Россия в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплесной, интегрированной основе были предприняты в начале XX века в США Дж. Дьюи и в 20-х гг. в Советской России С. Т. Шатцким, М. М. Рубенштейном и другими. Это новое направление получило в нашей стране возможность эксперимента, т.е. было практически реализовано и вошло в историю педагогики под именем трудовой школы. Основным принципом на основе, которого организовывался процесс обучения, являлся « метод Жизненных комплексов». Этот метод предполагал интеграцию знаний из различных областей вокруг какой-то общей проблемы. Данный метод был первым практическим опытом организации учебного процесса на межпредметной основе. Были созданы программы комплексного обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы интеграции знании в процессе обучения……………………………………………………………………………...….10
§1. Педагогическая проблема интеграции знании…………………………10
§2. Пути реализации интеграции в процессе обучения……………………...13
§3. Этапы подготовки интегрированного урока по истории……………..16
§4. Методологические особенности интегрированного урока по истории…………………………………………………………………………………..20
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории…………………………………………………………………………….…….22
§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории……………………………..22
§2. Выявление начальных знании, умении, навыков у учащихся по теме: «Россия в XVII в.»…………………………………………………………..…….……..25
§3. Формирование знании, умении, навыков по теме: «Россия в XVII веке.»……………………………………………………………………………..……...32
§ 4. Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII в.»………………………….………………………..36
Заключение………………………………………….………………….….......40
Список литературы……………………………………..……………...…….44

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

     Примеры  возможностей для проведения  интегрированных уроков можно  приводить и дальше. Но, что бы  их использовать, учитель должен  хорошо представлять себе содержание  учебного материала смежных предметов.   

     Определившись  с темой, учитель выбирает класс,  в котором целесообразно провести  интегрированный урок.

     Важным  условием осуществления подобного  проекта является готовность  кого-либо из коллег принять  участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

  1. Установочный.

      В рамках  этого этапа учителям необходимо  произвести отбор материала к  уроку, предварительно скорректировав  его тему. Здесь так же есть  свои сложности, в первую очередь проблема исторического и литературного (обществоведческого, географического и так далее) содержания.

     Так же  на этом этапе происходит определение  цели проведения интегрированного  урока. Общепредметной целью   проведения интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, на место человека в нем, определенного стиля мышления, который позволяет видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе. В то же время каждый урок имеет определенные, конкретные цели и задачи, которые заданы с позиции интегрирования.

  1. Предварительный.

      На этом  этапе подготовки учащихся к  интегрированному уроку учителями-предметниками  должны быть сформированы группы  консультантов. Состоящие из наиболее  сильных учеников. Поскольку характер подобных занятии носит форму обобщения и повторения пройденного материала. Далеко не все ученики смогут активно использовать знания, полученные некоторое время назад, а специально подготовленные ребята окажут неоценимую помощь не только своим одноклассникам, но и учителю.

     Так же  на этом этапе необходимо пересмотреть  методы и средства обучения, формы  организации учебной деятельности  учащихся.

     Исходя  из целей и задач интегрированного  урока, выбор методов и средств  обучения определяется необходимостью полного и глубокого раскрытия каждого компонента содержания изучаемого материала.

      Взаимосвязанная  деятельность учителя и учащихся  приводит к созданию творческих  ситуации, а это в свою очередь  уже новый уровень интегрированных  знании.

     На интегрированном уроке происходит сочетание методов обучения разных учебных предметов, реализации которых помогают средства обучения. Средствами обучения являются все приспособления и источники, помогающие учителю учить, а ученику учиться. Польский педагог Ч. Куписевич определяет дидактические средства «как предметы, которые, представляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их, зрение, слух, осязание и так далее, облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности» [16].

     Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Учащиеся получают предварительные задания.

     Трудности,  связанные с подготовкой интегрированного  урока перекрываются тем результатом,  который получает учитель:

  • повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых  понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
  • изменение интеллектуальной деятельности, обеспечиваемое рассмотрением генетических взаимосвязей между изучаемыми компонентами;
  • развитие речи школьников, обусловленное взаимовлиянием разных учебных предметов;
  • эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и так далее;
  • рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во вне урочное время;
  • включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки являющиеся отражением личностного отношения  к тем или иным явлениям и процессам.

     Таким образом,  методика интегрированного урока  основана на  взаимосвязи целевого, содержательного и организационно-методического компонентов процесса обучения.

 

§4. Методические особенности интегрированного урока.

 

      Методической  основой интегрированного  подхода  является формирование у учащихся  знаний об окружающем мире  и его закономерности в целом,  а так же установление внутрипредметных  и межпредметных связей в усвоении  основ наук. При этом интегрированным уроком называется любой урок, который имеет свою структуру, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала других наук, других учебных предметов.

     Интегрированный  урок имеет следующие  методические  особенности:

  • четкая формулировка темы, целей, задач, понятий объединенных предметов;
  • интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях:

      1. понятиино-информационный (учителя разных предметов согласуют  информацию, формулируют цели, задачи, понятия, но уроки проводят по отдельности).

      2. бинарный, то есть проводиться одновременное  обучение.

  • для наилучшего достижения целей и задач необходимо рациональное использование в учебном процессе различных методов и приемов обучения;
  • использование наглядных приемов обучения: показ иллюстрации, изображении на таблицах, плакатах;
  • в процессе проведения интегрированного урока реализуются следующие принципы личностно развивающего образования:

     1. личностный  приоритет;

     2. формирование  обобщенных структур (чем выше уровень обобщения (таблицы, схемы), тем прочнее, лучше теоретические знания);

     3. рефлексия;

     4. системность;

     5. приоритет  смыслообразующих мотивов;

     6. проблемность;

     7. диалогичность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории.

 

 

 

§1. Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории.

 

 

      Тема «Россия в XVII веке» включает в себя следующие параграфы:

  • Новые явления в экономике.
  • Основные сословия российского общества
  • Политическое развитие страны.
  • Церковный раскол.
  • Народные движения.
  • Внешняя политика.
  • Образование и культура.

  Эта тема занимает важное место в курсе истории, поскольку показывает восстановление государства после Смуты. Поэтому к изучению этой темы учителям и учащимся нужно подойти со всей ответственностью. Многие учителя считают этот период неярким, без сильных исторических деятелей (таких, например, как Петр I или Иван IV Грозный), поэтому к изучению этой темы подходят сухо, сдержанно. По этой причине учащиеся воспринимают этот период в курсе истории как незначительный и из этого раздела помнят лишь церковный раскол, восстание Степана Разина. Необходимо исправлять эту ошибку, поэтому в изучении данных тем нужно применять нетрадиционные типы уроков, а именно интегрированные, которые будут способствовать эффективному пониманию и запоминанию событии данного периода, а так же будут способствовать формированию целостного взгляда на окружающий мир, на изменения, которые происходят в его развитии.

     Мы будем  интегрировать такие предметы  как: литература, обществознание, новая  история, география, ИЗО.

   Из курса новой  истории мы для интеграции выбрали следующие темы:

  • Усиление королевской власти в VI –VII веках. Абсолютизм в Европе. Мы применяли эту тему для интеграции при изучении темы « Политическое развитие страны». В частности нас интересовал такой термин, как абсолютизм (форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху) поскольку при первых Романовых происходит укрепление царской власти.
  • Дух предпринимательства преобразует экономику. В этой теме нас интересовало развитие мировой торговли; рост рынков, поскольку в России в это же время появляется такое понятие, как всероссиискии рынок, появляются ярмарки. Так же нас интересовало такое понятие, как мануфактура.
  •   Новые ценности преобразуют общество. В этой теме рассматриваются сословия Западной Европы. Эта тема помогла нам при сравнении сословии Западной Европы и России.
  • Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. В данной теме нас интересовал такой термин как реформация – борьба за переустройство церкви, так как в это же в время Никон начинает свою реформу в России.
  • Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против реформации. В данной теме нас интересовало, какой была католическая церковь.

   Как мы видим  в данных темах много общего. Поскольку в России VII века происходили подобные процессы, которые затронули общество, экономику, религию, государственное устройство.

   Так же мы  проводили интеграцию истории  и литературы при изучении  такой темы как «Народные движения»  (см. приложение №8). В данном случае  мы выбрали стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Казнь Стеньки Разина». Данное произведение помогает нам в изучении такого события как восстание под предводительством Степана Разина и его казни. 

    Читая художественные  произведения мы имеем возможность  узнать о мотивах действии видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о причинах обусловивших исход того или иного события, об истории создания памятников культуры либо совершения научного открытия.

    Благодаря  таким произведениям люди всех возрастов получают представления о конкретной эпохе, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях.

    Знакомство  с подобными произведениями помогает  читателю особенно юному формировать  в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие [18;42-43].

    Обществознания  тесно переплетено с историей, поскольку в данный курс входят  такие сферы как:

  • Экономическая сфера;
  • Духовная сфера;
  • Социальная сфера;
  • Политическая сфера.

    Данные сферы  имеют тесную связь с тем  периодом истории, который мы  интегрируем.

   Итак, использование интегрированного подхода в изучении темы «Россия в XVII в.» обосновывается тем, что:

  • через применение таких типов уроков учащиеся лучше поймут данную тему;
  • такие уроки показывают учащимся общие связи в изучаемых предметах;
  • интегрированный подход в изучении темы «Россия в XVII веке» с применением  знании  по новой истории поможет учащимся находить общее и различное в развитии государств Западной Европы;
  • такие уроки будут способствовать формированию целостного взгляда на окружающий мир, а не на отдельные его части.

      Базой  проведения эксперимента была  выбрана Зимовниковская средняя  школа №10. Поскольку тема «Россия  в XVII веке» изучается в 7 классе, то было выбрано два класса. 7 «Б» - экспериментальный класс, а 7 «В» - контрольный класс.

    Эксперимент проводился  в три этапа.

     Первый  этап – констатирующий. Целью  данного этапа является выявление  знании, умении, навыков по теме  «Россия в XVII в.» с помощью проведения теста, в который включены вопросы интегрированного типа. Тест проводится как в экспериментальном, так и контрольном классе. Результатами данного теста является количество правильных и количество неправильных ответов. Результаты сравниваются.

     Второй  этап – формирующий. Целью  данного этапа является формирование  знаний, умений, навыков, которые  будут способствовать увеличению  количества правильных ответов  и соответственно уменьшению  количества неправильных ответов.  На данном этапе в экспериментальном классе применяется интегрированный подход к изучению темы «Россия в XVII веке».

     Третий  этап – контрольный. В 7 «Б»  и 7 «В» классах проводится  тест, в который включены вопросы  интегрированного типа. Результатом  данного теста будет количество правильных ответов и количество неправильных ответов. Нас на данном этапе интересует, увеличились ли показатели в 7 «Б» классе. Полученные результаты сравниваются с результатами констатирующего этапа.

 

 

§2. Выявление  начальных  знании, умении, навыков учащихся по теме «Россия в XVII веке».

Информация о работе Россия в XVII веке