характер и быть направленно на межпредметную интеграцию знании учащихся и способов их воздействия» (Н.Е Кузнецова, М.А Шаталов). Авторы считают, что эффективность построения и реализации целостной системы научных понятии. Повседневная практика жизни требует разнопланового освещения процессов, явлении реального мира. Что приводит. В конечном счете. К поиску адекватных методов. Форм и способов обучения [17]. На необходимость осуществления междисциплинарности при изучении человека в школьном образовании указывает А.С. Батуев: «Сегодня чрезвычайно важной представляется реализация принципа междисциплинарных связей, предусматривающая не только установление связи предметов естественного или гуманитарного направлении, но и консолидацию комплекса биологических дисциплин с гуманитарными предметами (литературой, экономикой и другими)» [2].

     Разрабатываемая интегрированная система образования полностью сохраняет внутри себя предметоцентризм: интегрируемые предметы функционируют не только в образовательном пространстве, но и как самостоятельные учебные системы.

     И.Ю. Алексашина  пишет, что интеграционные процессы в педагогической реальности могут дать новые результаты пол отношению:

  • к человеку, формируя интегральные свойства и характеристики, как на стороне ученика, так и на стороне учителя;
  • к картине мира, которая самым непосредственным образом обусловливает построение содержания образования, составляя его научную основу;
  • к содержанию образования на всех его уровнях, начиная от концептуальных посылок и кончая конкретным учебным материалом;
  • к обучению, обеспечивая актуализацию новых механизмов познания, создавая инновационные формы и методы освоения учебной информации [1].

На современном этапе  различают три формы интеграции:

  • Полная - слияние учебного материала в едином курсе.
  • Частичная - слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав.
  • Блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы [19].                                 

      Использование  той или иной формы интеграции  зависит от подготовки учителя,  от его способности манипулировать определенными единицами учебного материала. Целесообразнее осуществление интеграции начинать с блоковой, рассчитанной на четверть, полугодие или год.

 Обзор литературы  выявил, что на современном этапе  развития и образования, и науки  в целом, большинство исследователей понимают необходимость интеграции. Но при этом исследователи отличают различные подходы к определению сущности интеграции и возможности использования интеграции на уроках. Так же в рассмотрении интеграции

обозначились два направления.

    1.Интеграция – как  методологический и дидактический  принцип (И.Е. Кузнецова и М.А.  Шаталов); как принцип осуществления  образовательного процесса (Н.В.  Груздева).

     2.Интеграция, – ведущая  тенденция обновления содержания  образования (И.Ю. Алексашина, Л.И. Бахарева, А.Я Данилюк, Ю.М. Колягин, Н.С. Светловская).

 

 

§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения.

 

 

 

     Существуют различные  пути к реализации интеграции  в процессе обучения. Известны  следующие виды интеграции: интегрированные  курсы на базе нескольких предметов из одной образовательной области на равнодолевых условиях; на базе одной дисциплины; при сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса; предметов близких образовательных областей при сохранении специфики одного, в то время как другие предметы выступают в качестве вспомогательной основы; объединение предметов из удаленных образовательных областей и блоков; тематическая интеграция – каждая последующая тема логически строиться из предыдущей, предполагает планирование стратегии обучения с соответствующими видами деятельности и формами обучения; знания интегрируются вокруг общей проблемы, характерные для нескольких предметов, последние выступают как средство пролонгирования интересов учащихся; общая проблема( чаще всего социально-значимая, объединяет различные дисциплины и курсы.

     Одним из  вариантов реализации интеграции  знании в обучении является  разработка интегрированных курсов, как для начальной, так и для средней школы [19].

     Основные  цели курса: формирование целостной  научной картины мира; овладение  знаниями и умениями, необходимыми  для активного участия в жизни  общества; формирование творческой  личности, умеющей объяснить явления  природы и прогнозировать результаты своей деятельности [19].

      Данная  программа имеет своих сторонников  и противников. Сторонники считают  создание курса велением времени;  закономерной, объективной необходимостью, следствием требовании коренной  перестройки народного образования  в направлении его гуманизации и гуманитаризации. Противники выражают серьезные сомнения в целесообразности введения в школу интегрированного курса на среднем этапе образования; по их мнению, что введение этого курса резко снижает уровень подготовки учащихся. Таким образом, предложенный вариант интегрированного подхода возможен. Он предполагает объединение сходных по содержанию тем различных учебных предметов. Вместе с тем дозирование интегрированных уроков в течение недели исключает системный подход к изучению многогранности процессов и явлении, а детальное ознакомление с планированием выявляет случайность установленных связей между учебными предметами [19].

     Конструктивно  сложна, но и более предпочтительна  интеграция различных образовательных  областей знаний, обладающая большим количеством связей, на основе которых стираются условные границы между предметами, и создается полная картина изучаемых процессов реальной действительности [19]

     Другой  формой организации обучения  на основе интеграции являются  интегрированные дни (Н.В. Груздева). Интегрированные дни – это форма образовательного процесса, предполагающая на протяжении целого рабочего дня проведение в одном или нескольких классах серии уроков, раскрывающих общую идею или проблему [7].

Интеграция, как принцип проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем разных уровней:

  • создаются школы интегрированного типа;
  • разрабатываются интегрированные образовательные программы;
  • широко внедряются в практику интегрированные учебные курсы по авторским и экспериментальным учебным программам;
  • практикуются интегрированные уроки и другие комплексные формы организации обучения [19].

     Учителя  – экспериментаторы проводят  интегрированные блоки уроков  по смежным предметам, обеспечивающие  синтез знаний и умении, а также опережающее обучение. Учебные планы школ нового типа нередко строятся по блочно – модульному принципу, который обеспечивает интеграцию знаний в блоках учебных предметов, взаимосвязанных общим стержнем – интегратором. Выделяют блоки предметов:

  • историко-культурологическии;
  • психолого-педагогический;
  • экологический;
  • физико-математический;
  • экономический и другие.

     Такие интегрированные  направления образования могут  играть доминирующую роль, определяя  профили классов или школ и  основу межпредметных связей в обучении [19].

     Таким образом,  мы видим, что поиск путей  реализации интеграции в процессе  обучения разносторонний. Это объясняется  тем, что нет однозначного понятия  самой  сущности интеграции, поэтому  авторы предлагают различные  варианты решения. Но, несмотря на это, процесс интеграции – это шаг на пути модернизации образования, который ведет к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.

 

     §3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории.

    

     Методика  подготовки к проведению интегрированных  уроков включает в себя ряд  этапов:

  1. Аналитический.

      В первую  очередь необходимо провести  сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем  школьным курсам, с которыми предлагается осуществить интеграцию. Для уроков по истории это, прежде всего такие предметы, как обществознание, литература, русский язык, география, предметы эстетического цикла.

     Знакомясь  с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации факторов, глубину их общения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык истории систему формирования понятий в любом из названных предметов (художественные образы литературных произведений, картографический и статический материал из курса географии).

     Таким образом,  для проведения интегрированного  урока по истории необходимо:

  • проанализировать программы средней школы по различным учебным предметам;
  • выявить одинаковые темы;
  • объединить их с позиции ведущих идей и ведущих положений.

     «Как и  другие принципы дидактики, межпредметные  связи обладают свойством всеобщности.  Их действие распространяется  на все учебные предметы, и  изучение каждой темы может  включать те или иные виды связи с другими предметами», отмечают И.Д Зверев и В.А Максимова.

     Сложность  интеграции связана, прежде всего,  с тем, что практически во  всех параллелях изучение содержания  курсов истории, литературы, географии  и т.д. хронологически не совпадает. Но все, же при желании точки соприкосновения найти можно.

     Планируя  систему интегрированных уроков, учитель:

  • выявляет сходные темы в разных учебных предметах;
  • определяет, какой учебный материал из других предметов можно включить в качестве компонента при изучении истории, а какой необходимо изучить самостоятельно;
  • продумывает оптимальное сочетание учебного материала предметов разных циклов с целью раскрытия исторических связей и зависимостей;
  • подбирает дополнительный материал из разных областей наук (литературные, изобразительные произведения, и другие), если учебный материал сходных тем по программе отсутствует.

     Так, в  5 классе на уроках по истории  Древнего мира довольно подробно  рассматриваются религия и культура  Древней Греции. И приблизительно в это же время в курсах изобразительного искусства, мировой художественной культуры изучаются основы античного искусства.

     В курсе  литературы в самом начале 6 класса  есть темы, посвященные легендам  и мифам народа мира. Одновременно  дети начинают знакомиться с историей восточных славян, их обычаями и языческими верованиями.

Информация о работе Россия в XVII веке