Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)

Файлы: 1 файл

01.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с манципацией, которая использовалась все реже, а в период домината практически вышла из употребления, решающее значение как основной способ переуступки права собственности приобрела «традиция» (traditio). Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. При традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия «справедливого», т. е. законного, основания (justa causa) и добросовестности.

 В классический период, особенно в «праве народов», получил  более детальную разработку и  ряд других способов приобретения права собственности, некоторые из которых были известны еще с древнейших времен.

Это оккупация брошенных  вещей, а также вещей, которые  не имели хозяев. Право собственности  могло возникнуть также путем  соединения вещей. Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность (usucapio). В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли защищать приобретенную вещь по давности владения. Так, после 10 лет добросовестного и непрерывного владения недвижимостью это право признавалось даже за перегринами. В постклассический период (при императоре Юстиниане) в результате непрерывного владения вещью в течение более 30 лет право собственности признавалось даже в случае отсутствия законного титула.

В классический период получили дальнейшее развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника. Наиболее важной из них был виндикационный иск. Он предоставлялся собственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица. Для защиты прав и интересов частного собственника в римском праве в классический и постклассический периоды использовался также негаторный иск, имел своей целью устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи.

В классическом праве получил  окончательную юридическую разработку такой самостоятельный вид вещных правоотношений, как владение (possessio). Это отдельный от права собственности  юридический институт. Римские классические юристы понимали владение как фактическое господство лица над вещью, соединенное с волей (намерением) обладать вещью как своей и защищенное специальными приказами (интердиктами) претора. Основным видом римского владения было владение для себя (pro suo). Его субъектом поэтому являлось, как правило, лицо своего права (persona sui juris). Римское владение, как уже отмечалось, возникало из факта захвата (оккупации) вещи. Владение могло не иметь (и чаще всего не имело) юридического титула (в отличие от права собственности). Были признаны обязательными элементами владения corpus -фактическое обладание вещью и, особенно, animus — намерение (воля) обладать этой вещью. Для права собственности animus был юридически безразличен; для владения (possessio) чрезвычайно важен и обязателен. Это одно из основных отличий римского владения от права собственности. Практически важнейшими и наиболее распространенными в источниках видами римского владения были владение добросовестное и недобросовестное. Только добросовестное владение вещью приводило посредством цивильной давности к праву собственности. Недобросовестный владелец никогда не становился собственником вещи.

Защита интересов владельца  вещи осуществлялась не с помощью  исков, которые служили для защиты прав собственника, а посредством  преторских интердиктов (приказов) об удержании владения в случае грозящего нарушения прав владельца вещи или же о возврате уже изъятой третьим лицом вещи. Интердикт, хотя и не имел такой юридической силы, как иск, отличался большей простотой, поскольку избавлял владельца вещи от необходимости прибегать к сложной процедуре доказывания титула приобретения вещи.

В классический период получает дальнейшее развитие и такой вид  вещного права, как право на чужие  вещи. Появляется ряд новых земельных  сервитутов (пастбищный и т. п.), и особенно городских: право пристройки к чужому дому, право опереть свою стену на стену дома соседа, право на то, чтобы сосед своими застройками не лишал света и вида, и т.п. Источники постклассического периода упоминают о появлении такого вида права на чужую вещь, как суперфиций, который возникал в связи с постройкой дома на чужой земле. Сначала права застройщика регулировались договором имущественного найма, так как дом рассматривался в качестве подчиненной вещи, а поэтому становился собственностью владельца земельного участка. Однако затем претор стал осуществлять более широкую защиту интересов застройщика, признал его право на дом как вещное, а не как личное, т. е. вытекающее из договора найма.

Из греческого права  в эту эпоху был позаимствован  эмфитевзис — наследственная аренда земли с внесением установленной платы. Обладатель земли (эмфитевт) не мог быть согнан с участка в силу признанного за ним претором и защищаемого вещного права, которое могло даже переуступаться третьим лицам.

В классический период получило развитие и залоговое право. Все более редкой становится древняя форма залога, построенного на доверии, когда заложенная вещь считалась собственностью кредитора (федуция). Если должник не выполнял обязательства, эта вещь навсегда оставалась у кредитора даже в том случае, если ее стоимость была больше, чем сумма долга. С развитием товарного обращения все чаще стал использоваться залог (пигнус), при котором заложенная вещь передавалась кредитору не в собственность, а во владение, защищаемое с помощью интердикта, что несколько облегчало положение должника. В императорскую эпоху под влиянием греческого права распространяется и такая форма залога, как ипотека, при которой заложенная вещь (обычно земля) оставалась у должника. Кредитор же получал ограниченное вещное право — не допускать продажи должником заложенной земли и истребовать ее в случае неисполнения обязательства.

 

31 Вопрос.Эволюция римского  права в постклассический период. Систематизация римского права  при Юстиниане.

   Основным источником  права  постепенно становятся единоличные распоряжения императора. Эти распоряжения называются constitutiones. Имеются следующие виды распоряжений:

а) edicta – общие распоряжения для всего населения империи

б) mandata – инструкции должностным  лицам 

в) rescripta – распоряжения по отдельным делам

г) decreta – разрешения спорных, в частности судебных, дел

    Но затем распоряжения  императоров получают название  «закона» ( lex ). Законодательство императора  устанавливало единое для всей  империи право, местное регулировало только внутренние взаимоотношения в провинции.

   Первые кодификации  императорских постановлений принадлежали  частным лицам, и к концу  3 века юристами было собрано  2 кодекса, не дошедшие до наших  дней. Важнейшей кодификацией римского  права является кодификация при византийском императоре Юстиниане. Перед комиссий по переработке стояло 2 задачи:

1)дать сборник действующего  права

2)сохранить старые памятники,  т. е. частично восстановить  действие прежнего права, придать  закону авторитет путем цитирования древних юристов.

529-534 г. – работа над кодификацией под руководством Трибониана, в итоге было выпущено 3 сборника: Institutiones, Digesta (Pandectae ) , Codex Justinianus. Все эти работы получили силу закона. Первая книга(институции)- учебник права, содержание которого имело силу закона. Дигесты- это выдержки из сочинений 40 юристов. Кодекс- собрание распоряжений императора, + 50 распоряжений Юстиниана, которые разрешили наиболее важные разногласия между существовавшими ранее распоряжениями.

Юстиниан называл свое творение «Храмом Римской Юстиции»

+ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЧИТАТЬ  СТАТЬЮ ТОМСИНОВА В. А. «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ  В ДРЕВНЕМ РИМЕ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД)»

 

  1. Основные черты феодального общественного и государственного строя Средневековой Европы.

Феодальный строй формировался постепенно на развалинах Римской империи. Главы этих государств имели титул REX  - защищали право, контролировали порядок.

Феодальное государство  формируется в ответ на распад сильного государства.

Черты:

1.Связь собственности  на землю с политической властью

2.Общество вырабатывает  механизмы самоорганизации, нету  бюрократии:

       -сражающиеся

       -корпорация  молящихся

       -работющие   

(*сословия - корпорации; государство  - одна из корпораций)

В корпорациях так же находятся : университеты, церкви, торговцы, горожане

  1. Корпоративность общества

(необходимо устанавливать договоры между корпорациями)

4.Договорное общество- договор  - стержень правовой культуры

Если представить себе особенноси организации любого средневекового государства, то очевидно, что любое общество представляло совокупность корпораций, например, дворянство, королевская власть и т.п. Церковь тоже однозначно корпорация. Крестьянство в каждой местности – община. Торговцы – вырабатывали свои правовые нормы, своя система управления, свои суды. Рыцарские ордена. Был выдающийся орден – орден Тамплиеров. В рамках ордена существовала своя правовая система.

Средневековое государство  в Европе проходило следующие  этапы:

-раннефеодальная монархия/сеньориальная  монархия

-сословно-представительная монархия

-абсолютная монархия (НЕ  ПУТАТЬ с неограниченной. Монархия  абсолюта – это совершенная  монархия, она же бюрократическая  монархия.)

 

---Английский парламент: 1. Корпорация общин 2.Корпорация  духовенства 3.Король (корпорация)

---Король одновременно выступает феодалом и государем; не имеет права король вмешиваться в частные отношения

 

Никогда так не обсуждалось  право, как в Средневековье. У  разных социальных групп были разные привилегии. Эти права и вольности, которыми обладала каждая социальная группа, т.к. для одной социальной группы вольность была благом, а для другой – проблемой. Вольность была привязана к статусу. Человек рождался не как человек, а как дворянин, горожанин, крестьянин.

Декларация прав человека - Человек в соврменном обществе не является субьектом права. Субьектом права является конкретное существо, а не человек в целом. Равенства нет в современном праве, так как применение равного масштба к неравным субьектам – это высшее неравенство.

---------

Плюрализм -1.Система обычного права

                      2.jus feodale

                      3.королевское право - из указов  короля

                       4.Канонческое - по религиозным  нормам

                        5.Торговое

Система ius feodale – система  норм, которая регулировала отношения вассалов и сюзерена, устанавливала взаимные права и обязанности при вассалитете-сюзеренитете. Каноническое право включало в себя церковное право, брачно-семейное право, некоторые черты гражданского права. Королевское право – источниками королевского права были указы(орданансы, статуты, прокламации, consttutio pacis – акты, изданные Императором Священной Римской Империи, по сути своей скорее являвшиеся договорами). Городское, торговое право. Наконец, считается, что было римское право. Его приписывают к источникам права, что странно – как право может быть источником права? (обычай и договор - источники)

 

33 Вопрос. О сущности  явления, называемого «рецепцией  римского права».Глоссаторы,  Комментаторы, Гуманисты

 

 Основной чертой средневекового права западной Европы является его раздробленность, отсутствие единства. Основным правом является право каноническое, которое регулирует отношения между духовными и светскими лицами; наряду с ним существует и развивается королевское право, городское и иное право.

Феодальная система (сращение власти и собственности) порождает  неравное количество прав внутри класса феодалов. Так, некоторые крупные  феодалы обладали теми же правами, что  и король (право чеканить монету, наказывать смертью). Феодальные собственники зависели не только от короля, но и друг от друга, образовывая феодальную иерархическую лестницу. В основе отношений феодального класса лежало договорное начало: об этом свидетельствует институты омажа (ритуала, оформлявшего систему отношений вассал – сюзерен) и инвеституры (оформление передачи земли).

Феодальный договор был  взаимным, каждая их сторон имела свои права и обязанности. Так, вассал нес воинскую повинность, в определенных случаях предоставлял сюзерену денежную помощь, а сюзерен в свою очередь охранял вассала и его имущество, оказывал судебную защиту и т. п.. Феодальный договор имел также личный характер, а феодальная собственность носит условный характер (с прекращением выполнения повинностей прекращается и право владения этой землей).

Особые политические отношения церкви и государства в результате дают особую систему судов церковной юрисдикции, т. е. передачи части споров о праве в ведомство католической церкви. Для этих судов, которые называют инквизиционные. Характерны такие принципы, как презумпция виновности подозреваемого, обязательные пытки во время допроса; письменное судопроизводство, введение системы формальных доказательств и др.. Каноническое право играет огромную роль в средневековом обществе и постоянно эволюционирует. Изначально нормы церковного права закреплялись в императорских законах, которые потом входили в сборники канонического права; в 12 веке начался переход к новому каноническому праву.

 Городское право включало  в себя обычаи, решения судов,  статуты, королевские и сеньориальные хартии, пожалованные городу, сборники торгового права, морские обычаи, составленные в других городах.  Основным источником права в средние века является обычай, но теперь не варварский, а феодальный.

----Глос Ком Гум----

  Обучение праву не  прекращается и в ранее Средневековье, существуют школы риторов и грамматиков. Затем в 11 веке в Европе начинают появляться первые университеты – корпорации студентов и преподавателей. И хотя в университетах изучались нормы римского права, в реальности использовались нормы обычного права. Тексты римских законов первоначально изучались в оригинале, и преподаватели не имели права вносить свои изменения в них. Программа состояла из изучения корпуса юрис цивилис, который в свою очередь состоял из 3 частей:

Информация о работе Шпаргалка по "Истории" (ИГПЗС)