Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:40, дипломная работа
Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплесной, интегрированной основе были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шатцким, М. М. Рубенштейном и другими. Это новое направление получило в нашей стране возможность эксперимента, т.е. было практически реализовано и вошло в историю педагогики под именем трудовой школы. Основным принципом на основе, которого организовывался процесс обучения, являлся « метод Жизненных комплексов». Этот метод предполагал интеграцию знаний из различных областей вокруг какой-то общей проблемы. Данный метод был первым практическим опытом организации учебного процесса на межпредметной основе. Были созданы программы комплексного обучения.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы интеграции знании в процессе обучения……………………………………………………………………………...….10
§1. Педагогическая проблема интеграции знании…………………………10
§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения……………………...13
§3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории……………..16
§4. Методологические особенности интегрированного урока по истории…………………………………………………………………………………..20
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории…………………………………………………………………………….…….22
§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории……………………………..22
§2. Выявление начальных знании, умении, навыков у учащихся по теме: «Россия в XVII в.»…………………………………………………………..…….……..25
§3. Формирование знании, умении, навыков по теме: «Россия в XVII веке.»……………………………………………………………………………..……...32
§ 4. Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII в.»………………………….………………………..36
Заключение………………………………………….………………….….......40
Список литературы……………………………………..……………...…….44
Примеры
возможностей для проведения
интегрированных уроков можно
приводить и дальше. Но, что бы
их использовать, учитель должен
хорошо представлять себе
Определившись
с темой, учитель выбирает
Важным
условием осуществления
В рамках
этого этапа учителям
Так же
на этом этапе происходит
На этом
этапе подготовки учащихся к
интегрированному уроку
Так же
на этом этапе необходимо
Исходя
из целей и задач
Взаимосвязанная
деятельность учителя и
На интегрированном уроке происходит сочетание методов обучения разных учебных предметов, реализации которых помогают средства обучения. Средствами обучения являются все приспособления и источники, помогающие учителю учить, а ученику учиться. Польский педагог Ч. Куписевич определяет дидактические средства «как предметы, которые, представляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их, зрение, слух, осязание и так далее, облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности» [16].
Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Учащиеся получают предварительные задания.
Трудности,
связанные с подготовкой
Таким образом,
методика интегрированного
§4. Методические особенности интегрированного урока.
Методической
основой интегрированного подхода
является формирование у
Интегрированный
урок имеет следующие
1. понятиино-информационный
(учителя разных предметов
2. бинарный,
то есть проводиться
1. личностный приоритет;
2. формирование обобщенных структур (чем выше уровень обобщения (таблицы, схемы), тем прочнее, лучше теоретические знания);
3. рефлексия;
4. системность;
5. приоритет смыслообразующих мотивов;
6. проблемность;
7. диалогичность;
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории.
§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории.
Тема «Россия в XVII веке» включает в себя следующие параграфы:
Эта тема занимает важное место в курсе истории, поскольку показывает восстановление государства после Смуты. Поэтому к изучению этой темы учителям и учащимся нужно подойти со всей ответственностью. Многие учителя считают этот период неярким, без сильных исторических деятелей (таких, например, как Петр I или Иван IV Грозный), поэтому к изучению этой темы подходят сухо, сдержанно. По этой причине учащиеся воспринимают этот период в курсе истории как незначительный и из этого раздела помнят лишь церковный раскол, восстание Степана Разина. Необходимо исправлять эту ошибку, поэтому в изучении данных тем нужно применять нетрадиционные типы уроков, а именно интегрированные, которые будут способствовать эффективному пониманию и запоминанию событии данного периода, а так же будут способствовать формированию целостного взгляда на окружающий мир, на изменения, которые происходят в его развитии.
Мы будем интегрировать такие предметы как: литература, обществознание, новая история, география, ИЗО.
Из курса новой истории мы для интеграции выбрали следующие темы:
Как мы видим в данных темах много общего. Поскольку в России VII века происходили подобные процессы, которые затронули общество, экономику, религию, государственное устройство.
Так же мы
проводили интеграцию истории
и литературы при изучении
такой темы как «Народные
Читая художественные
произведения мы имеем
Благодаря таким произведениям люди всех возрастов получают представления о конкретной эпохе, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях.
Знакомство
с подобными произведениями
Обществознания
тесно переплетено с историей,
поскольку в данный курс
Данные сферы имеют тесную связь с тем периодом истории, который мы интегрируем.
Итак, использование интегрированного подхода в изучении темы «Россия в XVII в.» обосновывается тем, что:
Базой
проведения эксперимента была
выбрана Зимовниковская
Эксперимент проводился в три этапа.
Первый
этап – констатирующий. Целью
данного этапа является
Второй
этап – формирующий. Целью
данного этапа является
Третий этап – контрольный. В 7 «Б» и 7 «В» классах проводится тест, в который включены вопросы интегрированного типа. Результатом данного теста будет количество правильных ответов и количество неправильных ответов. Нас на данном этапе интересует, увеличились ли показатели в 7 «Б» классе. Полученные результаты сравниваются с результатами констатирующего этапа.
§2. Выявление начальных знании, умении, навыков учащихся по теме «Россия в XVII веке».