Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Истории»
84. . Политические преобразования в Кыргызской Республике.
31 августа 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан. С этого дня идет отсчет истории новой самостоятельной государственности кыргызского народа. В 1992 г. для обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности республики образован Государственный комитет по делам обороны, приняты под юрисдикцию республики воинские части и учреждения, расположенные на территории Кыргызстана. 3 марта 1992 г. Верховным Советом республики утвержден государственный флаг Кыргызской Республики, а 18 Декабря — новый государственный гимн. Процесс установления атрибутов государственного суверенитета завершился14 января 1994 г. принятием нового государственного герба Кыргызской Республики. Нельзя не отметить большую созидательную роль, которую сыграл в начале переходного периода Жогорку Кенеш (избранный как Верховный Совет Киргизской ССР). Впервые в истории Кыргызстана состав высшего органа государства был избран на альтернативной основе. Уже на первой сессии, состоявшейся 10—15 апреля 1990 г., были сделаны первые шаги в направлении политического плюрализма. Принимаемые законы показали, что республика приобретает самостоятельность, на деле становится суверенным гос-вом. Об этом свидетельствуют законы о земле, о собственности, об аренде и другие, которые тогда носили революционный характер. Декларация о государственном суверенитете Кыргызстана открыла новую страницу в истории страны. Принимались законы и документы, создающие правовую базу для преобразования политической и экономической систем. Важнейшим событием на пути суверенного развития Кыргызстана явилось принятие Верховным Советом республики 5 мая 1993 г. новой Конституции, согласно которой страна стала называться Кыргызской Республикой, а ее высший законодательный орган — Жогорку Кенешем. Однако уже через полтора года стала очевидной необходимость серьезных изменений и дополнений к этой новой Конституции. 22 октября 1994 г. состоялся всенародный референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики и образования двухпалатного парламента. А 5 февраля 1995 г. в соответствии с новой Конституцией были провозглашены выборы в двухпалатный парламент республики, который начал функционировать с 28 марта того же года. Таким образом, в 1991 —1995 гг. Кыргызская Республика Шла к решительному политическому суверенитету, обретая Действительную независимость. За короткий срок она обрела такие необходимые компоненты реального суверенитета, как атрибуты государственной самостоятельности, новая демократическая Конституция, собственный золотой запас, таможенная служба, Национальная гвардия, внутренние войска, национальная валюта и др. Согласно Конституции Кыргызской Республики главой государства является Президент, он представляет Кыргызскую Республику внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве гаранта Конституции, законов, прав и свобод граждан, обеспечивает единство государственности, незыблемость конституционного строя, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов. Президент определяет структуру Правительства, с согласия Жогорку Кенеша назначает главу и членов Правительства, Генерального прокурора, председателя правления Национального банка, глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах к международных организациях. Политический плюрализм и многопартийность — это достижения мировой цивилизации, призванные предотвратить монополию на власть как источник застоя или беззакония, повысить политическую и экономическую активность масс. В политическую систему Кыргызстана в 1998 г. входило около 20 политических партий, 15 массовых движении, 30 профессиональных, 18 творческих союзов, большое количество культурно-просветительных, земляческих, женских, молодежных обществ, объединений и фондов. Сопоставление программных установок наиболее известных политических партий показывает, что все они ставят целью борьбу за создание суверенной, демократической, правовой, процветающей Кыргызской Республики. В январе 1991 г. был утвержден новый экономический курс. Важнейшими моментами рыночных реформ стала приватизация — Центр. пункт на пути к рынку, либерализация финансово-кредитного сектора (1991 г.), цен (1992 г.), внешней торговли (1994 г.). В связи с постоянно нарастающим инфляционным давлением из-за пределов республики было принято решение о выходе из рублевой зоны и 10 мая 1993 г. введена национальная валюта Кыргызской Республики — сом. В Кыргызской Республике разработана и принята Национальная программа «Аракет» («Действие»). Программой предусматриваются меры по развитию рынка труда, борьбе с безработицей, поддержке самозанятости населения, реформированию системы оплаты труда. Разработана программа «Рынок труда и занятости населения в Кыргызской Республике на 1998—2000 гг. и на период до 2005 г.» («Эмгек»). Реформируется система пенсионного обеспечения.За первые годы существования независимого Кыргызстана осложнилось положение в сфере здравоохранения. Сегодня необходимы неотложные меры по изменению ситуации в этой важнейшей сфере. Кыргызская Республика является полноправным членом Всемирной организации здравоохранения и разрабатывает государственную программу «Здоровая нация» (до 2000 г.). При поддержке международных доноров начата реализация национальной программы «Манас» (1996—2006 гг.), а также целевых программ «Имму-нопрофилактика-2000», «Туберкулез», «Здоровое сердце — каждому кыргызстанцу» (до 2010 г.) и др. Большое внимание уделяется осуществлению национальной программы «Аялзат» («Женщина»). Ее реализация (1996—2000 гг.) обеспечит улучшение положения женщин, детей и молодежи.
85. Деятельность политических партий, общественных объединений и движений в Кыргызской Республике.
Политический плюрализм и многопартийность — это достижения мировой цивилизации, призванные предотвратить монополию на власть как источник застоя или беззакония, повысить политическую и экономическую активность масс. В политическую систему Кыргызстана в 1998 г. входило около 20 политических партий, 15 массовых движении, 30 профессиональных, 18 творческих союзов, большое количество культурно-просветительных, земляческих, женских, молодежных обществ, объединений и фондов. На конец 2003 года в Республике Кыргызстан зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями и задачами партии является создание демократического правового независимого кыргызстанского государства, защита конституционных прав всех народов, проживающих на территории республики, недопущение нарушений законности, создание общества, где человеческие интересы будут выше государственных. Партия национального возрождения "Асаба". Задачи партии - создание суверенного независимого демократического государства, развитие языка и культуры, защита национальных, экономических и политических интересов кыргыщского народа. Партия коммунистов Кыргызстана. Задачи партии - защита и утверждение государственного суверенитета, независимости, равноправия и взаимовыгодное сотрудничество республик в международном сообществеПартия "Ата-Мекен". Цели и задачи партии - Построение правового демократического государства, проведение экономических реформ, эволюционное реформирование общества. Республиканская народная партия Кыргызстана. Цели и задачи - стабилизация экономической, социальной и политической жизни в республике с последующим ее устойчивым развитием. Партия "Демократическое движение Кыргызстана". Цели партии - демократическое развитие общества, построение правового государства, формирование политически и экономически грамотной личности. Социал-демократическая партия Кыргызстана. Цели и задачи - выработка социально ориентированной политики развития Кыргызстана с учетом объективных реалий и реализация ее через государственные органы власти на конституционной основе. Партия "Единство Кыргызстана". Задачи партии - содействие построению демократического общества и правового государства, борьба против проявлений шовинизма и национализма. Демократическая партия женщин Кыргызстана. Цели и задачи партии - активизация участия женщин в общественно-политической жизни Кыргызской Республики, широкое вовлечение женщин в управление делами общества и государства, увеличение их представительства в выборных органах власти на всех уровнях принятия решений. Демократическая партия экономического единства. Задачи партии - движение к обществу свободы и социальной справедливости, построение демократического общества, основанного на принципах государства и на приоритете общественных ценностей. Аграрно-трудовая партия Кыргызстана. Задачи партии - способствовать преодолению тяжелейшего кризиса в промышленности и предотвращению окончательного распада сельской инфраструктуры. Несмотря на внушительное для небольшой страны число политических партий и массовых движений, население республики в целом сегодня не проявляет особой политической активности. Отчасти это объясняется менталитетом кыргызского народа, его терпимостью к различным невзгодам, а также нежеланием населения Кыргызстана допустить возможность повторения трагических событий (типа ошских, ферганских, таджикских, чеченских и др.)- Многое связано и с программными задачами политических партий и движений. Сопоставление программных установок наиболее известных политических партий показывает, что все они ставят целью борьбу за создание суверенной, демократической, правовой, процветающей Кыргызской Республики. Иными словами, они за то, к чему стремятся нынешний Президент и Правительство государства. Программные установки всех политических партий в сфере экономики почти идентичны: равноправие всех форм собственности, рыночные отношения. Анализ программных документов политических партий показывает, что все они своей социальной базой считают все слои населения. Ни одна политическая партия Кыргызстана не имеет реальной программы вывода республики из кризисного состояния, дееспособной социальной базы поддержки, средств н возможностей для оказания влияния на широкие слои населения. В таких условиях, казалось бы, пора некоторым партиям объединиться, а отдельным — самораспуститься. Однако такого не происходит. Ибо партии создаются не столько ради защиты интересов определенных социальных слоев населения, сколько для борьбы за власть.
86. Экономическая реформа суверенного государства Кыргызстан.
Параллельно с политическими преобразованиями в стране осуществлялись кардинальные экономические реформы, сущность которых составляет переход к рыночным отношениям. Правда, переход к социально ориентированной рыночной экономике, включая и приватизацию, был начат в 1990 г.,
еще в Союзе ССР. Разрабатывались и принимались программы как в СССР в целом, так и в союзных республиках. Верховным Советом Киргизской ССР, например, в октябре 1990 г была принята «Программа стабилизации народного хозяйства республики и перехода к рыночной экономике». В соответствии с идеей Программы в январе 1991 г. был утвержден новый экономический курс, основными направлениями которого явились: 1. Новая аграрная политика: создание социальной инфраструктуры, развитие мелкого промышленного предпринимательства на селе. 2. Пересмотр законодательных и других нормативных актов республики, создание экономических, организационных и правовых условий для привлечения внешних инвестиций, займов, кредитов и новой технологии.
3. Приватизация мелких и «малых предприятий в сфере торговли, общепита, бытового обслуживания, местной промышленности, стройиндустрии, автотранспорта. 4. Установление экономических и политических отношений с развитыми странами Запада и Востока. Разработка целостной концепции внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности правительства и др. После распада СССР перед Кыргызской Республикой встала задача проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий на переходный период. Программа перехода к рыночной экономике Кыргызской Республики постоянно уточнялась, совершенствовалась и корректировалась с учетом складывающейся ситуации. В первую очередь это касалось процесса приватизации — центрального пункта на пути к рынку. В 1991 г. процесс приватизации получил незначительное Развитие, поскольку еще не была в должной мере подготовлена законодательно-нормативная база. С 1992 г. процесс пошел достаточно быстро и пик его пришелся на 1993 г. Первый этап — этап приватизации мелких и средних предприятий промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, «знакомых» с рынком и в советское время, завершился в 1993 г. В 1994—1996 гг. — на втором этапе — приватизировались крупные объекты. В разрезе отраслей экономики уровень приватизации к 1998 г. составлял: в промышленности — 80,2%, в сельском хозяйстве — 42,0, в строительстве — 56,6, на транспорте — 47,8, в торговле и общественном питании — 97,2, в бытовом обслуживании — 100%. Итогом преобразования государственной собственности в республике в 1991 —1998 гг. стало формирование негосударственного сектора, являющегося базой для развития рыночных отношений в экономике, изменения стереотипов экономического поведения людей. Однако еще не достигнута главная цель приватизации — создание реальной конкурентной среды в экономике. Важнейшими моментами рыночных реформ стала либерализация финансово-кредитного сектора (1991 г.), цен (1992 г.), внешней торговли (1994 г.). В связи с постоянно нарастающим инфляционным давлением из-за пределов республики было принято решение о выходе из рублевой зоны и 10 мая 1993 г. введена национальная валюта Кыргызской Республики — сом. Это позволило проводить самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику и осуществлять контроль за экономической ситуацией. Стабилизация обменного курса сома позволила Кыргызстану в марте 1995 г. присоединиться к VIII статье Устава Международного Валютного Фонда, что свидетельствует о том, что кыргызская национальная валюта стала конвертируемой. Основным достижением проведенной денежно-кредитной политики в 1991 — 1998 гг. можно считать снижение темпов инфляции (годовой уровень инфляции снизился с 87% в 1994 г. до 15% в 1997 г.), замедление спада производства, что говорит о начавшейся адаптации экономики к рыночным условиям хозяйствования. В 1991 —1996 гг. экономика республики испытала наибольшие трудности начального этапа реформ. Спад промышленного производства в республике в 1996 г. по отношению к 1990 г. составил 63,7%. Основными причинами затяжного спада промышленного производства явились процесс либерализации цен, обусловивший бурный рост инфляции, издержек и цеп товаров; разрушение прежних хозяйственных связей в рамках единого экономического комплекса; потеря рынков сбыта, на которые прежде было ориентировано около трети объемов промышленной продукции республики; отсутствие системы стимулирования товаропроизводителей; несовершенство законодательной базы и механизмов разгосударствления и приватизации; слабая маркетинговая деятельность на промышленных предприятиях. С 1996 г. в отдельных отраслях промышленности (электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, легкая и пищевая отрасли) наметилась тенденция к стабилизации производства. Спад производства не миновал и сельское хозяйство. Наибольшие темпы падения наблюдались здесь в 1993—1994 гг. С 1995 г. наступил перелом. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, нехватку материально-технических ресурсов и сокращение посевных площадей, в 1996 г. было произведено растениеводческой продукции на 24,2% больше, чем в 1995 г. Б
ъольше продукции произведено и в животноводстве. В целом динамика экономических показателей Кыргызстана свидетельствует, что с 1996 г. произошло приостановление спада и отмечается начало роста. В качестве наиболее важных завоеваний в области экономики за годы существования суверенного Кыргызстана можно назвать обеспечение функционирования устойчивой национальной валюты, определенный экономический рост и качественные преобразования на селе. Преобразования в аграрном секторе экономики республики обусловили тот факт, что Кыргызстан из страны, импортирующей зерно, в последние годы превратился в страну, экспортирующую его Главная задача экономических реформ — повышение уровня жизни и социальной защищенности населения. Сегодня в республике делается все возможное для социального развития народа и обеспечения для этого экономических условий.
87. Культурные преобразования в Кыргызской Республике.
С образованием после распада
СССР суверенной демократической Кыргызской
Республики, несмотря на экономический
кризис, связанный с переходом к рыночным
отношениям, и существенное сокращение
ассигнований на образование и культуру,
число общеобразовательных школ и учащихся
в них в республике не только не сократилось,
но имеет тенденцию к определенному росту.
Увеличилось количество кыргызских школ.
Появились такие новые типы и виды школ,
как гимназия, лицей, колледж, специализированные
и частные школы. Пересматриваются учебные
планы и программы, вводятся новые предметы
(«родиноведение», «человек и общество»,
«основы маркетинга» и др.), разрабатываются
и издаются новые оригинальные учебники
и учебные пособия. В мае 1996 г. Правительством
республики была принята Национальная
образовательная программа «Билим». Главные
цели этой программы — сохранение доступности
образования для населения, повышение
его качества, а также улучшение и рост
эффективности финансирования. Набирает
темпы децентрализация образовательного
процесса. В 1996 г. 28 лицеев и 42 гимназии
работали по индивидуальным учебным планам.
Увеличивается число частных
школ. Одним из направлений реформы высшего
образования в суверенном Кыргызстане
стало увеличение количества вузов и средних
специальных учебных заведений в результате
создания их во всех регионах страны. Так,
в 1995/96 уч. г. в республике функционировало
39 высших учебных заведений (все педагогические
институты преобразованы в университеты).
К сожалению, уровень образования во многих
вузах, которые создавались без достаточной
материально-технической оснащенности,
без помещений, квалифицированных кадров
преподавателей, путем механического
объединения учебных заведений, пока еще
низок. Реформа образования суверенным
Кыргызстаном рассматривается как одна
из первоочередных задач государства.
В республике создана многоуровневая
система образования. В 44 государственных
и частных вузах сегодня ведется подготовка
специалистов более чем по 100
специальностям. Развивается система
международного обмена студентами, преподавателями
и учащимися. Разработана и подписана
главами государств СНГ Концепция единого
образовательного пространства. В Кыргызской
Республике открываются совместные учебные
заведения и филиалы с учебными заведениями
других стран. Так, в 1933 г. был открыт Кыргызско-Российский
Славянский университет, в 1997 г. — Американский
и Кыргызско-Узбекский университеты, в
1998 г. — Кыргызско-Туретский университет
и т. д. Широкомасштабные национальные
программы, такие, как «Билим» и «Кадры
XXI века», имеют своей важнейшей целью
решение интеграционных задач и содействие
расширению международного сотрудничества
в сфере образования. Так, в качестве первых
результатов реализации программы «Кадры
XXI века» можно назвать возобновление
подготовки кадров для Кыргызстана в московских
университетах и вузах, а также обучение
кыргызстанцев в университетах и магистратуре
и аспирантуре Германии, России, США, Великобритании,
Австрии, Австралии, Турции, Китая, Индии,
Республики Корея, Малайзии и других стран.
В рамках программы «Кадры XXI века» учреждены
президентские стипендии: «Умут», «Жеткинчек»,
«Алтын шаты», «Прелюдия». Фонд «Мээрим»,
Международный университет Кыргызстана,
Бишкекский гуманитарный университет
и Американский университет в Кыргызстане
ежегодно организуют летние школы языкового
и компьютерного обучения. По линии этой
программы школьники направляются на
языковые курсы в Америку, Англию, Индию.
В результате демократизации общества,
гласности, плюрализма мнений, снятия
цензуры в последние годы в Кыргызской
Республике появилось много независимых
газет, общественных и частных изданий.
Пресса Кыргызстана сыграла огромную
роль в мобилизации трудящихся на решение
задач индустриализации и аграрного преобразования,
ликвидации массовой неграмотности населения,
развитии культуры, профессиональной
литературы и искусства, формировании
народной интеллигенции, раскрепощении
женщин, политическом просвещении и интернациональном
воспитании народных масс, укреплении
дружбы, сотрудничества и взаимопомощи
народов, преодолении патриархально-феодальных
пережитков и т. д. Наряду с периодической
печатью в эти годы в республике налаживается
книгоиздательское дело. В период радикальных
социально-экономических преобразований
основной задачей государственной политики
в сфере культуры являются сохранение
богатейшего культурного наследия и развитие
сложившейся ранее системы институтов
культурной жизни республики. Вселяют
надежду наметившиеся в последнее время
тенденции возрождения духовности народа.
Мощным импульсом для развития национального
самосознания явилось празднование в
августе 1995 г. 1000-летнего юбилея героического
кыргызского эпоса «Манас». Сегодня кыргызстанцы
готовятся достойно отметить 3000-летие
древнего Оша и т. д. Как подчеркнул Президент
Кыргызской Республики А. Акаев, «гос-во
должно решительным образом усилить патронирование
тех общественных структур, которые не
могут включаться в рыночную стихию: здравоохранения,
просвещения, науки, литературы, искусства,
всей сферы культуры. Именно с такой целью
разработана и реализуется программа
«Маданият», создан Кыргызский фонд международной
Ассамблеи культур народов Центр. Азии.
Древняя и самобытная культура всех народов
Кыргызстана продолжает жить и развиваться.
78. Демократизация общественной жизни в Кыргызстане.
Одной из главных черт развития суверенной Кыргызской Республики стал неизменный курс на демократизацию общественной жизни. Это прежде всего стремление к оптимальному разграничению функций государства и гражданского общества, построению новых производственных, общественных отношений, чтобы наиболее эффективно совместить личный интерес с коллективным, коллективный — с государственным, интересы представителей разных наций, живущих в стране, — с интересами «общего дома всех кыргызстанцев», интересы политических партий и движений — с интересами всего общества. Принципы, установленные « реализуемые в общественной практике, — экономическая свобода, политический плюра-изм духовная общность и нравственный гуманизм — способствуют выбору человеком своего места в жизни, служат гарантией его безопасной и социально значимой жизнедеятельности. И хотя до полного обеспечения названных условий еще далеко, государственная политика явно повернулась лицом к человеку, что подтверждается принятыми законами и реализуемыми решениями. Суверенный Кыргызстан с момента обретения независимости провозгласил ориентацию государственной политики на демократизацию общественной жизни. Однако в первые 2—3 года процесс демократизации страдал «детской болезнью». Эйфория от ложно понимаемой демократизации приводила порой к абсурду, ко вседозволенности. Проявлением ложной демократизации стало, в частности, превращение определенными кругами политики в политиканство, что отвлекало интеллектуальный потенциал, нравственные, духовные силы и энергию людей от реальных направлений по демократизации общества. Пренебрежение принципами демократии обусловливало несовершенство разработки законодательных нормативных документов, нарушения в осуществлении самого процесса демократизации. Несмотря на такие издержки, определенные успехи демократизации налицо. Первым истинно демократическим шагом был осознанный обществом отказ от монополии коммунистической идеологии и тоталитарного режима. Вторым — выбор пути мирного радикального обновления общественного устройства и стремление сохранить гражданское согласие. Третьим — утверждение идеологической и политической свободы и политического плюрализма в общественно-политической жизни. Четвертым — переход к многоукладным и рыночным отношениям в экономике. Пятым — обеспечение свободы информации. Шестым — движение к открытости общества.