Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:17, дипломная работа
Человеческая жизнь меняется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения. Гораздо менее меняющейся вещью на протяжении существования человеческого общества остаётся его психология, проявляющаяся в отношениях между людьми.
Введение
Глава 1. История самурайства как военного сословия Японии
Глава 2. Кодекс бусидо – идеология самурайства
2.1. Идейные истоки
2.2. Содержание бусидо
2.2.1. Отношение к смерти. Харакири.
2.2.2. Честь самурая
2.2.3. Доблесть
2.2.4. Самосовершенствование
2.2.5. Преданность господину
Заключение
Список использованных источников и литературы
Начиная с конца XII в. времени учреждения первого сёгуната происходит уже оформление самурайства как сословия феодальной Японии, сопровождаемое продолжавшимся постепенным отделением от земледелия и складыванием комплекса, который выделял профессионального воина. Со временем возникли привилегии сословия, главной из которых являлась привилегия на право ношения оружия, применявшегося уже не только для борьбы с дружинами других феодалов, но и для удержания в повиновении крестьянства, поднимавшегося на вооруженные выступления против бесчеловечной эксплуатации. В период длительных междоусобиц формировалась идеология самурайства – морально-этический кодекс чести самурая, бусидо, развивалась своеобразная духовная и материальная культура сословия, присущая только ему и входившая в качестве составной части в культуру средневековой Японии. Вырабатывались военные искусства воинов, складывался быт, обусловленный профессиональной практикой постоянных феодальных войн. Все это образовало комплекс, порожденный самим существованием сословия самураев.
В процессе эволюции изменялась структура сословия, в которой стали выделяться высшие и низшие социальные группы самураев, отличавшиеся друг от друга имущественным и должностным положением. Сословие начинает превращаться в замкнутое из-за запрета вступать в брак с представителями других, низших слоев общества, а звание самурая, принадлежащего к определенному клану, становится наследственным; его потеря обращает воина в ронина.
В период господства сегунов Токугава наступает окончательное формирование самурайства – апогей развития сословия. Высокое положение самурайства в общественной системе Японии было юридически узаконено многочисленными кодексами. Достигает своего логического завершения идеология самурайства, складываются нормы поведения воина в обществе и т.д. Однако вскоре расцвет сословия сменяется упадком, наступившим в конце XVIII века и проявившимся в деклассировании значительного числа самураев вследствие невозможности в условиях политического объединения страны заниматься их основным делом – войной.
Для заключительного этапа истории самурайства была характерна все большая степень разложения сословия. Развитие капиталистического способа производства в недрах феодализма явилось одним из звеньев общеисторического процесса, который привел к смене общественно-экономической формации. В результате буржуазных преобразований самурайство потеряло все свои привилегии и было упразднено как сословие после преобразований Мэйдзи.
Тем не менее то, что культивировалось господствующим классом феодалов в течение веков, незаконченная буржуазная революция не уничтожила. Культ воина, существующий в Японии с древности, средневековая идеология рыцарства, обычаи буси и т. д. сохранились и по сей день в современной Японии.
Список использованных источников и литературы.
Источники:
Литература:
1 Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. – М., – 1990.
2 Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., – 1981.
3 Жуков Е.М. Японский милитаризм (Военно-историческое исследование). – М., – 1972.
4 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М., – 1983.
5 Маслов А.А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М., – 1996.
6 Светлов Г.Е. Путь богов (синто в истории Японии). – М., – 1985.
7 Хироаки Сато. Самураи: история и легенды. – СПб., – 1999.
8 Книга самурая: Юдзан Дайдодзи Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ Нюмон. – СПб., – 1999.
9 Маслов А. А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»?, – М., 1996, – С. 70
1
2
3
1
2
1 Арутюнов С.А. Айны // Народы Восточной Азии. – М. – Л., 1965. – С. 943.
2 Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М., 1981. – С. 12.
10
11 Спеваковский А. Б. Самураи - военное сословие Японии. – М, 1981. – С. 60.
12 Горегляд В. Н. Философия Дзэн-буддизма. – ААС, 1976, №10. – С. 60.
13 Маслов А.А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М., 1996, – С. 67.
14 Маслов А.А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М., 1996, – С. 69.
15 Маслов А.А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М., 1996, – С. 69.
16 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: 1983, – С.135
17 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: 1983, – С.135 – 138.
18 Конрад Н. И. Японский феодальный эпос 12-14 вв.//Японская литература. От «Кодзики до Токутоми». – М.,1974. – С. 340.
19 Иэнага Сабуро. История японской культуры. – М., 1972. – С. 101.
20 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 75.
21 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 75.
22 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М., 1983. – С. 240
23 Маслов А. А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М., 1996, – С. 88
24 Маслов А. А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М., 1996, – С. 89
25 Маслов А. А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М., 1996, – С. 90.
26 Маслов А. А. Путь воина - путь смерти?. //«Не может быть»? – М, 1996, – С. 91.
27 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М., 1983. – С. 241.
28 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 111.
29 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 79.
30 Хироаки Сато. Самураи: история и легенды. – СПб., 1999, – С. 313.
31 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 76.
32 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М., 1983. – С. 242.
33 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М., 1983. – С. 243.
34 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 100.
35 Хироаки Сато. Самураи: история и легенды. – СПб., 1999, – С. 279.
36 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 89.
37 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 84 – 85.
38 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М., 1983. – С. 243.
39 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М., 1983. – С. 243.
40 Книга самурая. – СПб., 1999, – С. 91.