Самураи в средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:17, дипломная работа

Описание работы

Человеческая жизнь меняется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения. Гораздо менее меняющейся вещью на протяжении существования человеческого общества остаётся его психология, проявляющаяся в отношениях между людьми.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История самурайства как военного сословия Японии
Глава 2. Кодекс бусидо – идеология самурайства
2.1. Идейные истоки
2.2. Содержание бусидо
2.2.1. Отношение к смерти. Харакири.
2.2.2. Честь самурая
2.2.3. Доблесть
2.2.4. Самосовершенствование
2.2.5. Преданность господину
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

С этой целью, а так же, чтобы не погрязнуть в дворцовых интригах и не допустить морального разложения своих воинов, Ёримото перенёс свою ставку из тогдашней столицы Японии Киото в деревню Камакура.

Там было сформировано военное правительство Японии — бакуфу («буквально — полевая ставка»).10 Ранг сегуна давал Минамото власть над единственной реальной силой государства – самураями. Ими с того времени стали считаться все военные дворяне, включая и самого Еримото. Внутри сословия воинов существовала своя градация – в зависимости от доходов или официального поста. Верхушкой класса самураев были даймё – крупные военные феодалы, владеющие большими земельными наделами и имеющие собственных самураев. Они, в свою очередь, составляли дружины, являющиеся основной военной силой нового типа государства сёгуната. Первоначально эти дружины состояли из самураев среднего и высшего рангов – жителей тех местностей, которыми владели их князья, и являвшихся их вассалами кэнин. В свою очередь, по отношению к сегуну они становились вассалами второго порядка – байсин или хигогокэнин, в отличие от прямых вассалов – гокэнин и хатамото.

2000 первых гокэнин были стержнем военного аппарата сёгуната. Сегун ведал ими непосредственно, и сам руководил их действиями. Из его рук гокэнин получали чины и награды, он же защищал их интересы. Гокэнин обязаны в случае необходимости руководить дружинами своих областей, платили ежегодный налог и несли воинскую повинность. В награду гокэнин, как правило, получали земли в дополнение к наделам, имевшимся у них по наследственному праву или полученным как жалование сегуна. Военное правительство бакуфу строго следило за состоянием земельного вопроса среди самураев, справедливо полагая, что это является залогом экономической мощи всего сословия.

 Таким образом, все стороны  жизни в стране попали под  контроль военной администрации сёгуната.

Когда Минамото Ёримото умер, его сыновья оказались не способны удержать власть в своих руках. Для управления страной был создан Совет регентов. Во главе его встали представители клана Ходзё.

После подавления восстания императора Го-Тобы в 1221 году ситуация в стране стабилизировалась. Но эта передышка была недолгой. XIII век потряс Евразию нашествиями полчищ монголов. В 1259 году монголы захватили Корею и оказались практически у берегов Японии, а в 1274 году первые отряды монголов высадились на японский берег в заливе Хаката. Встретившие их буси были поражены незнакомой тактикой боя. Привыкшие к тому, что сражение обычно разбивалось на схватки отдельных воинов, японские рыцари ничего не смогли противопоставить монголам. Захватчики организованно действовали в конных порядках, игнорируя все самурайские призывы сразиться в честном поединке, осыпали их градом стрел, забрасывали бомбами с горючей смесью из катапульт. Уступавшие японским воинам в мастерстве единоборства, монголы превосходили их в крупном сражении, успешно применяя обходные и фланговые маневры и избегая лобовой атаки, столь любимой буси.

Под натиском врага самураи были вынуждены отступить от побережья, но, к счастью ненадолго. Разграбившие и уничтожившие окрестные селения монголы не смогли развить наступление вглубь страны. Японская армия вернула себе захваченные у нее земли и лихорадочно приступила к строительству оборонительных сооружений.

Спустя пять лет Хубилай-хан решился на второй натиск. Четыре с половиной тысячи кораблей, имеющие на своих бортах 60.000 моряков и 140.000 солдат, подошли к заливу Хаката.

Но и на этот раз японцам повезло, так как 15 августа 1281 года ужасный тайфун уничтожил практически весь монгольский флот, а немногие оставшиеся в живых и добравшиеся до берега кочевники были захвачены самураями в плен.

В 1331 году император Японии Го-Дайго попытался отнять власть у регентов Ходзё. С помощью крупного феодала Асикага Такаудзи сторонникам императора удалось захватить Киото.

Но надеждам вернувшегося на трон Го-Дайго не суждено было сбыться. Военные не дали отнять у себя завоеванную таким трудом власть, и новым сегуном стал Асикага Такаудзи, который сам присвоил себе этот титул. Он возвел на трон нового императора – Коме. На целых 55 лет в Японии установилось правление двух императорских дворов. Все это время с постепенно спадающим ожесточением шли сражения между двумя лагерями самураев – сторонниками Асикага и Го-Дайго. Лишь в 1392 году сёгунату Асикага удалось одержать окончательную победу и альтернативный императорский двор потомков Го-Дайго был ликвидирован.

Несмотря на то, что династия Асикага оставалась сёгунами до 1597 года, их влияние ослабело очень быстро. Почувствовав, что правительство сёгуната Асикага уже не в состоянии контролировать обстановку, вновь во весь голос заявили о себе крупнейшие военные феодалы – даймё. Сначала они перестали подчиняться приказам бакуфу, а потом и вовсе перешли к решению всех спорных вопросов вооруженной силой.

Во второй половине XV века участившиеся междоусобные стычки переросли в настоящую гражданскую войну. Этот период с 1477-го по 1577 год называют эпохой Сэнгоку дзидай («Воюющие провинции»). Это время стало временем расцвета военного искусства самураев. Именно тогда в сражениях стали принимать участие крупные конные и пешие массы войск, появилось огнестрельное оружие. Достигло своего апогея использование разведчиков и диверсантов – ниндзя – и окончательно сформировались первые крупные школы боевых искусств. Начиналось активное строительство замков.

В результате длительной борьбы вперед выдвинулись Нобунага Ода, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Вследствие сложных дипломатических ходов, убийств мешающих ему политиков и прямых военных действий Нобунага установил контроль над бакуфу Асикага. Бурная деятельность Нобунага Ода была прервана его смертью в результате предательства одного из его военачальников, а политика объединения Японии была продолжена сподвижниками Нобунаги – Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Тоётоми к началу 1590-х годов обладал почти всей полнотой военной власти в стране. В качестве основной военной базы Хидэёси построил в 1582 году замок Осака. Отсюда Тоётоми начал операции по захвату и подчинению южных островов Кюсю и Сикоку. В сражениях участвовали армии численностью в несколько сотен тысяч человек. Использовались новое вооружение и новая тактика. В конце концов войска Тоётоми одержали победу, и под их контролем оказалась почти вся Япония.

Для того, чтобы удовлетворить все возрастающие аппетиты самураев и направить их энергию в безопасное для Хидэёси русло, было принято решение о вторжении в Корею. Война за Корею шла четыре года. В нее оказались втянуты не только японская и корейская армии, но и войска китайского императора. Все стороны понесли большие потери, но в итоге оторванные от своих основных баз и запасов самураи покинули полуостров побежденными. Несмотря на то, что война эта была неудачной, умершему в 1597 году Тоётоми Хидэёси было чем гордиться. Он завершил объединение страны, начатое Нобунагой. Им было установлено четкое социальное разделение всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за императором и аристократами, стояли самураи. Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право на ношение воинами двух мечей. Кроме них этого права не имел никто.

Власть военных была подкреплена мощной финансовой базой, созданной в результате успешных сражений и объединения страны. Несмотря на войну с Корей, оживилась торговля с Китаем при посредничестве португальских миссионеров. Получила дальнейшее развитие тактика применения больших масс войск, в том числе с использованием огнестрельного оружия. Ружья и пушки, лишь недавно ввезенные в Японию, японские мастера-оружейники теперь производили сами. По качеству островное оружие не уступало европейскому. Для самураев настал звездный час.

После смерти Тоётоми Хидэёси к власти пришел Токугава Иэясу, и в 1603 году стал новым сёгуном. На несколько столетий в стране воцарился мир. Достигшие вершин власти самураи потеряли возможность постоянно практиковаться в своем искусстве и из воинов медленно, но неуклонно превращались в бюрократов, находящихся на государственной службе.

В период сёгуната Токугава официальный глава страны – император – выполнял лишь формальные, главным образом религиозные, функции, являясь символом божественного происхождения и единства нации. Вся полнота реальной власти была сосредоточена в руках военного правительства Токугава. Причем, тщательно изучив опыт своих предшественников, Иэясу принял ряд мер по недопущению усиления мощи провинциальных военно-феодальных домов. Подтвердив законодательно главенствующую роль в обществе военного сословия, Токугава установил вполне определенные рамки и среди самих самураев.

Наиболее богатые представители класса, имевшие огромный доход от 10.000 коку риса в год и выше, получили титул даймё. При этом они сами делились на три группы. В первую – госанкэ – входили три семьи, связанные с кланом Токугава родственными отношениями. Вторая группа – фудай-даймё была более многочисленна, и состояла из тех князей, которые изначально поддерживали Токугава и выступали на его стороне в исторической битве при Сэкигахара. В третью группу – тодзама – вошли те помещики, которых Иэясу пришлось покорять. Общее количество всех даймё государства Токугава было около 250-260.

Помимо даймё верхушку военного общества состояло небольшое количество личных вассалов сёгуна – хатамото (около 5 тысяч человек), имевших целый ряд специальных привилегий и 15-20 тысяч гокэнин, ведущих свое происхождение от гокэнин сёгуната Минамото. Эта прослойка была безоговорочно предана своему хозяину и служила опорой полицейской власти Токугава, так как ее представители занимали наиболее важные и ответственные посты в государстве.

В целом основой сёгуната Токугава было сословие самураев. В официальной «Табели о рангах» они занимали высшее положение, за исключением немногочисленной и оторванной от жизни придворной аристократии. Сами же самураи тоже различались по своему положению в обществе. Основную массу среди них составляли байсин, находившиеся в непосредственном подчинении у даймё, хатамото и гокэнин, и самураи низшего ранга – асигара. Их насчитывалось несколько миллионов человек. Подавляющее большинство воинов жило в призамковых городах. Наиболее богатые из самураев жили в собственных домах, получали рисовые пайки. Другие же несли военную, полицейскую и административную службу, проживая в больших домах типа казармы или общежития и получая совсем незначительное жалование.

Некоторая часть самураев жила в деревне, выполняя там административные функции по надзору за крестьянами, сбору налогов и так далее и получая иногда землю в аренду для её возделывания. Эти самураи находились в наиболее выгодном с экономической точки зрения положении, так как всегда имели главный источник существования – землю. Постепенно они практически перестали отличаться по своему положению от обычных крестьян и лишь два меча, положенные им по закону, напоминали о том, что изначально их обладатели были воинами. Вне сословия самураев стояли бывшие буси, в большинстве своем вставшие на путь разбоя и грабежей – ронины.

Установившийся при сёгунате Токугава мир лишил самураев возможности воевать. Огромное количество воинов, а их насчитывалось около 10% всего населения Японии, было обузой для страны. Самураи выполняли несвойственные им в принципе чиновничьи функции, не производя никакого общественного продукта и существуя за счет государства. Жизнь в городах среди презираемых, но более богатых и приспособленных к мирному существованию горожан, ремесленников и торговцев развращала буси. Их финансовое состояние ухудшалось по мере того, как увеличивались капиталы их кредиторов, и государство было не в состоянии защитить костяк общества от надвигающихся грозных перемен.

Особенно это стало заметно к началу нового, XVIII века. Если первое столетие мира Токугава характеризовалось подъемом товарно-денежных отношений, укреплением военно-феодальной системы, что было обусловлено установлением мира и стабильности, то начиная с эпохи Гэнроку (1688-1704 гг.) вся военно-феодальная система начала переживать серьезный кризис. Усиление экономической роли низших сословий торговцев и ремесленников привело к зарождению капиталистических отношений, в которых самураи не могли найти себе достойного места. Не получающие достаточного содержания, буси вынуждены были покидать службу и заниматься делами, недостойными воинов: торговать, осваивать ремесло, преподавать науки и боевые искусства. Многие становились ронинами и влачили жалкое существование. В условиях экономического и социального кризиса оказалось, что тяжелее всего было поколебать дух настоящего воина. Новую функцию получили и многочисленных школы боевых искусств. Теперь, когда для умелых в прошлом воинов преподавание бу-дзюцу стало единственным источником существования, они постарались сделать свои школы инструментом сохранения и передачи из поколения в поколение истинного самурайского духа.

В середине пятидесятых годов XIX века началось открытое противостоянием между сторонниками сохранения власти Токугава и теми, кто под лозунгами реставрации императорского правления надеялся на модернизацию страны.

Гражданская война 1866-1869 годов, когда был свергнут режим военного правительства Токугава, стала последней войной в истории самураев. Они сражались в армиях обеих сторон, но независимо от того, на чьей стороне оказалась бы победа, сами самураи победить уже не могли. Реставрация в 1868 году императорской власти привела к необратимым изменениям в жизни буси. Император Мэйдзи со своими сторонниками предпринял энергичные шаги по реформированию государства по типу западных монархий. Не в последнюю очередь эти реформы коснулись и самураев. В 1871 году указом императора была сформирована новая армия численностью около 100.000 человек. В отличие от прежних времен, воинов набирали призывным способом и не только из воинского сословия, но и из всех остальных. В 1876 году самураям был нанесен последний удар запрещено ношение мечей. Их эпоха кончилась.

 

 

Глава 2. Кодекс бусидо – идеология самурайства

2.1. Идейные истоки

Одновременно с расцветом японского феодализма и выделением сословия самураев в Японии начало распространяться учение одной из наиболее влиятельных и популярных впоследствии сект буддизма – «дзэн». В переводе с японского «дзэн» означает «погружение в молчаливое созерцание», овладение внешними и духовными силами для достижения «просветления».11

Информация о работе Самураи в средневековой Японии