Шпаргалка по "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:42, шпаргалка

Описание работы

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Файлы: 1 файл

Ответы по ИОГП.docx

— 206.83 Кб (Скачать файл)

на уровне автономной республики действовали съездСоветов, ЦИК, СНК, наркоматы, Экономическое совещание, отделение Верховного Суда РСФСР, прокурор;

на областном уровне: областной съезд советов, исполком, экономическое совещание;

на уровне губерний: губернский съезд советов, исполком, экономическое совещание, суд, прокурор;

на уровне уезда: уездный  съезд советов, исполком,экономическое  совещание, народный суд, помощник прокурора губернии;

на уровне волости: волостной съезд советов, исполком, экономическое совещание;

на уровне города: совет депутатов, исполком, экономическое совещание, народный суд;

на уровне села: совет депутатов, исполком, экономическое совещание.

Как высший орган государственной  власти Всероссийский съезд Советов наделялся полномочиями установления, дополнения и изменения Конституции и утверждением конституций автономных республик.К совместной компетенции Съезда и ВЦИК относилась ратификация мирных договоров, вопросы территориального устройства, объявление войны.На практике ВЦИК являлся реальным высшим органом государственной власти. Президиум ВЦИК Конституция определяла как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган власти РСФСР.

  1. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

В 1922 г. была учреждена прокуратура -  как орган непосредственно  обязанный стоять на страже закона. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, к-ым по должности явл-ся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.

На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных  и местных органов власти и  управления, она возбуждала уголовные  дела против должностных и частных  лиц, осущ-ля надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинение в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. По положению  об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции  предусматривалась организация  коллегий защитников. На которые возлагалось  обеспечение защиты обвиняемых по уголовным  делам, представительство сторон в  гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юр. вопросам.

В 1922 г. были внесены большие  изменения в судебнуюсис-му республик. Проводилась реорганизация всех видов судов и местных органов судебного управления.  Вместо общих судов и трибуналов, к-ыесущ-ли в РСФСР, создавалась стройная, единая сис-ма из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики.

Основным звеном в судеб.сис-меявл-ся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел двойную  компетенцию: он явл-ся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам и выступал как кассационная инстанция для народных судов. Губерн. Суд выполнял и функции по руководству народными судами.

Верховный суд имед еще более сложную компетенцию. Он выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов. В.С. осущ-л судебный контроль над всеми судами республики.  В.С. давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

В ведении судов находился  и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи. При губернских судах – старшие  следователи., при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.

При образовании СССР было предусмотрено создание при ЦИК Союза Верховного Суда.

Верховный суд СССР выступал как суд первой инстанции, но по очень  узкой категории дел. Он давал  верховным судам союзных республик  разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства. Имеющие значения обязательных. На Верховный суд СССР возлагались и опред. Функции конституционного надзора, направленные на защиту интересов как Союза, так и его членов в рамках Конституции.

  1. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.

Конституция (К) - Основной закон  СССР, была принята31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.К состояла из двух разделов.1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в СоюзССР (добровольность, равноправие, право выхода).2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения  верховных органов властиСССР;2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;3) О съезде Советов СССР;4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;5) О Президиуме ЦИК СССР;6) О Совете Народных Комиссаров СССР;7) О Верховном Суде СССР;8) О народных комиссариатах СССР;9) Об Объединенном государственном политическомуправлении;10) О союзных республиках;11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждениеединого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговойсистемой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К.В обязанности СССР входила охрана суверенных правреспублик. СССР решал вопросы приема в СССР новыхреспублик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.Граждане союзных республик получали гражданствоСССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзныйсъезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.В период между съездами высшим органом властибыл Центральный исполнительный комитетСССР - ЦИК СССР, который состоял из:союзного Совета(избирался съездом СоветовСССР из представителей союзных республик);Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал ПрезидиумЦИК СССР.Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Онсостоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзныйсъезд Советов.

  1. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

Отличительными чертами  ГК РСФСР 1922 г. были:с одной стороны  наличие многоукладной экономики, товарно-денежных отношений, проведение нэпа, с другой - приоритет социалистического уклада в народном хозяйстве.

ГК состоял из 4 разделов:Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права;Вещное право регулировал институт права собственности, права застройки и залога имущества;Обязательственное право регулировал комплексдоговорных обязательств (имущественный наем, купля-продажа, мена, заем, подряд, поручительство, поручение, страхование), комплекс обязательств, возникающихвследствие вреда и неосновательного обогащения, порядок создания товариществ;Наследственное право (ГК вводил наследование позакону и по завещанию).

ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола, расы, национальности,вероисповедания и происхождения, но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельностии частной инициативы, если осуществление гражданскихправ противоречит их социально-хозяйственному назначению, наносит явный ущерб государству.Формы собственности по ГК:государственная (земля, недра, леса, горы, железные дороги, - исключительная собственность государства);кооперативная;частная (ГК ограничивал объем и размеры права частной собственности: физическое лицо не могло иметьв собственности более одного жилого строения, продавать жилое строение можно было не чаще одного разав три года, запрещалось взимание процентов на проценты, количество наемных рабочих частного предприятияне могло быть более 20).

ГК устанавливал порядок, условия и формы заключения договоров, регламентировал размеры договорныхсумм, сроки договоров, последствия нарушения договорных обязательств.Субъектами по ГК могли быть правоспособные граждане и юридические лица.

Государственные предприятия пользовались значительными преимуществами: их имущественная ответственность ограничивается оборотным капиталом.Отдельную группу составляли государственныепредприятия, переведенные на хозяйственный расчет, - тресты. Тресты объединяли промышленныеи сельхозпредприятия, наделялись обособленным имуществом, самостоятельно осуществляли коммерческуюдеятельность с целью извлечения прибыли, государствоне отвечало по их долгам.В целях регуляции оптовой торговли, заготовительныхи сбытовых процессов создавались торговые объединения - синдикаты.

  1. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

Изменения в трудовом законодательстве были продиктованы новыми условиями общественно-экономической жизни и изменениями, обусловленными проведением нэпа.КЗоТ РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г.,в него вошли наиболее прогрессивные нормы КЗоТРСФСР 1918 г., дополненные и приспособленные к современным условиям.

Всеобщая трудовая повинность стала возможна лишьв исключительных случаях по соответствующим постановлениям СНК.Трудовые отношения стали строиться на основе свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора.КЗоТ устанавливал две формы привлечения к труду.

коллективный договор, который заключался междупрофсоюзом и администрацией предприятия, в нем оговаривались условия труда работников, уровень заработной платы, правила внутреннего трудового распорядка;

трудовой договор, который заключался между работником и администрацией. Трудовой договор мог бытьрасторгнут по инициативе работника или нанимателя.

КЗоТ устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работника по инициативе работодателя(ликвидация предприятия, приостановление работ болеечем на один месяц, дисциплинарные нарушения работника).Предприятие обязано было по государственным нормам бесплатно обеспечивать работника инструментами,одеждой и обувью, необходимыми для работы.Защищать интересы рабочих призваны были профсоюзы, которые наделялись КЗоТ правом контролироватьвыполнение предприятиями норм по охране труда, санитарных норм, порядок выплаты зарплаты.

КЗоТ устанавливал 8-часовой рабочий день, выходные и праздничные дни, ограничивал сверхурочные работы 120 часами в год.В связи с наличием в торговом обороте частного сектора КЗоТ заменил систему государственного социальногообеспечения на систему социального страхования.Предприятия, пользующиеся наемным трудом, обязаныбыли уплачивать страховые взносы в страховые фонды.Социальное страхование гарантировало предоставление лечения, выдачу пособий при временной утрате трудоспособности, на кормление и уход за ребенком, по безработице, по инвалидности, членам семьи умершего работника.

Сфера действия КЗоТ распространялась на все государственные и частные предприятия, кооперативы, общественные организации.Нарушение норм Кодекса влекло применение административной и уголовной ответственности к администрации государственных предприятий или к владельцам частных предприятий.

 

 

  1. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг.

Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры, характерные для периода Гражданскойвойны, множественность нормативных актов союзногои республиканского значения, получает четкое делениена Общую и Особенные части и завершается принятиемв 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР.

УК дает общее понятие преступления, выделяя общественную опасность и противоправность, наличие умысла или неосторожности, однако признает преступлениемвсякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. Таким образом узаконивается произвол в привлечении к уголовной ответственности без вины, которое стало возможным лишь на основании социальной опасности лица, наличие или отсутствие которой устанавливал суд.

УК объявляет законной аналогию и обратную силууголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушенияи назначения наказания.Из числа преступных деяний была исключена спекуляция, что было обусловлено проведением нэпа.

Особенностью УК стало  введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных.Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение советской власти, оказание помощимеждународной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др.

Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя.

В качестве высшей меры наказания предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжестиследует изгнание из РСФСР на определенный срок илибессрочно, лишение свободы, принудительные работы,конфискация имущества и т. д.

Основные начала уголовного законодательстваСССР и союзных республик 1924 г. дополнили меры социальной защиты мерами медицинского и медико-педагогического характера, ввели новый вид наказания - объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССРи изгнание за его пределы навсегда.

УК РСФСР 1926 г. по сути повторил УК РСФСР 1922 г.В 1927 г. было принято Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления, которым вводилось14 составов контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, антисоветская пропаганда).

Информация о работе Шпаргалка по "История"