Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:42, шпаргалка
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР был утвержден ВЦИК 19 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс состоял из 4 разделов и 143 статей.
Фактический брак был приравнен к зарегистрированному. Устанавливались следующие условия для признания фактического брака: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других документах. Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак – 18 лет. В 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год.
Определялись условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие брачующихся, отсутствие близкого родства между ними, отсутствие другого зарегистрированного брака и др. Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось совместным (общим). Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.
Кодекс предоставил суду
право выносить решения об отбирании
детей у родителей и передаче
их органам опеки и
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. действовал до 1969 г., когда был принят новый Кодекс о браке и семье.
Переход к нэпу, т. е. возврат к многоукладной и рыночной экономике вызвал необходимость привести действующее законодательство в соответствие с новыми условиями и исключить из него акты периода Военного коммунизма.
Правовой материал с 1917 года, не будучи систематизированным, стал труднодоступным в т. ч. и юристам. С 1921-1929 гг. – усилена законодательная деятельность по кодификации 6 кодексов.
Семейное право (1921-29)
Первый кодекс несовершенен
и вызывал различные
19 ноября 1926 года ВЦИК принял кодекс «О браке и семье». Главное нововведение – признание фактического брака к браку зарегистрированному. Авторы этого полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь и расширит свободу личности. Все правовые последствия – с момента сожительства.
Доказательства наличия
- факт совместного проживания и наличие общего хозяйства
- проявление супружеских
отношений перед знакомыми
- взаимная материальная поддержка
- взаимное воспитание детей
Большинство народа – против сожительства (разврат, многоженство)Впервые: институт общей собственности супругов. Эта общность при прекращении брака – раздел имущества (ст. 10) в зависимости от степени участия супругов в создании совместного имущества. При прекращении брака определялись алименты детям, а также нетрудоспособному супругу – в течении года, безработному – в течении 6 месяцев.
Введение института
В отличие от 1918 года, кодекс 1926 года – теперь обязанность алиментирования – только на его мужчину.
Вносились изменения в условие регистрации брака:
- повышался брачный возраст для женщин – с 18 лет
- подписка брачующихся
о том, что они взаимно
- указать какой брак по счету и сколько детей от предыдущих браков
- сохранение принципа единобрачия
Кодекс 1926 года восстановил институт усыновления.
При обсуждении проекта высказывались мнения о сохранении судебного порядка развода, ограничения числом браков и т. д.
Судебный порядок развода отменен. Развод регистрировали органы ЗАГСа. Допускался по заявлению одной из сторон; могла быть заочная форма: после вызова в ЗАГС другой стороны – ей лишь копия о разводе если был адрес. Достаточно лишь уплатить судебную пошлину – 3 рубля.
Проведение нэпа требовало
согласования земельногозаконодательства
с новыми условиями хозяйствования,
ЗК провозглашал отмену частной собственности наземлю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в веденииНаркомзема.Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание,дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания.Государство могло предоставлять землю лишь во владение и пользование.
Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право напользование землей для ведения сельского хозяйствапри условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР.Земля предоставлялась в бессрочное пользование,которое могло быть прекращено только на основании закона.
Использование наемного труда имело ограничения: все трудоспособные члены крестьянского хозяйствадолжны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР.
ЗК устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами междудворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли).Как исключение, ЗК разрешал аренду земли, котораяносила трудовой характер. Срок аренды ограничивалсяодним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая.
ЗК устанавливал правовой статус крестьянскогодвора, который представлял собой объединение членоводной или нескольких семей, проживающих в одном домеи ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства - домохозяин, который руководил крестьянскимдвором. ЗК предоставлял право замены домохозяинав случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета.
По ЗК правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии.
ГПК РСФСР был введен в действие с 1 сентября1923 г., состоял из 5 частей, которые регламентировали:положения о представительстве в суде, подсудности,судебных расходах, сроках;исковое производство (порядок предъявления иска,судебное разбирательство, обеспечение доказательств);особое производство;пересмотр решений по гражданским делам;исполнение судебных решений и определений.
ГПК закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности,объективного и всестороннего рассмотрения дела.ГПК устанавливал исчерпывающий круг источниковгражданского процесса, на основании которых суд принимает решения по делу:действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти;общие начала советского законодательства;политика официального правительства.
Таким образом, из числа источников исключалось революционное правосознание, что способствовало усилению законности при принятии решений и упрочению принципов правосудия.
ГПК закрепил сильное процессуальное положениепрокурора в гражданском процессе: прокурор мог предъявлять иски, вступать в дело на любой стадии процесса,давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда.
УПК РСФСР вступил в действие с 1 июля 1922 г., однако в результате реформирования судебной системы 15февраля 1923 г. был принят новый УПК.Нормы УПК были группированы в 5 разделов:1 - содержал общие нормы, касающиеся подсудности,состава суда, ведения протокола;2 - регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания;3 - содержал нормы о порядке производства в первой,апелляционной и надзорной инстанции, о производствепо вновь открывшимся обстоятельствам и особом производстве;4 - устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции;5 - регулировал исполнение приговоров.
УПК установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, закрепилпринцип гласности судебного разбирательства, полногои всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.
Однако некоторые
Социальное, экономическое
и политическое развитиегосударства
завершилось принятием Чрезвыча
К провозглашала политическое объединение рабочихи крестьян, что подтверждалось в переименовании Советов рабочих и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся, составлявшие политическую основу СССР. Экономическую основу СССР составлялисоциалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средствапроизводства.
Высшим органом власти по К являлся ВерховныйСовет СССР, имеющий двухпалатную структуру. Совет Союза (избирался по территориальным округам)и Совет Национальностей (избирался по союзным,автономным республикам, автономным областям и национальным округам). Обе палаты были равноправны,работали в сессионном порядке, избирались на 4 года.Верховный Совет являлся единственным законодательным органом.
Президиум Верховного Совета СССР избирался насовместном заседании палат и был постоянно действующим органом. Он созывал сессии Верховного Совета,толковал действующие законы, имел право отменять несоответствующие закону постановления СНК СССР.
СоветНародных Комиссаров СССР действовалв качестве правительства и не имел законодательных| функций, но мог издавать подзаконные акты.
Народные комиссариаты действовали как органыотраслевого управления.На местах вместо съездов Советов стали действовать просто Советы, состоящие из избираемых депутатов.
Государственное устройство страны К определялакак федеративное (союзное) объединение республик, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик.
К устанавливала единое гражданство и провозглашала право каждого гражданина СССР на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на образование,женщины уравнивались в правах с мужчиной.К закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их расы и национальности.К гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, право на объединение в общественные организации.Прогрессивный характер К был положительно воспринят трудящимися буржуазных государств, служил примером для многих стран.
Однако многие демократические принципы К не нашлипрактического воплощения, так как ее нормы не имели решающего значения в жизни государства и общества, грубо нарушались органами государства.
Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономическойсфере (защита социалистической собственности) и в государственной (≪контрреволюционные преступления≫).Изменения вносились общесоюзными органами,республиканские органы их последовательно воплощалив своем внутреннем законодательстве.Возраст привлечения к уголовной ответственностибыл понижен до 12 лет.
Развивается законодательство
о
Уголовный процесс характеризовался применениемрепрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривалочень короткий срок расследования - не более 10 сутоки вручение обвиняемому обвинительного заключения засутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовалтолько на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговорк высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.