Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:17, дипломная работа
Человеческая жизнь меняется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения. Гораздо менее меняющейся вещью на протяжении существования человеческого общества остаётся его психология, проявляющаяся в отношениях между людьми.
Введение
Глава 1. История самурайства как военного сословия Японии
Глава 2. Кодекс бусидо – идеология самурайства
2.1. Идейные истоки
2.2. Содержание бусидо
2.2.1. Отношение к смерти. Харакири.
2.2.2. Честь самурая
2.2.3. Доблесть
2.2.4. Самосовершенствование
2.2.5. Преданность господину
Заключение
Список использованных источников и литературы
Квалификационная работа
на тему:
«Самураи в средневековой Японии»
Содержание
Введение
Глава 1. История самурайства как военного сословия Японии
Глава 2. Кодекс бусидо – идеология самурайства
2.1. Идейные истоки
2.2. Содержание бусидо
2.2.1. Отношение к смерти. Харакири.
2.2.2. Честь самурая
2.2.3. Доблесть
2.2.4. Самосовершенствование
2.2.5. Преданность господину
Заключение
Список использованных источников и литературы
Методическое приложение
Введение
Человеческая жизнь меняется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения. Гораздо менее меняющейся вещью на протяжении существования человеческого общества остаётся его психология, проявляющаяся в отношениях между людьми.
Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейший социальный слой. Это сословие самураев Японии. Самураи – одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.
Влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько велико в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань жизни современной Японии.
Когда слышим слово «самураи», мы соотносим его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести бусидо, и о лёгкости противостояния человека смерти, а в тоже время – и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку (харакири).
Нас до сих пор поражает мастерство владения самурае оружием. В то же время мы понимаем, что военное сословие Японии не было бы таким, как его можно наблюдать сквозь призму пройденных веков без специфики их религии. А конкретно, без учений сект дзен, синто, без влияния конфуцианских догм. Остаётся только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой.
Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвящённых самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодёжи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.
Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине XIX века, фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков.
Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблема самурайства получила определённое историческое освещение в трудах отечественных историков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в мрнографии Т.Г. Сила-Новицкой.1 В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ император в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.
Особый интерес представляет работа А.Б. Спеваковского.2 Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времён образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки.
Определённое внимание привлекает книга под редакцией Е.М. Жукова.3 Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно основательно, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.
В книге В.А. Пронникова и И.Д. Ладанова4, хорошо раскрыт японский характер. Особый интерес для нас представляет то, как и каким образом повлияли на формирование мировоззрение военного сословия основные религии Японии: конфуцианство, синтоизм и буддизм. В критической статье А.А. Маслова5 прослежена история становления самурайства Японии и принципы, которых они придерживались. Работа Г.Е. Светлова6 посвящена исследованию национальной религии Японии – синто. В ней характеризуются специфические особенности этой религии.
В последнее время возрос интерес к «Стране восходящего солнца». Появляются работы японских авторов. Так, например, особый интерес представляет книга японского исследователя Хироаки Сато7, в которой он анализирует легенды и мифы Японии.
Однако, основой всех исследований военного сословия Японии является «Книга Самурая»8. Для нас огромное значение представляет «Хагакурэ» – путь воина.
В XVII – XVIII вв. возникло несколько сборников, в которых были записаны правила поведения идеального самурая, причём самым известным из них стал компендиум «Хагакурэ» – «Сокрытое в листве», созданный в 1716 году. Существовало и другое название этого сборника – «Набасима ронго» – «Высказывания Набасима». Набасима был лидером крупнейшего клана, главенствующего в провинции Хидзен. Традиция считает, что Набасима наставлял своих самураев краткими афористическими высказываниями, которые потом и записали его последователи.
Но это – легенда. Скорее всего «Хагакурэ» был создан самураем Ямамото Цунэтомо. После смерти своего господина, которому он предано служил, Ямамото Цунэтомо решил написать краткие наставления всем последующим поколениям самураев, чтобы те были столь же великими воинами, как его господин. Так рождается «Сокрытое в листве». А чуть позже к названию этого произведения стали прибавлять слово «бусидо», и так в самурайской среде появилось «Хагакурэ бусидо» «Путь воина, сокрытого в листве».9
В «Хагакурэ» чётко прослеживается вполне определённая тематика: честь, смерть, доблесть, преданность господину, самосовершенствование.
Целью данной работы является характеристика самурайства. Для достижения её необходимо решить следующие задачи: осветить начальные этапы становления самурайства и историю самурайства в период междоусобных феодальных воин, охарактеризовать кодекс чести бусидо и религиозные воззрения самураев.
Глава 1. История самурайства как военного сословия Японии.
Слово «самурай» («сабурай»), образованное от глагола старояпонского языка «сабурахи», имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина». Самураем называли в Японии слугу знатного лица, слугу феодала, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого.1
Начало становления сословия самураев – мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии – можно отнести к относительно позднему времени – VII – XII вв. В 645 г. После победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати (Сумэраги и Накотоми), на престол был возведён представитель победившей коалиции – 36 император Японии Котоку. Приход к власти Котоку получил в японской истории название «переворот Тайка».2 Данный переворот способствовал развитию японского раннефеодального монархического государства, установлению феодального способа производства. В результате реформ вся земля перестала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин».3
Наряду с наделами крестьян существовали наделы господствующего класса, однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титула или должности владельца.
Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное пользование. Жестокая эксплуатация, тяжёлое налоговое обложение, многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызвали у крестьянства недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть «ронин».1 Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной стороны занимались грабежом, с другой – шли на службу в частные владения, становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах.2
Тяга ронинов в поместья (сёэн), с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьба с отрядами беглых крестьян и соседними феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли, – с другой, привели к созданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от экономики, – сословия самураев или воинов (буси).
С X века в Японии всё сильнее развиваются центробежные тенденции, сепаратизма отдельных провинций, политическая раздробленность, порождённые усилением феодалов на периферии. По мере роста и усиления крупных феодальных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои наделы, не могли противодействовать произволу местной администрации, их земли оказывались перед угрозой поглощения крупными земельными магнатами. Также им угрожала опасность со стороны крестьянских отрядов. То есть они были вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов.
Данные явления имели важное значение для развития и укрепления феодальных самурайских дружин, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своего сюзерена, обязан был ему военной службой. Эти дружинники постепенно превращались из «дворцовых самураев» в самураев нового типа – вооружённых слуг, получавших от своего хозяина за верную службу содержание.
Другой не менее важной причиной образования сословия воинов была непрекращавшаяся с давних времён борьба на северо-востоке страны с айнами – потомками древнейшего населения Японских островов. На границах создавались крепости, в специальные отряды набирались ловкие в стрельбе из лука и верховой езде зажиточные крестьяне. Граница притягивала к себе также беглых крестьян, спасавшихся от феодального гнёта. Со временем правительство стало поощрять переселение беглых крестьян на север. Поселенцы, получившие вооружение от властей, вели с айнами более эффективную борьбу нежели военные правительственные экспедиции.
Вооружение поселенцев существенно способствовало зарождению самурайской прослойки в северных районах острова Хонсю.1
В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные феодалы создавали собственные самурайские дружины.
Таким образом, зарождавшаяся прослойка воинов Японии оформлялась как специфическая группа феодального общества, на которую оказывали определённое влияние как военные, так и мирные контакты с воинственными племенами айнов.
Феодальные междоусобные войны X – XII вв., являющиеся следствием политической раздробленности страны в результате борьбы крупных феодалов за власть территориальное преобладание, создали предпосылки для окончательного оформления самурайства как военного сословия, которое можно назвать сословием мелкопоместного служилого дворянства.
Своего апогея междоусобицы достигли к середине XII века, во время наиболее напряжённой войны между двумя самыми могущественными феодальными домами того времени – Тайра и Минамото, получившей название Гэмпэй.2
Главный враг дома Тайра – клан Минамото – владел поместьями в диковинных горных и лесистых провинциях на северо-востоке страны. Именно туда, подальше от всесильной руки Тайра, стеклись массы недовольных и обиженных крестьян и самураев. В руках главы клана Минамото Ёримото было множество земельных наделов, которые его самураи отвоевали у туземцев. Этой землёй Минамото мог награждать наиболее преданных ему и отличившихся в боях воинов. Кроме того, самураи Минамото, в отличии от дружинников Тайра, вели непрекращающиеся боевые действия и, хотя были хуже вооружены и экипированы, имели более высокую мобильность и боевой дух.
Отчаянное по своему упорству противостояние между двумя родами привело страну в 1180 году к кровавой войне Гэмпэй. Во время её сформировалась военная тактика самураев, остававшаяся неизменной до появления в Японии огнестрельного оружия в XVI веке. Несмотря на то, что во многих сражениях участвовали крупные массы войск и японские полководцы несомненно были знакомы с трудами китайских стратегов, большинство битв сводилась к стычкам одиночных воинов. В таких условиях самураям легче было продемонстрировать своё мастерство во владении боевыми искусствами, мужество и презрение к смерти.
В 1185 году войска Миномото заняли столицу, принудив бежать верхушку рода Тайра. Новым фактическим правителем Японии стал Минамото Ёритомо. В 1192 году он получил от императора титул сёгуна, став военным правителем страны.
Но он не стал ставить под сомнение «божественное» происхождение императорской семьи, но в то же время и не давал императору никаких реальных прав и властных функций, сохранив их за собой.