Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка
1.Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Ее место и значение в системе политико-юридических наук.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей. Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств. Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д. Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-лравовых и хронологических исследований. Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались. Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.
Выделяется
особая категория лиц, назначение которых
только управлять. Эта категория
лиц и монополизирует власть и
объединяется в органы государства.
Управление требовало значительных
материальных затрат, тогда как в
ранних цивилизациях не существовало
еще системы постоянно
Первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.
Древний Египет – Нил
Междуречье – Тигр и Евфрат
Древняя Индия – Инд и Ганг
Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ
Государства
на Древнем Востоке возникли при
низком уровне развития средств производства.
Это предопределило следующие особенности
общественного строя
Наука зарождалась на Древнем Востоке.
Эти особенности
общественного строя и
По форме правления
Была и определенная специфика: жрецы считали правителя и его власть божественными по происхождению. Деятельность и личная жизнь главы государства стран Востока были подвергнуты правовой регламентации.
Нижним срезом политической модели стран Востока была община. Восточная община – общественная организация, объединяющая соседей, крестьян, которые селились, создавая поселок и занимались земледелием, скотоводством и др. на определенной территории.
Восточная община – древнейшая форма самоуправления. Все вопросы её жизнедеятельности разреш-сь на общем сходе кр-н. Были выборы в старосты, казначея, смотрителя каналов и др. Для контроля к общине прикреплялись чиновники, которые собирали различную информацию о кр-ах. Чиновники через старост проводили в общине внутр. политику государства.
древневавилонское общество подобно египетскому здесь светская и церковная знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов и торговцев, наконец, разные категории рабов.
. Есть разделение свободных людей на две категории. Одни назывались «сынами мужа» — авилум, что должно было подчеркивать их свободное полноправное состояние; другие — мушкенум («бить челом»).
Различия в положении авилум и мушкенум не совсем обычны. Мушкенум выступает как полноправный гражданин; но при наказании за обиду, причинение вреда или увечья в привилегированном положении оказывается авилум; его защищает и более крупный штраф, и иное, более суровое наказание, угрожающие обидчику.
Основную массу рабов
Положение крестьян было тяжелым. Они
выступают закладывающими свои земельные
участки, а также жен и детей;
продающими своих детей за деньги;
арендующими чужую землю
Рабов имели все состоятельные элементы вавилонского общества, включая разбогатевших общинников и ремесленников. Сельские общины имели их в коллективной собственности. Тысячи рабов были заняты в царском и храмовых хозяйствах.
Особую группу рабов составляли неоплатные должники — граждане, которые, взяв долг, не смогли выплатить его в положенный срок. По законам Вавилона они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет.
Индия
Существовали особые «сословия» — варны. Их было четыре. Первой по важности и привилегиям считалась варна жрецов — брахманов. Ко второй принадлежала вся военная знать. Это кшатрии. Обе эти варны составляли господствующий класс.
По официальным представлениям брахиан — высший из людей. Кшатрии— это светская аристократия. Из ее среды выходили цари, военачальники, сановники. Фактическое господство в обществе и государстве находилось скорее всего в их руках (а не у брахманов).
Две другие варны — непривилегированные. Принадлежавшие к третьей варне вайшьи были крестьянами, ремесленниками, торговцами.
Четвертую варну составляли шудры. В их среде — обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество. Он не был свободен. Шудру можно продавать и покупать. В ряде отношений положение раба (даса) немногим отличалось от положения шудры. Судя по «Артхашастре», раб, так же как и шудра, мог иметь семью, имущество, наследовать после отца, требовать освобождения за плату. Но как член варны шудра на ступень выше раба.
Первая кодификация законов
Вавилонии, относившаяся к началу правления
царя Хаммурапи, до нас не т дошла.
Известные нам Законы Хаммурапи были-
созданы в конце этого правления. Сборник
законов выбит на черном базальтовом столбе.
Текст законов заполняет обе стороны столба
и начертан, под рельефом, который помещен
наверху, на лицевой(Стороне столба, л
изображает царя, стоящего перед богом
Солнца Шамашём - покровителем суда.
Изложение законов отличается тем, что
сделано в казуистической форме, тексты
не содержат общих принципов, не''
имеют религиозного и морализирующего
элементов. Текст сборника
состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи
объявляет, что боги (Передали ему царство
для того, "чтобы"сильный не притеснял
слабого", а также перечисляет благодеяния,
которые были им оказаны городам своего
государства; 282 статьи законов; обширное заключение.г Источниками
при составлении сборника послужили;
обычное право;• шумерские судебники;
новое законодательство, 2. При царе Хаммурапи частая
собственность на землю достигла наивысшего
уровня развития;' В Вавилоне существовали
следующие виды земельной
собственности. царские; храмовые;
общинные; частные. Царским и храмовым
хозяйством управлял царь." С-развитием
частной собственности на землю сокращались
общинные земли, происходил упадок общины.
Поэтому
земли могли свободно продаваться, сдаваться
в аренду передаваться по наследству,
каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны
общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали
труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы,
обрабатывали свою землю сами.
Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма; помещений, домашних животных, судов повозок, рабов. Уста на вливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найми нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.- Законы подсобно регулировали следующие положения: ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной Собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями":.продажа ценных предметов, (земли, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог' быть только собственник вещи; "продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.
Брак заключался па основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла имен, свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми, Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую и законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавай, их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. И качестве наследников выступали: дети; .усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешаю! усыновление детей); . внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"