Шпаргалка по «Истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Истории»

Файлы: 1 файл

ответы по истории КР.docx

— 239.62 Кб (Скачать файл)

До 70-х годов Кыргызстан занимал первое место в СССР по урожайности сахарной свеклы. Свекловодство  было основой сельского хозяйства  восьми районов Чуй-ской долины. Среднегодовое  производство ее составляло 1,7—1,8 млн. т, урожайность — 360—380 ц/га. В отрасли  были заняты тысячи знающих свое дело людей. Но ведущая в Чуйской долине отрасль из высокорентабельной в 60—70-е годы к 80-м годам превратилась в убыточную из-за игнорирования руководством научных основ ведения свекловодства. Несмотря на неоднократные заключения специалистов — ученых Всесоюзного института свекловодства, предлагавших сократить посевы сахарной свеклы (в связи с поражениями свекловичных площадей корневыми гни-лями), они не только не сокращались, а росли. Волевые решения, направленные на расширение площадей (поскольку урожаи снижались, а планы заготовок оставались прежними), привели к тому, что были отброшены разработанные в свое время схемы севооборотов. То же самое было и с производством хлопка: посевы хлопчатника в севооборотах достигали 40%, а урожайность постоянно снижалась. С 1975 г. ЦК Компартии Киргизии и правительство республики неоднократно обращались в ЦК КПСС и союзное правительство с просьбой изменить специализацию в растениеводстве, заменить производство сахарной свеклы и частично хлопка производством других видов продукции, в частности, семян люцерны, сахарной свеклы, табачного листа. Только через три года эти просьбы были удовлетворены. Изменения в специализации растениеводства республики способствовали увеличению поставок в общесоюзный фонд семян названных культур и табачного листа, что позволило обеспечить северные районы страны этими семенами, а также поднять экономику республики. Большим тормозом в повышении эффективности сельскохозяйственного производства являлся увеличивающийся из года в год административно-управленческий аппарат. В общесоюзном разделении труда Кыргызстан традиционно выступал как крупный по своему значению район производства продукции животноводства. Ведущую роль в животноводстве республики играло овцеводство, дававшее 34% всех доходов колхозов и совхозов. Кыргызстан занимал третье место в СССР по абсолютным показателям производства продукции овцеводства (уступая только РСФСР и Казахстану), а в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий — первое. Увеличение производства продукции животноводства достигалось в основном за счет экстенсивных факторов, главным из которых был необоснованный рост поголовья общественного стада без учета возможностей естественных пастбищ и полевого кормопроизводства. Плотность скота, возросшая за этот период в 1,9 раза, хотя и стабилизировалась, но уже предопределила деградирование пастбищных угодий. Около 60% их практически стали малопригодными, а на достаточно продуктивных урожайность травостоев понизилась в 2 раза. Овцеводство, определяющее экономику большинства колхозов и совхозов республики, особенно горных районов, где на его долю приходилось 90% доходов, постепенно снижало доходность. Рентабельность этой доходной в прошлом отрасли в одиннадцатой пятилетке составила 7,9%, а в 1985 г. овцеводство впервые стало убыточным. Несмотря на это, в перспективе предусматривалось дальнейшее ускоренное развитие тонкорунного и полутонкорунного овцеводства. Для выполнения этих заданий необходимо было удвоить капиталовложения    в отрасль.    Но этого сделано    не было. Более того, не были выполнены планы по строительству животноводческих помещений, существенному повышению уровня кормопроизводства и т. д. Все это предопределило дальнейшую деградацию определяющей отрасли животноводства республики.

79. Экономика Кыргызстана в условиях перестройки. 1985-1991 гг.

Горбачев и его сторонники не стремились к смене общественно-политического  строя, считая, что социализм в СССР вполне жизнеспособен. Однако они понимали, что «так жить нельзя». Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественной жизни страны были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его двигателем виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение экономики и активизация «человеческого фактора».Таким образом, комплекс преобразований касался лишь сферы экономики, где острее всего чувствовались признаки кризиса советской системы. Именно на решение экономических задач были нацелены меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров. Как и все региональные звенья КПСС, партийная организация Кыргызстана как всегда решительно поддерживала и последнюю реформу партии — «перестройку», начатую сверху. В республике была разработана Генеральная схема управления народным хозяйством, согласно которой укреплялись действующие и создавались новые торгово-промышленные, проектно-промышленно-строительные и другие организации, углублялись специализация и кооперация, пересматривались организационные структуры бюрократического аппарата, который подлежал резкому сокращению. Принимались меры по внедрению хозрасчета, экономических методов управления в народное хозяйство. Был объявлен экономический всеобуч. Коммунисты и руководители трудовых коллективов всех звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого социализма» к изучению основ экономических знаний, хозяйственного расчета и самофинансирования. В ходе перестройки Кыргызстан избрал ряд приоритетных направлений: оздоровление политической и нравственной атмосферы, развитие демократизации и гласности во всех сферах жизни, улучшение работы с кадрами, преодоление снижения темпов развития экономики, ускоренное решение социальных проблем, укрепление законности и правопорядка, проведение реформ народного образования, Развитие науки, культуры, здравоохранения и др. Благодаря ряду экономических преобразований в Кыргызстане удалось на время приостановить снижение темпов  роста производительности труда, наметить сдвиг в структурной и инвестиционной политике, совершить поворот к социальной ориентации производства. Заметно росли    капиталовложения    в    строительство     жилья,    увеличивались реальные доходы населения.

Так, в 1988 г. среднегодовой темп прироста произведенного национального дохода составлял 5,9% вместо 4,3% в 1981—1985 гг. По сравнению с 1985 г. продукции промышленности произведено больше на 13,6%, сельского хозяйства— на 14%, а производительность труда была выше в промышленности на 11,5, в сельском хозяйстве—на 16, в строительстве — на 13%, т. е. значительно больше, чем в 1981—1986 гг. Однако в экономике республики возникло множество проблем. Главной из них стала несбалансированность потребительского рынка, которая привела к повышенному, иногда ажиотажному, спросу на продукты питания, одежду, обувь, бытовую технику. С началом перехода к региональной хозяйственной самостоятельности, хозрасчету начались нарушения договорной дисциплины по поставкам продукции. От этого начала страдать прежде всего металлообрабатывающая промышленность Кыргызстана, ориентированная на привозное сырье и детали. В свою очередь кыргызстанцы стали часто «забывать» свою «инициативу», гремевшую на всю страну: «Все поставки братским республикам в срок и с отличным качеством!». В 1988 г. 15% промышленных объединений и предприятий нарушили договорную дисциплину по поставкам. В сельском хозяйстве труд, основанный на личной заинтересованности, доказал свою эффективность. В 1988 г. личное и подсобное хозяйство населения, во владении которого находилось 35,8%) поголовья крупного рогатого скота республики, 16,6% поголовья овец и коз, давали 33,2% произведенного в Кыргызстане мяса и 45% молока. Однако аренда и кооперация в сельском хозяйстве внедрялись медленно и болезненно, с трудом преодолевая бюрократические рогатки и комплексы массовой психологии. В 1989 г. начался кризис «перестройки». После непродолжительного подъема наступил экономический кризис, имеющий тенденцию к углублению. В декабре 1989 г. началось устойчивое снижение объемов промышленного производства, которое продолжалось весь 1990 г. и ускорилось в 1991 г. Каждое четвертое предприятие не выполняло договорные обязательства.

81. Образование суверенного государства Кырыгзстан и его международное признание.

1991 г. вошел в мировую историю как год распада СССР и возникновения на его обломках новых самостоятельных национальных государств. С этого года открывается и новая страница многовековой истории кыргызского народа и Кыргызстана. В апреле 1990 г. были приняты Законы СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», а в мае — «Об экономическом положении и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и другие, по которым союзные республики получили больше прав на самостоятельное решение вопросов социально-экономического развития и государственного управления. Следующим шагом на пути развала СССР стало принятиесоюзными республиками деклараций о государственном суверенитете. Одним из первых Декларацию о государственном суверенитете принял Верховный Совет РСФСР—12 июня 1990 г. 15 декабря 1990 г. Верховный Совет Киргизской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Она была первым законодательным документом Кыргызстана, провозгласившим основные принципы и положения строительства новой национальной государственности в рамках   Советского   Союза. Декларация провозглашала, что государственный суверенитет Республики Кыргызстан означает верховенство государственной власти республики на всей ее территории и независимость во внешних сношениях. 31 августа 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан. С этого дня идет отсчет истории новой самостоятельной государственности кыргызского народа. Декларация объявила Республику Кыргызстан независимым, суверенным, демократическим гос-вом, территория которого является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Кыргызстан. Подчеркнув приверженность Кыргызстана общепризнанным принципам международного права, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между народами, Декларация указала, что Кыргызстан «выступает за заключение нового Союзного договора суверенных государств на равных основаниях». Дальнейший путь развития Кыргызстана сопровождается напряженной работой по наполнению провозглашенного суверенитета  реальным  содержанием. Указами Президента Республики Кыргызстан был упразднен КГБ и создан Госкомитет по национальной безопасности (20 октября 1991 г.), в целях обеспечения независимости страны была создана Национальная гвардия (3 декабря 1991 г.). 31 декабря 1991 г. в целях защиты экономических интересов Кыргызстана создаются Государственная таможенная инспекция, а также внутренние войска — для зашиты прап граждан   и   общественной   безопасности. В 1992 г. для обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности республики образован Государственный комитет по делам обороны, приняты под юрисдикцию республики воинские части и учреждения, расположенные   на   территории   Кыргызстана. 3 марта 1992 г. Верховным Советом республики утвержден государственный флаг Кыпгызской Республики, а 18 Декабря — новый государственный гимн. Процесс установления атрибутов  государственного     суверенитета   завершился 14 января 1994 г. принятием    нового государственного герба Кыргызской Республики. Важнейшим событием на пути суверенного развития Кыргызстана явилось принятие Верховным Советом республики 5 мая 1993 г. новой Конституции, согласно которой страна стала называться Кыргызской Республикой, а ее высший законодательный орган — Жогорку Кенешем. Таким образом, в 1991 —1995 гг. Кыргызская Республика шла к решительному политическому суверенитету, обретая действительную независимость. За короткий срок она обрела такие необходимые компоненты реального суверенитета, как атрибуты государственной самостоятельности, новая демократическая Конституция, собственный золотой запас, таможенная служба, Национальная гвардия, внутренние войска, национальная валюта и др.  Первыми в декабре 1991 г. о дипломатическом признании суверенной Кыргызской Республики объявили Турция и США, затем Россия. К четвертой годовщине независимости, к 31 августа 1995 г., дипломатические отношения с Кыргызской Республикой установили уже 88 государств мира. 1  февраля 1992 г. впервые в истории Кыргызстана в Бишкеке   открывается  посольство     иностранного  государства — США, 29 апреля — Турции, 6 мая — Китайской Народной Республики, затем России и других государств. 2  марта  1992 г. на 46-й сессии    Генеральной Ассамблеи ООН Кыргызстан был принят в члены ООН. Решение было принято без голосования, на основе единодушного одобрения. В тот же день на флагштоке у здания ООН в Нью-Йорке был торжественно поднят флаг Кыргызской  Республики. В это же время начался процесс заключения двухсторонних соглашений об установлении дипломатических отношений. 20 марта 1992 г. такое соглашение было подписано с Российской Федерацией и с Кубой. Первый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи был заключен с Узбекистаном— 29 сентября  1992 г.

 

82. . Внешняя политика Кыргызской Республики.

Главное содержание внешней  политики Кыргызской Республики определяется общенациональными интересами развития Кыргызстана как суверенного демократического государства, обеспечения благоприятных внешних условий для создания современного динамичного хозяйства, гарантирующего государству политическую и экономическую независимость, населению — достойную жизнь, а также для включения Кыргызстана в мировое сообщество как миролюбивой страны с многовековой историей, выгодным геополитическим положением, значительным экономическим, технологическим, интеллектуальным и духовно-нравственным потенциалом. Важнейшими внешнеполитическими задачами Кыргызстана на современном этапе стали: 1.  Сохранение мира, стабильности в республике, ее территориальной целостности;    интеграция Кыргызстана с другими странами СНГ в мировое сообщество в области политики, экономики и культуры. 2. Мирное урегулирование имеющихся  межнациональных и вооруженных конфликтов в Центр. Азии и СНГ, недопущение распространения их на свою территорию, неучастие в военных блоках, неуклонный нейтралитет. 3.  Сохранение добрососедских отношений  со  всеми  пограничными странами, опираясь на традиционные связи и отношения с ними. 4.  Развитие   взаимовыгодного   сотрудничества   со   всеми странами, опыт, технологии, инвестиции которых станут подспорьем в проведении экономических реформ, в решении задач социально-экономического развития. 5.   Формирование благоприятных для  Кыргызстана   условий международной торговли, выхода на    мировые    рынки продукции    национального    производства и кыргызстанских предпринимателей. 6. Активизация работы в ООН и других международных организациях для укрепления позиций Кыргызской Республики в мировом сообществе. Основополагающими принципами, обусловленными главными задачами внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики, становятся: защита национальных интересов народа Кыргызстана; уважение территориальной целостности и суверенитета государств, невмешательство в их внутренние дела; равенство и взаимовыгодное экономическое сотрудничество; отказ от войны как средства осуществления национальной политики. Сущностью этих основополагающих принципов и фундаментальных задач определяются следующие основные приоритеты во внешней политике Кыргызской Республики: обеспечение политическими средствами безопасности, суверенитета, независимости и территориальной целостности Кыргызстана; содействие укреплению стабильности по всему периметру кыргызстанских границ, в ближайших регионах и в мире в целом; защита прав, свобод, достоинства и благополучия кыр-гызстанцев; защита основ самобытности и достоинства кыргызского народа, его традиций, культуры и образа жизни; обеспечение благоприятных внешних условий для продвижения демократических реформ в направлении формирования гражданского общества, для создания эффективной рыночной  экономики,  развития  конкурентоспособности  кыргызстанских производителей и защиты их интересов на мировых рынках; создание равноправных и взаимовыгодных отношений, прежде всего с соседями — партнерами по СНГ, близкими нам в этносоциальном, духовно-культурном и экономическом отношении странами, а также экономически мощными и технологически развитыми странами ближнего и дальнего зарубежья. Кыргызстан отвергает двойные стандарты в выборе средств своей внешней политики. Его действия строятся строго на основе международного права, приверженности целям и принципам Устава ООН.

Учитывая сложившуюся  в республике этнодемографическую  и этнополитическую ситуацию а также  военное и экономическое значение России, Кыргызская Республика не допускает  дистанцирования от России и центральноазиатских республик СНГ. Более того, она всеми силами содействует укреплению и развитию интеграционных процессов и тенденций. Внешнеполитическая линия Кыргызстана учитывает, что в противном случае предопределены ослабление исторически сложившихся кыргызско-российских взаимосвязей, усиление оттока славян и европейцев из Кыргызстана, что не может не сказаться отрицательно на всех сферах жизнедеятельности республики. Не отвечает национальным интересам Кыргызстана и отрыв его от государств Центр. Азии, с которыми у кыргызского народа обшие этнокультурные, исторические и генетические корпи, что во многом определяет будущее нашей   страны. Важность активизации внешнеэкономической деятельности Кыргызстана обусловлена тем, что собственный экономический потенциал республики еще недостаточен для успешных экономических реформ и преобразований. Нужны дополнительные источники финансирования и рычаги подъема экономики. Кроме того, мировой опыт показывает, что без интеграции в мировое хозяйство успешное развитие немыслимо даже для высокоразвитых стран. С учетом интересов и потребностей Кыргызской Республики и международного опыта Указом Президента республики еще в феврале 1991 г. был образован Совет по координации внешних политических, экономических и гуманитарных связей. В последующем была разработана единая государственная политика связей Кыргызстана, одобренная парламентом республики, главная цель которой — выработка реальной программы внешнеполитической деятельности, ликвидация дисбаланса экспорта и импорта; расширение и углубление взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами; введение стихии внешних связей в единое русло государственной политики, подчинив ее экономическому и интеллектуальному развитию Кыргызстана. Важнейшим направлением утверждения Кыргызской Республики как суверенного независимого государства является участие ее в деятельность международных организаций. Активное участие Кыргызстана в деятельности международных организаций открывает новые перспективы использования их широких возможностей для обеспечения национальных интересов республики в социально-экономическом, политическом и духовном развитии, а также повышении ее роли и престижа на международной арене.

 

 

83. Кыргызстан в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Уроки баткенских событий (1999 г.)

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в  одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных  проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все  больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой  огромные политические, экономические  и моральные потери, оказывают  сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем  не повинных людей. Терроризм уже  приобрел международный, глобальный характер. Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена  многочисленностью жертв террористов  и огромным материальным ущербом, наносимым  террором,  За несколько последних  лет людские и материальные потери в связи с террористическими  актами зафиксированы в Кыргызстане, Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране, в государствах Юго-Восточной Азии и в ряде других стран. Кыргызстан находится в эпицентре  борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, которые представляют угрозу стабильности и безопасности не только Центрально-азиатскому региону, но и всему цивилизованному  миру. Среди региональных образований  с участием Кыргызстана одним  из наиболее перспективных и относительно действенных на настоящий момент является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), до недавнего времени именовавшаяся  как "Шанхайская пятерка" по числу  следующих стран-участниц: Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В результате работы ШОС в 2001 году была подписана Шанхайская конвенция  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, обеспечившая нормативно-правовую базу для сотрудничества в этой сфере. В рамках конвенции также было принято окончательное решение  о создании совместного Антитеррористического  центра в Бишкеке. Государства - участники  ШОС высоко оценивают роль Кыргызстана  в борьбе с международным терроризмом, в координации коллективных усилий в этой сфере. И, в частности, - инициативу создания Региональной антитеррористической структуры (РАТС), разработку нормативной  базы для нее. В целях повышения  эффективности межгосударственного  сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом  и иными проявлениями экстремизма  были созданы в рамках СНГ пять координационных органов: Совет  министров иностранных дел, Координационный  совет генеральных прокуроров, Совет  руководителей органов безопасности и специальных служб, Бюро по координации  борьбы с организованной преступностью  и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, и наконец - Антитеррористический центр государств Содружества. В  настоящее время Кыргызстан стал мощным опорным пунктом в борьбе с международным терроризмом  и сейчас необходимо активизировать сотрудничество в военной области, в сфере безопасности, в совершенствовании  борьбы с транснациональной организованной преступностью. Размещение штаба коллективных сил быстрого развертывания, дислокация российской военной авиации на аэродроме  “Кант” еще раз доказывает это  утверждение. Баткенские события двух лет дали возможность обществу по-новому взглянуть на себя, свое место в  мире и свои проблемы. 1999 год остался  в истории Кыргызстана тем, что  страна впервые со дня обретения  независимости столкнулась с  вооруженным вторжением на свою территорию. В течение двух месяцев иностранные  бандформирования держали в напряжении всю республику, захватив в качестве заложников на юге страны нескольких работников органов внутренних дел  и четырех японских геологов с  переводчиком.  В ходе операции по освобождению заложников и вытеснению боевиков так называемого Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) Кыргызстан потерял убитыми 26 человек, более 50 граждан получили различные ранения. Боевые действия проходили в  пределах территории сел Зардалы, Жылуу –  Суу Кара-Тейит, Сырт и между анклавом Ворух до блок-поста Кара-мык, в  местечке Ак-Таш Чаткальского района, на перевале Торо.  Трагически незабываемый оттенок событий Баткен-1999 отмечает бомбардировка двумя самолетами узбекских ВВС кыргызского села Кара-Тейит, в результате которого погибли 3 человека, 5 получили ранения, десятки  домов были разрушены. Итоги 1999 года разительно отличаются от нынешних, поскольку  тогда руководство страны и командование армии, во-первых, не были готовы к подобной террористической акции боевиков Исламского движения Узбекистана, во-вторых, из-за захвата заложников в самом начале событий по всему ходу процесса у  них были “связаны руки”; в-третьих, ни военная, ни материально-техническая  база не позволяла вести эффективные  боевые действия – иное могли привести к большим трагическим последствиям, и в этом плане руководство  страны поступило мудро, использовав  весь спектр инструментальных средств, вплоть до каналов народной дипломатии; в-четвертых, государственный административный аппарат не имея ни практики, ни механизмов решения проблем подобного рода, действовал неапробированными методами, откровенными импровизациями, проявляя несогласованность в поручении  выполнения задачи всем сразу –  МО, МВД, Национально гвардии –  или создавая непрочные ситуации перехода общего, единого командования от Субанова к Чотбаеву, далее Топоеву. Неапробированным методом был уже  давно отвергнутый в мировой  практике способ прямых переговоров  с террористами, в результате аким района и глава отделения службы национальной безопасности оказались  в заложниках. В мировой практике власти не вступают в переговоры с  террористами, или делают это через  посредников. Не самой успешной импровизацией  предстала частично осуществленная идея мобилизации на военную службу альпинистов, охотников, спортсменов. Госаппарат оказался в плену психологического стереотипа, что если горы, то – альпинисты, с таким же успехом можно было призвать верхолазов, монтажников и  мойщиков окон высотных зданий.  В  результате этой необъявленной войны  руководство республики было вынуждено  принять целый ряд неординарных мер по укреплению обороноспособности страны и улучшению административно-территориальной  структуры государства. Президент  А. Акаев издал указ об образовании  Баткенской области на базе Баткенского, Лейлекского и Кадамджайского районов  Ошской области, чтобы решить комплекс социально-экономических и общественно-политических проблем, которые назревали в  течение нескольких лет. Другими  кардинальными решениями руководства  страны стали создание пограничных  войск в южных регионах и уделение должного внимания состоянию силовых  структур в целом и Вооруженных  Сил в частности.

Информация о работе Шпаргалка по «Истории»